СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Движение Сопротивления и коллаборационизм. Развертывание массового партизанского движения в СССР. Антифашистское подполье»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллаборационизм один сложных проявлений в истории. Повысить общеобразовательный уровень обучающихся. Определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
««Движение Сопротивления и коллаборационизм. Развертывание массового партизанского движения в СССР. Антифашистское подполье»»



Методическая разработка урока истории

«Движение Сопротивления и коллаборационизм. Развертывание массового партизанского движения в СССР. Антифашистское подполье»

Дата:

Класс: 10

Тема: Движение Сопротивления и коллаборационизм. Развертывание массового партизанского движения в СССР. Антифашистское подполье

Цель урока: Повысить общеобразовательный уровень обучающихся. Определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

Показать обучающимся, что одним из факторов победы являлось партизанское движение; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны; понять причины массового героизма советских людей.

- развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами, справочной и словарной литературой, историческими картами.

- воспитать чувство патриотизма как внутренне сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний

Тип урокакомбинированный.

Формы организации работы: фронтальная работа с группой

Основные понятия: Оккупационный режим, партизаны, подпольщики, план «Ост», геноцид, расовая дискриминация, движение Сопротивления, «партизанские края», подпольная работа, саботаж, операции «Рельсовая война» и «Концерт».

Новый порядок” – террористический режим фашистов на оккупированных территориях.

Движение Сопротивления” – антифашистское движение в оккупированных странах.

Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и физическое уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

 Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал (текст документов),

Основные даты и события:

18 июля 1941 г. - вышла директива «Об организации борьбы в тылу германских войск».

30 мая 1942 г. - 13 мая 1944г- работа Центрального штаба партизанского движения СССР.

5 сентября 1942 года -вышел приказ Сталина «О задачах партизанского движения».

3 августа-15 сентября 1943 года - операция «Рельсовая война»

сентябрь-октябрь 1943 года – операция « Концерт»

16 июля 1944г. -в Минске по случаю освобождения города от немецкой оккупации состоялся партизанский парад

План урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

III.Изучение нового материала

1. Основные задачи партизанского движения и формы борьбы бойцов сопротивления на оккупированных территориях.

2. Работа с персоналиями по теме.

3 Работа с документами в группах

IV. Подведение итогов

V.Рефлексия.

VI.Выставление оценок.

VII.Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент. Приветствие

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос обучающихся :

1. В чем заключался план «Барбаросса»?

2. Каковы причины неудач Красной Армии в начале войны?

3. Какие направления были выбраны для продвижения немецких войск?

4. Перечислите основные сражения Красной Армии в начале войны

5.Какие страны оккупировали Германия, Италия и Япония на протяжении 1939 – 1942 гг.?

6.Какие цели ставили перед собой агрессоры, захватившие территории других стран?

III. Изучение нового материала.

Мотивировка новой темы.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Но главное мы победили, мы выстояли. Кто мы? Весь Советский народ. Те, кто мужественно сражались на поле боя, те, кто ковал победу в тылу, своим трудом приближая День Победы. В достижении Великой Победы над фашистской Германией важную роль сыграло партизанское движение советского народа, которое носило массовый характер и явилось стратегическим фактором, по сути с первых дней войны стало вторым фронтом.

Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы.

Несмотря на то, что нет уже Советского народа, как и не стало Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 года – праздник со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны.

Сегодня мы еще раз вспомним о тех важных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны.

Тема нашего урока: Движение Сопротивления и коллаборационизм. Развертывание массового партизанского движения в СССР. Антифашистское подполье

Движение Сопротивления.

Рассказ учителя:

Движение Сопротивления – это борьба демократических сил в оккупированных странах против захватчиков, которую можно разделить на два основных направления – национальное и коммунистическое. В то время как в странах Западной Европы оба эти направления соприкасались, в Центральной и Юго-Восточной Европе представители этих течений не только боролись с фашистами, но и воевали между собой.

