СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение декабристов. Выступление на Сенатской площади

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе рабочей программы учебной дисциплины " История" для профессий ФГОС СПО технического, социально-экономического профилей. Содержание урока представляет собой часть темы "Россия в 19 веке"

Просмотр содержимого документа
«Движение декабристов. Выступление на Сенатской площади»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ АГРАРНЫЙ ЛИЦЕЙ»





МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

ТЕМА: «ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ».

Курс обучения 2, группа 1МА.







Подготовила : преподаватель истории О.В Погорельцева





КУПИНО-2022

ВВЕДЕНИЕ

Урок разработан на основе Рабочей программы по учебной дисциплине «История» для профессий ФГОС СПО технического, социально – экономического профилей.Содержание урока представляет собой часть темы «Россия в XIX веке». На изучение темы «Движение декабристов» отведено два часа. Согласно образовательной цели, студенты должны характеризовать предпосылки, систему взглядов, тактику действий декабристов, анализировать их программные документы, сопоставлять оценки движения декабристов, данные современниками и историками, высказывать и аргументировать свою оценку.

Перед изучением темы обучающиеся распределяют роли импровизированного «Суда над декабристами». В ходе урока обучающиеся работают с документами, литературным источником («Сказки» А.С Пушкина), создают кластер, анализируют программы Южного и Северного обществ, результаты записывают в сравнительные таблицы, участвуют в импровизированном спектакле «Суд над декабристами», работают с синквейном. После изучения темы учащиеся должны определять причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции декабристского движения.

Тип данного учебного занятия –: комбинированный урок ( повторение+ усвоение знаний на основе имеющихся).Используются методы: объяснение, беседа с демонстрацией презентации, составление кластера, обсуждение с элементами самостоятельной работы, сообщения учащихся, эвристическая беседа, работа в подгруппах в ролях Аналитического, Следственного, Информационного комитетов, ролевая игра « Суд над декабристами» ( опережающее задание)

В ходе урока учащиеся развивают навыки работы с документами, заполнения таблиц, учатся выделять главное, определять и объяснять понятия.

Урок имеет большое нравственно – патриотическое значение, так как способствует воспитанию уважения к истории своей Родины, становлению гражданской позиции молодого человека, как активного и ответственного члена общества.







Содержание:

  • Цели, методы, оборудование

  • Ход урока

  • Приложение:

  1. Презентация урока

  2. Документы

  3. Фрагменты из кинофильмов : Романовы «Медиа Стар», художественного фильма «Звезда пленительного счастья»

  4. Аудиозапись «Увертюра» Шварца





























Формируемые компетенции обучающегося в рамках программы ( результаты):

личностные:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину;

  • становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

метапредметные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

предметные:

  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.









Цели урока в рамках темы:

  1. образовательная: создать представление о причинах зарождения организованного общественного движения, характере деятельности и целях тайных обществ, событиях 14.12.1825 г., значении декабристского выступления для развитии России.

  2. воспитательная: прививать чувство патриотизма на примере гражданского и личного мужества членов тайных обществ, жен декабристов; толерантности(воспитывать чувство уважения к чужому мнению при работе в группах и при оценке исторических событий).

  3. развивающая: развивать навыки анализа в работе с источниками ( литературными , историческими), сравнения (работа с программами тайных обществ), умение делать выводы и суждения обобщающего характера, критически переосмысливать произошедшее; умение работать в группе.





























Тип урока: комбинированный урок (повторение+ усвоение знаний на основе имеющихся)

Технология: развитие критического мышления, развивающее обучение, игровая технология, ИКТ

Методы:

  • объяснительно – иллюстративный

  • репродуктивный

  • частично – поисковый

  • проблемный

Межпредметные связи:  литература (стихотворения А.С. Пушкина,

Н.А. Некрасова, К Рылеев).





Оборудование:

  • Мультимедиапроектор;

  • Компъютер;

  • Мультимедийная доска;

  • Презентация к уроку (Приложение № 1)

  • Документы (Приложение № 2)

  • Художественный фильм (Приложение № 3)



Литература:

Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно – научного, социально – экономического профилей: учебник для сред.проф. образования в 2 ч. Ч.2 /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014 г.

Эпиграф урока

«Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение». А.И. Герцен



Гипотеза: «Может, не надо было браться за оружие, а кровь пролилась зря?».




Структура, содержание, хронометраж занятия


п/п

Структурные элементы занятия, их содержание, формы и методы их проведениядля обучающихся

Деятельность преподавателя

Время

1

Организационный момент

Проверка посещаемости

1 мин

2.

Повторение пройденного материала.


8-10 мин


Фронтальный опрос

Устный опрос(эвристическая беседа): при использовании приложения 0



- Что позволило Пушкину на начальном этапе правления Александра Iвоскликнуть «Дней Александровых прекрасное начало»?

( преобразования в области государственного управления, образования, смягчения крепостного гнета)

-Какие преобразования провел в начале своего царствования Александр I

(министерская реформа, указ о вольных хлебопашцах, работа Сперанского над проектом Конституции)

- С какой целью эти преобразования вводились?

(попытка решить главные проблемы российского общества: крепостное право и отсутствие гражданских свобод)

- Назовите важнейшее внешнеполитическое событие России в период правления Александра

( Победа в Отечественной войне 1812 года)

- Почему война 1812 года получила определение «Отечественная»?

