СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхание - энергия жизни. Методические рекомендации.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности.

Просмотр содержимого документа
«Дыхание - энергия жизни. Методические рекомендации.»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности.

Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть, развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности.

В России был изобретён прибор, с помощью которого оздоровительное дыхание стало доступно всем. Научившись пользоваться этим дыханием, больной человек может избавиться от своего недуга, а здоровый человек с его помощью научиться сохранять и укреплять данный ему с рождения бесценный дар - здоровье. Диафрагмально-релаксационное дыхание дано человеку самой природой. В нашем детском саду освоена и применяется на практике здоровьесберегающая технология БОС – биологическая обратная связь - для формирования, тренировки и закрепления диафрагмально – релаксационного типа дыхания у детей. Уже пятый год БОС позволяет добиться оптимальной синхронизации работы дыхательной и сердечно – сосудистой систем, что способствует оздоровлению всего организма, профилактике простудных заболеваний, формированию длительного и плавного речевого выдоха. Познакомившись с новой технологией, возник вопрос: «С чего начинать?»

Учитель-логопед и педагог-психолог совместно разработали программу "Здоровейка" по внедрению здоровьесберегающей технологии в ДОУ с учётом возрастных особенностей детей. Цель этой программы: «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников МДОУ». Составили годовой план, где отразилась вся работа по здоровьесберегающей технологии. Разработали конспекты подгрупповых занятий, изготовили наглядные пособия.

Занятия посещают часто болеющие дети, а так же по желанию родителей. А как же остальные дети? Мы решили проводить 5 вступительных занятий для всех детей. Целью этих занятий является ознакомление детей с диафрагмально-релаксационным дыханием, его значением для здоровья человека, стимулирование желания воспитанников вести здоровый образ жизни, расширение знаний о себе и окружающем мире. После курса проведённых занятий у детей снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается самочувствие, сон, работоспособность, настроение, проходит общее оздоровление организма.

Особое место в проведении занятий должно отводиться мотивации, формирующей у детей полезные привычки на основе более осознанного отношения к здоровому образу жизни. Занятия проводятся в форме игры, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. При красивой и доступной наглядности можно добиться успеха в формировании у детей определённого понятия, умения и навыка. Чтобы интересней и разнообразней были занятия, мы сами придумываем игры, дидактические пособия.

Применение игры и игровых сюжетов с целью оздоровления и повышения мотивации детей дошкольного возраста, это необходимое условие для реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина «БОС-ЗДОРОВЬЕ» в образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Мы применяем игры и игровые ситуации на подгрупповых занятиях с целью научить диафрагмально-релаксационному дыханию, дать элементарные знания о строении и функции дыхательной системы организма человека, прививать желание вести здоровый образ жизни, Например, такие игры, «Куда пойдём?», «Давай познакомимся», «Наш моторчик». В процессе этих игр дети наглядно знакомятся с работой своих лёгких и сердца, закрепляют знания об охране и укреплении своего здоровья, у детей появляется желание вести здоровый образ жизни.

  1. Игра «Давайте познакомимся»

Цель игры: познакомить с персонажем игры – «Побосиком», с работой дыхательной системы человека и правильным дыханием, развивать мышление и речь, воспитывать желание вести здоровый образ жизни, быть доброжелательным.

Материал: игрушка – «Побосик».

Ход игры: играющие становятся в круг, игрушка «Побосик» в руках у ведущего. «Побосик» знакомится с каждым играющим.

  1. Игра «Куда пойдем?»

Цель игры: выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих, формирование у детей понятия о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, закрепление знаний об охране и укреплении своего здоровья, воспитывать желание у детей вести здоровый образ жизни.

Оборудование: декорация на полотне с изображением двух замков (серый, розовый), картинки с изображением (что хорошо?, что плохо?)

Ход игры: на картине изображен камень, от которого ведут тропинки к двум замкам. Играющие по очереди берут картинки и размышляют, на какую дорожку необходимо ступить. В конце игры дети сами подводят итог.

  1. Игра «Наш моторчик»

Цель: закреплять знания детей о строении и функции дыхательной и сердечно- сосудистой системе человека, активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, развитие психических процессов и речи, воспитывать желание укреплять свое здоровье.