Формы этого движения были разнообразными. В одних случаях это были собрания и передача союзникам ценной информации, в других – саботаж, срыв военных поставок, нарушение ритма военного производства, диверсии. В эти же годы появляются первые партизанские отряды в Польше, Югославии, Албании, Греции. Одним из первых актов европейского движения сопротивления стало восстание в варшавском гетто в 1943 году. Почти месяц плохо вооруженные жители гетто, обреченные на уничтожение, сражались с немецкими войсками.

На территории, оккупированной Японией, положение было почти таким же. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Бирма, Индонезия и Филиппины до войны не имели независимости. Японская оккупация означала лишь смену метрополии. Более того, какое-то время народы этих стран надеялись, что из рук Японии они получат независимость; в качестве оправдания своих завоеваний она выдвинула лозунг “Азия для азиатов”. Так что иллюзия быстро развеялась. Японский оккупационный режим оказался наиболее жестоким, чем колониальный. Антияпонское сопротивление возникло в Бирме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Аналогично сложилась ситуация и в оккупированной Советской Украине, когда лидеры Украинского Национального движения ожидали с приходом нацистов получить из их рук независимость, создать свое государство. 30 июня 1941 года в оккупированном немцами Львове был провозглашен “Акт о независимости Украины” и создано украинское правительство во главе с Я. Стыцко.

На этот шаг оккупанты отреагировали быстро и жестко – арестовав всех членов этого правительства и отправив их в концентрационные лагеря, где они пробыли до конца войны.

Работа с таблицей:

Национально-освободительное движение в странах Европы”.

Страна

Течения движения сопротивления

Национальное

Коммунистическое

Франция

Организация «Свободная Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Создание в стране разветвленной агентурно-диверсионной сети.

Ноябрь 1942 г. – договор Шарля де Голля с компартией о совместных действиях.

Май 1943 г. – создание национально-освободительного фронта.

Июнь 1943 г. – создание Французского Комитета Национального освобождения (ФКНО), который провозгласил себя правительством.

Коммунистическая партия Франции (КПФ).

Создание партизанских отрядов (маки).

Сентябрь 1943 г. – создания Партизанского комитета освобождения.

Особенность французского движения сопротивления: совместная работа всех течений

Югославия

Организация четников генерала Д. Михайловича. (чета – отряд)

Народно-освободительная армия под командованием И. Броз Тито

Особенность югославского движения сопротивления: противоборство между течениями внутри движения.

Польша

Эмигрантское правительство в Лондоне и подчиненная ему Армия Крайова под командованием генерала Бур-Комаровского.

Польская рабочая партия и созданная ею Армия Людова

Особенности польского движения сопротивления: значительный авторитет среди населения Армии Крайовой, руководимой из Лондона эмигрантским правительством, и Армии Людовой, созданной польской рабочей партией. Существование существенных разногласий между двумя направлениями движения сопротивления.



Задание:

Чем национально-освободительное движение в Польше отличалось от подобных движений в Югославии и Франции?

Рассказ учителя:

Наибольшего размаха партизанское движение достигло на территории Украины, Белоруссии, в западных районах России.

Национально-освободительное движение на территории бывшего СССР”.



Условия

Партизанские отряды

Подпольные организации

Формы борьбы

Начало 30-х гг. – создание в западных районах СССР тайных партизанских баз на случай войны.

  • 1937-1939 гг. – полная ликвидация секретных баз.

  • Подозрительное отношение Л.Берия к народному партизанскому движению.

  • Стихийные, народные, околовластные (просоветские).

  • Чекистские, созданные из работников органов контрразведки.

  • Национальные (Украинская повстанческая армия) - антисоветские

Просоюзнические; на Украине еще и антисоветские – ОУН(Б) – с 1942 г.

  • Диверсии на коммуникациях

  • Разгром вражеских штабов, комендатур и прочее.

  • Разрушение линий связи, дорог, мостов.

