Клуб юных исследователей «Почемучка» 4 – Б класса МОУ
«Центр образования» г.Певек представляет….
2×2=4
ИЛИ
Учить таблицу умножения,
зная ее секреты, гораздо
«УМНОЖИТЬ» – ЗНАЧИТ
«УМНО ЖИТЬ»
быстрее и интереснее .
Автор проекта:
Клуб юных исследователей
4 Б класса «Почемучка»
МОУ «Центр образования»
г.Певек
Руководитель:
Домнина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ «Центр образования» г.Певек
Районный конкурс проектов школьников «Я люблю свою Землю»
Номинация «Первые шаги в науке»
Секреты таблицы умножения числа 2
Ответы заканчиваются цифрами
2, 4, 6, 8, 0.
3
4
1
2 × 2 = 4 2 × 4 = 8 2 × 6 = 12 2 × 8 = 16
2 × 3 = 6 2 × 5 = 10 2 × 7 = 14 2 × 9 = 18
Ответы таблицы умножения числа 2- четные.
У произведений, оканчивающихся одинаковой цифрой, второй множитель отличается на 5 единиц.
2 × 1 = 2 1+5=6 2 × 2 = 4 2+5=7 2 × 6 = 1 2 2 × 7 =1 4
2 × 3 = 6 3+5=8 2 × 4 = 8 4+5=9
2 × 8 = 1 6 2 × 9 = 1 8
2 × 5 = 1 0 5+5=10
2 × 10 = 2 0
2
Чтобы получить произведения числа 2 на (1,2,3,4 и т.д.),
надо второй множитель увеличить на столько же.
2 × 4 = 8 4 + 4 = 8
2 × 7 = 14 7 + 7 = 14
Секреты таблицы умножения числа 3
2
Если сложить цифры, стоящие в разряде десятков и единиц, то все время получается 3, 6, 9.
3 × 4 = 12 1+ 2 = 3
3
3 × 5 = 15 1 + 5 = 6 3 × 6 = 18 1 + 8 = 9 3 × 7 = 21 2 + 1 = 3 3 × 8 = 24 2 + 4 = 6 3 × 9 = 27 2 + 7 = 9
1
3 × 1 = 0 3 3 × 4 = 1 2 3 × 7 = 2 1
3 × 2 = 0 6 3 × 5 = 1 5 3 × 8 = 2 4
3 × 3 = 0 9 3 × 6 = 1 8 3 × 9 = 2 7
В первых трех произведениях в разряде десятков - “0”.
В следующих трех произведениях в разряде десятков - “1”.
В следующей “тройке” в разряде десятков - “2”.
В разряде единиц чередуются четные и нечетные числа.
в 2 раза Значение произведений чисел на 8 в 2 раза больше произведений тех же чисел на число 4. " width="640"
Секреты таблиц умножения чисел 4 и 8
1
2
Значение произведений чисел на 4 в 2 раза больше произведений тех же чисел на число 2.
2× 2=4 4× 2=8 8× 2=16 2× 3=6 4× 3=12 8× 3=24 2× 4=8 4× 4=16 8× 4=32 2× 5=10 4× 5=20 8× 5=40 2× 6=12 4× 6=24 8× 6=48 2× 7=14 4× 7=28 8× 7=56 2× 8=16 4× 8=32 8× 8=64
2× 9=18 4× 9=36 8× 9=72
2× 10=20 4× 10=40 8× 10=80
в 2 раза в 2 раза
Значение произведений чисел на 8 в 2 раза больше произведений тех же чисел на число 4.
3
2
1
Секреты таблицы умножения числа 5
Произведения заканчиваются цифрами
5 или 0.
Если второй множитель четный, то произведения заканчиваются на 0.
5 × 2 = 10 5 × 6 = 30
5 × 3 = 1 5 5 × 7 = 3 5
5 × 4 = 20 5 × 8 = 40
5 × 5 = 2 5 5 × 9 = 4 5
Если второй множитель нечетный,
то произведения заканчиваются цифрой 5.
Секреты таблицы умножения числа 6
1
2
Цифра в разряде единиц – это второй множитель, а цифру в разряде десятков легко получить представлением второго множителя в виде суммы одинаковых чисел, одно из которых записать в десятки.
Если множитель чётный:
6 × 2 = 1 2 2 = 1 + 1
6 × 6 = 3 6 6 = 3 + 3
6 × 4 = 2 4 4 = 2 + 2
6 × 8 = 4 8 8 = 4 + 4
Если проговаривать произведения, начиная снизу, то слышна рифма:
Шестью восемь - сорок восемь ,
Шестью шесть - тридцать шесть,
Шестью четыре - двадцать четыре ,
только шестью два - двенадцать портит рифму. Можно придумать так, чтобы сохранить рифму: Шестью два – десять два .
