Конспект по изобразительному искусству 3 класс «Искусство в твоем доме» тема «Твои игрушки»
Фамилия Имя Отчество Скопа Лада Валерьевна
Место работы МАОУ «Школа 58»
Должность Учитель изобразительного искусства
Предмет Изобразительное искусство
Класс 3 класс 1 четверть.
Базовый учебник: Неменская Л.А. «Искусство вокруг нас» 2018год
В этом классе расширяется круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнь в разных жизненных пространствах: дом, улица, общественные места, места для зрелищ.
Ведь вся окружающая действительность наполнена предметами материальной культуры, которых мы порой просто в повседневной жизни и не замечаем. Их то мы и рассматриваем и изучаем постепенно, изменяя знания об окружающем ребенка мире. Делая их понятнее и интереснее.
Цель и задачи урока
Цель: сформировать эмоционально-ценностное отношение к традициям народа, дать представления о понимании красоты и самобытности народной культуры.
Задачи: обучающие : научиться использовать изучаемые приемы владения карандашом и кистью
- применять полученные знания при выполнении самостоятельной работе на уроке
развивающие : способствовать развитию творческого воображения и фантазии по те
побудить к исследовательской деятельности в изучении основ традиционных художественных промыслов нашего народа
применять навыки в построении композиции в начале работы
воспитательные : увидеть и оценить народные промыслы как корни своей страны и культуры
Урок 1 (из двух запланированных по этой теме) : «Твои игрушки» ( изучение и создание народных формы в материале).
Эта тема о самых дорогих и близких для ребенка предметах искусства в доме человека - его игрушкам.
Игрушки могут быть самые разнообразные: мягкие игрушки, резиновые, заводные, сборные с дистанционным управлением, сувениры, стоящие на полках шкафов, самодельные- сделанные руками самого ребенка или в содружестве с взрослыми.
Если предложить ребятам рассмотреть дома свои игрушки многие захотят их принести в класс и рассказать о ней. Тогда на уроке можно устроить кукольный ВЕРНИСАЖ- настоящий праздник игрушек, где в устной форме учащиеся кратко расскажут о соей игрушке.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: учащихся фронтальная и индивидуальная в практической части
Необходимое техническое оборудование: доска с иллюстрациями по теме промыслов, компьютер, проектор, фигурка, слепленная заранее на столе учителя
Материалы и инструменты для учащихся: листы картона, глина( емкость для воды и тряпочка для рук) или пластилин, стеки
Этапы урока:
1.Орг.момент ....................................................................................................1мин
2.Повторение материала по изучаемой теме..................................................4мин
3. Мотивация (проблемная ситуация).............................................................2мин
4. Постановка учебной задачи.........................................................................9мин
5. Формирование новых знаний...................................................................23мин
6. Итоги урока(рефлексия)..............................................................................4мин
7. Задание на дом.............................................................................................2мин
Структура и ход урока:
1.Организацирнный момент
На столах проверяется подготовка к практической части задания.
Эмоциональное восприятие материала урока.
Актуализация всей деятельности учеников.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Сейчас посмотрим, все ли у вас приготовлено к уроку на рабочем столе .
Проверка домашнего задания.
Домашнее задание звучало так:
Рассмотрите внимательно игрушки, которые есть у вас дома.
Выберите из них самую любимую игрушку.
-Почему она больше всего нравится тебе, из чего она сделана, как украшена?
2.Историческая справка. Как возникла игрушка?
Что мы знаем об игрушках?
Где они появились?
Кто в них играл?
Одинаковые ли были игрушки у богатых и простых людей?
С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия сделанных из природных материалов.
Игрушкам придавалось магическое значение.
Известны игрушки Древнего Египта- куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи и др.( им 3000лет до н.э.)
В Греции и Риме(в детских погребениях античности) обнаружены игрушки из слоновой кости, янтаря: куклы, марионетки, фигурки животных. Уже в то время по заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали из серебра и мрамора игрушки с заводными механизмами.
В Афинах и Риме была торговля и простыми игрушками: волчками, мячами, деревянными подвижными игрушками, куклами .
На территории нашей страны найдены (2000лет до н.э.) погремушки и сосуды из косточек, свистульки, куклы(10-18вв.)
