Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности.
Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть, развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности.
В России был изобретён прибор, с помощью которого оздоровительное дыхание стало доступно всем. Научившись пользоваться этим дыханием, больной человек может избавиться от своего недуга, а здоровый человек с его помощью научиться сохранять и укреплять данный ему с рождения бесценный дар - здоровье. Диафрагмально-релаксационное дыхание дано человеку самой природой. В нашем детском саду освоена и применяется на практике здоровьесберегающая технология БОС – биологическая обратная связь - для формирования, тренировки и закрепления диафрагмально – релаксационного типа дыхания у детей. Уже пятый год БОС позволяет добиться оптимальной синхронизации работы дыхательной и сердечно – сосудистой систем, что способствует оздоровлению всего организма, профилактике простудных заболеваний, формированию длительного и плавного речевого выдоха. Познакомившись с новой технологией, возник вопрос: «С чего начинать?»
Учитель-логопед и педагог-психолог совместно разработали программу "Здоровейка" по внедрению здоровьесберегающей технологии в ДОУ с учётом возрастных особенностей детей. Цель этой программы: «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников МДОУ». Составили годовой план, где отразилась вся работа по здоровьесберегающей технологии. Разработали конспекты подгрупповых занятий, изготовили наглядные пособия.
Занятия посещают часто болеющие дети, а так же по желанию родителей. А как же остальные дети? Мы решили проводить 5 вступительных занятий для всех детей. Целью этих занятий является ознакомление детей с диафрагмально-релаксационным дыханием, его значением для здоровья человека, стимулирование желания воспитанников вести здоровый образ жизни, расширение знаний о себе и окружающем мире. После курса проведённых занятий у детей снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается самочувствие, сон, работоспособность, настроение, проходит общее оздоровление организма.
Особое место в проведении занятий должно отводиться мотивации, формирующей у детей полезные привычки на основе более осознанного отношения к здоровому образу жизни. Занятия проводятся в форме игры, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. При красивой и доступной наглядности можно добиться успеха в формировании у детей определённого понятия, умения и навыка. Чтобы интересней и разнообразней были занятия, мы сами придумываем игры, дидактические пособия.
Применение игры и игровых сюжетов с целью оздоровления и повышения мотивации детей дошкольного возраста, это необходимое условие для реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина «БОС-ЗДОРОВЬЕ» в образовательном процессе детей дошкольного возраста.
Мы применяем игры и игровые ситуации на подгрупповых занятиях с целью научить диафрагмально-релаксационному дыханию, дать элементарные знания о строении и функции дыхательной системы организма человека, прививать желание вести здоровый образ жизни, Например, такие игры, «Куда пойдём?», «Давай познакомимся», «Наш моторчик». В процессе этих игр дети наглядно знакомятся с работой своих лёгких и сердца, закрепляют знания об охране и укреплении своего здоровья, у детей появляется желание вести здоровый образ жизни.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель игры: познакомить с персонажем игры – «Побосиком», с работой дыхательной системы человека и правильным дыханием, развивать мышление и речь, воспитывать желание вести здоровый образ жизни, быть доброжелательным.
Материал: игрушка – «Побосик».
Ход игры: играющие становятся в круг, игрушка «Побосик» в руках у ведущего. «Побосик» знакомится с каждым играющим.
Игра «Куда пойдем?»
Цель игры: выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих, формирование у детей понятия о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, закрепление знаний об охране и укреплении своего здоровья, воспитывать желание у детей вести здоровый образ жизни.
Оборудование: декорация на полотне с изображением двух замков (серый, розовый), картинки с изображением (что хорошо?, что плохо?)
Ход игры: на картине изображен камень, от которого ведут тропинки к двум замкам. Играющие по очереди берут картинки и размышляют, на какую дорожку необходимо ступить. В конце игры дети сами подводят итог.
Игра «Наш моторчик»
Цель: закреплять знания детей о строении и функции дыхательной и сердечно- сосудистой системе человека, активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, воспитывать желание укреплять свое здоровье.
Оборудование: «сердце» из ткани.
