СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дж. Лондон. Слово о писателе. «На берегах Сакраменто». Воспитание смелости и ответственности в рассказе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской  литературы в 6 классе "Дж.Лондон. На берегах Сакраменто"

Просмотр содержимого документа
«Дж. Лондон. Слово о писателе. «На берегах Сакраменто». Воспитание смелости и ответственности в рассказе»

Дж. Лондон. Слово о писателе. «На берегах Сакраменто». Воспитание смелости и ответственности в рассказе

6 класс

Задачи: способствовать расширению и углублению знаний о зарубежной литературе; способствовать развитию познавательного интереса, навыков самоконтроля, активности, коммуникабельности; способствовать воспитанию настойчивости в достижении целей, уважительного отношения друг к другу, умения аргументировать свою точку зрения.

 

                                                 Надо так жить… чтобы самому себя можно… было

                                                  уважать…

                                                                                       М. Горький

Ход занятия

I.                  Оргмомент.

II.              Этап целеполагания.

- Сегодня на уроке вы знакомитесь с совершенно неизвестным вам писателем. Обратите внимание на тему урока и попробуйте сформулировать цели, которые мы вместе с вами будем достигать.

                               (уч-ся формулируют)

- К целям мы ещё вернёмся. Но мне хотелось бы озвучить одну цель, которую я ставлю лично для себя: познакомить вас с личностью этого человека, с произведениями, созданными этим великим писателем и вызвать у вас интерес обязательно к ним обратиться самостоятельно, поскольку это ваша первая и последняя встреча в рамках учебной программы по литературе.

   III. Этап актуализации знаний.

- Итак, Джек Лондон. Настоящее имя – Джон Гриффит Чейни. Родился в Сан-Франциско, США, 12 января 1876 года, умер 22 ноября 1916 года в возрасте сорока лет. Очень короткая жизнь.

- Я просила вас внимательно рассмотреть фотографии, на которых изображён писатель. Что вы можете сказать о человеке, увиденном на фото?

                                   (уч-ся отвечают)

- Да, сейчас, вспоминая о Джеке Лондоне, говорят, что он (открываю надписи под фото слева): один из самых популярных зарубежных авторов; по тиражам в СССР обогнал Г.Х. Андерсена; его творчество очень высоко ценил М. Горький; первый из американских литературных деятелей, кто заработал миллион; в жизни был весёлым и забавным человеком, который всё время улыбался.

- Может сложиться впечатление, что это баловень судьбы. Но так ли это? Что было в жизни этого человека до того, как он стал знаменитым, богатым и популярным? Я хочу познакомить вас с некоторыми эпизодами биографии писателя.

     Мать будущего писателя Флора Веллман, дочь Маршала Веллмана, влиятельного предпринимателя из штата Огайо, увлекалась спиритизмом и утверждала, что духовно связана с индийским вождём. А также страдала нервными срывами и частыми перепадами настроения.

    Отец Уильям Чейни, адвокат, разбирался в математике и литературе, но славился тем, что был одним из самых популярных профессоров магии и астрологии в Америке. Мужчина вёл скитальческий образ жизни и обожал морские путешествия, но астрологии отдавал по 16 часов в день. Ещё до рождения Джека брак его родителей распался.

     После рождения сына Флоре некогда было заниматься воспитанием ребёнка, так как она не отказывала себе в светских мероприятиях, поэтому новорожденный мальчик был отдан на попечительство няньке негритянского происхождения Дженни Принстер, о которой писатель вспоминал как о второй матери.

     Загадочная Веллман даже после рождения сына зарабатывала с помощью спиритических сеансов. В 1876 году за духовной помощью к Флоре обращается Джон Лондон, потерявший жену и сына. Ветеран войны Джон слыл хорошим и добрым человеком, воспитывал двух дочерей и не стеснялся любой работы. После свадьбы Веллман забрала сына в семейство Джона. У мальчика были тёплые отношения с отчимом, Джон старший заменил будущему писателю отца, и юноша никогда не чувствовал себя чужим.

     В 1873 году в Америке начался экономический кризис, из-за которого многие жители страны лишились заработка. Лондоны жили в нищете и путешествовали по городам из штата в штат в поисках лучшей жизни. Маленький Джек не знал, что такое иметь собственные игрушки. Первую рубаху, купленную в магазине, ребёнку подарили, когда ему было восемь лет.

     После скитаний Лондоны поселились в Окленде, в этом городе мальчик пошёл в младшую школу. Будущий писатель привык, что в детстве его называли Джеком, сокращённым именем от Джона. Джек Лондон был самым частым посетителем оклендской библиотеки: каждый день ходил в читальный зал и проглатывал книжки одну за другой. Джеку приходилось рано вставать, чтобы перед уроками успеть поторговать свежей школьной газетой, также он расставлял кегли в кегельбане по выходным и убирал пивные павильоны в парке, чтобы получить хоть какие-то деньги. Когда ему исполнилось 14 лет, он окончил начальные классы, однако продолжить обучение мальчик не смог, так как нечем было платить.

     Да и на занятия у будущего писателя времени не было: в 1891 году кормилец семейства Джон Лондон старший попал под поезд и стал инвалидом. Поэтому юному Джеку  после окончания младшей школы пришлось идти работать на консервную фабрику. За 10-12-ти часовой рабочий день будущий автор бессмертных рассказов получал один доллар.

      Наполненный надеждой покончить с бедностью, 15-летний парень занимает у няни Дженни 300 долларов и покупает подержанную шхуну. «Капитан Джек» собирает пиратскую команду из своих приятелей-подростков и отправляется завоёвывать «устричные территории». Таким образом, Джек и его товарищи воровали моллюсков на частной бухте Сан-Франциско. Команда попала в поле зрения полиции. Он отдал долг няне и распрощался с пиратским делом. Джек полюбил морские приключения, поэтому охотно согласился на службу «рыбацкого патруля», чтобы бороться с браконьерами, а в 1893 году будущий писатель отправляется в первое плаванье к берегам Японии для ловли морских котиков.

