СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Джованни Боккаччо "Декамерон". Композиция. Жанр, сюжеты. Новаторство. Гуманистический пафос .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели уроков:   расширить знания о зарубежной литературе, дать обзор  сборника  новелл «Декамерон», показать значение творчества Боккаччо.

 

Просмотр содержимого документа
«Джованни Боккаччо "Декамерон". Композиция. Жанр, сюжеты. Новаторство. Гуманистический пафос .»

План-конспект урока

по всемирной литературе

для 10 класса

Модуль №2 - Уроки № 8 - 9

Тема: Итальянская литература. «Джованни Боккаччо «Декамерон» (новеллы по выбору). Композиция. Жанр, сюжеты. Новаторство. Гуманистический пафос .

Цели уроков: Общеобразовательные: расширить знания о зарубежной литературе, дать обзор сб. новелл « Декамерон», показать значение творчества Боккаччо,

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к человеческой личности, формирование гуманистического мировоззрения.

Развивающие: способствовать формированию собственного взгляда на текст, совершенствовать умение анализировать текст.

Субкомпетенции:

осознавать:

-основные способы выражения авторского сознания;

-различия в творчестве писателей, определяемые общественной позицией;

-нравственную, социальную, историко-культурную проблематику произведений мировой классики;

-уметь выделять тему, идею, сюжет, композицию произведения, определить стилевое своеобразие произведения, художественный метод автора.


Ход урока:

  1. Сведения об авторе и его сб.новелл.

Джованни Боккаччо (1313-1375).

Влияние Данте (поэзия) и Петрарки (наука). Не добился прижизненной славы. Незаконный сын флорентийского купца и француженки. Родился в Париже, больше там не был. Обучался коммерции и юриспруденции, не любил, изучал античных авторов. В 14 лет уехал в Неаполь (1327-1340).

Знакомится с гуманистами, Марией Д Аквино, которую в поэзии будет называть Фьячеттой. Естественная любовь, земная, она его отвергла. Возвращается во Флоренцию. 1338 - «Филоколо» любовь Флорио и Бьянчифьоре, новая худож. форма. «ФИлострато» октава, сюжет взят из романа о трое.

1339 – Тезеида, античный сюжет.

1341- "Амето", пастораль.

1342 -«Любовное видение» психологизм.

1345-1346-" Фьезоланские нимфы". Пастораль.

1352-1354- "Декамерон"

Ренессансный реализм, удар действительности. Прозаическая повесть-новелла, жанр идет из легенд, сказок. Первый сборник новелл «Новеллино» в 12 веке, Боккаччо взял оттуда анекдотическую фабулу и реализм. Сто новелл. Скреплены рамкой как в восточных сказках, то же делал в Филоколо и Амето. Участники рамки – рассказчики новелл. Десять новелл – десять дней. Декамерон – греч десятидневник.

Источники декамерона – фаблио, романы, сказания, новеллы, хроники, анекдоты.

Моральный смысл.

Первая группа об остром ответе.

Вторая – о добродетелях.

Потом о превратностях судьбы.

О мошенниках.

О попах и монахах. Разоблачение духовенства, монах – комический персонаж.

Эротический элемент, неверность. Богатый язык, не такой примитивный. Быт и романтика – комическое и трагическое. Классический тип новеллы.

  1. «Декамерон» - человеческая комедия, одна из самых жизнерадостных книг мировой литературы

Задуманная в 1348 г книга создавалась быстро. «Декамерон» - сборник новелл, написанный между 1349 и 1353 гг. По форме «Декамерон» для итальянской прозы является тем, чем являются «Божественная комедия» и сонеты Петрарки для поэзии.

«Декамерон» имел подзаголовок «Принц Галеотто». Первое слово в «Декамероне» начинается с лирического «Вступления», в котором автор рассказывает о своей любви, и заканчивается «Послесловием Автора».