  • «рельсовая война».

  • Убийства калаборационистов



Коллаборационисты – представители местного населения, которые сотрудничали с оккупационными властями.

Вывод:

Патриотическое и антифашистское Движение Сопротивления играли очень важную роль в победе над фашизмом. И, несмотря на то что его участники выбирали различные формы и способы борьбы против врага, их деятельность существенно ослабляла врага и приближала Победу.

Работа в группах № 1: (класс делится на 4 группы).

Задание для группы № 1.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение во Франции”.

Условия

Партизанские отряды

Подпольные организации

Формы борьбы













Задание для группы № 2.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Италии”.



Условия

Партизанские отряды

Подпольные организации

Формы борьбы













Задание для группы № 3.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Югославии”.

Условия

Партизанские отряды

Подпольные организации

Формы борьбы













Задание для группы № 4.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Польше”.



Условия

Партизанские отряды

Подпольные организации

Формы борьбы













После обсуждения материала таблиц, заполненных учениками, проводится первичная проверка их знаний по изучаемой теме по следующим вопросам:

  1. В чем состоял план “Ост”?

  2. Обозначьте особенности “Нового порядка” в оккупированных странах Европы.

  3. Чем объясняется участие в Движении Сопротивления представителей гражданского населения независимо от их политических и религиозных убеждений?




 Холокост.

Рассказ учителя:

Слово “холокост” обозначает катастрофу или уничтожение еврейского народа в годы Второй Мировой войны. Напомню, что “Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

“Новый порядок” предполагал осуществление особой расовой политики, жертвами которой стали евреи, ромы (цыгане), а, со временем, и славянское население Восточной Европы.

В 1942 году правительство Германии принимает решение о начале физического уничтожения всех евреев в Европе. 25 января 1942 года в городе Ванзее под Берлином состоялось совещание “об окончательном решении еврейского вопроса”. Гейдрих рассказал на этом совещании про точное количество евреев, которые подлежат уничтожению в Европе, назвав 33 страны.

В Польше были созданы сеть “фабрик смерти” – концентрационных лагерей, наибольшими из которых были Освенцим (на территории этого польского города было расположено два “лагеря смерти” – Аушвиц и Беркенау) – с мая 1940 г. до января 1945 г. в нем было уничтожено более 4 миллионов людей, Майданек – здесь погибло более полутора миллионов заключенных, Треблинка, Собибур, Хелмо, Белжец. На территории Германии возникли лагеря Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и Равенсбрюк. Так же на территории Австрии появился лагерь Маутхаузен.

Всего в концентрационных лагерях оказалось около 18 миллионов человек, более 12 миллионов из которых были уничтожены. Среди погибших евреи составляли 6 миллионов человек. Только в “Бабьем яру” в Киеве нацисты уничтожили за 2 дня 195 тысяч человек, 150 тысяч из которых были евреями. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды.

Работа с документом № 2: (проводится в группах, класс делится на 5 групп).

Задание для группы № 1.-5

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Что вы можете сказать об авторе этой записи?

Заключительная беседа с учащимися по следующим вопросам:

  1. Что такое Движение Сопротивления? Какой характер оно имело?

  2. Какие слои населения и почему принимали участие в Движении Сопротивления?

  3. Назовите страны, в которых Движение Сопротивления приняло массовый характер?

  4. Как в начале XXI века чтят жертв холокоста?

Партизанская борьба в годы войны достигла небывалого размаха, оказала ощутимое влияние на общий ход вооруженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и ее конечный итог. До сих пор в архивах Министерства обороны находятся документы под грифом секретно, которые по-прежнему остаются за семью печатями.

Основные задачи партизанского движения были изложены в Директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г № 624 и Постановлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу германских войск». Важнейшие направления борьбы в тылу врага были сформулированы в приказе НКО СССР И. В. Сталина от 5 сентября 1942 года № 00189 «О задачах партизанского движения».