    После путешествий по воде Лондону снова пришлось вернуться на должность фабричного рабочего, в 1894 году участвует в походе безработных на Вашингтон, позже молодого парня арестуют за бродяжничество.

  В 19 лет юноша сдал экзамены и поступил в Калифорнийский университет, однако был вынужден оставить учёбу из-за нехватки денег.

    Пробовать себя в роли писателя Лондон начал, ещё находясь на джутовой фабрике: тогда рабочий день продолжался по 13 часов, и времени на рассказы у него не оставалось. В Сан-Франциско местная газета назначила премию за лучший рассказ. Флора подтолкнула сына принять участие, к тому же литературный талант Лондона стал проявляться ещё в школьные годы, когда вместо пения мальчик писал сочинения. Так, зная, что в 5 утра нужно находиться на работе, Джек садится в полночь за написание рассказа, и так продолжалось три ночи. Его работа заняла первое место, а второе и третье достались студентам престижных вузов. После этого случая Лондон всерьёз задумывается о писательской карьере. Он пишет ещё несколько рассказов и отправляет в газету, которая выбрала его победителем, но редакция отказала молодому человеку.

     Тогда надежда вновь покинула молодой талант, и Лондон отправляется разнорабочим на электростанцию. В 1897 Джек Лондон был одержим «золотой лихорадкой» и уехал на поиски драгоценного металла на Аляску. Джеку не удалось добыть золото и обогатиться, к тому же он заболел цингой.

     В 1902 году Джек переезжает в столицу Великобритании, где пишет свои знаменательные рассказы и романы.

- Что же было до того, как пришли известность и богатство?

            (заполняем колонку под фото справа)

- Жизнь, полная испытаний. И, тем не менее, обратите внимание на последнюю запись в колонке слева: «В жизни был весёлым…». Это несмотря на то, что он, по его собственному признанию, всю жизнь боролся со страхом нищеты и безнадёжности. Как сказал о Джеке Лондоне Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке»: « Год, проведённый на севере, укрепил в нём веру в Человека, веру в товарищество, в дружбу, научил его показывать те поразительные высоты, на которые способен подняться человек в борьбе с силами природы и жестокостью социальных условий».

       IV. Операционно-познавательный этап.

- Прежде чем приступить к произведению Джека Лондона, мне хочется прочитать вам притчу «Наберись смелости – сделай попытку».

- А что такое притча? Посмотрите толкование этого слова в рабочих листах.

                 (уч-ся отвечают)

Чтение притчи.

- А теперь обратите внимание на эпиграф к уроку. Что такое эпиграф?

                 (уч-ся отвечают)

- Как вы думаете, как эпиграф и притча связаны с произведением, которое мы сегодня будем обсуждать?

               (уч-ся отвечают)

- Вот у нас с вами наметилась ещё одна цель: доказать, что автор учит нас вере в собственные силы, ответственности за себя и других. Над этим мы и будем работать сегодня и на следующем уроке.

- Конечно, чтобы это понять, нужно не просто знать содержание, но и уметь читать «между строк», уметь «расшифровывать» авторский замысел. Я должна быть уверена, что вы к этому готовы.

- К какому роду литературы принадлежит «На берегах Сакраменто»?

- Определите жанр.

- Вспомните композиционные части рассказа и заполните схему в рабочем листе.

      (уч-ся выполняют и озвучивают результаты)

- А теперь я проверю знание текста. Перед вами лежат иллюстрации к рассказу. Каждая из них пронумерована. Определите, к какому элементу композиции относится каждая из них и внесите в схему на рабочих листах.

- Проверьте правильность выполнения задания.

        (уч-ся самостоятельно сверяют с правильными ответами, записанными на доске)

- Есть ли ошибки? Значит, кому-то нужно перечитать рассказ более внимательно, чтобы быть готовым к анализу произведения.

- Ну а теперь небольшой экзамен.  Каждая группа вытягивает по три вопроса и готовится отвечать. Я называю номер вопроса, а та группа, которой он достался, решает, кто будет отвечать.

1) Как оказалась семья Джерри на руднике «Золотая Грёза»?

2) Чему посвятил жизнь старый Джерри?

3) Что переживает малыш Джерри, оставшись один на руднике?

4) Почему семья Спилленов оказалась на руднике «Золотая Грёза»?

5) Как отнёсся к просьбе Спилленов мальчик?

6) Кто ещё, кроме Джерри и Спилленов, является героем разыгравшейся драмы? Какое место в рассказе ему отводится?

7) Что помогло Джерри одержать победу над разбушевавшейся стихией?

8) Какие чувства он испытывает, пережив драматическую ситуацию?

9) О чём пожалел Джерри, пережив всё случившееся?

      V.  Подведение итогов

- Я вижу, что в содержании рассказа вы ориентируетесь. Но мы с вами говорим о художественном произведении. И очень важно увидеть, как мастерски, образно и красочно автор описал события, состояние природы, внутреннее состояние героев. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

             (выставить и прокомментировать отметки)

    VI. Домашнее задание (прописано в рабочих тетрадях).

1.      Найти в тексте подтверждения ответам на вопросы, с которыми работали на уроке (каждая группа берёт свои вопросы).

2.     Нарисовать рисунки к рассказу.

3.     Сочинение-рассуждение «Что расскажет отцу Джерри?»

(1 задание обязательно для всех; 2, 3 – на выбор)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!