Ход игры: играющие становятся в два круга (большой, маленький), стоящие в большом круге – это легкие, в малом – сердце. По сигналу ведущего играющие изображают «работу» сердца и легких.
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
по здоровьесберегающей технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ»
Занятие № 1.
Тема: Беседа о здоровом образе жизни.
Цель: 1. Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих.
2. Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.
3. Развитие психических процессов (мышления, памяти), речи.
4. Закрепление знаний об охране и укреплении своего здоровья.
5. Воспитание желания у детей вести здоровый образ жизни.
Материал: коллаж «Страна Грусть» и «Страна Радость», нарисованный камень, кукла доктор Айболит, запись музыкального сопровождения на занятии.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог:
- Ребята, мы сегодня с вами будем путешествовать. Закройте глаза, мы отправляемся в путь.
И посмотрите, куда мы попали. (Дети открывают глаза) Что это? …. А здесь? (Коллаж о здоровом образе жизни и наоборот). Карты этих двух стран похожи на силуэт человека.
- Что на этой карте изображено? (Дождь, пустыня, слёзы, темно и т.д.)
-А на этой?
- Я поняла. Это страна «Грусть», а это страна «Радость».
Педагог:
- Что делать? Сейчас я позвоню … А знаете кому?
- …Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица..
- Правильно, ребята. Это доктор Айболит. (Звонит по телефону).
- Ребята, вот он к нам и пришёл добрый Доктор Айболит.
Айболит:
- Здравствуйте ребята! Вам нужна моя помощь? Но сначала я хочу спросить у вас – знаете ли вы, что такое быть здоровым?
А что нужно для этого делать? (ответы детей)
2. Игра: «Куда пойдем».
К картам стран на наборное полотно выставляется нарисованный камень с надписью: «Налево пойдёшь – здоровье приобретёшь, а направо пойдёшь – заболеешь и пропадёшь».
Педагог:
- А теперь, ребята, подойдите к камню и решите, в какую сторону вы хотели бы пойти (Дети выставляют картинки влево или вправо).
- Итак, ребята, вы выбрали здоровый образ жизни. Молодцы.
Вы растёте. И ещё будете расти. И всё это время в вас будет накапливаться сила и здоровье, чтобы их хватило на всю жизнь. В этом вам помогает ещё и зарядка.
3.Физкультминутка.
Трали-вали, тили – тили,
Головою покрутили,
Потянули руки вверх,
Прочь все жалобы и стоны,
Ну-ка, в стороны наклоны,
Наклоняемся к носкам,
Руки вверх, теперь вперёд,
Выдыхаем через рот,
Поднимаем, опускаем,
А теперь трудней заданье,
Начинаем приседанье,
Сели – встали, сели – встали,
Тили – тили, трали-вали.
Хорошо! Теперь все вместе
Начали прыжки на месте.
Очень славные прыжки,
Переходим на шажки.
4. Игра: «Хорошо – плохо».
Я буду называть действия человека, а вы будьте внимательны и когда они полезные, то хлопнете в ладоши, а когда вредные - топнете ногой.
- Лежать на диване.
- Читать книгу
- Кушать чипсы
- Делать зарядку
- Умываться
- Ходить грязным
- Пить соки
- Грызть карамель
- Делать уборку
- Мыть руки перед едой
- Грустить, плакать
- Петь песни
5. «Расслабление мышц рук»
И.п. – сидя, упор на спинку стула.
«Все умеют танцевать, прыгать, бегать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая:
Замедляется движение и становиться понятно – расслабление приятно.»
Итог занятия.
Занятие № 2.
Тема: Путешествие в страну «Здоровейка».
Цель: 1. Продолжать формировать у детей понятие о здоровом образе жизни.
2.Активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
3.Закреплять знания у детей о здоровом образе жизни.
4.Развивать психические процессы (память, мышление).
5. Развивать речь детей.
6. Закреплять знания об охране и укреплении своего здоровья.
7.Воспитывать желание у детей вести здоровый образ жизни.
Материал: «Волшебный цветок», демонстрационная картинка «Тётушка Совунья»,
коллаж, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел сегодня в гости.