В развёртывании партизанского движения заметную роль сыграло созданное в 1941 г. 4-е управление НКВД СССР под руководством П.Судоплатова. Ему подчинялась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР, из состава которой формировались разведывательно-диверсионные отряды, забрасываемые в тыл врага, которые пытались организовывать, либо пополняли партизанские отряды. Главным стимулом к возникновению партизанского движения, был личный опыт знакомства населения с «немецкими порядками», в число которых входил угон граждан СССР на работу в Германию.

В тактике партизанских действий времён Великой Отечественной можно выделить следующие элементы:

Диверсии занимали значительное место в деятельности партизанских формирований. Они представляли собой весьма эффективный способ дезорганизации вражеского тыла, нанесения потерь и материального ущерба противнику, не вступая с ним в боевое столкновение.

Используя специальную диверсионную технику, существенный урон противнику могли наносить небольшие группы партизан и даже одиночки.

  • Разведывательная деятельность, в том числе агентурная.

  • Политическая деятельность и большевистская пропаганда.

Партизанские формирования проводили широкую политическую работу среди населения оккупированных территорий.

  • Боевое содействие.

Партизанские формирования оказывали боевое содействие войскам Красной Армии. С начала наступления РККА они срывали вражеские переброски войск, нарушали их организованный отход и управление. С приближением войск РККА они наносили удары с тыла и содействовали прорыву обороны противника, отражению его контрударов, окружению вражеских группировок, овладению населёнными пунктами, обеспечивали открытые фланги наступающих войск.

  • Уничтожение живой силы противника.

  • Ликвидация лжепартизан, коллаборационистов и глав нацистской администрации.

  • Восстановление и сохранение элементов советской власти на оккупированных территориях.

  • Мобилизация боеспособного населения, оставшегося на оккупированной территории, и объединение остатков окружённых воинских частей.

С самого начала советское руководство придавало Белоруссии исключительно важное значение для осуществления и развития партизанской войны. Основными причинами этого были ландшафт республики — лесные дебри и болота — и стратегические расположение с запада от Москвы. По оценкам, в августе 1941 года действовало уже около 231 партизанских отрядов. К началу летнего наступления Красной армии в 1944 году в партизанских отрядах Белоруссии действовало более 143 тысяч партизан. Кроме того 80 тысяч несли охрану лесных лагерей мирного населения Руководители белорусского партизанского отряда «Красный Октябрь» — командир Фёдор Павловский и комиссар Тихон Бумажков — 6 августа 1941 года первыми из партизан были удостоены звания Героя Советского Союза.

В Брянской области (РСФСР) советские партизаны контролировали обширные территории в немецком тылу. Летом 1942 года они фактически осуществляли контроль территории свыше 14000 квадратных километров. Была образована Брянская партизанская республика. Основную борьбу в этом районе партизаны вели не с немецкими оккупантами, а с вооружёнными силами Локотской республики — Русской освободительной народной армией (РОНА). В середине 1943 года общая численность РОНА не превышала 12 тыс., и она была не в состоянии самостоятельно справиться с превосходившими её по общей численности партизанскими отрядами, что вызывало необходимость прибегать к помощи венгерских и немецких оккупационных войск.

Работа с персоналиями по теме

Медведев Дмитрий Николаевич. С 1941 возглавлял отряд специального назначения — с августа 1941 г. по январь 1942 г. возглавлял опергруппу «Митя». Отряд «Митя» (разведывательно-диверсионная резидентура № 4/70 войск Особой группы при НКВД СССР) под командованием Д. Н. Медведева стал первым подразделением из состава ОМСБОН (сформированной из Войск Особой группы при НКВД СССР), заброшенным в тыл немецких войск в начале сентября 1941 года. Отряд действовал до января 1942 года на территории Смоленской, Брянской, Могилевской областей, провёл свыше 50 крупных операций.