(в войне участвовала не только армия, но простой народ- ополчение, партизаны)

- Какие события проходили в 1813-1814 годах , их значение.

(Заграничные походы.Разгром наполеоновской Франции, знакомство солдат и офицеров с жизнью народов Европы, где не было крепостного права)

-Продолжил ли Александр I  либеральные преобразования после Отечественной войны 1812 года? Приведите факты( приложение 0).

Что заставило императора отказаться от курса либеральных реформ?

 (смерть двух дочерей и сестры, рост мистических настроений царя, революции в Европе против Священного союза,сопротивление либеральным реформам со стороны консервативного дворянства)

-Какие факты доказывают, что в последние годы своего правления Александр I перешел к политике укрепления самодержавной власти?

(Аракчеевщина. Военные поселения ухудшили и без того тяжелое положение крестьян.  Все слои общества зависели от тайной полиции. Помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь. Введена была строжайшая цензура.



( слайд 1


3.

Актуализация работы учащихся на изучение новой темы, постановка целей и задач урока


10 мин


Слушают

Итак,

на сегодняшнем уроке мы познакомимся с

событиями одного дня XIX века. Зимним днем 1825 года « пушки» растревожили души ни одного поколения... События этого дня оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского общества, его отношения с властью, обратили внимание на проблему крепостного права. Так бывает в истории. В этот день представители  элиты русского общества – дворянства - взяли в руки оружие, чтобы защитить интересы бесправных крепостных крестьян.

На выступление поднялись красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и гражданской службы. У них казалось было всё: земли, крестьяне, богатые усадьбы, уважение и почести. Так, о каком дне сегодня пойдет речь?Отвечают

   Да, действительно, этим днем было 14  декабря 1825 года. Тема сегодняшнего урока - выступление декабристов на Сенатской площади. Тему записывают в тетрадь В течении урока смеем доказать или опровергнуть гипотезу «Может, не надо было браться за оружие, а кровь пролилась зря?».Записывают в тетрадь


Участников событий этого дня стали называть декабристами.Записываютв тетрадь

Однако, оценка их роли в этом дне истории, их личностей, их судеб после этого дня не была однозначной как среди их современников, так и среди потомков. Диапазон чувств был настолько велик по отношению к ним: от циничного презрения до глубокого восторга.


Исходя из темы урока и тех знаний, которые у вас есть, давайте, вместе с вами, определим цель урока. (перед вами кластер с одним звеном, дополните его недостающими звеньями)

Не случайно, Лев Толстой сказал«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» Я предлагаю через призму инсценированного суда над декабристами, попробовать достигнуть поставленной цели.. Но предварительно нам следует собрать доказательства вины или оправдания , Для этого разделимся на подгруппы, каждая из которых займется своего рода расследованием. Для подготовки к суду предлагаю организовать несколько комитетов- следственный, информационный , аналитический, состязательный отдел с привлечением адвоката и прокурора, института « присяжных заседателей», свидетелей защиты и обвинения в роли которых выступите вы сами

Рассказ учителя( слайд2).

Эпиграф к уроку: «Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение» А.И. Герцен .











Слайд 3










Слайд 4










Слайд 5









Слайд 6


4.

Изложение нового материала

Разбивка на подгруппы, самостоятельная работа с блоками материала.

Следственный комитет( причины возникновения тайных обществ)

Вы уже знаете, что в после войны 1812 г. в России зарождается организованное общественное движение, появляются тайные организации.

Перед вами стихотворение А.С. Пушкина «Сказки», написанное в 1818 г.( приложение1)

 Прочитайте это стихотворение и ответьте на вопросы:

 Каким событиям, явлениям оно посвящено?

[разочарованию в реформаторских намерениях властей]

Какова главная причина возникновения тайных обществ?

[Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ]

В войне 1812 года участвовало более ста будущих декабристов, 65 человек из них насмерть сражались с врагом на поле Бородина. Не только в Бородинском, но и во всех других сражениях, участвовали будущие декабристы. Не было ни одного боя, где бы каждый из них не отличился.

«Мы были дети 12-го года» - так сказал С.И. Муравьев-Апостол о поколении декабристов И не случайно! Почему он так сказал? Каким образом Отечественная война повлияла на мировоззрение и политические взгляды будущих декабристов?

Русские солдаты и офицеры побывали в европейских странах, где не было крепостного права, где существовали хоть какие- то конституционные понятия и учреждения. Все увиденное произвело на будущих декабристов огромное впечатление. Их заботил вопрос-почему такого нет в России, в стране . победившей Наполеона, одной из сильнейших мировых держав.


Будущие декабристы знали почти наизусть книги Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескьё. Изучали работы английских экономистов А.Смита, И. Бентама, а так же Конституции западноевропейских стран и США. Они верили, что перемены в России возможны. Охваченные патриотическими чувствами они ждали, что Александр I продолжит реформы на благо народа – победителя. Когда же поняли, что реформ не будет, они встали на путь борьбы с властью.


«Стадия осмысления».


Материалы Следственного комитета





Предпосылки создания тайных обществ

декабристов»


1 Российская действительность с бесправием основной массы населения и господством крепостного права.


2 Патриотический подъём и рост национального самосознания.


3 Влияние гуманистических идей французских просветителей.


4 Нерешительность Александра I в проведении реформ.

Контрольный ? Следственного комитета остальным подгруппам: внимательно прослушав выводы нашего комитета считаете ли вы возникновение тайных обществ- следствием сложившейся политической и экономической ситуации в стране?