Оборудование: «сердце» из ткани.

Ход игры: играющие становятся в два круга (большой, маленький), стоящие в большом круге – это легкие, в малом – сердце. По сигналу ведущего играющие изображают «работу» сердца и легких.

















Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

по здоровьесберегающей технологии «БОС-ЗДОРОВЬЕ»


Занятие № 1.

Тема: Беседа о здоровом образе жизни.

Цель: 1. Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих.

2. Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни.

3. Развитие психических процессов (мышления, памяти), речи.

4. Закрепление знаний об охране и укреплении своего здоровья.

5. Воспитание желания у детей вести здоровый образ жизни.

Материал: коллаж «Страна Грусть» и «Страна Радость», нарисованный камень, кукла доктор Айболит, запись музыкального сопровождения на занятии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог:

- Ребята, мы сегодня с вами будем путешествовать. Закройте глаза, мы отправляемся в путь.

И посмотрите, куда мы попали. (Дети открывают глаза) Что это? …. А здесь? (Коллаж о здоровом образе жизни и наоборот). Карты этих двух стран похожи на силуэт человека.

- Что на этой карте изображено? (Дождь, пустыня, слёзы, темно и т.д.)

-А на этой?

- Я поняла. Это страна «Грусть», а это страна «Радость».

Педагог:

- Что делать? Сейчас я позвоню … А знаете кому?

- …Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица..

- Правильно, ребята. Это доктор Айболит. (Звонит по телефону).

- Ребята, вот он к нам и пришёл добрый Доктор Айболит.

Айболит:

- Здравствуйте ребята! Вам нужна моя помощь? Но сначала я хочу спросить у вас – знаете ли вы, что такое быть здоровым?

А что нужно для этого делать? (ответы детей)

2. Игра: «Куда пойдем».

К картам стран на наборное полотно выставляется нарисованный камень с надписью: «Налево пойдёшь – здоровье приобретёшь, а направо пойдёшь – заболеешь и пропадёшь».

Педагог:

- А теперь, ребята, подойдите к камню и решите, в какую сторону вы хотели бы пойти (Дети выставляют картинки влево или вправо).

- Итак, ребята, вы выбрали здоровый образ жизни. Молодцы.

Вы растёте. И ещё будете расти. И всё это время в вас будет накапливаться сила и здоровье, чтобы их хватило на всю жизнь. В этом вам помогает ещё и зарядка.

3.Физкультминутка.

Трали-вали, тили – тили,

Головою покрутили,

Потянули руки вверх,

Прочь все жалобы и стоны,

Ну-ка, в стороны наклоны,

Наклоняемся к носкам,

Руки вверх, теперь вперёд,

Выдыхаем через рот,

Поднимаем, опускаем,

А теперь трудней заданье,

Начинаем приседанье,

Сели – встали, сели – встали,

Тили – тили, трали-вали.

Хорошо! Теперь все вместе

Начали прыжки на месте.

Очень славные прыжки,

Переходим на шажки.


4. Игра: «Хорошо – плохо».

Я буду называть действия человека, а вы будьте внимательны и когда они полезные, то хлопнете в ладоши, а когда вредные - топнете ногой.

- Лежать на диване.

- Читать книгу

- Кушать чипсы

- Делать зарядку

- Умываться

- Ходить грязным

- Пить соки

- Грызть карамель

- Делать уборку

- Мыть руки перед едой

- Грустить, плакать

- Петь песни

5. «Расслабление мышц рук»

И.п. – сидя, упор на спинку стула.

«Все умеют танцевать, прыгать, бегать и играть.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая:

Замедляется движение и становиться понятно – расслабление приятно.»

Итог занятия.

Занятие № 2.

Тема: Путешествие в страну «Здоровейка».

Цель: 1. Продолжать формировать у детей понятие о здоровом образе жизни.

2.Активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.

3.Закреплять знания у детей о здоровом образе жизни.

4.Развивать психические процессы (память, мышление).

5. Развивать речь детей.

6. Закреплять знания об охране и укреплении своего здоровья.

7.Воспитывать желание у детей вести здоровый образ жизни.

Материал: «Волшебный цветок», демонстрационная картинка «Тётушка Совунья»,

коллаж, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог:

- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел сегодня в гости.

