СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дымковская игрушка" (проект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: «Народная игрушка»

Разработала: воспитатель дошкольной группы  МАОУ «Лабазинская средняя общеобразовательная школа»  Сапрыкина Ольга Юрьевна

Чем больше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Цели проекта.

1) Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

2) Повысить стремление родителей, дать своим детям необходимые знания о русском народном творчестве.

Задачи проекта.

1) Развивать интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки.

2) Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки.

3) Формировать желание и умение детей и их родителей изготавливать игрушки своими руками.

4) Продолжаем воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.

5) Заинтересовать родителей необходимостью получения и расширения знания о народной игрушке.

6) Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

7) Развивать декоративное творчество детей.

Просмотр содержимого документа
«"Дымковская игрушка" (проект)»

Проект «Дымковская игрушка».

Сапрыкина Ольга Юрьевна, воспитатель дошкольной группы МАОУ «Лабазинская СОШ»


Паспорт проекта

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки проведения: март 20 15– май2015

Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Форма проведения: групповая.

Возраст детей: 6-7 лет

Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративно-прикладным искусством могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Актуальность: приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем селе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Участие детей в проекте поможет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, развить познавательный интерес, сформировать навыки сотрудничества.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

  • развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

  • навыки действовать коллективно;

  • воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Интеграция образовательных областей в реализации проекта:

познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром,

художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка).

Оборудование: глина, синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажная и сухая салфетки, губка, деревянная дощечка, гуашь, иллюстрации и сами дымковские игрушки.

Предполагаемые результаты:

Развитие познавательной активности дошкольников в ходе совместной деятельности с воспитателем и родителями;

- умение отличать дымковскую игрушку от других игрушек,

- знание темы и умение рассказать о происхождении дымковской игрушки,

- создание итогового альбома с отражением поэтапной практической части работы над проектом.



Этапы проекта:

I. Подготовительный, теоретический.

История происхождения дымковской игрушки.

II. Практический этап.

1. Рисование дымковской игрушки.

2. Лепка из глины дымковской игрушки.

3. Роспись дымковской игрушки.

Предварительная работа:

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме«Дымковская игрушка».


2. Чтение сказок на тему ремесел. П. П. Бажов «Каменный цветок».


Презентация проекта: оформление музейного уголка «Дымковские игрушки» , итоговое мероприятие, которое представляют педагог и 1-2 ребёнка от группы.


Содержание проектной деятельности.


I этап. История происхождения дымковской игрушки.

Воспитатель: На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу); далее следуют предполагаемые ответы детей:

гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

Воспитатель: молодцы ребята.

А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки. Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка. Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода», правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста. Лепят эти игрушки из глины. Фигурки могут быть разные: это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.

Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?

Дети: клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые полосочки.

Воспитатель: правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.

Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке.

Дети: десять цветов.

Воспитатель: правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.

Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.

Чтобы погрузить детей в быт, обычаи, колорит того времени, познакомить с деятельностью простого люда, ремеслами, которыми они занимались, педагог обращается к сказке "Хозяйка медной горы".

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами обсудим сказку П. П. Бажова «Хозяйка медной горы».

Чтение отрывков из сказки «Каменный цветок» П. П. Бажова. Читать всю сказку нецелесообразно, так как на это потребуется много времени. Поэтому педагог предварительно дал задание на дом, чтобы эту сказку прочитали родители своим детям дома.

Обсуждение прочитанного произведения.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

Ответы детей.


Просматривание и обсуждение видеофильма о работе мастеров по созданию дымковской игрушки.


II этап. Практический.

1. Рисование и раскрашивание дымковской игрушки на бумаге и

обсуждение рисунков.

Выводы: 1. Для росписи дымковской игрушки используется обширная цветовая гамма: красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.

2. Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер: в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.

3. В росписи используются и различные растительные атрибуты — ростки, зерна, листы, ягоды, цветы.

2. Прослушивание аудиосказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»(Проводится во второй половине дня или перед дневным сном).

3. Лепка дымковской игрушки из глины.

Выводы: 1. Глина должна храниться во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество.

2. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке.

3. Сначала лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и "долепливают" целую фигуру, используя жидкую глину в качестве связующего материала. Следы лепки сглаживаются.

4. Роспись и обсуждение получившихся игрушек.

5. Изготовление альбома (одним ребёнком, отображающего основные этапы проекта.

В данном этапе могут принимать участие 1-2 ребёнка, которые впоследствии и будут защищать свой проект.



III. Заключительный этап. Презентация проекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!