Персонажи обрамления «Декамерона» - трое молодых людей и семь дам, которые встречаются в одном из красивейших флорентийских храмов - Санта-Мария-Новелла. Они знакомы между собой и хорошо понимают друг друга. В прологе называется точная дата, так что у читателя не остаётся никаких сомнений: действие происходит во время знаменитой эпидемии чумы, свирепствовавшей во Флоренции в 1348 г. Боккаччо даёт выразительную картину зачумлённого города. Невольно возникает ощущение символичности происходящего. Чума - не просто болезнь, но ещё и метафора кризисного состояния мира: «…горожане избегали друг друга, соседи не помогали друг другу, родственники редко, а иные и совсем не ходили друг к другу, если же виделись, то издали».

Бесстыдство, падение нравов, крушение многолетних традиций - вот чем сопровождается мор. Тем контрастнее выглядит на этом фоне приятный уголок - тосканское имение близ Флоренции, куда бегут от ужасов чумы герои «Декамерона». Они проводят вместе десять дней, отсюда и название книги (греч. «Десятидневник»). Здесь царят нега и покой, а манящая природа гармонично сочетается с прекрасными творениями рук человеческих. Герои обрамления предаются пению, танцам, игре в шахматы, купанию, прогулкам. Но самое главное - они развлекают друг друга историями.

В ста новеллах «Декамерона» мы находим жизнь средневековой Европы во времени; новеллы распространялись, как сказки и те же истории из библейских сказаний, во всех слоях общества, рассказывались на площадях, уже поэтому в них проступал народный дух. Джованни Боккаччо не просто их собрал, а создал оригинальную структуру из двух рамочных обрамлений.

Первую раму «Декамерона» образует словесное пространство авторского «я», личностный тон выдержан на протяжении всей первой рамы. Повествовательное пространство авторского «я» плотно облегает новеллистический корпус «Декамерона», а также ту часть книги, где изображена жизнедеятельность общества рассказчиков.

Вторую раму составляет общество юных рассказчиц и рассказчиков. О девушках было сказано автором, что «все они были связаны друг с другом дружбой или соседством, либо родством; ни одна не перешла двадцативосьмилетнего возраста, и ни одной не было меньше восемнадцати лет; все разумные и родовитые, красивые, добрых нравов и сдержанно-приветливые». Под стать им и молодые люди. Это общество гуманистически образованных людей, юное поколение грядущей новой эпохи.

Чума не только акцент темы смерти, но и изображение общества, которое находится в кризисном состоянии. Во Флоренции разрушены все законы, все связи между людьми, рассказчики создают новое общество, гармоничное, со своими законами (выборами короля или королевы). В этом обществе они живут в согласии с природой, это сад Эдема. Боккаччо намеренно во вступлении сгущает краски, чтобы, по контрасту с общим настроением новелл «Декамерона», подчеркнуть типичное для Ренессанса любование жизнью, «открытие мира и человека».

В критике отмечали связь «Декамерона» с Божественной комедией и называли его «человеческой комедией» из-за разнообразия жизненных ситуаций. Но в «Божественной Комедии» все разнообразие вставлено в строгую оправу этики. Ценность человека в «Декамероне» определяет, прежде всего, его доблестью - т.е. энергией ума и воли. Очень большое место в рассказах занимают всяческие проделки людей, которые Б. одобряет, если они не наносят вреда ближнему. Например:

- весь 3 день посвящен рассказам о том, “как люди благодаря хитроумию своему добивались того, о чем они страстно мечтали, или же вновь обретали утраченное”,

- 6 -тому, “как люди, уязвленные чьей-либо шуткой, платили тем же или быстрыми и находчивыми ответами предотвращали утрату, опасность и бесчестье”,

-7 - тому, “какие штуки во имя любви или же ради своего спасении вытворяли со своими догадливыми и недогадливыми мужьями жены” и т.д.

- 5 новелл VIII и IX дней посвящены проделкам флорентийских живописцев Бруно, Буффальмако и Нелло, которые потешаются над простаками Симоне и Каландрино. Мораль этих новелл: горе слабым и недалеким людям.