Выводы Следственного комитета

Слайд 7



1 Информационный Комитет( работа с приложением 2)

Сообщение на тему « Первые тайные организации»



Год образования

Название

организации

Место

образования

Основные задачи организации

1816-1817

«Союз спасения»

Санкт- Петербург

Установить Конституцию, отменить крепостное право, в ходе военного переворота.

1818-1821

«Союз благоденствия»

Санкт- Петербург,

Москва

Распространение передовых идей с помощью прессы, устной пропаганды, способствовать просвещению народа.

1821-1825

Южное общество

Украина

Политическая программа «РусскаяПравда», автор П.И.Пестель

1821-1825

Северное общество

Санкт-Петербург

Политическая программа

«Конституция», автор Н. Муравьёв

Как назывались первые организации будущих декабристов ? Что вы о них знаете?

Когда возникли Северное и Южное общество. Кто их возглавил ?Как назывались программные документы этих обществ?

Контрольный вопрос другим подгруппам: Какие формы борьбы были приемлемы для первых организаций декабристов?



Материалы информационного Комитета

Слайд 8


























Правильный ответ.Члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью формирования благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения, не принимали революцию. Народу заговорщики не доверяли. Ужасы народной революции, как говорили они, страшили их




Аналитический Комитет

Цели декабризма

4.Самостоятельная работа студентов в группах с программными документами Северного общества «Конституция», Южного общества «Русская правда»

Вопросы для сравнения:

1. Как решался вопрос о крепостном праве?

2.Решение вопроса о земле.

3. Как решался вопрос о введении гражданских прав?

4.Решение вопроса о государственной власти. Какие формы правления предлагались?

5.Введение избирательного права.


Итоги работы группы записывают в таблицу.

Слайд № 11


«Конституция»

Основные программные положения

«Русская правда»


Отменяется

Крепостное право

Отменяется

Неприкосновенность помещичьих земель

Земля

Общее достояние. Делится на помещичью и частную

Конституционная монархия

Форма правления

Республика

Широкий круг гражданских прав

Демократические права

Широкий круг гражданских прав

Имущественный и образовательный ценз

Избирательное право

Избирательные права для всех мужчин


Анализ программных положений :

1 Что общего в программах?

(отмена крепостного права, введение гражданских и политических прав, изменение формы политической власти)


2 В чём главные различия? Какая из них более реалистичная?

( Программа Пестеля более радикальная, она требовала более серьёзных изменений.Программа Муравьёва более умеренная. В отличии от «Русской правды» монархия не ликвидировалась , а ограничивалась.)


Слайд 9

Следовательно, мы можем сделать вывод, что основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Кроме того, члены тайных обществ размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах


Слайд 10

Дополнительное приложение



5 Объяснение учителя.

Обстановка междуцарствия. Междуцарствие

Задание группе: на основе просмотренного видеофрагмента объясните, почему для выступления был выбран именно декабрь 1825 г.  

17 ноября 1825 в Таганроге неожиданно умер Александр I, и, когда спустя десять дней весть об этом достигла столицы, войска и население были немедленно приведены к присяге его младшему брату великому князю Константину… Однако тот несколько лет назад отказался от прав на престол ради брака с женщиной некоролевской фамилии. Еще в 1819 г. император Александр сообщил второму своему брату Николаю, что ему предстоит стать главой государства как следующему по старшинству. Николая потрясло это сообщение, он чувствовал свою неготовность принять груз государственного управления. Ни его образование, ни кругозор этому не соответствовали.

   Между тем все документы, подтверждавшие законное право Николая на наследование престола, хранились в глубокой тайне. Внешне ничто не менялось — Николай по-прежнему не допускался к государственным делам, и даже его военная карьера развивалась очень вяло. Популярностью похвастаться он также не мог, в гвардии его не любили за строгость, доходившую до мелочной придирчивости, и холодное, пренебрежительное отношение к офицерам, уважения он также не мог снискать из-за отсутствия боевого опыта и увлечения бессмысленной шагистикой.  

Вопрос группе: Почему же для выступления был выбран именно декабрь 1825 г?

      Однако Николаю было известно о существовании в армии разветвленного военного заговора. Это заставило его взять инициативу в свои руки и решиться объявить себя императором на основании документов, подписанных Александром в 1823 г.

Каковы же были планы восставших?

Как же все получилось в реальной жизни?Будьте внимательны. Просмотрите, прослушайте и дополните недостающие звенья хода выступления, которые важны для понимания реальной ситуации

События 14.12.1825 г.

 [На экране – кадры фильма, их сопровождает рассказ учителя:  

14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышли около 30 офицеров и вверенные им войска. Николай попытался мирным путем ликвидировать выступление. Популярный среди солдат герой Отечественной войны 1812 г. генерал М.А. Милорадович, обратившись к рядовым участникам выступления, убеждал их, что они стали жертвой обмана. Однако он был смертельно ранен декабристом  Каховским. После того, как  переговоры не удались, Николай приказал войскам открыть огонь по мятежникам.

Дополните недостающие пункты, которые необходимы для понимания реальной ситуации « Как это было», в правильной последовательности


Учитель: Сейчас вы поучаствуете в импровизированном мероприятии «Суд над декабристами»,, проникнетесь духом той эпохи. Возможно, некоторые детали воспроизвести мы не сможем, но общая обстановка выглядела именно так. Выскажите , свое отношение к гипотезеГипотеза: «Может, не надо было браться за оружие, а кровь пролилась зря?».



