СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е В Юминова Комплексное повторение орфографии Рабочая тетрадь 9-11 кл Тема 10 Правописание приставок Гласные ы,и после приставок на согласный

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь содержит материалы для самостоятельной работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь.Тема 10»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ










ТЕМА 10

Правописание приставок

Гласные ы, и после приставок на согласные




9-11 КЛАССЫ



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



ТЕМА 10

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

ГЛАСНЫЕ Ы, И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК НА СОГЛАСНЫЕ


Перед выполнением упражнений 1–2 познакомьтесь со справочными материалами.

Справочные материалы.

Приставка – это значимая часть слова, присоединяемая к производящему слову спереди, служащая для образования новых слов.

Способ образования новых слов с помощью приставки называется приставочным. Чаще всего приставочным способом образуются глаголы: братьзабрать; сестьприсесть; соединитьприсоединить и т.п. Обычно приставка присоединяется к целому слову. Чтобы вычленить эту морфему, необходимо определить, чем различаются производящее (то, от которого образуется данное слово) и производное (то, которое образовалось) слова.

В составе слова может быть основа (то есть часть слова без окончания), которая сегодня встречается только в составе производных основ родственных слов (такая основа называется связанной), т.е. она существует лишь в соединении со словообразовательными морфемами или с другой основой: морфема -бав- (-бавл-) встречается только в составе производных слов: добавить, убавить, прибавление, надбавка, разбавлять; ср. также:

-верг- (-верж-) (извергнуть, низвергаться, опровержение, подвергаться, свержение);

-вык- (-выч-) (отвыкнуть, привычка, навык);

-де- (надевать, одеваться, поддевать, приодеться);

-прек- (попрекать, вопреки, прекословить, упрекать);

-стиг- (-стичь; -стиж-) (достигать, постичь, настигать, непостижимо);

-ста- (восстать, достать, заставать);

-зна- (признать, узнавать, познавательно).

В этих случаях приставку и корень следует вычленять с помощью подбора родственных слов.


УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ I.

Установите, от какого слова и с помощью каких приставок образованы данные слова.

Образец ответа: Сверхинтересный ← интересный (сверх-).

1) Антинаучный __________________________________________

___________________________________________________________

2) Негромкий _____________________________________________

___________________________________________________________

3) Разгрузить _____________________________________________

___________________________________________________________

4) Пренеприятный ________________________________________

___________________________________________________________

5) Нигде _________________________________________________

___________________________________________________________

6) Пораньше _____________________________________________

___________________________________________________________

7) Соотнести _____________________________________________

___________________________________________________________

8) Отныне ________________________________________________

___________________________________________________________

9) Пригород ______________________________________________

___________________________________________________________

10) Навсегда ______________________________________________

___________________________________________________________

11) Подзаголовок __________________________________________

___________________________________________________________

12) Асимметричный _______________________________________

___________________________________________________________

13) Сверхусилия __________________________________________

___________________________________________________________

14) Противоестественный ___________________________________

___________________________________________________________

15) Насовсем _____________________________________________

___________________________________________________________

16) Надорвать ____________________________________________

____________________________________________________________

17) Сограждане ____________________________________________

___________________________________________________________

18) Ультрасовременный ____________________________________

___________________________________________________________

19) Поближе _____________________________________________

___________________________________________________________

20) Демонтировать _________________________________________

___________________________________________________________

21) Кое-когда ______________________________________________

___________________________________________________________

22) Убежать _____________________________________________

___________________________________________________________

23) Задолго ______________________________________________

___________________________________________________________

24) Безответственный _____________________________________

___________________________________________________________

25) Прототип _____________________________________________

___________________________________________________________

26) Подстанция ___________________________________________

___________________________________________________________

27) Расчудесно ___________________________________________

___________________________________________________________

28) Вице-адмирал _________________________________________

___________________________________________________________

29) Антивоенный __________________________________________

___________________________________________________________

30) Противоракетный ______________________________________

___________________________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ II.

Установите, от какого слова и с помощью каких приставок образованы данные слова.

Образец ответа: Поиграть ← играть (по-).