Европа (16в.)- появляются игрушки для детей феодалов с небывалой роскоши декорированные - куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости.
Для простого народа делали игрушки дешевые из дерева и гипса.
Игрушки, в зависимости от материала, из которого они сделаны делятся на: деревянные, металлические, мягкие (из тканей), из папье-маше (сегодня-это театральные куклы), стеклянные (елочные или выставочные).
3.Наш сегодняшний урок мы посвятим народному промыслу о котором каждый слышал- это Дымковская игрушка
Дымковской слободе почти 500лет. Она расположена на берегу реки Вятки, близ города Вятки.
Местные жители промышляли заготовкой рыбы для чего и делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняную игрушку для себя и на продажу лепили женщины и дети.
Чаще всего это были свистульки, для местного народного праздника- Свистопляски, а позже известного под другим названием- Свистунья.
Свист - главная особенностью и общее развлечением этого праздника. После окончания праздника глиняные расписные игрушки ставили в окна между рамами до следующего года.
В зимние вечера из заготовленного материала (пластов глины) и лепились всевозможные фигурки вместе с ребятишками, приучая детей к труду, аккуратности ,правильному порядку действий и конечному результату их труда- игрушке.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в то, что хотелось мастерице- уточку, лошадку, собачку, фигурку кухарки, няньки ,солдата.
А вот много позднее стали делать мастера целые композиции: катание компании в санях, музыканты с медведем, праздничные пляски.
Представьте, что сейчас мы оказались в художественной мастерской дымковской игрушки.
Что мы увидим.?
-Груды глины. -Мешки с мелом.
-Подставка с красками.
- Ячейки с сырыми яйцами.- Молоко в кувшине.
Смотрите как со стороны все просто. Особенно когда наблюдаешь за работой мастерицы.
Она отщипнула от глины кусочек- раскатала его колбаской,
вот взяла глины побольше, раскатала в лепешку- вот свернула лепешку воронкой - оказалась это юбочка.
Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки.
На голову налепила треугольный платок приделала крохотный носик - пуговку и готовую поставила фигурку сушиться на столе или лавке.
Много глиняных влажных фигурок сохнет и ждут своего часа для обжига в печи. Сейчас- то в мастерских современные специальные печи обжига- муфельные. А раньше игрушки закаляли в русских печах. Из печи они вынимались закаленные, крепкие, звонкие как стеклянные.
Потом разводят на молоке мел и белят обожженные игрушки. Дымковская игрушка всегда радует глаз белоснежным фоном.
Пора теперь и расписывать игрушки.
Узор очень простой: кружочки, прямые и волнистые полоски клеточки, пятна, точки. А краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Вот и получается пестро, весело от такой радуги красок на фигурках! Последняя самая хитрая работа -«сажать золото». Девушка легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: людям на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и на яблоки. душе глядя на такие игрушки становится радостно и празднично!
При рассказе об игрушках учителем идет просмотр слайдов на экране и ученики рассматривают игрушки, высказываются по форме и узорам на них , сравнивают игрушки ,видят особенности работы умельцев - их сказочные образы, индивидуальный мотив декорирования и фантазию в исполнении каждой фигурки- ее непохожесть в мелочах.
4.Практическая работа.
Начинаем практическую нашу работу с выбора формы игрушки для лепки.
Формой ваши игрушки могут быть самыми разными . При работе можно и нужно пользоваться стеками.
Лепят учащиеся фигурки из одноцветного пластилина или из глины методом вытягивания, начиная с больших форм, постепенно переходя на деталировку. На это нужно все время обращать внимание - от общей массы к мелочам.
Во время работы учащихся надо еще раз показать некоторые слайды или рассмотреть сами игрушки. Напомнить о работе сначала с большими формами, а потом оформлением заниматься деталей.
По мере готовности игрушки выставляются на столы на картонках с подписью.
5.Задание на дом:
Поискать в интернете с родителями примеры игрушек других народных промыслов, постараться что-нибудь узнать о самих промыслах дополнительно к тому, о чем говорилось на уроке.
Зарисовать на листе понравившиеся узоры.
В конце занятия (после уроков) учитель покрывает игрушки водоэмульсионной краской, подготавливая к дальнейшей росписи.