Сова:
- Здравствуйте, ребята! Позвольте представиться, я - Тётушка Совунья. У нас в лесу только и говорят, что о здоровом образе жизни. Кто-то где-то услышал такие слова, а никто толком и не знает, что это такое – здоровый образ жизни? Я подумала, где как не в детском саду мне дадут ответ на этот вопрос.
2. Показ слайдов.
Педагог:
- Ребята, давайте поможем Тётушке Совунье. Давайте отправимся с вами в страну «Здоровейка». Приглашаем и тебя, с нами в путешествие.
- Послушай, Тётушка Совунья, что такое здоровый образ жизни.
(Речевое сопровождение показа слайдов).
3. Игра «Волшебный цветок».
Педагог:
- Ребята, давайте поиграем в игру. Игра называется «Волшебный цветок». Дети отвечают на вопрос как отличить здорового человека от больного. Педагог на фланелеграфе выкладывает серединку цветка, а дети отвечают и выкладывают разноцветные лепестки цветка.
Сова:
- Ой, какой красивый получился цветок!
4. «Правила здоровья».
Педагог:
Всем, ребята, надо знать,
Как здоровье сохранять.
Чтоб Простуда – Тетка злая-
Не мешала вам играть!
Чтоб коварный Дядька Стресс
К вам с болезнями не лез.
Чтоб детей Каприза с ленью
Не смогли б заколдовать.
Нужно срочно научиться
Правильно кушать и дышать.
5.Физкультминутка.
Скажем нашей каше - да!
Вот полезная еда:
Пшёнка, гречка и овсянка,
Каша рисовая, манка.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо с кашею дружить!
Пусть будут на обеденном столе
Свекла, капуста и морковь, пюре,
Ещё котлетки, и, конечно, рыба,
И хлеб. Ему – отдельное спасибо.
Молоко коровье, творожок
Полезны также для тебя, дружок!
6.Упражнение «Олени»:
(Руки над головой, крест накрест. Пальцы растопырены - одна давит на другую. Повторить 3 - 4 раза).
«Посмотрите, мы олени.
Рвется ветер нам на встречу.
Ветер стих, расправим плечи.
Руки снова на колени. А теперь немного лени».
Итог занятия.
- Дети, о чём сегодня мы с вами говорили на занятии?
- Тётушка Совунья, ты всё поняла о здоровом образе жизни?
Сова:
- Да, ребята, я всё поняла. Теперь я полечу в лес и расскажу всем о том, как быть здоровым.
Педагог:
- Тётушка Совунья, возьмите с собой вот этот волшебный цветок. Он тебе поможет.
Сова:
- Спасибо вам, ребята! (Сова улетает).
Педагог:
- Ребята, дома с родителями нарисуйте всё, что относится к здоровому образу жизни. Мы отправим потом эти рисунки Тётушке Совунье. Пусть она раздаст их своим друзьям.
Занятие № 3.
Тема: Сердце и лёгкие – друзья. Встреча с Побосиком.
Цель: 1. Формирование знаний о сердце и дыхательной системе человека.
2. Развитие мышления и речи детей.
3. Дать знания о взаимосвязи работы сердца и лёгких.
4.Мотивация к познанию своего организма.
Материал: лесенка «Здоровья», музыкальные отрывки, картинки, силуэт здорового человека.
Ход занятия.
1.Повторение пройденного материала.
Педагог:
- На предыдущем занятии мы с вами путешествовали в страну «Здоровейка».
Перед вами лесенка «Здоровья». На самой высокой ступеньке стоит здоровый человек. Расставим картинки по ступенькам так, чтоб видно было, что нужно для того, чтобы здоровым человеком.
- Я хочу добавить: чтобы быть здоровым, нужно уметь ещё и правильно дышать. Ведь легко свалиться с этой лесенки и превратиться в больного и несчастного человека.
2.Объявление новой темы.
Педагог:
–Ребята, человек может долго не пить?
- Долго не есть?
- Не спать?
- А долго не дышать?
- Ребята, зажмите нос пальчиками. Мы сможем дышать?
-Значит, без дыхания ни минуты не прожить человеку?
- Как мы дышим?
- Что нам помогает дышать?
- Правильно. Воздух через рот попадает куда?
3.Отгадывание загадки.
