СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.Пермяк "Случай с кошельком"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалог с текстом превращается в анализ произведения.

Просмотр содержимого документа
«Е.Пермяк "Случай с кошельком"»



По ходу чтения уточни значения этих слов. Соедини стрелкой слово с его значением.

Индивидуальная работа

Кошёлка тот, кто не проявляет благодарности за оказанные услуги,




Растеряха корзина или плетёная сумка.



Неблагодарный человек, который всё теряет, забывает, растрёпа.





Работа с текстом.

Учитель: Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с мальчиком Костей.

Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом «Случай с кошельком».

1.Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка с кошелкой. Седенькая. Хроменькая.

- Где происходят события, описанные в 1 части? ( На улице)

- Кто по улице шел впереди, а кто позади? (Катя и брат Коля - позади, старушка – впереди).

Какой вопрос можно задать тексту после предложения: Седенькая. Хроменькая.

-(Почему она седенькая- это понятно. Почему хроменькая?? (Наверное больные ноги. А может упала? А может совсем старенькая).

-Спасибо. Ваши прогнозы были интересны.

- Все ли слова понятны? Поясните слово Кошёлка (словарное слово)

- Читаем текст дальше и будем очень внимательны к каждому слову.

2.Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами.

Костя первым увидел это.

- Какие события описываются во втором абзаце? (Старушка выронила кошелек)


-Какой вопрос можно задать тексту? (Почему она выронила кошелек? По какой причине выронила кошелек)

- Предположите сами, почему? (Руки болят, забывчивая и тд.)

-Кто первым увидел это?(Костя).

- Попробуем предположить, что сделал мальчик? ( варианты)


Поднимите карточку того цвета, какую вы считаете нужной.



Кошелек положу себе в карман, я же нашел.

Кошелек верну , но в знак благодарности что-нибудь попрошу



Кошелек верну просто так.


- Хотите узнать, как он поступил на самом деле?



3. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.

Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он.

Старуха взяла свой кошелек и сунула его в карман.

Тьфу! Какая стала я растеряха...

- Давайте сделаем остановку и попробуем предположить, что произошло дальше?

Растеряха (словарь)

4. Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку:

Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже спасибо не сказала.

-Найдите объяснение слова неблагодарная.

- О чём вам хочется спросить у текста? (Почему бабушка не сказала спасибо Косте?)

Попробуйте сами предположить. (Ей тяжело стоять, сразу может не догадалась и т.д)

Какова была реакция Кости? (Он обиделся)

-Правда? Найдите доказательства из текста?( Какая она неблагодарная! Взяла кошелёк и даже спасибо не сказала).


-Что бы вы посоветовали Косте?

- Обменяйтесь своими предположениями с соседом по парте. (Варианты детей).

- Молодцы! Все интересно размышляли. Давайте узнаем мнение автора.

5.Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила:

А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?..

(- Так ведь быть честным- это твоя обязанность, а не заслуга.)

- Как вы поняли эти слова?( Надо жить честно, не обманывать, не брать чужого).

Ответы детей.


-А почему сестра поняла поступок бабушки, а Костя нет?( Он младше сестры).

Смог ли мальчик понять бабушку?

- Попробуйте предположить ( Дети высказывают предположения)

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

6.Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком.

Этап урока:?

Прочитаем эту историю еще раз. Постарайтесь представить, как все было.

Главная мысль текста. (Что хотел вам сказать Евгений Пермяк, написав этот рассказ?)

-В жизни вам пригодятся знания полученные сегодня на уроке?

-Какими еще нужно быть людям по отношению друг к другу? Давайте заполним ромашки, лежащие на ваших партах.




Диалог с текстом превращается в анализ произведения.

Начальной ступенью полноценного сотворчества с автором является диалог с текстом, который представляет собой прием активного вычитывания текстовой информации. Этот прием был описан психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), с помощью которой изучался процесс понимания текста [12]. Выяснилось, что опытный читатель при работе с книгой «беседует с ней»: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием и автором текста, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается читателем. Если говорить о целенаправленном формировании данного приема, то в учебных целях его можно разделить на несколько операций:

· поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

· вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;

· самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).




Но если мы хотим воспитать неравнодушного человека, оппонента, имеющего свою точку зрения, то должны быть готовы к обмену мнениями. Уроки, где происходят встречи-диалоги, гораздо продуктивнее и интереснее традиционных. На таких уроках учитель в «свободном плавании» вырабатывает свой стиль, свои варианты работы, учитывая уровень подготовленности данного класса. Важно только помнить, что разговор с текстом должен быть серьезно-доверительным, иначе детям станет неинтересно, и вся работа сведется к нулю.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя