Актуализация знаний. | Чистоговорки. Сегодня к нам в гости на урок пришёл Ёжик и он хочет, чтобы мы подготовились к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске написано: Жи-жи-жи-живут в лесу ежи. Жа-жа-жа- я нашел ежа. Жу-жу-жу- молоко даю ежу. Ребята, давайте эти предложения проговорим вместе: я чуть громче, а вы чуть тише. Жи-жи-жи-живут в лесу ежи. Жа-жа-жа- я нашел ежа. Жу-жу-жу- молоко даю ежу. Очень хорошо. -Давайте попробуем расшифровать и прочитать записанную запись на доске. На доске написано: С1К1А1З9К4И З2А6Г3А9Д7К1И Н4Е8Б1Ы4ЛИ2Ц7Ы - Что получается? Молодец. Давайте посмотрим и прочитаем, что же у нас получилось? Правильно. «Сказки. Загадки. Небылицы» так называется наш новый раздел. Какие мы молодцы, справились с заданием и определили название раздела. Откройте, пожалуйста, учебники литературного чтения на странице 2 9,29. Давайте с вами посмотрим, с чем же мы познакомимся, чему научимся, изучая раздел. Мы познакомимся с народными сказками и сказками, созданными писателями. Научимся читать слова, верно выделяя ударный слог. А так же будем учиться определять последовательность событий, сравнивать произведения на одну тему. Так с чем же мы познакомимся, изучая раздел? Хорошо. А чему мы научимся? Чему ещё мы будем учиться? Хорошо, молодцы. Ну, а чтобы узнать, о чем именно мы будем говорить на уроке, Ёжик предлагает нам послушать песню. -О чем эта песня? ( О сказках.) - Сегодня мы будем работать с первой частью раздела СКАЗКИ. - Что такое СКАЗКА? - Открываем Толковый словарь Ожигова. Поднимите руку, кто любит сказки? А почему вы их любите? Наверное, у каждого из вас есть любимая сказка, да? Какая? Я вижу, что вы много знаете сказок. Молодцы! | (СЛАЙД 2) Жи-жи-жи-живут в лесу ежи. Жа-жа-жа- я нашел ежа. Жу-жу-жу- молоко даю ежу. Нет. (СЛАЙД 3) Нужно прочитать только русские буквы (СЛАЙД 4) - Сказки, загадки, небылицы. Открывают учебники. Слушают учителя. Изучая раздел, мы познакомимся с народными сказками и сказками писателя. Научимся читать слова, верно выделяя ударный слог. Будем учиться определять последовательность событий, сравнивать произведения на одну тему. (СЛАЙД 5) Песня "Сказка мчится по свету" О Сказках. - Ребята высказываются. (СЛАЙД 6) Из толкового словаря «Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил». (Они интересные, люблю за волшебство, всегда добро побеждает зло и т.д.) Да. (Учитель спрашивает у учащихся, какая у них любимая сказка). Вывешиваю на доску, где выставка с книгами, слово со словом «Сказки» | Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь достаточно и полно выражать свои мысли; слушать и понимать речь других. |
Целеполагание. | Ребята, а как вы думаете, с чем мы познакомиться, раз мы будем говорить о сказке? Верно. А чтобы узнать название сказки, с которой мы познакомимся, Ёжик нам предлагает отгадать загадку: Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была: Поселилось в доме том Множество зверей потом. Как же называется эта сказка? Молодцы. А сказка «Теремок» вам знакома? А вы знаете автора, который написал её? А если автор неизвестен, как называются такие сказки? - Сюжет этой сказки стал интересен многим писателям. Свой вариант сказки «Теремок» предложил и замечательный писатель Евгений Иванович Чарушин. Значит сказка Евгения Чарушина какая? Хорошо, молодец. Так чем же отличается народная сказка от авторской? Совершенно верно. Кто мне скажет, какая же у нас тема урока? Правильно. На уроке мы с вами будем работать по плану: сначала познакомимся с автором, потом послушаем сказку, поработаем со сказкой, прочитаем сами сказку, сделаем выводы и подведём итоги. Посмотрите, пожалуйста, на доске изображён портрет Евгения Чарушана. Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года в городе Вятка (ныне Киров), в семье архитектора. Его мама, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природе. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными. Этот опыт позволил Е. Чарушину стать художником, а в дальнейшем и детским писателем. Евгений Иванович иллюстрировал собственные рассказы и книги других детских писателей. | Мы познакомимся с новой сказкой. Теремок. На доске слово и картинка Теремка) (СЛАЙД 7) - Народные Да. Нет. (На доске вывешивается портрет автора.) Авторская. У авторской сказки есть автор. (СЛАЙД 8) Тема урока: Евгений Чарушин, сказка «Теремок». | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выявление отличий авторской и народной сказки. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: ориентироваться на странице учебника, давать устный развернутый ответ. |
