СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дымковская глиняная игрушка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка у младших классов одно из любимых занятий. Ребят еще не смущают испачканные руки и иногда не очень аккуратный результат. Но надо к этому стремиться.

Просмотр содержимого документа
«Дымковская глиняная игрушка»



Конспект по изобразительному искусству 3 класс «Искусство в твоем доме» тема «Твои игрушки»

Фамилия Имя Отчество Скопа Лада Валерьевна

Место работы МАОУ «Школа 58»

Должность Учитель изобразительного искусства

Предмет Изобразительное искусство

Класс 3 класс 1 четверть.

Базовый учебник: Неменская Л.А. «Искусство вокруг нас» 2018год

В этом классе расширяется круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнь в разных жизненных пространствах: дом, улица, общественные места, места для зрелищ.

Ведь вся окружающая действительность наполнена предметами материальной культуры, которых мы порой просто в повседневной жизни и не замечаем. Их то мы и рассматриваем и изучаем постепенно, изменяя знания об окружающем ребенка мире. Делая их понятнее и интереснее.

Цель и задачи урока

Цель: сформировать эмоционально-ценностное отношение к традициям народа, дать представления о понимании красоты и самобытности народной культуры.

Задачи: обучающие : научиться использовать изучаемые приемы владения карандашом и кистью

- применять полученные знания при выполнении самостоятельной работе на уроке

развивающие : способствовать развитию творческого воображения и фантазии по те

побудить к исследовательской деятельности в изучении основ традиционных художественных промыслов нашего народа

применять навыки в построении композиции в начале работы

воспитательные : увидеть и оценить народные промыслы как корни своей страны и культуры

Урок 1 (из двух запланированных по этой теме) : «Твои игрушки» ( изучение и создание народных формы в материале).

Эта тема о самых дорогих и близких для ребенка предметах искусства в доме человека - его игрушкам.

Игрушки могут быть самые разнообразные: мягкие игрушки, резиновые, заводные, сборные с дистанционным управлением, сувениры, стоящие на полках шкафов, самодельные- сделанные руками самого ребенка или в содружестве с взрослыми.

Если предложить ребятам рассмотреть дома свои игрушки многие захотят их принести в класс и рассказать о ней. Тогда на уроке можно устроить кукольный ВЕРНИСАЖ- настоящий праздник игрушек, где в устной форме учащиеся кратко расскажут о соей игрушке.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: учащихся фронтальная и индивидуальная в практической части

Необходимое техническое оборудование: доска с иллюстрациями по теме промыслов, компьютер, проектор, фигурка, слепленная заранее на столе учителя

Материалы и инструменты для учащихся: листы картона, глина( емкость для воды и тряпочка для рук) или пластилин, стеки

Этапы урока:

1.Орг.момент ....................................................................................................1мин

2.Повторение материала по изучаемой теме..................................................4мин

3. Мотивация (проблемная ситуация).............................................................2мин

4. Постановка учебной задачи.........................................................................9мин

5. Формирование новых знаний...................................................................23мин

6. Итоги урока(рефлексия)..............................................................................4мин

7. Задание на дом.............................................................................................2мин

Структура и ход урока:

1.Организацирнный момент

На столах проверяется подготовка к практической части задания.

Эмоциональное восприятие материала урока.

Актуализация всей деятельности учеников.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Сейчас посмотрим, все ли у вас приготовлено к уроку на рабочем столе .

Проверка домашнего задания.

Домашнее задание звучало так:

Рассмотрите внимательно игрушки, которые есть у вас дома.

 Выберите из них самую любимую игрушку.

 -Почему она больше всего нравится тебе, из чего она сделана, как украшена?

2.Историческая справка. Как возникла игрушка?

Что мы знаем об игрушках?

Где они появились?

Кто в них играл?

Одинаковые ли были игрушки у богатых и простых людей?

С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия сделанных из природных материалов.

Игрушкам придавалось магическое значение.

Известны игрушки Древнего Египта- куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи и др.( им 3000лет до н.э.)

В Греции и Риме(в детских погребениях античности) обнаружены игрушки из слоновой кости, янтаря: куклы, марионетки, фигурки животных. Уже в то время по заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали из серебра и мрамора игрушки с заводными механизмами.

В Афинах и Риме была торговля и простыми игрушками: волчками, мячами, деревянными подвижными игрушками, куклами .