Ролевая игра «Суд над декабристами»

Преподаватель:-Начались аресты и следствие по делу декабристов, которое возглавил сам Николай 1. К следствию было привлечено 579 человек.

- 318 арестовано

- 289 признано виновными

По первоначальному приговору суда 36 человек были приговорены к смертной казни, 17 – к пожизненной каторге, 40 – к различным срокам каторжных работ.

. Итак, суд начинается.

Обвинитель( Бороненко С): Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Сегодня вам предстоит рассмотреть и вынести свое решение по делу о виновности декабристов. Обвинение намерено доказать вам преступность действий обвиняемых, которые изменили Престолу и Отечеству. Этой «горстией извергов» умышленно составлен был антиправительственный заговор, они заразили своими идеями умы многих соплеменников и покусились на жизнь самого императора. За это они должны понести жесточайшее наказание. И мы докажем их вину!

Защитник(Скоренок Д.):Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Обвинение назвало все проступки, в которых обвиняются подзащитные. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем, что действия обвиняемых были основаны на стремлении распространить в России прогрессивные идеи просветителей, освободить народ от бремени крепостничества, ввести демократические свободы, основанные на конституционном управлении в России. В своих действиях подзащитные руководствовались лишь соображениями пользы своему Отечеству – вот что мы намерены доказать

Мои Для дачи показаний вызываются декабристы.

Кондратий Федорович Рылеев( Будько В). Я родился в 1795 г. в семье небогатого помещика, образование получил в первом кадетском корпусе, откуда был выпущен в 1814 г. прапорщиком в артиллерию и направлен в действующую армию. Участвовал в заграничном походе, побывал в Швейцарии, Германии, Франции. Вышел в отставку в чине поручика. Близко сошелся с Пушкиным и Грибоедовым В 1823 г. по рекомендации И.И.Пущина стал членом Северного общества, почти сразу занял в нем руководящую роль. В подготовке восстания я сыграл решающую роль как инициатор и организатор.

Павел Иванович Пестель( Трофимов А). Я родился в 1793 г. в семье сенатора. Учился в Дрездене. Участник Отечественной войны и заграничного похода. За храбрость во время Бородинской битвы был награжден золотой шпагой, ранен. Имею высокие награды России, Австрии и Пруссии. В 1816 г. был принят в Союз Спасения, стал основателем и главой Южного общества. Я выступал за цареубийство. В 1823 -1824 г. работал над планом военного государственного переворота. 13 декабря 1825 г. был арестован по доносу своего сослуживца. Обыск в моем доме ничего не дал, т.к. я получил предупреждение о готовящемся аресте и сжег все относящиеся к революционной деятельности бумаги.

Петр Григорьевич Каховский (Сальников Е). Я родился в 1799 г. в семье небогатого смоленского дворянина, получил образование в Благородном пансионате. Расстроенное здоровье вынудило меня выйти в отставку и отправиться на Кавказ и за границу. На меня сильно повлияли перевороты в правлении Европы. В 1825 г. собирался уехать в Грецию для борьбы за ее освобождение изпод ига Турции. Но судьба распорядилась по-другому: в декабре 1824 г. в Петербурге я встретился с членами Северного общества и вступил в нее. На одном из заседаний вызвался убить царя. Утром 14 декабря 1825 г. призывал к восстанию. Смертельно ранил генерал-губернатора Петербурга –М.А.Милорадовича. На допросах я не скрывал своего намерения убить императора, если бы тот появился на площади. Был арестован 15 декабря и препровожден в Петропавловскую крепость.

Сергей Иванович Муравьев-Апостол( Воронин О). Родился в 1795 г.Подполковник. Участник войны 1812 г. и заграничных походов. Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Несмотря на поражение восстания в Петербурге счел необходимым организовать выступление Черниговского полка. Ранен в бою с правительственными войсками. Попал в плен без сознания Казнен в 1826 г.

Михаил Павлович Бестужев-Рюмин (Чубаров). Родился в 1801 г. Член Южного общества. Я выступал за необходимость свержения самодержавия и установления республики. Один из руководителей восстания Черниговского полка. Казнен в 1826 г.


Приглашаются свидетели обвинения.

Первый свидетель. Граф Растопчин. ( Кучерявенко З)

Еще в 1816 г. возникла тайная организация «Союз спасения».В декабре 1825 г. члены этой организации вышли на Сенатскую площадь.. Составленный горстью извергов, он заразил ближайшее их сообщество. «Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками»

Второй свидетель.( Носков)ГенералЕ.Вертембергский. Направление, данное всему предприятию, было настолько позорно, бестолково и бессодержательно, что каждый рассудительный человек должен был отклонить себя от участия в подобном деле»

Приглашается свидетель защиты Мария Волконская. Я являюсь дочерью героя войны генерала Николая Раевского и Софии Алексеевны, урожденной Константиновой, внучки Ломоносова . В 18 лет стала женой прославленного генерала С.Г. Волконского. Я поеду за ним на каторгу в Сибирь одной из первых, едва оправившись после трудных родов. В Иркутске я встречусь с графиней Екатериной Трубецкой, отправившейся за своим мужем Сергеем Трубецким. В Сибири ничтожная сумма денег будет держать нас на грани нищеты. Жили в крестьянской избе со слюдяными окошками и дымящейся печью. Изба была такая малюсенькая, что ляжешь головой к стене – ноги упираются в двери. Утром проснешься – волосы примерзли к доскам…Обед готовили и отправляли в тюрьму , чтобы поддержать узников. От ужинов отказывались. Еще 9 жен декабристов отправятся за своими мужьями в далекую сибирскую каторгу.

Почему . мы поступали так , а не иначе? А иначе быть и не могло. Я убеждена, что «Тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников»


Предоставляется слово обвиняемым.

Вопросы судьи. (Тирбах П)

- П.Каховский. Какова ваша роль в восстании? ( Находился на Сенатской площади, смертельно ранил генерала Милорадовича).

-К.Рылеев. Какое отношение имеете к деятельности Северного общества? (всю организаторскую работу в обществе вел я).

-П.Пестель. Где находились в момент восстания на Сенатской площади? (13 декабря 1825 г. был арестован по доносу.В выступлении не участвовал.)





История вынеслаимжестокий и беспощадный приговор.25 июля 1826 года в Петропавловской крепости состоялась казнь пятерых участников восстания декабристов. Четвертование было заменено повешеньем.

- 121 были разжалованы в солдаты, лишены дворянства, сосланы в Сибирь на каторгу

- остальные отправлены на поселение в Сибирь, а т. ж. Кавказскую войну.





?что подвигло представителей привилегированного класса подняться против власти, которая наделила их этими привилегиями

Ответы обучающихся



Фрагмент «Романовы»( 7 серия на 4.35 мин- 5.34 )







































Слайд 11

Слайд 12

6.57-8.13 «Романовы» 7 серия






)












Слайд 14



Слайд 15

Звучит «Увертюра» Шварца

Ролевая игра «Суд над декабристами







Слайд 16
















































































































Слайд1 7. Звучит «Увертюра»






























Слайд 18


На экране портреты казненных декабристов, в руках студентов, исполняющих роли декабристов, свечи.







Слово учителю




Слайд 19

Фрагмент худ.фильма «Звезда пленительного счастья»

( казнь декабристов)









5.

Закрепление знаний и способов действия по изученной теме

15 мин




1  Планы восставших были нарушены с самых первых шагов: не явился на площадь диктатор восстания С. Трубецкой и это внесло растерянность в ряды восставших, парализовало их действия. Успели присягнуть Николаю I сенаторы.

2)  Выжидательная позиция, нерешительность восставших.

3)  Немногочисленность рядов восставших: декабристы не пропагандировали свои взгляды в разных слоях общества и поэтому на Сенатской площади были только верные им войска.

4)  Оторванность от народа: на площади собрался петербургский люд. Они выражали сочувствие восставшим и готовы были к ним присоединиться, но декабристы не обратились к ним за содействием.


победа декабристов была невозможна, потому что общество просто не готово было к тем преобразованиям, которые пытались осуществить восставшие

















Выскажите , свое отношение к гипотезе Гипотеза: «Может, не надо было браться за оружие, а кровь пролилась зря?».























Историческое значение движения декабристов

1)Оно было по сути первым в России крупным политическим выступлением 19в

2) Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры

3)Декабристы дали урок всем остальным поколениям. Они показали нам как нельзя поступать, а именно зарывать глаза на всё происходящее вокруг.

Они могли жить, не зная проблем, но они выбрали совсем иной путь – путь благородства, справедливости и сочувствия тем, кто не может радоваться жизни из-за варварских законов жизни, установленных властью., хотели убрать разделение между людьми, потому что все рождаются с одинаковыми правами.

4)Декабристы внесли огромный вклад в развитие просвещения и культуры не только русской, но и народов Сибири.



Слайд 20

- К какому же выводу мы пришли? В чем причины поражения выступления










Возможна ли была победа декабристов?



Восстание подавлено… Его участники подверглись репрессиям. Крепостное право не отменено, абсолютная монархия не ограничена.

Значит, их жертва была напрасна?Может не стоило браться за оружие?




История не оставила им выбора, но в нашей власти , власти потомков их оправдать.

В чем значение выступления декабристов?

Слайд 21

Несмотря на разгром движения декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения этих событий, он предпринял шаги по осторожному продолжению реформ. Выступление декабристов было подавлено, но оно показало, что в русском обществе существуют глубокие противоречия, которые можно разрешить только путем реформ.





, на сегодняшнем уроке мы с вами выяснили каковы причины зарождения организованного общественного движения в России; узнали, как разворачивались события 14.12.1825 г. на Сенатской площади; проанализировали и сравнили программы Северного и Южного обществ.

Мы посвятили урок событиям одного дня XIX века…Дня, в котором небольшая группа романтиков осмелилась выступить против всесильного самодержавия.. Наверное, они были обречены заранее…

- Итак, как же мы должны относиться к декабристам? Можем ли мы вслед за Марией Волконской сказать: «Тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников». Либо выразить свое презрение, подобно графу Ростопчину «Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками» Кондратий Рылеев , душа Северного общества, поэт, как нельзя лучше в своих стихах выразил историческую миссию декабризма.

Ответы обучающихся


Предлагаю вам, ребята, выразить своё восприятие этого исторического процесса сочинением синквейна.

Работа над синквейном


- Смогли ли вы понять глубокие проблемы в обществе, которые заставили декабристов встать на путь революционной борьбы? Какие это проблемы?