1) Соавтор ________________________________________________

___________________________________________________________

2) Расцвести _____________________________________________

___________________________________________________________

3) Нелегкий ______________________________________________

___________________________________________________________

4) Презабавный ___________________________________________

___________________________________________________________

5) Некогда _______________________________________________

___________________________________________________________

6) Перепрофилировать _____________________________________

___________________________________________________________

7) Доныне ________________________________________________

___________________________________________________________

8) Сокрушить ____________________________________________

___________________________________________________________

9) Ненадолго _____________________________________________

___________________________________________________________

10) Предпоследний ________________________________________

___________________________________________________________

11) Подгруппа ____________________________________________

___________________________________________________________

12) Затемно _______________________________________________

___________________________________________________________

13) Противодействие _______________________________________

___________________________________________________________

14) Аморальный __________________________________________

___________________________________________________________

15) Субтитры ____________________________________________

___________________________________________________________

16) Надолго ______________________________________________

___________________________________________________________

17) Экс-чемпион __________________________________________

___________________________________________________________

18) Антивоенный __________________________________________

___________________________________________________________

19) Разорвать _____________________________________________

___________________________________________________________

20) Отовсюду _____________________________________________

___________________________________________________________

21) Дестабилизировать _____________________________________

___________________________________________________________

22) Насовсем _____________________________________________

___________________________________________________________

23) Кое-какой _____________________________________________

___________________________________________________________

24) Улететь ______________________________________________

___________________________________________________________

25) Некачественный _______________________________________

____________________________________________________________

26) Бесчеловечный ________________________________________

___________________________________________________________

27) Заранее _______________________________________________

___________________________________________________________

28) Недопеть ______________________________________________

___________________________________________________________

29) Никакой _______________________________________________

____________________________________________________________

30) Дезориентировать __________________________________________

______________________________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ I.

Найдите слова, образованные приставочным способом.

1) Притяжение;

2) выходной;

3) разрешить;

4) насмешка;

5) некоторый;

6) развеселый;

7) внове;

8) нисколько;

9) рассыпал;

10) отшлифованный;

11) поспорить;

12) бессчетное;

13) сбить;

14) дисгармония;

15) испорченные;

16) сдвинутый;

17) внесли;

18) подъехать;

19) прибытие;

20) взлететь;

21) чрезмерный;

22) контриск;

23) безымянная;

24) сверхизысканные;

25) премьера;

26) несправедливый;

27) межиздательский;

28) прибрежные;

29) спортинвентарь;

30) предыстория.

Приставочным способом образованы следующие слова:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ II.

Найдите слова, образованные приставочным способом.

1) Окончание;

2) написать;

3) приморье;

4) нигде;

5) погрузка;

6) справа;

7) поблизости;

8) покрытый;

9) раздать;

10) издалека;

11) контратака;

12) разъединение;

13) вознаградить;

14) межобластной;

15) подпрыгнул;

16) рассыпанный;

17) вписать;

18) вскружить;

19) взлетевший;

20) дезинфекция;

21) примять;

22) преобразовать;

23) препарат;

24) преспокойно;

25) пединститут;

26) суперинтендант;

27) вовремя;

28) съесть;

29) пригородный;

30) прадедушка.

Приставочным способом образованы следующие слова:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ I.

Найдите слова, образованные приставочным способом.

1) Она отерла глаза, они были заплаканы. (А.С. Пушкин)

2) Все было разбросано и в беспорядке. (Ф.М. Достоевский)

3) Высоко надо мной, тяжело и резко рассекая воздух крылами, пролетел осторожный ворон. (И.С. Тургенев)

4) Мне страстно хотелось разговориться с нею, расспросить ее. (В.М. Гаршин)

5) Словно ребенок, я плескался в воде, предаваясь наивысшему наслаждению. (А.П. Чехов)

6) Наши детские выходки и прегрешения он воспринимал очень остро. (В.В. Вересаев)

7) Когда приходит весна, лес вновь наполняется птичьими криками и гомоном.

8) В несколько дней стихи Лермонтова распространились по Петербургу.

9) Препятствия и преграды существуют для того, чтобы их преодолевать.

10) Борьба за очищение книг от «неудачных фраз» так же необходима, как и борьба против речевой бессмыслицы. (М.Горький)

11) Обыск не дал никаких результатов. (Н.А. Островский)

12) Я едва успела отдернуть руку: около спелых ягод малины, свернувшись в кольцо, лежала змея.

13) Посаженное дерево и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки.

14) Еще один лось, две лосихи и несколько телят, приотстав, врассыпную неслись в сторону от его [вожака] следа. (М.С. Бубеннов)

15) Дикие гуси летели неторопливо, выдерживая ровный строй – птица за птицей и стая за стаей.