Первичное восприятие. | Послушайте, пожалуйста, сказку. Слушайте внимательно! Я в конце сказки буду задавать вопросы. Скажите, пожалуйста, понравилась вам сказка? Почему? А что вы заметили в этой сказке? Хорошо. Ребята, назовите, мне, пожалуйста, героев сказки в том порядке, как они появляются в сказке. Каких героев не хватает? Физкультминутка. Мы с вами много поработали, давайте вместе отдохнём. Встаньте, пожалуйста. ФИЗМИНУТКА «ТЕРЕМОК» В чистом поле теремок Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты) Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили (поклон) Там и мышка (руки перед собой на носочках) И лягушка (присели) Зайчик (прыжки) С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком») Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (поклон) Но набрел на теремок Мишка косолапый (изобразить мишку) Раздавил он теремок Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок) Звери очень испугались, Поскорее разбежались (бег на месте) А потом собрались снова Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики) | Слушают сказку (аудиозапись). Да. Сказка интересная, учит нас быть дружелюбными и т.д. Сказка не окончена. ГЕРОЕВ НА ДОСКУ Мышка-норушка. Лягушка-квакушка. Заяц- на горе увертыш. Лисичка-сестричка. Волка и медведя. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
Вторичное восприятие. | Как хорошо мы с вами отдохнули. Давайте, прочтём сказку. А перед тем, как начать, нам Ёжик предлагает прочитать трудные слова. Внимание на доску. На доске: Ос – та – но – ви – лась – остановилась Рас – пе – вать – распевать У – вёр – тыш – увёртыш. Сначала мы читаем слова по слогам, затем произносим целое слово. Готовы ребята? И так, вместе со мной, я читаю чуть громче, вы – чуть тише. Хорошо, молодцы. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 33, 3 и 3. Начну читать я, а вы следите. (Учитель выбирает учащегося, который продолжает читать). Работа по тексту. Как вы думаете, что означает слово Терем? …, как ты думаешь? А как другие считаю? Скажите, пожалуйста, а где стоял Теремок? А как вы поняли? …, прочти, пожалуйста, строчку, в которой говорится, что Теремок стоит в поле. Очень хорошо. Кто первый прибежал к теремку? А как вы понимаете мышка – норушка? Хорошо. А кто следующий появился у теремка? Какие она звуки издавала? А как в сказке назвал себя заяц? А как вы понимаете? Хорошо. А кто после зайца появился у дверей? Какие она звуки издавала? Очень хорошо. Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке? Скажите, пожалуйста, чем же заканчивается сказка «Теремок? Ребята, давайте с вами побудем писателями и придумаем свой конец сказки. Подумайте, как бы вы закончили сказку. (Учитель спрашивает учащихся). Хорошо, молодцы. Подумайте, можно ли эту сказку закончить словами: «Всё хорошо, что хорошо заканчивается»? Очень хорошо. Ребята, Ежик приготовил нам пословицы, но когда шёл к нам на урок, пословицы рассыпались и разбились на части. Давайте соберём пословицы и прочтём, какие же пословицы приготовил нам Ёжик. На доске: В тесноте, каменных стен. Знает сорока, да не в обиде. Согласие крепче где зиму зимовать. Молодцы ребята. Ёжик говорит вам: «Спасибо!». РАБОТА в ПАРЕ Сейчас мы поработаем с вами в парах. (Учитель делят учащихся на пары). Я раздам вам конвертики, на счёт 1, 2, 3 вы откроете и возьмёте все содержащееся в конверте. Вам нужно будет составить картинку из частей. И так, 1, 2, 3. А я хожу, смотрю и проверяю. Кто закончил руку на локоток, чтобы я видела. Очень хорошо. И что же у нас на картинке получилось? Правильно, молодцы. | НА ДОСКУ ТРУДНЫЕ СЛОВА Ос – та – но – ви – лась – остановилась Рас – пе – вать – распевать У – вёр – тыш – увёртыш. Да. Слушают учителя. Слово Терем означает высокий дом. Ответы детей. Теремок стоял в поле. В сказке написано. «Стоит в поле теремок, теремок» Мышка – норушка. Ответы детей. Живёт в норке и т.д. Лягушка – квакушка. Ква! Ква! Ква! Заяц – на горе увёртыш. Потому что уворачивается. Лисичка – сестричка. Тяф! Тяф! Тяф! Наверно, они уступали друг другу, помогали и т.д. Пришел медведь и сломал теремок, а потом построил новый. Медведь построил рядом дом, и они ходили друг к другу в гости. Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех. В тесноте, да не в обиде Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен. Выполняют задание. Теремок. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию; учиться работать в паре и в группе. Регулятивные: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников. |