СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.И.Чарушин - художник и писатель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Е.И.Чарушин - художник и писатель.»

Е.И.Чарушин – художник и писатель.

Творчество Е. И. Чарушина занимает значительное место в книжной графике. Он проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, рассказы Н.Сладкова и Г.Снегирева, а так же свои собственные книги о животных. И всегда в его рисунках проявляется особый почерк художника – анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-особому передаёт пушистый мех зверей. Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так выразительны, что рисунки сразу притягивают внимание детей. Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти – вот тебе и хвойные веточки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как главное – рассказать о своём герое. Он сосредотачивает внимание ребенка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объёма. Для своих рисунков Чарушин использует всего 3-4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощущения цветового богатства меха, оперения. Главные герои рисунков – животные. Они словно живые. Поэтому они так близки и понятны ребёнку. Его рисунки никого не оставляют равнодушными.

Ознакомление детей с творчеством Е.И.Чарушина начинаю с начальной школы. Сначала я знакомлю детей с рассказами Е.И.Чарушина «Курочка», «Кошка», «Собака». Затем показываю иллюстрации автора. Дети с удовольствием рассматривают героев рисунков. Затем в беседе о домашних животных я снова показываю детям эти иллюстрации. Ребята узнают иллюстрации и уже сами рассказывают, что «шерстка у кошки шелковая, лапки мягкие, а когти острые». Знакомые детям рисунки способствуют поддержанию интереса к занятию.

Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей животных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. При знакомстве детей с книгой С.Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина я даю возможность детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции видно, как точно художник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих рисунках.

Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает. А другому тоже хочется, и так зайдёт, и эдак, а никак не получается!

Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а её содержимое.

А волчонок – то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть – то можно?» - думает. Вот какие зверята забавные у художника! Дети очень любят эту книжку. Просят по нескольку раз перечитывать. Подолгу рассматривают картинки и замечают в них всё новые и новые интересные подробности.

Вот об этом и мечтал Е.И.Чарушин. Чтобы, глядя на его картинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрасный мир. А когда вырастут – передали эту любовь своим детям. А помочь детям войти в этот чудесный мир должны мы – библиотекари.

В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького художник знакомит ребят с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передает Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика. А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нарисовал только две фигурки: малыша – воробья и кошки. Но фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять её. Забывая, что это всего лишь рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего сына. Затем художник нарисовал всю воробьиную семью. Мама ругает сына, папа поддакивает маме, а глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывается.

В книге Н. Сладкова «Воробьишкина весна» много рисунков. Они переплетаются с текстом, создавая единое целое. Художник рассказывает детям о купании воробьев в снеговой лужице, об их весенних драках, о постройке гнезда, о дереве песен, о его ветках, то звенящих сосульками, то увешанных весенними каплями. В оформлении Е.Чарушина поэтическая книга Н.Сладкова становится особенно близкой и привлекательной. Старания писателя и художника направлены к одной цели – научить детей видеть и любить природу, уметь замечать её красоту.

На протяжении своего творческого пути Е.Чарушин много раз возвращается к произведениям В.Бианки. Произведения Е.Чарушина и В.Бианки близки и по тематике, и по характеру таланта. В рисунках художника – анималиста та же любовь к природе и веселая мягкая усмешка, что и в рассказах писателя.

Вот с обложки книги В.Бианки «Первая охота» на ребенка смотрит неуклюжий, глуповатый щенок с большой головой, длинными, болтающимися ушами и короткими толстыми лапами. Эти признаки подчеркнуты художником. Дети понимают, что книга «про правду написана». С интересом разглядывают они и выпь, стоящую в камышах, и распластавшегося на земле удода, и вертишейку.

Е. Чарушин подробно рассказывает о всех встречах щенка с лесными обитателями. Забавен вид щенка – то настороженного, то любопытного, полного самоуверенности и задора, то растерянного, испуганного, обиженного. Многому учит детей эта книга. Её рисунки полны реализма.

Рисунки Е. И. Чарушина помогают ребенку остро видеть мир, заставляют ко многому приглядываться, делать выводы, учат понимать природу. Веселые и задорные, они прекрасно отражают замысел писателя, позволяют ясно представить себе то новое, о чем рассказывает автор.

Но это лишь одна сторона творчества Е.Чарушина. Страстный охотник, знаток природы и мира животных, он работает не только кистью, но и пером. С подлинным мастерством рассказывает он детям о повадках животных, подкрепляя рассказ рисунками. Полны точных сведений, метких наблюдений его короткие зарисовки из жизни животных. Глубокое понимание интересов детей, острая наблюдательность, теплый юмор, занимательные сюжеты, образный язык – все это ценнейшие черты произведений Е.Чарушина. Сборники «Никита и его друзья», «Про Томку», «Три рассказа» и другие вызывают у детей большой интерес, теплое чувство к смешным, неуклюжим медвежатам, щенятам… Е.И.Чарушин подчеркивает именно эти их черты.

Знакомство с Е. И. Чарушиным продолжается как с автором рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Рассматривание иллюстраций проводится во второй части занятия после чтения текста и беседы по содержанию. При этом ставится цель научить всматриваться в рисунки, эмоционально откликаться на них.

Показав детям иллюстрацию про волчонка, я предлагаю им вначале внимательно рассмотреть малыша, затем спрашиваю: «Вам нравится волчонок? Почему вам он нравится?» Дети отвечают, что он совсем маленький, хорошенький, похож на щеночка. Чтобы дети были активнее, обращаюсь то к одному, то к другому ребенку с вопросом: «А ты что заметил?... А ты ?» Ребята рассказывают, что ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится, взгляд внимательный, любопытный. Далее обращаю внимание детей на то, что волчонок один, что о нем некому позаботиться.: «Мама куда-то пропала. Ему хочется есть. Маленький волчонок совсем. А вы хотели бы о нем позаботиться?» И ребята начинают придумывать , что бы они сделали, чтобы успокоить волчонка. В конце концов решают, что нужно помочь малышу отыскать маму, тогда он успокоится.

По продолжительности беседа недолгая, но сколько хороших чувств она вызывает у детей: отзывчивость, чуткость, доброту, желание заботиться о слабых!

И в течении следующих лет я продолжаю знакомить ребят с творчеством Е.И.Чарушина.

Все истории, которые проиллюстрировал нам Е.И.Чарушин или описал в своих рассказах, имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у детей чувство жалости, сострадания, воспитывают потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к своим читателям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». Старания писателя и художника направлены к одной цели – научить детей видеть и любить природу, уметь замечать её красоту.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!