16) По небу, усеянному звездами, кое-где тянулись узкие облака; там, где скоро должен был начаться рассвет, стоял узкий лунный серп... (А.П. Чехов)

17) Жадный, домовитый сорокопут запоздал улететь в теплые края, сидит на гибкой ветке шиповника, чистит носом перья крыла и зорко высматривает добычу черными глазами. (М.Горький)

18) Некогда красивые высокие липы вместе с другими деревьями росли почти повсеместно в русских лесах. (И.С. Соколов-Микитов)

19) Лоточник не спеша громогласно предлагает всевозможные безделушки.

20) Напрасно глаз ищет предмета: ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. (Л.Н. Толстой)

21) С каким-то боязливым восхищением Аленка осторожно прикоснулась к зеленому стебельку; на нем, слегка пригнувшись, красовался белый глазастый цветок. (П.Л. Проскурин)

22) Но вот в кустах, склонившихся над Окой, зазвенел утренний концерт укрывшихся в зелени пичуг. (М.И. Ростовцев)

23) Просторное помещение на втором этаже занимает туристическая фирма предлагающая трансъевропейское турне.

24) Прикрытие, стоявшее подле батареи Тушина, ушло по чьему-то приказанию, но батарея продолжала стрелять... (Л.Н. Толстой)


Приставочным способом образованы следующие слова:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ II.

Найдите слова, образованные приставочным способом.

1) Очередной залп японцев, рассчитанный на прежнюю скорость миноносца, пролетел мимо. (А.Н. Степанов)

2) В эти дни повсюду в тайге одуряюще пах шиповник.

3) Никакие просьбы не могли убедить его отсрочить свой отъезд.

4) Если вы желаете сделать рассказ хорошим, необходимо устранить длинноты.

5) Чичиков стал примечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками. (Н.В. Гоголь)

6) Деревянные домики, прижимаясь к земле, притаились за длинными заборами. (А.Н. Рыбаков)

7) На другой день войска, преследовавшие неприятеля, получили приказ возвратиться в лагерь. (А.С. Пушкин)

8) На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев. (А.С. Пушкин)

9) Неясные звуки носились в воздухе, долетая со стороны деревни... (М.Горький)

10) Парк, разбитый на покате двух холмов, широкими террасами нисходил к пруду. (Д.Н. Голубков)

11) Вывезти лес, срубленный в глухомани, далеко не легкая задача.

12) Солнечные лучи ярко освещали верхушки деревьев и, рассыпаясь по веткам, лишь кое-где достигали до земли побледневшими полосами и пятнами. (И.С. Тургенев)

13) Лось-вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги... (М.С. Бубеннов)

14) Бесшумно пролетела вещая птица щур, предмет жадных мечтаний моих – вот бы поймать! (М.Горький)

15) До вечера Леонид успел испробовать разные дела, втайне наслаждаясь самой простой работой: и обстругиванием досок, и забиванием кольев, и рытьем земли. (М.С. Бубеннов)

16) Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен. (Л.Н. Толстой)

17) Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве, стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. (К.Г. Паустовский)

18) Уже подъезжая к Ярославлю снизу, вы издали увидите высокий правый берег, обсаженный липами.

19) Не хотелось прерывать купания, но солнце припекало, и Аленка быстро поплыла к берегу. (П.Л. Проскурин)

20) Но вот восходит, не торопясь, посветлевшее солнце, на черных гривах лесов беззаботно вспыхивают огни. (М.Горький)

21) Однако через пару дней Сергей Тимофеевич с удивлением обнаружил, что с нетерпением ждет ее приезда.

22) Сверхинтересное зрелище представляет собой расположившаяся на рябинах стая дубоносов. (Н.Н. Минх)

23) Во всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове ее мужа, о чем бы ей нельзя было знать. (А.С. Пушкин)

24) Наш попутчик оказался не разговорчивым, а очень замкнутым человеком.


Приставочным способом образованы следующие слова:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ I.

Определите, какие приставки есть в составе слов (их может быть несколько, укажите все).

Образец ответа: Приблизиться – при-.

