СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Два великих чуда в искусстве.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

                                 

                             Два великих чуда в искусстве.

 

  1. Обобщить представление учащихся о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой.
  2. Развитие представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира.
  3. Воспитание высоких идейных и моральных качеств, активной жизненной позиции.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Два великих чуда в искусстве.»

Конспект урока музыки в 5 классе



Тема урока: Два великих чуда в искусстве.

Цели урока:

  1. Обобщить представление учащихся о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой.

  2. Развитие представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира.

  3. Воспитание высоких идейных и моральных качеств, активной жизненной позиции.

Задачи урока:

  • Подвести к выводу, что если музыка без литературы обеднела бы, то и литература без музыки потеряла бы многое.

  • Закрепить жанровые понятия музыки и литературы.

  • Формирование интонационно-слухового опыта учащихся.

  • Развитие вокально-хоровых навыков.

  • Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная,

Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, обобщение.

Оборудование: аудиозаписи, магнитофон, портреты композиторов, писателей, опорные слова, диски с фонограммами песен

Ход урока

  1. Вход под песню “Чудная пора”.

- С какой песни мы начали урок?

- Кто помогал композитору сочинить песню? (поэт)

- Чьё содружество приводит к появлению песни, романса, оперы? (содружество поэта, композитора)

2. Сообщение целей и темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о связи музыки и литературы, как они взаимодействуют и обогащают друг друга.

3. Проверка домашнего задания.

-Назовите тему песни «Чудная пора»? (осень)

- Откройте тетради и приведите примеры художественного ряда «Природа в искусстве» (2-3 ученика)

4. Знакомство с новым материалом.

- Слово и музыка – два великих чуда в искусстве. Их столкновение и примирения рождают шедевры – песни, романсы, оперы. (карточки на доске)

- Основой музыкального произведения может стать стихотворение, которое по-особенному мелодично и ритмично, состоит из благозвучных (приятный на слух) слов, которые легко поются. Его интонации, ритмы, рифмы подчиняются законам музыки. Необходимо предусмотреть и тембровую неповторимость, не предусмотренную в стихотворении. Отсюда музыкальное произведение всегда предназначается для определённого голоса - сопрано, тенора, баритона или баса.

Благозвучный – объяснение лексического значения слова в учебнике

Тетрадь. С.6 Прочитай стихи, и выбери наиболее подходящее стихотворение для сочинения песни. Объясни свой выбор.

Портрет А.С.Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» - выразительно читает подготовленный ученик.

Посмотрите в учебнике с.41 портрет женщины, которой Пушкин посвятил это стихотворение. Анна Керн. Ею поэт искренне восхищался. Это стихотворение - пример возвышенного и благородного отношения к женщине, преклонения перед красотой и поэзией человеческих отношений.

Михаил Глинка, (портрет) великий русский композитор, сохранил прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха и придал ему широкое мелодическое звучание. Он внёс живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и сумел стать равным великому мастеру слова.

Фонограмма романса. Слушание.

- А случается и так, что музыка возрождает к жизни стихотворение, которое могло бы быть забыто.

- Так мало кто знает немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Однако гений Франца Шуберта открыл в них столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки.

- Песня «В путь» открывает цикл «прекрасна мельничиха». Мы ощущаем приподнятое настроение героя, который отправляется в странствие и поёт свою жизнерадостную песню. И всё, что он встретит, он будет переживать в ритме собственного шага, то стремительного, то горестно- тяжёлого.

Откройте Учебник. с.42. Проследите за текстом песни.

5. Распевание.

Упражнения на дыхание, артикуляцию, народные попевки.

Поем песенку.
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
 «Хомячок». Пошмыгать носом(рот закрыт).
«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнее диафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

«Трубочка»
высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Попевка «Гвоздь и подкова»

6. Разучивание песни «В путь»

7. Итог урока:

-Каким должно быть стихотворение, чтобы оно зазвучало в музыке?

-Считаешь ли ты музыку Глинки созвучной стихотворению Пушкина?

- Что в характере песни Шуберта «В путь» кажется тебе самым главным? Что, по-твоему, больше передаёт этот характер – стихи или музыка?

- Без литературы музыка не смогла бы жить полной жизнью, но и литературе без музыки пришлось бы нелегко.

8. Исполнение ранее изученных песен.

«Чудная пора», «Маленький принц»

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание

п.5, р-т с.6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!