(:Крепостное право, сохранявшееся самодержавной властью, тормозило развитие страны, обуславливало отставание России от передовых стран Европы.Крепостное право было похоже на рабство, оно безнравственно и его сохранение делало Россию в какой-то степени варварской, нецивилизованной.)



Стадия рефлексии.



















Слайд 22






Слайд 23









Слайд 24


6.

Информация о домашнем задании.

2 мин



В.В. Артемов Ю.Н.Лубченков История ч.2 §47подготовиться к тестовому контролю.



7.

Подведение итогов занятия (выставление оценок)

5 мин
















Дополнительный материал.( приложение 0)

Александр I не просто вышел победителем из войны с Наполеоном. Он стал "царем царей", одним из наиболее влиятельных монархов в Европе. Возрос авторитет императора и внутри страны. Однако, что интересно и важно отметить, статус Александра как главного охранителя монархических порядков, препятствовал ему в продолжении начатых ранее либеральных реформ.

После окончания войны с Наполеоном, заграничных походов и Венского конгресса, Александр I смог наконец-то вернуться к начатым во внутренней политике реформам, однако, сам император, как и многие дворяне, прошедшие через всю Европу, уже не был тем человеком, который когда-то делал первые робкие шаги в политике, наивно мечтая о Конституции и разделении властей.

Само российское общество разделилось: одни ждали от императора дальнейшего углубления либеральных прав и свобод, сближения с Европой и даже отмены крепостного права в награду крестьянам за доблесть в борьбе с врагом. Другие считали, что победа России в Отечественной войне лишний раз доказала превосходство российского строя над европейским, а значит ничего менять в существующей системе не нужно. В этой ситуации император Александр I снова начал делать то, что получалось у него лучше всего с самого детства – лавировать.

Александр не хотел отказываться от прежних начинаний, но и боялся предать новые прогрессивные проекты широкой огласке. Поэтому программу реформ второй половины правления императора, в отличии от первой, готовил исключительно узкий круг лиц в обстановке строжайшей секретности.

Экономическое развитие России в 1815-1825 гг.

Убытки России за все годы войны с Наполеоном (1812-1815 гг.) составили около 1 млрд. рублей. Чтобы понять реальный масштаб этой суммы для того времени, достаточно сказать, что государственные доходы страны в среднем за год составляли около 100 млн. рублей. Удивительная ирония судьбы заключается в том, что от полного коллапса экономики империю спас протекционистский торговый тариф, подготовленный М.М. Сперанским (которого консервативное дворянство считало чуть ли не предателем) еще в 1810 г. В награду за свои заслуги М.М. Сперанский, как известно, был отправлен в ссылку еще перед началом войны. Финансовая помощь со стороны Англии также сыграла не последнюю роль в удержании России на плаву.

Сельское хозяйство

Очевидно, что первоочередной задачей после окончания войны было восстановление экономики, разрушенных городов, сел и деревень. Государство выплатило всего около 15 млн. рублей жителям пострадавших от французов городов.

Особенно в тяжелом положении находился фундамент всей экономики Российской империи – крестьянское хозяйство. С окончанием войны, давление помещиков на крестьян только возросло, что усугубляло и без того непростую ситуацию в деревнях и селах. Сельское хозяйство страны нуждалось в срочных реформах, народ ждал отмены крепостного права. Того же хотел и Александр.

Как это часто бывало в политике Александра I, перед проведением серьезных преобразований в масштабах всей империи, императору надо было «потренироваться», опробовать принимаемые меры где-нибудь в отдаленных западных уголках страны. Испытать крестьянскую реформу царь решил в Прибалтике. Так, в 1816 году в Эстляндии, а в 1818-1819 гг. в Курляндии и Лифляндии крепостное право было отменено при сохранении земель за помещиками. Одновременно с этим, полным ходом шла подготовка крестьянской реформы и для всей Российской империи. Готовил проект данной реформы генерал А.А. Аракчеев, который был известен как успешный хозяйственник, эффективно организовавший работу в собственном имении в Новгородской области.

В 1818 г. проект А.А. Аракчеева был готов. По данному проекту предполагалось выделять ежегодно по 5 млн. рублей для выкупа земель у помещиков на добровольной основе. Выкупленные земли, затем, должны были бы распределяться между освобожденными крестьянами, однако, крестьянские наделы составляли бы всего лишь две десятины, что вынуждало бы крестьян, по мысли А.А. Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков. В целом, проект носил довольно здравый характер и мог бы решить, если и не все, то многие проблемы в сельском хозяйстве, однако, он, как и многие другие начиная императора и его приближенных, так и не был реализован.

В то же время, император утвердил и реализовал другой проект А.А. Аракчеева – введение военных поселений, что позволило сократить расходы на армию. По данному проекту солдаты должны были совмещать военное дело с ведением хозяйства. В военных поселениях жили солдаты с семьями, а также бывшие государственные крестьяне. Дети, рожденные в военных поселениях, зачислялись на службу. Организовывались военные поселения на государственных землях. Военные поселения просуществовали с 1810 по 1857 гг. и вполне выполнили задачу по экономии бюджетных средств, однако, затормозили свободное развитие сельского хозяйства.

Промышленность и торговля

Промышленность России в период царствования Александра I развивалась, в целом, довольно успешно. К концу его правления количество фабрик и мануфактур возросло примерно в 2 раза по сравнению с началом XIX века. Вполне сбалансировано в эти годы развивалась как легкая, так и тяжелая промышленность. Активно шло внедрение паровых машин. В 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход – «Елизавета».

