СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дворцовые перевороты

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории в 8 классе по теме "Эпоха Дворцовых переворотов"

Просмотр содержимого документа
«Дворцовые перевороты»

Тема урока: Дворцовые перевороты.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом дворцовых переворотов, его причинами и основными персоналиями периода.


Задачи урока:

В результате урока каждый ученик должен знать:

  1. Материальные объекты: медаль, отчеканенная в честь вступления на престол Екатерины, Треуголка Петра III, Дворец в Ропше.

  2. Конкретные исторические личности: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II и др.

  3. Конкретные исторические события:

1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

1727-1730 гг. - царствование Петра II.

1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 гг. - правление Петра II.

1762 г. - начало царствования Екатерины II.


  1. Новые понятия и термины, такие как: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.


В результате урока каждый ученик должен понимать:

  1. Причинно – следственные связи:

- династического кризиса после смерти Петра I;

- частой смены монархов;

- поддержки армии кого или иного претендента на престол;



В результате урока каждый ученик должен уметь:

  1. Делать выводы на основе анализа.

  2. Делать выводы на основе анализа причин дворцовых переворотов;

  3. Сравнивать на основе данных о периодах правлении разных монархов;

  4. Сравнивать на основе данных о личностях монархов;

  5. Работать с хронологией на основе анализа важнейших дат эпохи.

  6. Давать характеристику исторической личности на примере Екатерины II, Елизаветы Петровны и др.

  7. Составить краткий устный рассказ о дворцовых переворотах.

  8. Работать с терминами на основе игровой методики.

  9. Отвечать на вопросы на основе текстовой методики.

  10. Переключаться с прослушивания информации учителя на работу в тетради.

  11. Способствовать формированию чувства гордости за нашу славную историю.

  12. Способствовать формированию чувства глубокого патриотизма.


Оснащение урока:

  1. Портреты.

  2. Карточки для опроса: № 1-15

  3. Карточки для объяснения нового материала: № 16- 38

  4. Карточки для закрепления: № 39-45


Использованная литература:

  1. Аванта плюс. История России. М., 2001 г.

  2. Балязин В.Петр Великий и его наследники. М., 2008.

  3. Голубев А.В. и др. Современная школьная энциклопедия. Российская история. М., 2008.

  4. Энциклопедический словарь. М., 2003.

Методическая часть

Содержательная часть

Опрос в форме фронтальной и индивидуальной беседы с использованием игровой методики и приемов работы с текстом.


Текстовая методика.



Игровая методика

Индивидуально, письменно.







Тестовая методика

Индивидуально, письменно.




Индивидуально, устно.


Фронтально, устно.
















Вводное слово учителя.

В форме монолога.













Целевая установка.





















Объяснение учителя в форме рассказа с демонстрацией наглядного материала.






Запись в тетради.

ДМ. Энциклопедический словарь. М., 2003.




АПД на припоминание.


Наглядный метод обучения. Карточка № 1 (схема)

















ДМ. Голубев А.В. Современная школьная энциклопедия. М., 2008.





АПД на припоминание.





АПД на понимание









АПД на припоминание


Наглядный метод обучения.

Карточки № 2 - 4 (Сподвижники Петра Великого)


Карточка № 5 (Екатерина I)



АПД на понимание


АПД на припоминание










ДМ. Голубев А.В. Современная школьная энциклопедия. М., 2008.



АПД на личностную оценку



Наглядный метод обучения.

Карточка № 6

(Петр II)


Карточка № 7 (Евдокия Лопухина)



АПД на личностную оценку









Наглядный метод обучения.

Карточка № 8

(Мария Меньшикова)


















Наглядный метод обучения.

Карточка № 9

(Екатерина Долгорукая)


























Запись в тетради.

















АПД на понимание.

























АПД на запоминание.


Наглядный метод обучения.

Карточка № 10

(Анна Иоановна)


ДМ. Голубев А.В. Современная школьная энциклопедия. М., 2008.

Наглядный метод обучения.

Карточки № 11-13

(Прибалтийские немцы)







АПД на припоминание.



Наглядный метод обучения.

Карточка № 14

(Иван Антонович)



Наглядный метод обучения.

Карточка № 15

(Анна Леопольдовна)
















АПД на личностную оценку



АПД на личностную оценку



Наглядный метод обучения.

Карточка № 16

(Елизавета Петровна)





Наглядный метод обучения.

Карточки № 17-18

(Фавориты Елизаветы)





Наглядный метод обучения.

Карточки № 19

(Екатерина II)











АПД на запоминание.



Наглядный метод обучения.

Карточки № 20

(Петр III)















ДМ. Голубев А.В. Современная школьная энциклопедия. М., 2008.


Наглядный метод обучения.

Карточки № 21

(Дворец в Ропше)









АПД на запоминание









АПД на припоминание.


АПД на личностную оценку











Наглядный метод обучения.

Карточки № 22

(Кадры из фильма)

































































Наглядный метод обучения.

Карточки № 23

(В ролях…)




















Фронтально, устно




















Игровая методика.

Индивидуально, устно.




Тестовая методика. Индивидуально, устно.

Опрос

Опрос проводится по домашнему заданию.

Тема: Изменения в культуре и быте в первой четверти VIII века.






    1. Художественная литература и документ. Ответьте на вопросы.


    1. Игра «Дата к слову»

    2. Игра «Дата к термину»

    3. Игра «Составь слово»

    4. Игра «Найди пропущенные буквы»

    5. Игра «Найди среди букв слова»

    6. Игра «О чем можно сказать»

    7. Игра «О ком можно сказать»

    8. Игра «Оцени историческую личность»


    1. Тест на соотношение.

    2. Тест на выбор правильного ответа.

    3. Тест на выбор правильного ответа.

    4. Тест на выбор правильного ответа.

    5. Тест на соотношение.

    6. Тест на выбор правильного ответа.


    1. Назовите годы царствования Петра I.


    1. Чем можно объяснить усиление внимания Петра I к развитию научных знаний?

    2. Какие научные успехи при Петре I вы считаете главными и почему?

    3. Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?

    4. В чем проявился переходный характер художественной культуры Пет­ровской эпохи?

    5. Почему новые элементы быта Петр вводил силой?





Изучение нового материала.

Петр I создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил.

1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.


Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Дворцовые перевороты.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом дворцовых переворотов, его причинами и основными персоналиями периода.


План изучения нового материала.

  • Причины и сущность дворцовых переворотов.

  • Екатерина I.

  • Петр II.

  • «Верховники».

  • Анна Иоановна.

  • Иван Антонович.

  • Елизавета Петровна.

  • Петр III.

В конце урока вам будет предложен ряд вопросов и игровых и текстовых заданий для проверки усвоения нового материала.







Объяснение нового материала.

Причины и сущность дворцовых переворотов. Эпохой двор­цовых переворотов в истории России считают довольно крат­кий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия про­изошла смена правителей на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть раз­личных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.


Дворцовый переворот - период в истории Российской империи, когда происходила насильственная смена правящих монархов или дворцовых группировок.

Смена царствующих особ не сопровождалась какими-либо по­трясениями, хотя и серьезно отражалась на судьбах страны и народа.


Назовите реформы Петра I, которые создали и укрепили административный аппарат.


Главной причиной частоты и легкости переворотов было уси­ление роли гвардии, дворянской по своему составу, в государ­ственных делах. В России до 1797 года действовал указ Петра I, по которому власть могла быть передана царствующим монар­хом фактически любому. Отсутствие законного порядка наследо­вания престола вело к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. Каждая из сторон была вынуждена обращать­ся в этой борьбе за помощью к гвардейским полкам. В итоге на престоле часто оказывались люди слабые и неспособные уп­равлять великой страной, беспокоившиеся лишь об удовлетво­рении интересов близких им лиц — фаворитов. Многие из них имели спорные права на престол в силу своего дальнего родст­ва с правящими до них монархами.

Неудивительно, что главным содержанием внутренней политики этих лет было расширение и укрепление привилегий дворянства. Делалось это порой вопреки указам Петра Великого, а накопленные его стараниями государственные резервы были бездарно растрачены.

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц ».

А.К.Толстой


Екатерина I.

Петр I умер внезапно, простудившись при спасении моряков во время наводнения.


В каком году умер Петр I?


Обострение болезни было таким стремительным, что царь не успел назначить наследника.


Согласно какого указа императора он должен был назначить наследника престола?


Правами на престол обладали внук умершего императора (сын царевича Алексея), жена Екатерина (коронованная им как правящая царица в 1724 году) и дочери Анна и Елиза­вета. Была еще и родня по линии его старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.


Вспомните судьбу царевича Алексея.


Ближайшие сподвижники умершего императора — светлейший князь А. Д. Меншиков, канцлер Г. И. Головкин, ар­хиепископ Феофан Прокопович, начальник Тайной канцелярии П. А. Толстой, генерал-прокурор Сената П. И. Ягужинский — стремились возвести на престол императрицу Екатерину, спо­движницу Петра I во многих реформаторских начинаниях. В этом они видели не только залог продолжения реформ, но и сохра­нение своих позиций при дворе.


Дайте определение понятию сподвижники?


Кого еще можно отнести к сподвижникам императора Петра?


Для решения вопроса о престолонаследии были созваны выс­шие чины империи. И когда чаша весов начала было склонять­ся в пользу Петра, оказалось, что дворец окружен солдатами Семеновского и Преображенского полков, выведенных по при­казу Меншикова в поддержку Екатерины. Никто из присутству­ющих не решился выступить против гвардии. Императрицей была провозглашена Екатерина I. Ее первым министром стал Александр Данилович Меншиков. Для примирения враждующих дворцовых партий был создан Верховный тайный совет, в со­став которого вошли как представители старой знати, так и «птенцов гнезда Петрова». Ключевые позиции в нем имел Мен­шиков.

Екатерина была неспособна самостоятельно управлять государством, хотя и была соратницей Петра и всецело доверяла советам старых соратников Петра I. Гвардейские полки были опорой трона, так как они состояли из дворян, поэтому правители стремились заручиться поддержкой гвардейцев. Однако царствование Екатерины продолжалось недолго. В 1727 году она умерла.


Как вы думаете, почему «птенцы гнезда Петрова» поддержали именно Екатерину?


Петр II.

Петра (которому в это время было девять лет) поддержива­ли представители старой родовой аристократии (князья Долго­рукие, Голицыны, Репнин). Они пытались в результате смены власти отменить многие преобразования царя-реформатора. Эти царедворцы заявляли, что права на престол принадлежат имен­но юному Петру как единственному представителю мужского рода Романовых, и предлагали в помощь ему вернуть из мона­стыря первую жену Петра I — Евдокию Лопухину.


Почему старая аристократия была на стороне Петра II?


После смерти Екатерины вновь встал вопрос о престолонас­ледии. Реальных кандидатов осталось трое: дочери Петра I Анна и Елизавета, а также его внук Петр. Анна не могла рассматри­ваться как серьезный кандидат, так как по условиям брачного контракта с голштинским герцогом Карлом Фридрихом она от­казывалась от престола за себя и своих детей. Елизавета так­же не выдерживала конкуренции в сравнении с представителем мужской линии. К тому же она (как и старшая сестра) не счи­талась законнорожденной, так как родилась за два года до офи­циального заключения брака между Петром I и Екатериной.

Понимая сложность ситуации, Меншиков еще при жизни Ека­терины начал сложную интригу в пользу великого князя Петра. Он рассчитывал выдать за него свою дочь Марию и породнить­ся с царским домом. Согласие на этот брак дала и умирающая императрица. До совершеннолетия молодого императора его кол­лективным опекуном должен был стать Верховный тайный совет во главе с Меншиковым. В случае его бездетной смерти пре­стол должен был перейти к Анне, а затем к Елизавете.

Однако воцарение Петра II не принесло Меншикову ожида­емых результатов. Юный император вернул из ссылки свою ба­бушку Евдокию Лопухину (постриженную в свое время в мона­хини не без помощи Меншикова). Усилились позиции старой родовой знати — Долгоруких, Голицыных, Лопухиных. Для вы­движенцев Петра настали тяжелые времена. Император почти не общался с Меншиковым, проводя все свободное время со сверстником-фаворитом Иваном Долгоруким. Вопрос о падении Меншикова стал делом времени.

Вскоре подходящий случай подвернулся: обидевшись на им­ператора за недостаточное внимание к своей персоне, Меншиков написал прошение об отставке. Он считал, что юноша рас­теряется и будет просить его вернуться. Однако Петр II тут же подписал указ, а заодно поручил специальной комиссии рассле­довать коммерческие дела светлейшего. Помолвка с Марией Меншиковой была расторгнута. Комиссия нашла множество злоупотреблений, и Меншиков был лишен всего имущества и вместе с семьей отправлен в ссылку в сибирский городок Березов. Здесь он вскоре умер. Падение всесильного Меншикова более всего усилило позиции Долгоруких. Теперь уже царской невестой стала Екатерина Долгорукая. Молодого императора всячески старались «уберечь» от государственных дел, предлагая ему охоты, балы и пирушки. Из 21 месяца (с февраля 1728 по ноябрь 1729 года) 8 месяцев он провел в выездах на охоту. Страной от его имени открыто правили Долгорукие.

В начале 1728 года двор переехал в Москву. В 1730 году должна была состояться свадьба Петра II. Однако на очередной охоте царь простудился (говорили и об оспе, косившей тогда московский люд) и умер как раз в тот день, когда должна бы­ла состояться его свадьба. Со смертью Петра II пресеклась муж­ская линия династии Романовых.

Вновь со всей остротой встал вопрос о престолонаследии. Долгорукие предприняли попытку провозгласить императрицей невесту Петра, но их никто не поддержал. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.



«Верховники»

Члены Верховного тайного совета (прежде всего князь Д. М. Голицын) были обеспокоены усиле­нием влияния Долгоруких. Не меньше их волновал и вопрос о сохранении позиций старой боярской аристократии, завоеванных при Петре II.

«Верховники» в нарушение завещания Екатерины II отверг­ли в качестве кандидатов на престол дочерей Петра I как не­законнорожденных. Не была поддержана и предложенная Дол­горукими Евдокия Лопухина, которая не была особой царского происхождения.

Внимание членов совета было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича — Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны — вдовы небогатого герцога Курляндского. Не из­балованная вниманием и богатством, она казалась «верховникам» удобной кандидатурой, при которой роль Совета еще более возрастет.

По предложению Голицына были составлены кондиции (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол.


Кондиции – условия.


По этим кондициям императрица обещала: не вступать в брак и не назначать себе наследника; не начинать войны и не заключать мира; не вводить новых податей; присваивать воинские звания лишь до полковника; передать командование гвардией и войсками Верховному тайному совету; не посягать на жизнь, имения и честь дворян; не жаловать вотчины и деревни с крепостными. От Анны потребовали подписать не только эти условия, но и фразу: «А буде чего посему обещанию не испол­ню, то лишена буду короны российской». Анна согласилась с предъявленными условиями и стала правительницей России.

Таким образом, впервые была предпринята попытка огра­ничить абсолютную власть российского монарха.


В чем могло заключаться ограничение самодержавия?


В других условиях линия «верховников» вполне могла побе­дить. Но смена власти проходила тогда, когда в Москву на свадь­бу Петра II собралась вся знать, высшее духовенство, высшие офицеры. О «кондициях» вскоре стало известно при дворе. Про­тив них активно выступили глава Духовной коллегии Феофан Прокопович (опасавшийся введения патриаршества и ликвида­ции возглавляемого им Синода), гвардия и дворянство (недо­вольные планами усиления позиций боярской аристократии и ослаблением своей роли).

Стала формироваться и приобретать все большее число при­верженцев партия сторонников неограниченной (абсолютной) монархии. Как писал казанский губернатор А. П. Волынский, «Боже сохрани, чуть не сделалось вместо одного самодержавно­го государя десять самовластных и сильных фамилий».


Анна Иоанновна.

Правление «верховников» продлилось 37 дней. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меншиков.


Назовите хронологические рамки правления «верховников».


Приехавшая в Москву Анна Иоанновна получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили её «принять самодержавство…» и предлагали уничтожить кондиции. «Верховники» побоялись пресечь Анне и она разорвала, подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так, при помощи гвардии произошел очередной дворцовый переворот, приведший Анну на русский престол на целых десять лет.

Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие ключевые позиции в органах государственного управления, например ее фаворит Э. И. Бирон, ставший ее первым министром. Видные позиции при дворе занимал и вице-канцлер А. И. Остерман, глава военной коллегии Б. К. Миних.

С самого начала своего правления она была обеспокоена проблемой престолонаследия, ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. А родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.


Дайте определение понятию регент.


Иван Антонович.

Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона, издававшего от имени малень­кого монарха указы. Заносчивость, высокомерие и честолюбие

Бирона делали его одиноким в высших кругах двора. Он не мог рассчитывать на поддержку кого бы то ни было.

Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Б. К. Миних. 9 ноября 1740 года он во главе гвардейского отряда арес­товал Бирона и провозгласил регентшей при малолетнем импе­раторе его мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за пятнадцать лет.

Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу сме­ны власти. Наиболее популярной кандидатурой на император­ский престол была дочь Петра I и Екатерины I Елизавета. В ночь на 25 ноября 1741 года она пришла в казармы Преоб­раженского полка и призвала гвардейцев служить ей так же, как служили ее отцу. Анна Леопольдовна и ее семья были аресто­ваны без какого-либо сопротивления. Наутро двор и столица уз­нали о четвертом дворцовом перевороте, приведшем к воцаре­нию на 20 лет дочери Петра Великого.


Почему гвардейцы предпочли Елизавету Петровну Анне Леопольдовне?


Елизавета Петровна.

Согласны ли вы со словами В. О. Ключевского, который называет Елизавету «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I»?


Елизавета родилась в де­кабре 1709 года. Отец пытался выдать ее замуж за французско­го короля Людовика XV, но этого так и не произошло. Она бы­ла любимицей двора не только в царствование Петра и Екате­рины, но и при своем племяннике Петре II. Зато при воцаре­нии своей двоюродной сестры Анны Иоанновны Елизавета оказалась в новом для себя качестве нелюбимой родственницы, которую лишь терпят при дворе. Правда, будучи ближайшей род­ственницей царицы, она в церковных службах и дворцовых ме­роприятиях упоминалась третьей по счету после Анны Иоаннов­ны и Анны Леопольдовны.

В Елизавете сочеталась страсть к нарядам, развлечениям, танцам с набожностью, строгими постами и богомольями.

Государством Елизавета управляла через своих фаворитов и доверенных лиц — А. Г. Разумовского, П. И. Шувалова, А.П. Бестужева-Рюмина, М. И. Воронцова.

Для Елизаветы, как и для ее предшественников, вопрос о наследнике престола был крайне важен. В 1742 году она назна­чила преемником своего племянника Петра Федоровича — сына Анны Петровны, внука Петра I. Ему едва исполнилось к тому времени 14 лет. Вскоре императрица женила его на не­мецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт - Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое
имя — Екатерина (в память о матери Елизаветы Петровны).

Вскоре, однако, Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России, боготворившим лишь прусского короля. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла императрица взяла мальчика на собственное воспитание и стала задумываться о передаче ему прав на престол.

В декабре 1761 года Елизавета умерла.


Назовите хронологические рамки правления Елизаветы Петровны.


Петр III.

Петр III царствовал всего 186 дней. Отзывы о нем остались взаимоисключающие. Те, кто сверг, а затем и убил его летом 1762 года, говорили о нем как о «ничтожнейшем человеке», «ненавистнике всего русского». Другие вспоминали о Петре как о деятельном правителе, неутомимом, добром и отзывчивом, слабом и в то же время грубом. Кто-то припоминал, как уже взрослым он велел судить и повесить дворцовую крысу за то, что она изгрыз-
ла сделанного для великого князя крахмального солдатика.

В числе деяний Петра III было не­мало крупных государственных мер, вызвавших одобрительную реакцию при дворе и в армии.

Но непредсказуемость императора, его пренебрежение рус­скими национальными и религиозными традициями сделали мно­гих его противниками. Публичные нападки на жену Екатерину Алексеевну, угрозы отправить ее в монастырь и отстранить сы­на от наследования престола не могли оставаться без внимания. Сведение на нет итогов побед русского оружия в Семилетней войне (о ней речь пойдет позже) было воспринято в армии как предательство интересов России.

В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины.

Свергнутый в результате дворцового переворота 1762 года император Пётр III скончался 6 (17) июля 1762 года в Ропше под Петербургом при невыясненных обстоятельствах. Существует несколько версий его смерти. Официальной версией в Российской Империи более ста лет (до конца XIX века) была кончина от болезни по естественным причинам: «от геморроидальных колик».

По другой версии, 28 июня 1762 го­да Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А. Г. Орловым.

Это был пятый дворцовый пере­ворот с момента смерти Петра Великого. На престол на долгие 34 года вступила Екатерина II, вошедшая в историю России как Великая.


В каком году произошел дворцовый переворот в пользу Екатерины II?


Подводя итог следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением позиций дворянства. В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти.


Дайте определение понятию абсолютизм.


Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I — дворцовыми переворотами?










Связь с современностью.


Эпоха Дворцовых переворотов легла в основу современного российского сериала «Тайны дворцовых переворотов», который представлен зрителям в 2001 году.

Сериал состоит из 8 отдельных фильмов.

Фильм 1. Завещание императора.

Умирает Петр I, роль которого исполнил Николай Караченцов. Смерть императора, не назначившего наследника, привела к тому, что развернулась борьба за власть между отдельными группами знати. Победителем вышел Александр Меньшиков (Сергей Шакуров), посадивший на трон Екатерину, супругу покойного Петра.

Фильм 2. Завещание императрицы.

Россия, век XVIII. Два года, как не стало Великого Петра…

Меншиков, который возвёл на российский трон свою любовницу Екатерину I, становится фактическим правителем империи с почти не ограниченной властью. Это вызывает зависть его бывших союзников, которые, воспользовавшись отсутствием Меншикова, составляют заговор. Однако фаворита императрицы предупредили о смертельной угрозе, в результате чего ему удалось избежать ареста.

Фильм 3. Я император.

После смерти Екатерины I императором становится одиннадцатилетний внук Петра I — Пётр II, влюблённый в свою тётку — семнадцатилетнюю царевну Елизавету — будущую императрицу. Для того, чтобы сохранить власть, Меншиков помолвил с Петром свою дочь. Боясь за своё влияние, Меншиков удаляет от двора Елизавету и её сестру Анну, стремясь держать императора в изоляции. Однако его планы спутала болезнь, в результате которой Пётр попадает под влияние князей Долгоруковых.

Фильм 4. Падение Голиафа.

Для того, чтобы свалить всесильного Меншикова, князья Долгоруковы (Долгорукие) и вице-канцлер Остерман объединяются. Они готовят план — «Падение Голиафа» — и организуют побег Петра.

Фильм 5. Вторая невеста императора.

После ссылки Меншикова Петра II объявляют совершеннолетним и готовят к коронации. Но борьба за влияние юного императора не прекращаются, за него спорят граф Остерман и князья Долгоруковы, один из которых, Иван, становится главным фаворитом императора. Чтобы увеличить своё влияние, Долгоруковы решают женить Петра на сестре Ивана —Екатерине.

Фильм 6. Смерть юного императора.

Готовится брак императора Петра с Екатериной Долгорукой. Однако планам Долгоруковых не суждено сбыться — юный император заболевает смертельной болезнью — чёрной оспой.

Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна!

После смерти юного Петра II возникает династический кризис. Этим воспользовались 8 членов Верховного тайного совета (Голицыны и Долгоруковы), которые решили возвести на престол племянницу Петра I — Анну Иоанновну, ограничив её власть «Кондициями». Но этому решают помешать граф Остерман и Ягужинский.

Фильм 8. Охота на принцессу.

1736 год. Императрица Анна Иоановна, не имеющая детей, решает завещать престол будущему сыну своей племянницы Анны Леопольдовны, обручая её с Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейгским. Анна Леопольдовна не любит жениха, чем решают воспользоваться Пётр Бирон и саксонский посланник Мориц, которые начинают охоту на принцессу. Но неожиданно в гуще событий появляется некий безымянный вельможа…


В сериале сыграли многие известные актеры и актрисы, такие как:

Николай Караченцов — Пётр I

Наталья Егорова — Екатерина I 

Сергей Шакуров — Александр Меншиков

Нина Русланова — Анна Иоановна (перед восшествием на престол)

Инна Чурикова — Анна Иоанновна (с принятием престола)

Екатерина Никитина — Елизавета Петровна

Александр Домогаров — Карл Мориц Линар













Закрепление

  1. Назовите события, которые привели к кризису престолонаследия.

  2. Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

  3. Какие политические силы были основными при организации перево­ротов и почему?

  4. Назовите имена претендентов на престол, после смерти Петра I.

  5. Какое направление внутренней политики в эпоху дворцовых переворо­тов было главным и почему?

  6. Почему дочери Петра I не имели преимущественных прав на престол в сравнении с другими его наследниками?

  7. Дайте оценку проекта «кондиций», подготовленного «верховниками».

  8. В каком году произошел последний известный вам дворцовый переворот?

  9. Игра на запоминание имен «Оцени историческую личность».


10.Игра на запоминание имен «Найди лишнее имя».

11. Игра на запоминание имен «Отгадай их имена».

12. Игра на запоминание дат «Сколько прошло лет»

13.Игра на запоминание дат «Сколько лет продолжалось событие».


14. Тест на соответствие.

15.Тест на выбор правильного ответа.



Домашнее задание.

  1. Параграфы 21 – 22 учебник Данилов А.А. История России : конец XVI – XVIII в.: учебники для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Проблемное задание: «Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I — дворцовыми переворотами»?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!