Если множитель нечётный:
Цифра в разряде единиц – это последняя цифра в сумме нечётного множителя и 5 или разность нечетного множителя и числа 5.
Исключение число 3.
6 × 3 =1 8 3 + 5 = 8
6 × 5 = 3 0 5 + 5 =1 0 5 — 5 = 0
6 × 7 = 4 2 7 + 5 = 1 2 7 — 5 = 2
6 × 9 = 5 4 9 + 5 = 1 4 9 - 5 = 4
Если множитель представить в виде суммы одинаковых чисел и к одному из них прибавить остаток, то получим цифру в разряде десятков. Исключение число 3.
6 × 9= 5 4 9=4+4+1 4+1= 5
6 × 7= 4 9 7=3+3+1 3+1= 4
6 × 5= 3 5 5=2+2+1 2+1= 3
Секреты таблицы умножения числа 7
Мы знаем из предыдущих таблиц:
7 × 2 = 14
7 × 3 = 21
7 × 4 = 28
7 × 5 = 35
7 × 6 = 42
7 × 8 = 56
7 × 9 = 63
Незнакомый случай:
7 ×7 = ?
Его можно высчитать так
7 × 7 = 7 × 6 + 7 = 49
или так
7 × 7 = 7 × 8 - 7 = 49
Правда ведь легко?!
Секреты таблицы умножения числа 9
2
3
4
5
1
Рассмотрите способ умножения на 9. Он понятен и доступен всем. Научись пользоваться им сам, и научи товарища.
В разряде десятков стоит цифра на единицу меньше второго множителя.
В разряде единиц стоит цифра, дополняющая цифру в разряде десятков до 9.
9 × 7 = 6 3
7 – 1 = 6 - десятки. 9 – 6 = 3 – единицы
А здесь ещё
два секрета….
9×1 = 0 9
9× 2 = 1 8
9× 3 = 2 7
9× 4 = 3 6
9× 5 = 4 5
__________
9× 6 = 5 4
9× 7 = 6 3
9× 8 = 7 2
9× 9 = 8 1
9× 10= 9 0
Догадались?
Мы рады!!!
9 × 2 = 10 × 2 – 2 = 18
Сумма второго множителя и количества единиц произведения равна 10
9× 1 = 9
9 × 3 = 10 × 3 – 3 = 27
9× 2 = 1 8
9 × 9 = 10 × 9 – 9 = 81
9× 3 = 2 7
Это называется округлением числа 9
9× 4 = 3 6
9× 5 = 4 5
9× 6 = 5 4
9× 7 = 6 3
9× 8 = 7 2
9× 9 = 8 1
Секреты для всех таблиц умножения
1
2
3
Если написать ряд чисел от 1 до 10.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
А под ним другой ряд - прибавление по 2, начиная с числа 2.
В этих двух рядах полностью записана вся таблица умножения числа 2. По этим рядам чисел можно умножать число 2 на любое число от 1 до 10.
При изучении таблиц умножения других чисел составьте такие же таблицы в два ряда. Они вам очень хорошо помогут в усвоении таблицы умножения.
Нахождение произведения с помощью предыдущего или последующего значения.
9 × 5 = 9 × 4 + 9 = 45
9 × 4 = 9 × 5 – 9 = 36
Замена произведения суммой, если один из множителей 2, 3, 4.
9 × 2 = 9 + 9
8 × 3 = 8 + 8 + 8
С остальными однозначными числами такие вычисления сложны и занимают много времени, поэтому лучше применить другие секреты.
Полезные советы для заучивания таблиц умножения
1
Используйте правило перемены мест множителей
3
4
Начинайте обучение не с заучивания таблицы умножения, а со счета
(Считаем десятками, пятерками, двойками, тройками, четверками)
2
Начинайте учить таблицу с умножения
на 1 и на 10
Делайте установку на длительное запоминание и повторение
Долой скучную зубрёжку!
Учить таблицу умножения
интересно и увлекательно!
Использованные ресурсы:
Александрова Э.И. «Математика.2 класс». Москва, «Дом педагогики», 1997г.
Захарова А.М., Фещенко Т.И. «Математика. 2 класс». Москва, «Инфолайн», 1993г.
Панскова Г.В. «Уроки математики во 2-3 классах». Чебоксары, 2003г.
Сорокин Т.И. «Занимательные задачи по математике». Москва, «Просвещение», 1967 г.
Советский энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия», 1988 г.
Intel. Обучение для будущего. Москва 2003г.
http://www.psilib.ru
http://aimatrix.nm.ru