СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.И.Носов"Кукла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Е.И.Носов"Кукла"»

Евгений Иванович Носов.  1925-2002гг Тема: «Люди и куклы по рассказу Е. Носова «Кукла».

Евгений Иванович Носов. 1925-2002гг

Тема: «Люди и куклы по рассказу Е. Носова «Кукла».

Прочитайте статью учебника (168 – 170). Что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя? «Просторный луг…, таинственный лес…, паровозные дымы за лесом, манившие меня в дорогу, -оказалась потом литература…» «Моей неизменной темой остаётся по – прежнему жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию».

Прочитайте статью учебника (168 – 170).

Что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя?

«Просторный луг…, таинственный лес…, паровозные дымы за лесом, манившие меня в дорогу, -оказалась потом литература…»

«Моей неизменной темой остаётся по – прежнему жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию».

Корреспондент. Фронтовик. Заядлый рыбак. Любитель ночёвок у костра. Признание читателей Носов завоевал «прежде всего умением рассказывать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно…» Prezentacii.com

Корреспондент.

Фронтовик.

Заядлый рыбак.

Любитель ночёвок у костра.

Признание читателей Носов завоевал «прежде всего умением рассказывать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно…»

Prezentacii.com

Прочитаем рассказ вместе. Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение. Буравить – сверлить. Быстрина –ускоренное течение с водоворотами. Водоворотить –образовывать вращательное движение воды. Воронёная (проволока)- предохранить от ржавления. Глумиться – издеваться. Гукать – издать глухой звук. Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры. Донная (тина ) – находящаяся на дне. Дурнишник – род однолетних трав. Задубелые (пальцы) – закоченевшие. Куга – болотное растение (камыш). Меляк – нарост загрязнений на реке. Перемёт – рыболовная снасть с крючками. Сиж – шалаш на льду. Фугас – заряд взрывчатого вещества.

Прочитаем рассказ вместе.

  • Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение.
  • Буравить – сверлить.
  • Быстрина –ускоренное течение с водоворотами.
  • Водоворотить –образовывать вращательное движение воды.
  • Воронёная (проволока)- предохранить от ржавления.
  • Глумиться – издеваться.
  • Гукать – издать глухой звук.
  • Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры.
  • Донная (тина ) – находящаяся на дне.
  • Дурнишник – род однолетних трав.
  • Задубелые (пальцы) – закоченевшие.
  • Куга – болотное растение (камыш).
  • Меляк – нарост загрязнений на реке.
  • Перемёт – рыболовная снасть с крючками.
  • Сиж – шалаш на льду.
  • Фугас – заряд взрывчатого вещества.

Как вы понимаете тему урока? Куклы Люди ? Уважение Сострадание Милосердие  Бессердечие Душевная глухота Чёрствость Прекрасное : в природе, в родной истории, в человеке.

Как вы понимаете тему урока?

Куклы

Люди

?

Уважение

Сострадание

Милосердие

Бессердечие

Душевная глухота

Чёрствость

Прекрасное : в природе, в родной истории, в человеке.

Контраст как основной художественный приём. Торжество природы «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично…» « В грязном придорожном кювете валялась кукла…».

Контраст как основной художественный приём.

Торжество природы

  • «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой.
  • В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично…»
  • « В грязном придорожном кювете валялась кукла…».
Какими вы видите героев рассказа? Акимыч  Рассказчик Любили рыбалку. Воевали в горбатовской третьей армии. Участвовали в «Багратионе». Выбыли из войны в одном месяце. Внешне спокойные, сдержанные, неравнодушные люди.

Какими вы видите героев рассказа?

Акимыч

Рассказчик

Любили рыбалку.

Воевали в горбатовской третьей армии.

Участвовали в «Багратионе».

Выбыли из войны в одном месяце.

Внешне спокойные, сдержанные, неравнодушные люди.

«Зачем же далеко в историю забираться?»… сравним «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…» «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом». Уродливое отношение к живой природе. Вина за трагическое её состояние.

«Зачем же далеко в историю забираться?»…

сравним

  • «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…»
  • «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом».

Уродливое отношение к живой природе. Вина за трагическое её состояние.

Изменение на реке сказались на жизни людей? «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги…светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла большая дыра…прожжённая сигаретой…» Как бы вы назвали этот поступок? Баловство, шутка, бессердечность?

Изменение на реке сказались на жизни людей?

  • «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги…светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла большая дыра…прожжённая сигаретой…»

Как бы вы назвали этот поступок?

Баловство, шутка, бессердечность?

Кукла. Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла… На человека ты, кукла, вполне походила! К. Случевский. Сравните. Глаза у нас намного выше ног, В том смысл я вижу и особый знак. Мы сотворены, чтоб каждый мог Всё осмотреть, пред тем как сделать шаг.
  • Кукла.

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

К. Случевский.

Сравните.