В отряде Медведева было много чекистов, осужденных в 1930-е годы и амнистированных с началом войны. По словам А. Г. Теплякова, отряд «на деле был настоящим „отстойником“ для чекистов-уголовников», вроде Константина Пастаногова, одного из главных организаторов террора в Новосибирской области.

В апреле 1942 г. утверждён сотрудником Высшей школы НКВД по спецдисциплинам.

С июня 1942 г. по февраль 1944 года командир партизанского отряда специального назначения «Победители», действовавшего на центральной и западной Украине. В его отряде действовали выдающийся боксёр Н. Ф. Королёв, разведчики Н. И. Кузнецов и Н. В. Струтинский, врач (будущий писатель) А. В. Цессарский.

Отряд провёл свыше 120 крупных операций, уничтожил ряд высокопоставленных лиц оккупационного режима (11 генералов и высших государственных чиновников), 81 воинский эшелон, до 2000 немецких солдат и до 6000 полицейских и украинских националистов. Сам Медведев в боях был дважды ранен и один раз контужен. С февраля 1944 года находился на лечении в Москве, после выздоровления назначен заместителем начальника 4-го Управления НКВД.За образцовое выполнение заданий командования в тылу противника Дмитрию Николаевичу Медведеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.

Ковпак Сидор Артемьевич. Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Один из организаторов партизанского движения на территории УССР — командир Путивльского партизанского отряда, а затем — соединения партизанских отрядов Сумской области. Также к партизанскому движению был причастен его брат, Семён Артемьевич.

В 1941—1942 годах соединением Ковпака были осуществлены рейды в тылу врага по Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, в 1942—1943 годах — рейд из брянских лесов по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям; в 1943 году — Карпатский рейд. Сумское партизанское соединение под командованием Ковпака прошло с боями по тылам немецко-фашистских войск более 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в 39 населённых пунктах. Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов.

31 августа 1942 года был лично принят Сталиным и Ворошиловым в Москве, где вместе с другими партизанскими командирами участвовал в совещании. Партизанскому соединению Ковпака была поставлена задача совершить рейд за Днепр с целью расширения партизанской борьбы на территории УССР, оккупированной фашистами. К выходу в Карпатский рейд соединение насчитывало около 2000 партизан.

Федоров Алексей Федорович. С сентября 1941 года — первый секретарь Черниговского, с марта 1943 года — также Волынского подпольных обкомов партии, одновременно командир Черниговско-Волынского партизанского соединения НКВД СССР, действовавшего на Украине, в Белоруссии и в Брянских лесах России. В эти годы раскрылся талант Алексея Фёдорова как выдающегося организатора партизанской войны, одного из создателей партизанской тактики. Под его руководством отряды партизан превратились в соединение, осуществлявшее важные боевые операции по уничтожению живой силы и техники врага. Комиссаром в его соединении был Герой Советского Союза В. Н. Дружинин

Корж Василий Захарович. Во время войны, создал на Пинщине партизанский отряд под псевдонимом Комаров. 28 июня 1941г. партизанами отряда Комарова была устроена засада на лёгкие танки, движущиеся по дороге Пинск-Логишин. Метким броском гранат была подбита головная машина. Этот бой партизан-«комаровцев» (в котором они не потеряли ни одного бойца), считается самым первым в истории партизанского движения всего бывшегоСССР.

Зимой 1942 г.партизаны под командованием Коржа совершили санный рейд по тылам немцев, разгромив при этом десятки фашистских гарнизонов. Партизаны Коржа провели в тылу врага целых 1119 дней. Под его руководством партизаны уничтожили более 26 тысяч фашистов, разгромили 60 немецких гарнизонов, 5 железнодорожных станций, пустили под откос 468 эшелонов с живой силой и военной техникой врага, разрушили 519 км телефонно-телеграфных линий.

А теперь повторим, что нам известно о партизанском движении.

В конце урока мы должны сделать вывод о роли партизанского движения в годы войны.

Работа с документами в группах.

1 группа. Работает с источником, вам необходимо выяснить причины малой эффективности партизанского движения в начале войны.

