СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение тела под действием силы тяжести

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала, содержит теоретический материал для изучения основных законов падения тел под действием силы тяжести

Просмотр содержимого документа
«Движение тела под действием силы тяжести»

Тема: Движение тела под действием силы тяжести


Цель урока: изучить законы падения тел под действием силы тяжести.


Новый материал

Законы падения тел интересовали людей с древних времен. Казалось оче­видным, что тяжелые тела падают быстрее легких. А что показывает опыт?

На дно стеклянной трубки поместим дробинку, кусочек пробки и птичье перышко. Перевернем трубку. Быстрее всех падает дробинка, медленнее всех — перышко (рис. 177, а). Означает ли это, что тяжелые тела всегда падают быстрее легких? Не торопитесь с ответом. Откачаем из трубки воздух (рис. 177, б) и перевернем ее снова. Теперь дробинка, пробка и перышко достигают дна одновременно (рис. 177, в). Движение тел было различным из-за сопротивления воздуха. Как только сопротивление стало пренебрежимо малым, тела разных масс стали двигаться одинаково.

Вывод о том, что различие во времени падения тел вызвано сопротивлением воздуха, а не различием масс, сделал Галилей в конце XVI в. Опыт с телами, падающими в трубке, из которой откачан воздух, был проведен Ньютоном.

Движение тела, на которое действует только сила тяжести, называется свободным падением.

Современные, имеющие высокую точность эксперименты подтверждают: ускорения всех свободно падающих тел в данном месте одинаковы.

Как объяснить такую удивительную закономерность? Для этого достаточно применить второй закон Ньютона и учесть, что сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.

.

Мы доказали, что модуль ускорения свободного падения для всех тел одинаков, и выяснили, что коэффициент g равен модулю ускорения свободного падения. При этом ускорение свободного падения направлено так же, как сила тяжести вертикально вниз. Значение g характеризует ускорение свободного падения на средних географических широтах. Зависимость ускорения свободного падения от широты связана с вращением Земли вокруг своей оси и «сплюснутостью» Земли у полюсов. При удалении от земной поверхности значение g постепенно уменьшается.

Движение тел под действием силы тяжести изучает баллистика (греч. бросаю). Она рассматривает движение артиллерийских снарядов, пуль, авиационных бомб, баллистических ракет и т. д. В точных баллистических расчетах, кроме влияния силы тяжести, учитывается сопротивление воздуха и ряд других факторов.

Пренебрежение сопротивлением воздуха для достаточно массивных тел малых размеров при небольшой скорости движения (брошенный камень, спортивное ядро и др.) не приведет к серьезной ошибке. В других случаях (волейбольный мяч, артиллерийский снаряд, пуля) пренебрегать сопротивлением воздуха недопустимо.

Траектория и другие характеристики движения свободно падающего тела зависят от положения начальной точки, от угла, под которым направлена начальная скорость, и от ее модуля.

На рисунке 178 представлены различные случаи свободного падения тела, брошенного: а) с высоты Н вертикально вниз; б) с поверхности Земли вертикаль­но вверх; в) горизонтально; г) под углом к горизонту.

  1. Тело, падающее с высоты h без начальной скорости.

Движение шарика будет прямолинейным, равноускоренным.

; .

Если принять , то , .


  1. Тело, брошенное горизонтально.

Шарик движется по криволинейной траектории. При этом он участвует одновременно в двух движениях: перемещается вправо по горизонтали и снижается по вертикали. Вдоль оси Ox движение равномерное, оси Oy ‒ равноускоренное.

; .

Время полета шарика в случае 1 (с некоторой высоты) и 2 (брошенного горизонтально) одинаково! Оно равно и не зависит от начальной скорости.

Найдем горизонтальную дальность полета:

Скорость движения шарика в каждой точке направлена по касательной к траектории

.

В конце полета

Траекторией движения является участок параболы с вершиной в точке бросания.


  1. Тело, брошенное вертикально вверх.

Шарик движется прямолинейно: равнозамедленно при подъеме и равноускоренно при спуске.

; .

Найдем время подъема, приравняв : , и полное время полета, приравняв : .

Максимальная высота подъема .


  1. Тело, брошенное под углом к горизонту.


,

,

Максимальная высота подъема

Время подъема на эту высоту

Время полета

Горизонтальная дальность полета


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!