Сова:

- Здравствуйте, ребята! Позвольте представиться, я - Тётушка Совунья. У нас в лесу только и говорят, что о здоровом образе жизни. Кто-то где-то услышал такие слова, а никто толком и не знает, что это такое – здоровый образ жизни? Я подумала, где как не в детском саду мне дадут ответ на этот вопрос.

2. Показ слайдов.

Педагог:

- Ребята, давайте поможем Тётушке Совунье. Давайте отправимся с вами в страну «Здоровейка». Приглашаем и тебя, с нами в путешествие.

- Послушай, Тётушка Совунья, что такое здоровый образ жизни.

(Речевое сопровождение показа слайдов).

3. Игра «Волшебный цветок».

Педагог:

- Ребята, давайте поиграем в игру. Игра называется «Волшебный цветок». Дети отвечают на вопрос как отличить здорового человека от больного. Педагог на фланелеграфе выкладывает серединку цветка, а дети отвечают и выкладывают разноцветные лепестки цветка.

Сова:

- Ой, какой красивый получился цветок!

4. «Правила здоровья».

Педагог:

Всем, ребята, надо знать,

Как здоровье сохранять.

Чтоб Простуда – Тетка злая-

Не мешала вам играть!

Чтоб коварный Дядька Стресс

К вам с болезнями не лез.

Чтоб детей Каприза с ленью

Не смогли б заколдовать.

Нужно срочно научиться

Правильно кушать и дышать.

5.Физкультминутка.

Скажем нашей каше - да!

Вот полезная еда:

Пшёнка, гречка и овсянка,

Каша рисовая, манка.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо с кашею дружить!

Пусть будут на обеденном столе

Свекла, капуста и морковь, пюре,

Ещё котлетки, и, конечно, рыба,

И хлеб. Ему – отдельное спасибо.

Молоко коровье, творожок

Полезны также для тебя, дружок!

6.Упражнение «Олени»:

(Руки над головой, крест накрест. Пальцы растопырены - одна давит на другую. Повторить 3 - 4 раза).

«Посмотрите, мы олени.

Рвется ветер нам на встречу.

Ветер стих, расправим плечи.

Руки снова на колени. А теперь немного лени».

Итог занятия.

- Дети, о чём сегодня мы с вами говорили на занятии?

- Тётушка Совунья, ты всё поняла о здоровом образе жизни?

Сова:

- Да, ребята, я всё поняла. Теперь я полечу в лес и расскажу всем о том, как быть здоровым.

Педагог:

- Тётушка Совунья, возьмите с собой вот этот волшебный цветок. Он тебе поможет.

Сова:

- Спасибо вам, ребята! (Сова улетает).

Педагог:

- Ребята, дома с родителями нарисуйте всё, что относится к здоровому образу жизни. Мы отправим потом эти рисунки Тётушке Совунье. Пусть она раздаст их своим друзьям.


Занятие № 3.

Тема: Сердце и лёгкие – друзья. Встреча с Побосиком.

Цель: 1. Формирование знаний о сердце и дыхательной системе человека.

2. Развитие мышления и речи детей.

3. Дать знания о взаимосвязи работы сердца и лёгких.

4.Мотивация к познанию своего организма.

Материал: лесенка «Здоровья», музыкальные отрывки, картинки, силуэт здорового человека.

Ход занятия.

1.Повторение пройденного материала.

Педагог:

- На предыдущем занятии мы с вами путешествовали в страну «Здоровейка».

Перед вами лесенка «Здоровья». На самой высокой ступеньке стоит здоровый человек. Расставим картинки по ступенькам так, чтоб видно было, что нужно для того, чтобы здоровым человеком.

- Я хочу добавить: чтобы быть здоровым, нужно уметь ещё и правильно дышать. Ведь легко свалиться с этой лесенки и превратиться в больного и несчастного человека.

2.Объявление новой темы.

Педагог:

–Ребята, человек может долго не пить?

- Долго не есть?

- Не спать?

- А долго не дышать?

- Ребята, зажмите нос пальчиками. Мы сможем дышать?

-Значит, без дыхания ни минуты не прожить человеку?

- Как мы дышим?

- Что нам помогает дышать?

- Правильно. Воздух через рот попадает куда?

3.Отгадывание загадки.

Педагог:

- Отгадайте загадку:

Две большие губки,

Нет покоя ни минутки.

Очень – очень лёгкие

И зовутся ….(лёгкие).

4. Игра «Как дышат лёгкие»

- Давайте покажем, как работают лёгкие. (Дети становятся в круг. На вдох – расходятся, а на выдох – сходятся в круг).

Педагог: - Наше сердце откликается на каждый вдох и выдох. Если вы попрыгаете или побегаете, то сердце будет чаще стучать. Дыхание станет частым. Если вы простудились, то сердце и лёгкие перестают работать дружно. Но вы можете научиться беречь эту дружбу.

5. Знакомство с Побосиком.

- Ребята, для этого к нам сегодня пришёл вот такой интересный человечек. Зовут его Побосик. Он научит вас правильно дышать. (Побосик шепчет педагогу что-то).

Педагог:

- Ребята, Побосик попросил меня показать вам, как правильно дышать. Он посидит в сторонке и проследит, у всех ли правильно получается.

6. Практическое обучение диафрагмальному дыханию.

Педагог:

- Сядьте удобно. Выпрямите спинку. Положите руку на живот. Когда воздух вдыхаем, то живот надувается как шарик, а при выдохе – « шарик спускается». Давайте попробуем.

Сначала вдох.

Воздух через нос легко вдыхается

И животик, словно шарик, надувается.

Здорово, да?

Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот.

И сдувается, как шарик, наш живот.

Запомни золотое правило дыхания!

На вдохе животик округляется, а на выдохе –

Делается плоским и даже втягивается в себя.

Побосик:

- Молодцы, ребята! Ещё раз дружно покажите. Правильно.

7. Упражнение «ШАРИК»:

Цель – расслабление мышц живота.

(И.п. – сидя, руки на животе.)

«Вот как шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышим легко, ровно, глубоко».

Итог занятия.


Занятие № 4.

Тема Правильно дышать – значит быть здоровым.

Цель: 1. Продолжать формировать у детей понятие здорового образа жизни.

2. Закреплять знания детей о строении и функции дыхательной и сердечно - сосудистой системе человека.

3. Продолжать формировать навыки правильного дыхания.

4. Развивать психические процессы, речь.

5. Воспитывать желание укреплять своё здоровье.

Материал: карточки с картинками, демонстрационная картинка «Побосик», картинки «Лёгкие» и «сердце», музыкальные отрывки.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог:

- Ребята, мы с вами продолжаем говорить о здоровом образе жизни.

Возьмите карточки, посмотрите, что на них нарисовано. У кого на картинке нарисовано то, что полезно для здоровья человека, станьте вправо, у кого то, что вредно – влево.

- Молодцы. Вы правильно определили, что вредно, а что полезно для человека.

2. Игра «Хорошо – плохо».

Я называю действия человека, а вы слушаете и определяете, что делать. Если я называю полезное для человека – хлопаете в ладоши, если называю вредное – показываете кулаки с вытянутыми большими пальцами вниз.

- Заниматься физкультурой;

- ходить грязным;

- лежать долго на диване;

- закаляться;

- ходить гулять;

- мыть руки перед едой;

- долго смотреть телевизор;

- грызть чупа-чупс;

- быть грустным;

- капризничать;

- есть овощи и фрукты;

- быть опрятным;

- есть сухарики и чипсы.

3. Игра «Лёгкие и сердце».

Педагог:

- Что помогает нам дышать?

- Давайте поиграем в игру «Лёгкие и сердце». Когда я говорю »лёгкие», то вы показываете, как надуваются лёгкие, а когда я говорю – сердце – вы стучите ногами тук-тук.

4.Повторное обучение навыкам правильного дыхания.

Педагог:

– Побосик пришёл опять к нам, чтобы напомнить о правильном дыхании. Покажем ему, как мы научились правильно дышать. Сядьте ровно. Положите руку на живот и дышим.

Побосик проговаривает слова «вдох» и «выдох», а дети выполняют.

5. Упражнение «ШТАНГА» (Расслабление корпуса)

(И.п. – стоя, имитируя подъем штанги и держат, затем бросают.)

«Мы готовимся к рекорду.

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем.

Крепко держим и бросаем».

Итог занятия.


Занятие №5.