2 группа. Работает с материалом «О чем предпочитали умалчивать официальные органы».

3 группа. Проанализировав источники ответить на вопросы каковы результаты операции «Рельсовая война» и операции «Концерт»

4 группа. Работает с материалом. «Немецкое руководство о партизанском движении в СССР».

Группам необходимо ответить на поставленные вопросы. В тексте можно подчеркнуть все, что вам необходимо, для предоставления результатов свое работы.

После работы над заданиями каждая группа представит результаты своей работы.

IV. Подведение итогов.

При всех ошибках руководства в организации партизанского движения, результаты рельсовой войны впечатляют.

Выводы:

  1. Принесло ли пользу в борьбе с фашизмом партизанское движение?

  2. Что помешало партизанскому движению быть более эффективным?

  3. Какую роль сыграло партизанское движение в Великой Отечественной войне?

Можем ли мы забыть подвиг солдат Красной Армии, партизан, которые вели войну в тылу врага?

Память о них будет вечна, никто не будет забыт и ничто не будет забыто.

Просчеты руководства страны повлекли громадные неоправданные потери личного состава партизанских формирований и местного населения. До конца войны они так и не позволили партизанскому движению полностью раскрыть свои потенциальные возможности.

Заключительное слово учителя.

Вторая мировая война была самой кровавой и жестокой в истории человечества. Ни одна война не бывает гуманной - гибнут люди, потому что главная цель любой войны - Победа... а какой ценой?.. тысячи героев-партизан отдали свои жизни в борьбе с фашизмом, тысячи партизан нашли себе покой в братских могилах, многие скончались уже после войны от обморожений, тяжёлых ранений и болезней, полученных при защите Отечества.

Но все они - живые и мёртвые, до конца и честно выполнили свой священный долг перед Родиной.

Какие ошибки были допущены в организации партизанского движения?

/Грубейшими ошибками, заложенными в директивы, следует считать:

  1. попытку возложить руководство партизанскими силами на подпольные партийные органы;

  2. установку на снабжение партизанских формирований оружием и боеприпасами исключи-тельно за счет трофеев, захваченных у противника;

  3. ставку на подбор командных кадров партизанских формирований в первую очередь по партийному признаку в ущерб профессионализму;

  4. призывы к тотальному уничтожению в прифронтовом тылу населенных пунктов, а также лесных массивов, в которых укрывались партизаны, нацеливание партизанских формирова-ний, вооруженных преимущественно стрелковым оружием, на прямое противоборство с регулярными частями противника.

Результат. Эти и другие просчеты повлекли громадные неоправданные потери личного состава партизанских формирований и местного населения. До конца войны они так и не позволили партизанскому движению полностью раскрыть свои потенциальные возможности.

Заключительное слово преподавателя.

Вторая мировая война была самой кровавой и жестокой в истории человечества. Ни одна война не бывает гуманной - гибнут люди, потому что главная цель любой войны - Победа... а какой ценой?.. тысячи героев-партизан отдали свои жизни в борьбе с фашизмом, тысячи партизан нашли себе покой в братских могилах, многие скончались уже после войны от обморожений, тяжёлых ранений и болезней, полученных при защите Отечества.

Но все они - живые и мёртвые, до конца и честно выполнили свой священный долг перед Родиной.

Главной причиной победы как в Великой Отечественной войне было мужество и героизм наших людей. Конечно, на победу работала социально-экономическая и политическая систем страны.



V. Рефлексия.

Оцените свою работу и работу группы на уроке. Что нового я узнал на уроке?

VI. Выставление оценок.

VII.Домашнее задание.

Параграф учебника , учебник «История Брянского края» ч.2., дополнительная литература о партизанах ВОВ

1. Сабуров, Медведев, Корж, Федоров, Ковпак, Вершигора

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия). Назовите основные направления его деятельности и дайте им краткую характеристику. Укажите результаты этой деятельности.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!