В то время как в обрамляющих новеллах Боккаччо показывает идеальное культурное общество, в рассказах проявляется реальная жизнь с многообразием характеров и житейских обстоятельств. Персонажи новелл принадлежат к различным социальным слоям. Характерная черта прозы -- подчеркивание возвышающей нравственной стороны любви. Кроме того, очевидно высмеивание ханжества и сластолюбия духовенства.

  1. Основные темы:

  1. Образцовые герои (в особенности, новеллы VI и X дней): обладающие интеллектом, остроумием, цивилизованностью, а также щедростью и любезностью.

  2. Религиозная тематика с редкими, но весьма ядовитыми антиклерикальными замечаниями.

  3. Любовные истории -- самая обширная. Новеллы от забавных и неприличных до воистину трагических.

В «Декамероне» есть две морали: возвышенно-идеальная и комически-реалистическая. Во времена Боккаччо сохранялись еще пережитки старой морали, но уже пробивались и развивались ростки новой. «Декамерон», энциклопедически отразивший жизнь представителей разных слоев итальянского общества, их стремления и взгляды, воссоздал картину этих моральных принципов. Боккаччо - один из величайших в мировой литературе певцов любви. Он заявляет, что его цель - побуждать к любви и способствовать ей. Но его взгляд на это чувство имеет свои особенности. Писатель мастерски рисует любовь земную, чувственную. По Боккаччо, она - порождение природы. Но любовь не должна ввергать в безумство. Она должна быть в союзе с разумом.

В изображении человеческой любви Боккаччо - непоколебимый реалист, оказавший положительное влияние на развитие европейского Возрождения. Человек - это человек, и какую бы социальную роль он не играл, ничто человеческое ему не будет чуждо.

Боккаччо провозглашает равные права женщины и мужчины в браке. Супружеская верность необязательна. По крайней мере, если супруг(а) хотят жить с кем-то, им этого не запретить. Но измена - тоже сугубо добровольное дело. Вскрывается проблема взаимоотношений в браке: жена не захочет изменять, если будет ощущать себя в браке человеком.

Концепция человеческой личности у автора «Декамерона» целиком гуманистическая, личные заслуги человека он ценит больше, чем принадлежность к благородному роду. Сама любовь, которая у Боккаччо всегда гармонично объединяет плотское и духовное начала, является выражением человечности. Изображая эпизоды жизни, психологию характеров, Боккаччо не сторонится и поучительности. Близость к природе и следование ей, гармония между природой и разумом, земной чувственный характер страсти - вот особенности Боккаччо как художника любви.

Гуманистический пафос «Декамерона» - защита земной любви, неистребимой, как сама жизнь. Возлюбленная - не олицетворение нравственного совершенства, а предмет чувственной страсти. Реабилитация плоти - одна из основных идей «Декамерона», поэтому грехом в обществе рассказчиков считается как раз вынужденное целомудрие. «Супротив велений плоти, дескать, не устоишь», -- говорит настоятельница монастыря во второй новелле девятого дня.

Б. встает на сторону неверных жен, которые раньше неизменно считались служительницами дьявола. Обычно женщин выдавали замуж насильно, а они, изменяя, мстили нелюбимым мужам. Ее измена есть проявление верховной силы любви. Стоя на точке зрения естественной морали, Б. считает любовь единственным законом, не терпящим никаких ограничений и рамок. Ни династические, ни сословные, ни фамильные интересы для Б. в вопросах любви не являются решающими. Б. охотно рисует случаи, когда любовь разрушает социальные перегородки.

