По ходу чтения уточни значения этих слов. Соедини стрелкой слово с его значением.
Индивидуальная работа
Кошёлка тот, кто не проявляет благодарности за оказанные услуги,
Растеряха корзина или плетёная сумка.
Неблагодарный человек, который всё теряет, забывает, растрёпа.
Работа с текстом.
Учитель: Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с мальчиком Костей.
Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом «Случай с кошельком».
1.Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка с кошелкой. Седенькая. Хроменькая.
- Где происходят события, описанные в 1 части? ( На улице)
- Кто по улице шел впереди, а кто позади? (Катя и брат Коля - позади, старушка – впереди).
Какой вопрос можно задать тексту после предложения: Седенькая. Хроменькая.
-(Почему она седенькая- это понятно. Почему хроменькая?? (Наверное больные ноги. А может упала? А может совсем старенькая).
-Спасибо. Ваши прогнозы были интересны.
- Все ли слова понятны? Поясните слово Кошёлка (словарное слово)
- Читаем текст дальше и будем очень внимательны к каждому слову.
2.Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами.
Костя первым увидел это.
- Какие события описываются во втором абзаце? (Старушка выронила кошелек)
-Какой вопрос можно задать тексту? (Почему она выронила кошелек? По какой причине выронила кошелек)
- Предположите сами, почему? (Руки болят, забывчивая и тд.)
-Кто первым увидел это?(Костя).
- Попробуем предположить, что сделал мальчик? ( варианты)
Поднимите карточку того цвета, какую вы считаете нужной.
Кошелек положу себе в карман, я же нашел.
Кошелек верну , но в знак благодарности что-нибудь попрошу
Кошелек верну просто так.
- Хотите узнать, как он поступил на самом деле?
3. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.
─ Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он.
Старуха взяла свой кошелек и сунула его в карман.
─ Тьфу! Какая стала я растеряха...
- Давайте сделаем остановку и попробуем предположить, что произошло дальше?
Растеряха (словарь)
4. Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку:
─ Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже спасибо не сказала.
-Найдите объяснение слова неблагодарная.
- О чём вам хочется спросить у текста? (Почему бабушка не сказала спасибо Косте?)
- Попробуйте сами предположить. (Ей тяжело стоять, сразу может не догадалась и т.д)
Какова была реакция Кости? (Он обиделся)
-Правда? Найдите доказательства из текста?( Какая она неблагодарная! Взяла кошелёк и даже спасибо не сказала).
-Что бы вы посоветовали Косте?
- Обменяйтесь своими предположениями с соседом по парте. (Варианты детей).
- Молодцы! Все интересно размышляли. Давайте узнаем мнение автора.
5.Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила:
─ А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?..
(- Так ведь быть честным- это твоя обязанность, а не заслуга.)
- Как вы поняли эти слова?( Надо жить честно, не обманывать, не брать чужого).
Ответы детей.
-А почему сестра поняла поступок бабушки, а Костя нет?( Он младше сестры).
Смог ли мальчик понять бабушку?
- Попробуйте предположить ( Дети высказывают предположения)
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
6.Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком.
Этап урока:?
Прочитаем эту историю еще раз. Постарайтесь представить, как все было.
Главная мысль текста. (Что хотел вам сказать Евгений Пермяк, написав этот рассказ?)
-В жизни вам пригодятся знания полученные сегодня на уроке?
-Какими еще нужно быть людям по отношению друг к другу? Давайте заполним ромашки, лежащие на ваших партах.
Диалог с текстом превращается в анализ произведения.
Начальной ступенью полноценного сотворчества с автором является диалог с текстом, который представляет собой прием активного вычитывания текстовой информации. Этот прием был описан психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), с помощью которой изучался процесс понимания текста [12]. Выяснилось, что опытный читатель при работе с книгой «беседует с ней»: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием и автором текста, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается читателем. Если говорить о целенаправленном формировании данного приема, то в учебных целях его можно разделить на несколько операций:
· поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
· вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
· самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).
Но если мы хотим воспитать неравнодушного человека, оппонента, имеющего свою точку зрения, то должны быть готовы к обмену мнениями. Уроки, где происходят встречи-диалоги, гораздо продуктивнее и интереснее традиционных. На таких уроках учитель в «свободном плавании» вырабатывает свой стиль, свои варианты работы, учитывая уровень подготовленности данного класса. Важно только помнить, что разговор с текстом должен быть серьезно-доверительным, иначе детям станет неинтересно, и вся работа сведется к нулю.