1) Занавес – ___________________________________________________

______________________________________________________________

2) Раздобыть – _________________________________________________

______________________________________________________________

3) Предрасположенность – _______________________________________

______________________________________________________________

4) Перепродавать – _____________________________________________

______________________________________________________________

5) Проскакать – ________________________________________________

______________________________________________________________

6) Поискать – __________________________________________________

______________________________________________________________

7) Поглотить – _________________________________________________

______________________________________________________________

8) Недоедать – _________________________________________________

______________________________________________________________

9) Подобрать – _________________________________________________

______________________________________________________________

10) Посреди – __________________________________________________

______________________________________________________________

11) Опровержение – ____________________________________________

______________________________________________________________

12) Подушка – _________________________________________________

______________________________________________________________

13) Запрокинуть – ______________________________________________

______________________________________________________________

14) Споткнуться – ______________________________________________

______________________________________________________________

15) Насмешка – ________________________________________________

______________________________________________________________

16) Предназначение – ___________________________________________

______________________________________________________________

17) Пересдача – ________________________________________________

______________________________________________________________

18) Позавчера – ________________________________________________

______________________________________________________________

19) Расстегнул – _______________________________________________

______________________________________________________________

20) Исступленный –_____________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ II.

Определите, какие приставки есть в составе слов (их может быть несколько, укажите все).

Образец ответа: Приблизиться – при-.

1) Непоздоровиться – ___________________________________________

______________________________________________________________

2) Бесперебойная – _____________________________________________

______________________________________________________________

3) Превратиться – ______________________________________________

______________________________________________________________

4) Превозносить – ______________________________________________

______________________________________________________________

5) Приусадебный – _____________________________________________

______________________________________________________________

6) Наивысший – ________________________________________________

______________________________________________________________

7) Перераспределение – _________________________________________

______________________________________________________________

8) Распродажа – ________________________________________________

______________________________________________________________

9) Несговорчивость – ___________________________________________

______________________________________________________________

10) Беспристрастно – ___________________________________________

______________________________________________________________

11) Вдалеке – __________________________________________________

______________________________________________________________

12) Неуклонно – ________________________________________________

______________________________________________________________

13) Преодоление – ______________________________________________

______________________________________________________________

14) Призадуматься – ____________________________________________

______________________________________________________________

15) Отдаление – ________________________________________________

______________________________________________________________

16) Недопеть – _________________________________________________

______________________________________________________________

17) Приободриться – ____________________________________________

______________________________________________________________

18) Предыдущий – ______________________________________________

______________________________________________________________

19) Мировоззрение – ____________________________________________

______________________________________________________________

20) Сдвинутый –________________________________________________

______________________________________________________________


При выполнении заданий 5–8 используйте данные таблицы «Правописание приставок».


Материалы для запоминания.

Правописание приставок

Пишутся независимо от произношения

Приставки, оканчивающиеся на з и с


Приставки пре- и при-

В-, до-, пере-, под-, со, с- и др.

По-: поиграть, по-нашему, пожить, порисовать...

С-: сделать, спрыгнуть, срез, сразу, снова, слепок...

Над-: надпилить, надпись...

На-: нажить, написание, наверху, назад, напольная...

Приставка

на з

Приставка

на с

при-

пре-

Перед буквой,

обозначающей

звонкий

согласный:

разгрузить,

беззаботный,

возбудить,

издавать,

чрезмерный,

низвергнуть

Перед буквой,

обозначающей

глухой

согласный:

раскидать,

бесспорный,

воспрещать,

истратить,

чересполосица,

нисходить

1) Приближение:

приходить, прилететь;

2) присоединение:

прибить, пришить, прикрепить;

3) неполное действие:

присесть, прилечь, приоткрыть;

4) близость: пришкольный, приморский, пригородный

1) = очень:

предобрый, премудрый, пресмешной;

2) = приставке пере-: прервать, преградить, прекратить





УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ I.

Вставьте в приставки все пропущенные буквы.

Ни____падать,

бе____численный,

ра____паковать,

____дельщина,

____держать,

р____лив (реки),

прои____шедший,

ни____ринуться,

р____лив воды в емкости,

чере____чур,

бе____словесный,

ра____сердиться,

бе____вкусный,

ра____планировать,

и____течь,

ни____провергать,

и____подтишка,

бе____донный,

____гинуть,

ра____пробовать,

____гореть,

ра____шуметься,

бе____звездный,

и____подлобья,

бе____корыстный,

бе____грешный,

бе____жизненный,

и____зябнуть,

в____ходы,

ра____знакомиться,

бе____церемонный,

мирово____зрение,

и____ступленный,

ра____ъяснить,

ра____садить.


УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ II.

Вставьте в приставки все пропущенные буквы.