Педагог:
- Отгадайте загадку:
Две большие губки,
Нет покоя ни минутки.
Очень – очень лёгкие
И зовутся ….(лёгкие).
4. Игра «Как дышат лёгкие»
- Давайте покажем, как работают лёгкие. (Дети становятся в круг. На вдох – расходятся, а на выдох – сходятся в круг).
Педагог: - Наше сердце откликается на каждый вдох и выдох. Если вы попрыгаете или побегаете, то сердце будет чаще стучать. Дыхание станет частым. Если вы простудились, то сердце и лёгкие перестают работать дружно. Но вы можете научиться беречь эту дружбу.
5. Знакомство с Побосиком.
- Ребята, для этого к нам сегодня пришёл вот такой интересный человечек. Зовут его Побосик. Он научит вас правильно дышать. (Побосик шепчет педагогу что-то).
Педагог:
- Ребята, Побосик попросил меня показать вам, как правильно дышать. Он посидит в сторонке и проследит, у всех ли правильно получается.
6. Практическое обучение диафрагмальному дыханию.
Педагог:
- Сядьте удобно. Выпрямите спинку. Положите руку на живот. Когда воздух вдыхаем, то живот надувается как шарик, а при выдохе – « шарик спускается». Давайте попробуем.
Сначала вдох.
Воздух через нос легко вдыхается
И животик, словно шарик, надувается.
Здорово, да?
Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот.
И сдувается, как шарик, наш живот.
Запомни золотое правило дыхания!
На вдохе животик округляется, а на выдохе –
Делается плоским и даже втягивается в себя.
Побосик:
- Молодцы, ребята! Ещё раз дружно покажите. Правильно.
7. Упражнение «ШАРИК»:
Цель – расслабление мышц живота.
(И.п. – сидя, руки на животе.)
«Вот как шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышим легко, ровно, глубоко».
Итог занятия.
Занятие № 4.
Тема Правильно дышать – значит быть здоровым.
Цель: 1. Продолжать формировать у детей понятие здорового образа жизни.
2. Закреплять знания детей о строении и функции дыхательной и сердечно - сосудистой системе человека.
3. Продолжать формировать навыки правильного дыхания.
4. Развивать психические процессы, речь.
5. Воспитывать желание укреплять своё здоровье.
Материал: карточки с картинками, демонстрационная картинка «Побосик», картинки «Лёгкие» и «сердце», музыкальные отрывки.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог:
- Ребята, мы с вами продолжаем говорить о здоровом образе жизни.
Возьмите карточки, посмотрите, что на них нарисовано. У кого на картинке нарисовано то, что полезно для здоровья человека, станьте вправо, у кого то, что вредно – влево.
- Молодцы. Вы правильно определили, что вредно, а что полезно для человека.
2. Игра «Хорошо – плохо».
Я называю действия человека, а вы слушаете и определяете, что делать. Если я называю полезное для человека – хлопаете в ладоши, если называю вредное – показываете кулаки с вытянутыми большими пальцами вниз.
- Заниматься физкультурой;
- ходить грязным;
- лежать долго на диване;
- закаляться;
- ходить гулять;
- мыть руки перед едой;
- долго смотреть телевизор;
- грызть чупа-чупс;
- быть грустным;
- капризничать;
- есть овощи и фрукты;
- быть опрятным;
- есть сухарики и чипсы.
3. Игра «Лёгкие и сердце».
Педагог:
- Что помогает нам дышать?
- Давайте поиграем в игру «Лёгкие и сердце». Когда я говорю »лёгкие», то вы показываете, как надуваются лёгкие, а когда я говорю – сердце – вы стучите ногами тук-тук.
4.Повторное обучение навыкам правильного дыхания.
Педагог:
– Побосик пришёл опять к нам, чтобы напомнить о правильном дыхании. Покажем ему, как мы научились правильно дышать. Сядьте ровно. Положите руку на живот и дышим.
Побосик проговаривает слова «вдох» и «выдох», а дети выполняют.
5. Упражнение «ШТАНГА» (Расслабление корпуса)
(И.п. – стоя, имитируя подъем штанги и держат, затем бросают.)
«Мы готовимся к рекорду.