Так первая новелла четвертого дня., Гисмонда, дочь принца, отдается слуге своего отца Гвискардо и защищает перед отцом право человека “низкого происхождения. Гисмонда, дочурка принца Салернского Танкреда, рано становится вдовой. Возвратившись в родительский дом, некоторое время спустя она влюбляется у обычного юношу, слугу Гвискардо. Их чувства взаимные, но отец Гисмонды, узнав о связи своей дочурки с прислужником, подвергает заключению мальчика и грубо ставит в укор дочурке. Но Гисмонда возражает отцу: укоры Танкреда основываются не на  том, что дочурка имела любовную связь вне брака, а на  том, что его дочурка строит отношения с простолюдином, который не имеет знатного происхождения. Танкред приказывает казнить Гвискардо, а Гисмонда, не выдержав смерти возлюбленного, выпивает яд. Сетуя о совершенном, Танкред похоронил любовников в общей могиле. Новелла повествует нам о настоящих чувствах, на помехе которым стали стереотипы и общественные догмы. Даже в те далекие времена, когда знатная женщина не имела права выйти замуж за юношу без происхождения, такие женщины, как Гисмонда, понимали абсурдность обычаев и, как могли, боролись с несправедливостью, которая становилась на препятствии их счастью. Несколько раз в новелле подчеркивается, что бедность свидетельствует только об отсутствии денег, но отнюдь не об отсутствии благородства.

Расхожее представление о «Декамероне» нуждается в уточнении. Это далеко не «скабрезная» книга, и зачислять ее в этот разряд нет оснований.

«Декамерон» примыкает к тем итальянским произведениям Боккаччо, которые были начаты в Неаполе, а закончены во Флоренции. Только то, что там было не вполне созревшим, здесь достигло величайшего мастерства. По форме «Декамерон» для итальянской прозы является тем, чем являются «Божественная комедия» и сонеты Петрарки для поэзии: он дал ей художественный язык. Б. недаром выбрал форму новеллы.

Новеллы многообразны по интонации (от беззаботного смеха до высокого трагизма) и месту действия (провинции Италии, Испания, Прованс, Греция, Тунис…). В большинстве новел, события происходят во времена Боккаччо или непосредственно предшествующие им.

  1. Десять дней «Декамерона» - десять тематических блоков.

В рассказах первого дня нет единой темы.

Второй и третий дни посвящены многообразию проявлений Фортуны, которая призвана бороться с добродетелью.

День четвёртый - любовным историям с несчастливым концом,

день пятый - со счастливым.

Новеллы шестого дня касаются удачно сказанного словца,

седьмого - хитроумных поступков жён, которые умудряются обвести вокруг пальца супруга даже в самых пикантных ситуациях.

В день восьмой повествуют о разнообразных, не обязательно любовных проделках и обманах. В девятый день «каждый рассказывает о чём угодно и о чём ему больше нравится».

Но здесь намечается поворот к серьёзной интонации и новой теме, которая окончательно оформляется в заключительный, десятый день. Это различные проявления человеческого великодушия. Рассказчики как будто соревнуются, чей герой окажется более душевно щедрым - монарх, рыцарь, клирик или мудрей?

Порочная и нечистая жизнь священнослужителей- одна из сквозных тем «Декамерона». Критика духовенства часто вполне добродушна - в духе средневековой прозы. При этом среди главных пороков священнослужителей выделяется любострастие: все клирики в «Декамероне» неизменно похотливы. Праведность монаха - это лишь уверенность окружающих в его святости. В святость монахов Боккаччо явно не верит. Главной нравственной ценностью в мире, описанном Боккаччо, выступает ум. Человек доверчив по природе своей и склонен верить в то, что видит или хочет видеть. Материальное и мирское побеждает духовное, особенно если последнее идет вразрез с природой человека. В природе человека есть не только идеальное, но и приземленное, например, любовь к побрякушкам (или деньгам - как посмотреть) у жены Ферондо (День третий. Новелла 8.).

Ни Бога, ни судьбы: человек все решает сам, и успешность предприятия зависит всецело от ума решающего. Богом выступает умный, в Бога как в сверхъестественное верит дурак.

  1. Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место.

Действительно, любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в её изображений преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягчённых, уклончивых выражений). Всё это встречалось и в комических жанрам средневековой литературы.

Привлекательными чертами для читателей являлись занимательность сюжетов новелл, яркие образы, сочный итальянский (народный, в отличие от латыни) язык.