И____пользовать,

во____питание,

бе____сменный,

чре____мерно,

и____сякнуть,

бе____заветный,

ро____сыпи,

бе____конечность,

во____славить,

р____светать,

и____жарить,

р____сыпать,

во____хвалять,

во____ход,

и____чертить,

чере____полосица,

ни____послать,

бе____волие,

во____буждение,

во____зрение,

ра____стилаться,

сни____ходительный,

во____создавать,

ра____цветать,

в____бодрить,

ра____борчивый,

чере____седельник,

ра____шататься,

р____черк,

р____вальни,

бе____жизненный,

чре____вычайный,

ра____путать,

во____рождение,

ра____бронировать,

и____колесить,

ра____сплескаться.


УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ I.

В каких словах приставки на конце имеют букву з?

1) Во____хождение на Эверест;

2) ра____четный счет;

3) чере____чур громко;

4) во____полнить упущенное;

5) бе____граничная доброта;

6) составить во____звание;

7) ра____формировать класс;

8) и____портить впечатление;

9) чре____мерный восторг;

10) и____коренить недостатки;

11) неи____сякаемый источник;

12) бе____перспективное предложение;

13) ни____провергнуть авторитет;

14) бе____ветреная погода;

15) бе____форменная одежда;

16) бе____жалостно уничтожить;

17) бе____смертие героя;

18) владеть бе____срочно;

19) прекрасное во____питание;

20) во____произвести диалог;

21) во____растной ценз;

22) во____седать на троне;

23) pa____двинуть мебель;

24) бе____конечные просторы;

25) во____пылать любовью;

26) бе____сменный часовой;

27) бе____счетное количество;

28) ни____посланная благодать;

29) и____мученный дорогой;

Букву з следует вставить в слова: _________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ II.

В каких словах приставки на конце имеют букву з?

1) Во____делывать пашню;

2) бе____грамотная работа;

3) и____царапанный котенком;

4) во____полнить пробелы;

5) бе____предельная доброта;

6) ра____секать воздух крыльями;

7) ра____четливо смолчать;

8) ни____падать складками;

9) бе____численное множество;

10) и____тратить деньги;

11) ра____гадать шараду;

12) бе____следно сгинуть;

13) ни____ложить власть;

14) ввести чере____полосицу;

15) бе____вкусная пища;

16) составить ра____писание;

17) во____становить завод;

18) во____дать должное;

19) ни____провержение старого строя;

20) во____вести дворец;

21) во____вращаться домой;

22) полезные и____копаемые;

23) ра____сыпать порошок;

24) бе____печно рассмеяться;

25) чре____вычайный съезд;

26) чере____чур сложно;

27) ра____сказы очевидцев;

28) материалистическое мирово____зрение;

29) измученный бе____сонницей;

30) и____коренить пороки.

Букву з следует вставить в слова: _________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ I.

В каких словосочетаниях допущены ошибки?

1) Беззаботная юность;

2) воспользоваться предложением;

3) изцарапать в кровь;

4) сильно встряхнуть;

5) разгонять тучи;

6) испортить впечатление;

7) разбросать по комнате;

8) воздать по заслугам;

9) бездарный разсказ;

10) безсильная ярость;

11) исковерканная войной;

12) изношенная куртка;

13) бесвкусное мороженое;

14) чрезмерная опека;

15) воздвигнуть монумент;

16) раскидать по комнате;

17) исхоженный вдоль и поперек;

18) предразсветная мгла;

19) исследовать проблему;

20) воспроизвести на слух;

21) радостно возкликнуть;

22) расфасовать товар;

23) низпосланнное прощение;

24) воспеть в поэме;

25) вскружить голову;

26) безформеннные очертания;

27) безпредельное мужество;

28) хорошенько взтряхнуть;

29) измучиться в дороге;

30) многое изведать.

Ошибки допущены в словосочетаниях: ____________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ II.

В каких словосочетаниях допущены ошибки?

1) Безсистемный подход;

2) возненавидеть врага;

3) избрать депутата;

4) разгруженная платформа;

5) изменчивая погода;

6) изсиня-черное оперение;

7) раскопанный клад;

8) изсякнувший источник;

9) збежать из дома;

10) израсходованное сдоровье;

11) разсерженно закричать;

12) воссоздать памятник;

13) размеренный шаг;

14) возглавить делегацию;

15) исчерпать запасы;

16) растерявшийся человек;

17) избалованный бабушкой;

18) раззоренное гнездо;

19) безчестная сделка;

20) полет истребителей;

21) исскусный мастер;

22) бессодержательный расговор;

23) использовать черезседельник;

24) растащить по норам;

25) черезчур много;

26) не видно ни зги;

27) усмехнуться снизходительно;

28) расставить ловушки;

29) воспитать себе смену;

30) чрезвычайные обстоятельства.