На территории нашей страны найдены (2000лет до н.э.)  погремушки и сосуды из косточек, свистульки, куклы(10-18вв.)

Европа (16в.)- появляются игрушки для детей феодалов с небывалой роскоши декорированные - куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости.

Для простого народа делали игрушки дешевые из дерева и гипса.

Игрушки, в зависимости от материала, из которого они сделаны делятся на: деревянные, металлические, мягкие (из тканей), из папье-маше (сегодня-это театральные куклы), стеклянные (елочные или выставочные).

3.Наш сегодняшний урок мы посвятим народному промыслу о котором каждый слышал- это Дымковская игрушка

Дымковской слободе почти 500лет. Она расположена на берегу реки Вятки, близ города Вятки.

Местные жители промышляли заготовкой рыбы для чего и делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняную игрушку для себя и на продажу лепили женщины и дети.

Чаще всего это были свистульки, для местного народного праздника- Свистопляски, а позже известного под другим названием- Свистунья.

Свист - главная особенностью и общее развлечением этого праздника. После окончания праздника глиняные расписные игрушки ставили в окна между рамами до следующего года.

В зимние вечера из заготовленного материала (пластов глины) и лепились всевозможные фигурки вместе с ребятишками, приучая детей к труду, аккуратности ,правильному порядку действий и конечному результату их труда- игрушке.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в то, что хотелось мастерице- уточку, лошадку, собачку, фигурку кухарки, няньки ,солдата.

А вот много позднее стали делать мастера целые композиции: катание компании в санях, музыканты с медведем, праздничные пляски.

Представьте,  что сейчас мы оказались в художественной мастерской дымковской игрушки.

Что мы увидим.?

-Груды глины. -Мешки с мелом.

-Подставка с красками.

- Ячейки с сырыми яйцами.- Молоко в кувшине.

Смотрите как со стороны все просто. Особенно когда наблюдаешь за работой мастерицы.

Она отщипнула от глины кусочек- раскатала его колбаской,

вот взяла глины побольше,  раскатала в лепешку- вот свернула лепешку воронкой - оказалась это юбочка.

Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, вылепила ведерки.

На голову налепила треугольный платок приделала крохотный носик - пуговку и готовую поставила фигурку сушиться на столе или лавке.

Много глиняных влажных фигурок сохнет и ждут своего часа для обжига в печи. Сейчас- то в мастерских современные специальные печи обжига- муфельные. А раньше игрушки закаляли в русских печах. Из печи они вынимались закаленные, крепкие, звонкие как стеклянные.

Потом разводят на молоке мел и белят обожженные игрушки. Дымковская игрушка всегда радует глаз белоснежным фоном.

Пора теперь и расписывать игрушки.

Узор очень простой: кружочки, прямые и волнистые полоски клеточки, пятна, точки. А краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Вот и получается пестро, весело от такой радуги красок на фигурках! Последняя самая хитрая работа -«сажать золото». Девушка легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: людям на кокошники и шляпы, петухам на гребешки, оленям на рога, волшебным деревьям на ствол и на яблоки. душе глядя на такие игрушки становится радостно и празднично!

При рассказе об игрушках учителем идет просмотр слайдов на экране и ученики рассматривают игрушки, высказываются по форме и узорам на них , сравнивают игрушки ,видят особенности работы умельцев - их сказочные образы, индивидуальный мотив декорирования и фантазию в исполнении каждой фигурки- ее непохожесть в мелочах.

 4.Практическая работа.

Начинаем практическую нашу работу с выбора формы игрушки для лепки.

Формой ваши игрушки могут быть самыми разными . При работе можно и нужно пользоваться стеками.

Лепят учащиеся фигурки из одноцветного пластилина или из глины методом вытягивания, начиная с больших форм, постепенно переходя на деталировку. На это нужно все время обращать внимание - от общей массы к мелочам.

Во время работы учащихся надо еще раз показать некоторые слайды или рассмотреть сами игрушки. Напомнить о работе сначала с большими формами, а потом оформлением заниматься деталей.

По мере готовности игрушки выставляются на столы на картонках с подписью.

 5.Задание на дом:

Поискать в интернете с родителями примеры игрушек других народных промыслов, постараться что-нибудь узнать о самих промыслах дополнительно к тому, о чем говорилось на уроке.

Зарисовать на листе понравившиеся узоры.    

 В конце занятия (после уроков) учитель покрывает игрушки водоэмульсионной краской, подготавливая к дальнейшей росписи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!