Глаза у нас намного выше ног,

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть, пред тем как сделать шаг.

Что заставило человека поступить по - варварски? «Вот, говорят, раньше реки были глубже…». « В каждом человеке природа всходит  либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую». Уродливое отношение к живой природе. Нравственное падение людей. Находят наслаждение в наглости. Доброту, отзывчивость, совестливость, умение оценивать себя.

Что заставило человека поступить по - варварски?

«Вот, говорят, раньше реки были глубже…».

« В каждом человеке природа всходит

либо злаками,

либо сорною травою;

пусть он своевременно

поливает первое и истребляет вторую».

Уродливое отношение к живой природе.

Нравственное падение людей.

Находят наслаждение в наглости.

Доброту, отзывчивость, совестливость, умение оценивать себя.

Истоки зла. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…» «Детишки бегают – привыкают к святотатству…».

Истоки зла.

  • «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…»
  • «Детишки бегают – привыкают к святотатству…».
Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов? Если ты думаешь на год вперёд,  посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд,  посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд,  воспитай человека. «А люди идут мимо – каждый по своим делам…». «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» «Везут малышей в колясках и бровью не поведут». «Сколько мимо прошло учеников!» «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха… Акимыч видит полное равнодушие, безразличие взрослых и детей.

Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов?

Если ты думаешь на год вперёд,

посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд,

посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд,

воспитай человека.

  • «А люди идут мимо – каждый по своим делам…».
  • «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.»
  • «Везут малышей в колясках и бровью не поведут».
  • «Сколько мимо прошло учеников!»
  • «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…

Акимыч видит полное равнодушие, безразличие взрослых и детей.

«Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся…» «…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…» «Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…» Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.

«Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся…»

  • «…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…»
  • «Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…»

Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.

Похороны изуродованной куклы.  «Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки. Сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубокую яму. Сверху прикрыл её остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.»

Похороны изуродованной куклы.

  • «Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки. Сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубокую яму. Сверху прикрыл её остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.»
«Всего не закопать…».О чём это? «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз приходилось коротать летние ночи». Акимыча застал «возле шалаша за тайным рыбацким делом…». Почему герои дорожат тишиной?  Уйти от суеты жизни. Забыться в уединении.

«Всего не закопать…».О чём это?

  • «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз приходилось коротать летние ночи».
  • Акимыча застал «возле шалаша за тайным рыбацким делом…».
  • Почему герои дорожат тишиной?

Уйти от суеты жизни. Забыться в уединении.

Сохрани духовные ценности! Смысл жизни. В жизни по – разному можно жить. В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде. Рукой обожжённого солнца достать И подарить людям. Сергей Островой. У ночи – мрак, У листьев – шум, У ветра свист, У капли – дробность, А у людей – пытливый ум И жить упорная способность. Л.Мартынов.

Сохрани духовные ценности!

  • Смысл жизни.

В жизни по – разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Сергей Островой.

  • У ночи – мрак,
  • У листьев – шум,
  • У ветра свист,
  • У капли – дробность,
  • А у людей – пытливый ум
  • И жить упорная способность.
  • Л.Мартынов.
Продолжи… «Жить – значит действовать». А. Франс «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали «Жизнь ничего не дарует  без тяжких трудов и волнений». Гораций Хорошая жизнь-это… Самое главное в жизни…. Нельзя прожить без… Я люблю природу…

Продолжи…

«Жить – значит действовать». А. Франс

«Кто не отзывается на зов, отказывается

от того, зачем его зовут». Суахали

«Жизнь ничего не дарует

без тяжких трудов и волнений». Гораций

  • Хорошая жизнь-это…
  • Самое главное в жизни….
  • Нельзя прожить без…
  • Я люблю природу…
Домашнее задание. Творческая работа. Как вы понимаете цитату Ты понял жизни цель: Счастливый человек, Для жизни ты живёшь. А. С. Пушкин.

Домашнее задание.

  • Творческая работа.
  • Как вы понимаете цитату

Ты понял жизни цель:

Счастливый человек,

Для жизни ты живёшь.

  • А. С. Пушкин.
Использованные материалы. http://imgal.ru/portreti/portret-nosova  http://pripyat-forum.ucoz.ru/photo/3  http://www.prosv.ru/metod/korovina7/26.html Журнал «Литература в школе». №1-1998 год Маленкова Л.И. классный руководитель. 2005 год. Коровина ВЯ Литература. 7класс 2007 год.  Prezentacii.com

Использованные материалы.

  • http://imgal.ru/portreti/portret-nosova
  • http://pripyat-forum.ucoz.ru/photo/3
  • http://www.prosv.ru/metod/korovina7/26.html
  • Журнал «Литература в школе». №1-1998 год
  • Маленкова Л.И. классный руководитель. 2005 год.
  • Коровина ВЯ Литература. 7класс 2007 год.

Prezentacii.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!