Торговля внутри страны, как и в прежние времена, осуществлялась, в основном, через ярмарки. Крупнейшими ярмарками были Макарьевская в Нижнем Новгороде, КиевскаяХарьковская и др.

Реформы в социальной сфере

В рамках второго периода своего правления император всё глубже с каждым годом погружался в религию, обретал так недостающее ему душевное спокойствие в православии. Министерство народного просвещения с 1817 г. превратилось в Министерство духовных дел и народного просвещения. В образовательных учреждениях всех уровней значительно возросла доля религиозного обучения.

В 1824 г. Министерство духовных дел и народного просвещения было расформировано, а его функции были распределены между вновь восстановленным Министерством народного просвещения и Синодом.

Реформы в сфере управления

Продолжая надеяться на то, что когда-нибудь ему удастся все-таки дать России Конституцию, Александр I решил для начала «поэкспериментировать» на территории Польши, находящейся теперь в составе Российской империи. Так, в 1815 г. полякам была дарована Конституция, согласно которой население Польши наделялось отныне всеми основными демократическими правами и свободами. Главой Польши объявлялся российский император, однако, в стране формировалась собственная законосовещательная власть – двухпалатный сейм, который мог лишь предлагать новые законы, но не принимать их. Избирательное право ограничивалось возрастным и имущественным цензом. Сейм не являлся постоянно действующим органом: он собирался два раза в год и не должен был работать более месяца.

Принятие польской Конституции стало не только первым подобным опытом на территории Российской империи, но и позволило, на время, смягчить напряженность в польском обществе, недовольным своей судьбой под властью России. Поляки считали принятие Конституции лишь началом в деле расширения собственных прав и свобод, в то время, как Александр I полагал, что сделал для Польши даже больше того, что следовало. Польский эксперимент император считал примером для всей Европы.

Завершив дела в Польше, Александр I с узким кругом своих приближенных принялся за разработку проекта Конституции и для всей остальной России. Основную работу по подготовке проекта предстояло выполнить Н.Н. Новосильцеву.

В 1820 г. проект Н.Н. Новосильцева – «Уставная грамота Российской империи», был готов. В угоду консервативным силам данная Конституция провозглашала суверенитет не народа, как было принято в конституционном праве, а императорской власти. Однако, данный проект предполагал и создание в России двухпалатного парламента, без согласия которого сам император не мог бы принять ни одного закона. Но именно император должен был вносить законопроекты в парламент. Также император должен был стать и главой исполнительной власти. Граждане страны, за исключением крепостных крестьян, наделялись, по проекту Н.Н. Новосильцева, широкими демократическими правами и свободами. Что касается административно-территориального устройства империи, то теперь Россия должна была стать федеративным государством (по факту Российская империя являлась на тот момент унитарным государством). В итоге, ни «Уставная грамота», ни сопутствующие ей манифесты так и не были подписаны.

В 1820-е гг. сопротивление либеральным реформам со стороны консервативного дворянства становилось всё сильнее. Император прекрасно понимал, чем это может закончиться, вздыхая в минуты скорби о своем покойном отце. Пугающее влияние на царя оказывал и рост революционного движения в Европе, искры которого, попав в Россию, могли бы привести к настоящему пожару.

В этих условиях, Александр I не просто приостановил начатые реформы, но предпринял целый ряд реакционных мер: была ужесточена цензура, расширились права помещиков по отношению к крестьянам, началось преследование членов тайных обществ.

Духовное состояние императора и страны

Внутренние сомнения императора усугублялись личными переживаниями, связанными с потерей обеих дочерей, и смертью сестры Екатерины в 1819 г. Наводнение в Петербурге 1824 г. император и вовсе посчитал божьей карой. Утешение Александр всё больше и больше приобретал в религии и мистицизме.

В интересах православия, которое стало едва ли не единственной отдушиной царя, Александр I запретил деятельность ордена иезуитов в России.

В стране нарастала некая идеологическая и социальная напряженность, связанная с тем, что одни слои населения считали Александра недостаточно самодержавным, а другие - слишком уж консервативным. Эта напряженность вылилась, в итоге, в восстание декабристов.

Итоги правления Александра I

Подводя итоги по правлению Александра I, можно сказать, что, несмотря на нерешительность императора и тот факт, что многие задуманные реформы так и не были реализованы, проекты, подготовленные в годы царствования Александра, всё же станут необходимой основой для будущих широкомасштабных преобразований в стране.



















Приложение 1

Материалы для Следственного комитета

Проанализируйте стихотворение Пушкина «Сказки», цитату С.И. Муравьев-Апостола, информацию о мировоззрении декабристов, укажите причины возникновения тайных обществ.

Вы уже знаете, что в после войны 1812 г. в России зарождается организованное общественное движение, появляются тайные организации.

Перед вами стихотворение А.С. Пушкина «Сказки», написанное в 1818 г.( Прочитайте это стихотворение и ответьте на вопросы:

 Каким событиям, явлениям оно посвящено?

Какова главная причина возникновения тайных обществ?

Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
А с ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, сударь:
Вот бука, бука — русский царь!».
Царь входит и вещает: «Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский и австрийский
Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я ел, и пил, и обещал —
И делом не замучен.Узнай еще в прибавку,
Что сделаю потом:
Лаврову [1]  дам отставку,
А Соца [2]  — в желтый дом;
Закон постановлю на место вам Горголи [3],
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли» [4].От радости в постеле
Распрыгалось дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки:
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки».

[1] Директор исполнительного департамента в министерстве юстиции.
[2] Цензор.
[3] Петербургский обер-полицеймейстер.
[4] Имеется в виду речь Александра I при открытии сейма Царства Польского в марте 1818 г., в которой он обещал «даровать» РОССИИ конституцию.1818

В войне 1812 года участвовало более ста будущих декабристов, 65 человек из них насмерть сражались с врагом на поле Бородина. Не только в Бородинском, но и во всех других сражениях, участвовали будущие декабристы. Не было ни одного боя, где бы каждый из них не отличился.

2 Работа с цитатой«Мы были дети 12-го года» - так сказал С.И. Муравьев-Апостол о поколении декабристов И не случайно!

Почему он так сказал? Каким образом Отечественная война повлияла на мировоззрение и политические взгляды будущих декабристов?


3.Будущие декабристы знали почти наизусть книги Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескьё. Изучали работы английских экономистов А.Смита, И. Бентама, а так же Конституции западноевропейских стран и США. Они верили, что перемены в России возможны. Охваченные патриотическими чувствами они ждали, что Александр I продолжит реформы на благо народа – победителя. Когда же поняли, что реформ не будет, они встали на путь борьбы с властью.


Каким образом труды ученых повлияли на мировоззрение и политические взгляды будущих декабристов?




Вопрос к подгруппам

Контрольный? Следственного комитета остальным подгруппам: внимательно прослушав выводы нашего комитета считаете ли вы возникновение тайных обществ- следствием сложившейся политической и экономической ситуации в стране















Приложение 2

Информационный Комитет

Дайте характеристику первых тайных организаций декабристов. Укажите их отличительные особенности.


Год образования

Название

организации

Место

образования

Основные задачи организации

1816-1817

«Союз спасения»

Санкт- Петербург

Установить Конституцию, отменить крепостное право, в ходе военного переворота.

1818-1821

«Союз благоденствия»

Санкт- Петербург,

Москва

Распространение передовых идей с помощью прессы, устной пропаганды, способствовать просвещению народа.

1821-1825

Южное общество

Украина

Политическая программа «Русская Правда», автор П.И.Пестель

1821-1825

Северное общество

Санкт-Петербург

Политическая программа

«Конституция», автор Н. Муравьёв


Как назывались первые организации будущих декабристов ? Что вы о них знаете? Какие цели они преследовали

Когда возникли Северное и Южное общество? Кто их возглавил ?Как назывались программные документы этих обществ?



Контрольный вопрос другим подгруппам: Какие формы борьбы были приемлемы для первых организаций декабристов?

Правильный ответ.Члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью формирования благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения, не принимали революцию. Народу заговорщики не доверяли. Ужасы народной революции как говорили они страшили их





Приложение 3

Аналитический Комитет( сообщение на тему «Цели движения»)

Вопросы для сравнения:

1. Как решался вопрос о крепостном праве?

2.Решение вопроса о земле.

3. Как решался вопрос о введении гражданских прав?

4.Решение вопроса о государственной власти. Какие формы правления предлагались?

5.Введение избирательного права.


Итоги работы группы записывают в таблицу.

Слайд № 11


«Конституция»

Основные программные положения

«Русская правда»



Крепостное право



Земля



Форма правления



Демократические права



Избирательное право




Русская Правда П.И. Пестеля

Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет.

Пестель чрезвычайно и высоко ценил личную свободу человека, будущее России, по Пестелю, - это общество прежде всего лично свободных людей. «Личная свобода, - говорится в «Русской Правде», - есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства»

Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Он полагал, например, что освобождение крестьян в Прибалтике, при котором они получили земли, есть лишь «мнимое» освобождение.

Пестель стоял за освобождение крестьян с землей.

Пестель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам.

Вся обрабатываемая земля в каждой волости по проекту Пестеля делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия».

Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Иначе его проект и не мог быть осуществлен.

Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.

«Русская Правда» провозглашала республику.

Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены и слиты «в единое сословие гражданское». Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе с другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными», т.е. «рожденными во благо». Объявлялось - равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права (женщины избирательных прав не имели).

Пестель был врагом всякого федерального устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды - на волости.

Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве, оно было однопалатным: принципа двухпалатной системы Пестель не признавал. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе.

Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных изданий виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Сословный суд, разумеется, отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Конституция Никиты Муравьева

Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг право, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции.

Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». По его проекту крестьяне освобождались без земли.

Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права

Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено.

Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным», - гласил 3-й параграф его конституции.

Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного подразделения. «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воли божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны».

Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: «Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».

Конституция провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий.

Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. По конституции Никиты Муравьева император есть только «верховный чиновник российского правительства», он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.


Контрольные вопросы к подгруппам

Анализ программных положений :

1 Что общего в программах?

Правильный ответ(отмена крепостного права, введение гражданских и политических прав, изменение формы политической власт



2 В чём главные различия? Какая из них более реалистичная?

Правильный ответ( Программа Пестеля более радикальная, она требовала более серьёзных изменений.ПрограммаМуравьёва более умеренная. В отличии от «Русской правды» монархия не ликвидировалась , а ограничивалась.)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!