То, что Боккаччо не считает нужным детально описывать телесную красоту человека, связано с его представлением о том, что красота есть норма и не содержит в себе ничего исключительного. Исключительно - уродство, т.к. отступление от нормы, пропорциональности и гармонии могут осуществляться в бесчисленном количестве вариантов (портреты служанок Нуты (день VI, новелла 10)), Чутаццы (VIII, 4).

Человеческое тело (его пропорции) вызывает восхищение автора «Декамерона». Он не устает восторгаться любовью как одним из прекрасных проявлений человеческой природы.

Желая показать жизнь широко и многогранно, писатель не ограничивается комическими новеллами, предлагает читателям новеллы драматические и героические.

  1. Героические новеллы сосредоточены в X дне.

Очевидно, это авторский замысел; героическое нередко выпадает из памяти читателя, поэтому им следует завершать произведение. Они посвящены возвеличению долга, великодушия, умения подавить свои эгоистические стремления. Носителями этих высоких качеств, добродетели, великодушия, щедрости оказываются, как правило, люди рыцарского воспитания, короли и аристократы, употребляющие свою власть для защиты слабых. Добродетель их так велика, что должна поразить воображение. Новеллы эти являются отголоском рыцарских романов и легенд. Порой в этих бескорыстных проявлениях есть большое обаяние и настоящая человечность.

Все рассказы в «Декамероне», как правило, начинаются с указания на реальный факт или на какое-нибудь распространенное мнение, которое подвергается общественному рассмотрению и осмеянию. Поразительное богатство идей, сюжетов, образов, ситуаций «Декамерона» находит отражение также в его стиле. Новеллы отличаются богатым и красочным языком. Боккаччо подверг свои новеллы литературной отделке. Когда сюжетные ситуации захватывали его, он переходил на живой флорентийский народный язык, которым владел в совершенстве. Таким языком в новеллах говорят комические персонажи. Их речь переполнена меткими народными словечками, поговорками, каламбурами.

Мир хитроумия в «Декамероне» обширен и многообразен. Находчивость и изобретательность - его характерные черты, вполне соответствовавшие духу нового времени, неудержимо пробивавшемуся сквозь толщу сословно-корпоративных ограничений. Читатель узнает, как сообразительный конюх обошел короля (III, 2), как ловкий монах использует унылое благочестие богача Пуччо, чтобы позабавиться с его женой (III, 4), как худородный, хотя и богатый молодой человек, за склонность к нарядным одеждам прозванный «Щегольком», наставляет рога скупому дворянину (III, 5) и т.д.

Все рассказы в «Декамероне», как правило, начинаются с указания на реальный факт или на какое-нибудь распространенное мнение, которое подвергается общественному рассмотрению и осмеянию. Поразительное богатство идей, сюжетов, образов, ситуаций «Декамерона» находит отражение также в его стиле. Новеллы отличаются богатым и красочным языком. Боккаччо подверг свои новеллы литературной отделке. Когда сюжетные ситуации захватывали его, он переходил на живой флорентийский народный язык, которым владел в совершенстве. Таким языком в новеллах говорят комические персонажи. Их речь переполнена меткими народными словечками, поговорками, каламбурами.

Мир хитроумия в «Декамероне» обширен и многообразен. Находчивость и изобретательность - его характерные черты, вполне соответствовавшие духу нового времени, неудержимо пробивавшемуся сквозь толщу сословно-корпоративных ограничений. Читатель узнает, как сообразительный конюх обошел короля (III, 2), как ловкий монах использует унылое благочестие богача Пуччо, чтобы позабавиться с его женой (III, 4), как худородный, хотя и богатый молодой человек, за склонность к нарядным одеждам прозванный «Щегольком», наставляет рога скупому дворянину (III, 5) и т.д.

7. Подведение итогов уроков. Рефлексия.

8. Домашнее задание: написать эссе «Моё восприятие «Декамерона»

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!