Тема: Умеем управлять собой.

Цель: 1. Закреплять знания детей о здоровом образе жизни, дыхательной системе человека, правильном дыхании.

2.Закреплять навыки правильного дыхания.

3.Развивать психические процессы и речь.

4.Продолжать воспитывать желание укреплять свой организм.

Материал: музыкальные отрывки произведений, демонстрационная картинка «Побосик», картинки «Страх», «Радость».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог:

– В каких странах мы с вами побывали на наших занятиях?

– Чему мы с вами научились?

– Давайте повторим, что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым?

– Зачем человеку правильное дыхание?

- Почему необходима дружба лёгких и сердца?

- Вы правильно ответили на все вопросы.

- Значит: наше дыхание связано с сердцем. Через дыхание мы можем управлять работой сердца.

Сердце очень трудолюбиво и работает без остановки, как моторчик. 100000 раз в день оно произносит тук-тук.

- Устаёт ли наше сердце?

2. Игра «Работа сердца».

- Давайте покажем правой рукой – как работает сердце в спокойном состоянии, а левой - как в напряжении.

-Когда сердцу работается легче?

- Можно научиться управлять собой?

- Давным-давно был открыт секрет правильного дыхания, при помощи которого человек может управлять работой сердца, то есть заставлять его работать спокойно.

3.Физкульминутка «Караблик».

«Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать.

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем».

4. .Игра. «Вдох – выдох».

Дети стоят в шеренге. На слова ведущего «вдох» дети «надувают животик», вытягивая линию в дугу. В это время ребёнок-«сердце» шагает на месте. На слова «выдох» дети делают 4 шага назад, стают в исходное положение.

Потом усложняем игру. Ведущий говорит: «Покой»- дети делают предыдущее упражнение. На команду «напряжение» шеренга «дышит» чаще и «сердце» стучит сильнее. Действия чередуются.

5. Упражнение «Любопытная Варвара»

(Расслабление мышц шеи).

(Смотрит медленно - налево, направо, вниз, вверх)

«Любопытная Варвара, смотрит влево, смотрит – вправо.

А потом опять вперед, тут немножко отдохнет.

Смотрит - вверх и смотрит - вниз.

Мышцы шеи напряглись.

Возвращается обратно – расслабление приятно».

Итог занятия.


Дети с большим интересом ждут занятия с Побосиком.

Мы считаем, что, дети обладающие навыками этого дыхания, забудут о простудах, а в будущем это умение убережёт от самых серьёзных заболеваний. Подводя итоги работы с детьми подготовительных групп за четыре года, получились следующие результаты:

- 2008-2009 уч. год у 50% воспитанников – положительная динамика, у 50% - без изменений;

- 2009-2010 уч. год у 80% воспитанников – положительная динамика, у 20% - без изменений;

- 2010-2011 уч. год у83% воспитанников – положительная динамика, у 17% - без изменений;

- 2011-2012 уч. год у 89% воспитанников – положительная динамика, у 11% - без изменений.


Документы нормативно - правовой базы.

    1. Закон РФ «Об образовании».

    2. Закон РФ « Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН».2.4.1.2660-10

    3. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

    4. Приказ Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования РФ « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации».

    5. Приказ Министерства Образования РФ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».

    6. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

    7. Приказ Министерства Образования «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

    8. Письмо Министерства Образования «О проведении Всероссийского дня здоровья детей»

    9. Письмо Министерства Образования «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».




Литература

1. Ермалаева М.Г. «Игра в образовательном процессе». Спб: СпбАППО, 2007.- 112 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МДОУ

Ф. тель-логопед Л

В мдоу В мдоу

2. Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.

3. Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.

4. Дубровская Ю.А., Крупин Д.В., Пулукчу А.И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009-с.42-50.

5. Дубровская Ю.А., Крупин Д.В. Инновационная технология Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как способ решения проблемы интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Армавир, 2009.-с.31-33.

6. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Пулукчу А.И., Крупин Д.В. Дыхание по Сметанкину: метод биологической обратной связи для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. Польша: 2009.






г. Лабытнанги

2013 год




 

Дыхание – энергия жизни.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ









Исполнители:

педагог-психолог О.И. Дубяга

учитель-логопед Н. Ф. Лисняк




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!