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем.
Крепко держим и бросаем».
Итог занятия.
Занятие №5.
Тема: Умеем управлять собой.
Цель: 1. Закреплять знания детей о здоровом образе жизни, дыхательной системе человека, правильном дыхании.
2.Закреплять навыки правильного дыхания.
3.Развивать психические процессы и речь.
4.Продолжать воспитывать желание укреплять свой организм.
Материал: музыкальные отрывки произведений, демонстрационная картинка «Побосик», картинки «Страх», «Радость».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог:
– В каких странах мы с вами побывали на наших занятиях?
– Чему мы с вами научились?
– Давайте повторим, что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым?
– Зачем человеку правильное дыхание?
- Почему необходима дружба лёгких и сердца?
- Вы правильно ответили на все вопросы.
- Значит: наше дыхание связано с сердцем. Через дыхание мы можем управлять работой сердца.
Сердце очень трудолюбиво и работает без остановки, как моторчик. 100000 раз в день оно произносит тук-тук.
- Устаёт ли наше сердце?
2. Игра «Работа сердца».
- Давайте покажем правой рукой – как работает сердце в спокойном состоянии, а левой - как в напряжении.
-Когда сердцу работается легче?
- Можно научиться управлять собой?
- Давным-давно был открыт секрет правильного дыхания, при помощи которого человек может управлять работой сердца, то есть заставлять его работать спокойно.
3.Физкульминутка «Караблик».
«Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать.
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем».
4. .Игра. «Вдох – выдох».
Дети стоят в шеренге. На слова ведущего «вдох» дети «надувают животик», вытягивая линию в дугу. В это время ребёнок-«сердце» шагает на месте. На слова «выдох» дети делают 4 шага назад, стают в исходное положение.
Потом усложняем игру. Ведущий говорит: «Покой»- дети делают предыдущее упражнение. На команду «напряжение» шеренга «дышит» чаще и «сердце» стучит сильнее. Действия чередуются.
5. Упражнение «Любопытная Варвара»
(Расслабление мышц шеи).
(Смотрит медленно - налево, направо, вниз, вверх)
«Любопытная Варвара, смотрит влево, смотрит – вправо.
А потом опять вперед, тут немножко отдохнет.
Смотрит - вверх и смотрит - вниз.
Мышцы шеи напряглись.
Возвращается обратно – расслабление приятно».
Итог занятия.
Дети с большим интересом ждут занятия с Побосиком.
Мы считаем, что, дети обладающие навыками этого дыхания, забудут о простудах, а в будущем это умение убережёт от самых серьёзных заболеваний. Подводя итоги работы с детьми подготовительных групп за четыре года, получились следующие результаты:
- 2008-2009 уч. год у 50% воспитанников – положительная динамика, у 50% - без изменений;
- 2009-2010 уч. год у 80% воспитанников – положительная динамика, у 20% - без изменений;
- 2010-2011 уч. год у83% воспитанников – положительная динамика, у 17% - без изменений;
- 2011-2012 уч. год у 89% воспитанников – положительная динамика, у 11% - без изменений.
Документы нормативно - правовой базы.
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ « Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН».2.4.1.2660-10
Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
Приказ Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования РФ « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации».
Приказ Министерства Образования РФ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
Приказ Министерства Образования «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Письмо Министерства Образования «О проведении Всероссийского дня здоровья детей»
Письмо Министерства Образования «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Литература
1. Ермалаева М.Г. «Игра в образовательном процессе». Спб: СпбАППО, 2007.- 112 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МДОУ
Ф. тель-логопед Л
В мдоу В мдоу
2. Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
3. Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
4. Дубровская Ю.А., Крупин Д.В., Пулукчу А.И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009-с.42-50.
5. Дубровская Ю.А., Крупин Д.В. Инновационная технология Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как способ решения проблемы интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Армавир, 2009.-с.31-33.
6. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Пулукчу А.И., Крупин Д.В. Дыхание по Сметанкину: метод биологической обратной связи для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. Польша: 2009.
г. Лабытнанги
2013 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
| Исполнители: педагог-психолог О.И. Дубяга учитель-логопед Н. Ф. Лисняк |