Ошибки допущены в словосочетаниях: ____________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 8.

ВАРИАНТ I.

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

1) Знаю что (н_)какими средствами (н_)какими страхами (н_)какими нак_заниями нельзя и_коренить (не)правды она слишком глубоко укоренилась. (Н.В. Гоголь)

2) Г_рмонь пр_близилась (на)столько что я смог уже разобрать слова. (С.П. Антонов)

3) Дверь купе пр_отв_рилась и показался широкий, среднего роста человек с пр_липшими к больш_му лбу темными волосами. (А.Н. Толстой)

4) Царский дворец всегда бе_глас_ный с пустыми окнами вызывал впеч_тление (не)жилого дома. (М.Горький)

5) Ему очень (не)хотелось ра_стават_ся со мной; что(бы) по возможности о_далить од_ночество он попросил позволения проводить меня. (А.Чехов)

6) Нянька кинула на меня с_рдитый, под_вляющий в_гляд и что(то) ворчала бе_зубым шамкающим ртом. (В.Г. Короленко)

7) Все степи бе_крайни но монгольские степи пор_зили нас какой(то) особой своей бе_крайност_ю. (П.Л. Далецкий)

8) Ольга Павловна едва не упала в обм_рок но страх пр_дал ей сил. (Вс.М. Гаршин)

9) Пр_од_левая навалива_щийся на дверь ветер он вышел на палубу. (А.Н. Толстой)

10) От края весьма раз_е_же_ной дорог_ до ближней деревен_ки стеле_ся рож_ освеще_ная во_ходящим луч_м солнца.

11) Осень ж_стоко изуродов_ла сорную глин_стую землю пр_творив ее в рыжую смолу цепко хв_тающую за ноги. (М.Горький)

12) Защита от др_хления в пр_клонные годы пр_вычный ра_мере(н,нн)ый труд. (Вс.А. Кочетов)

13) Послы пр_близились и на ковре перед тро(н,нн)ыми ступенями пр_клонили колени. (А.Н. Толстой)

14) Все живое пр_легло по_жалось пр_таилось каждая точ_ка каждая ямка стала защитой. (А.Н. Толстой)

15) Старушки говорили о ней что она пр_хитрая и пр_лукавая пр_ятельницы – что она пр_глупенькая соперницы – что она пр_добрая молодые жен_щины – что она кокетка а ра_душе(н,нн)ые старики значительно улыбались при ее имени и (н_)чего (н_)говорили. (Л.Н. Толстой)


УПРАЖНЕНИЕ 8.

ВАРИАНТ II.

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

1) Св_зной пр_нес оха_ку дров и хотел ра_топить печку но я сказал что _делаю это сам. (А.Б. Чаковский)

2) Он охотно протяг_вал нам пр_словутую а(с,сс)игнац_ю и так(же) охотно и даже тор_пливо стараясь (н_)кого (не)затруднить выходил из в_гона. (К.Г. Паустовский)

3) Деревя(н,нн)ые домики пр_жимаясь к земле пр_таились за дли(н,нн)ыми заборами. (А.Н. Рыбаков)

4) Эта жен_щина пр_зирала (не)только меня но и мою мать и всех резалок которых сч_тала существами ни_шей породы (не)достойными даже пр_ближа_ся к ее крыльцу. (Ф.В. Гладков)

5) П_рог я спрят_л в нав_лочку и все помни_ся смотрел (не)ра_крошился(ли) он. (В.А. Каверин)

6) Время р_монта было ра_читано с точност_ю которой она и (не)предпол_гала. (А.Н. Рыбаков)

7) Бе_числе(н,нн)ые огоньки мелькали в поле где ра_пол_жились бивуаком войска. (П.Л. Далецкий)

8) Я пр_тв_рился спящим но в самом деле заснул уже тогда когда заснула моя мать. (В.Н. Ажаев)

9) Чичиков стал пр_мечать что брич_ка качалась во все стороны и наделяла его пр_сильными толчками. (Н.В. Гоголь)

10) Ра_калились жерла пушек пр_махались кони отупела злоба у ко(н,нн)ицы и п_хоту все труднее стало подн_мать из(за) пр_крытия. (А.Н. Толстой)

11) Во_можно что он (кое)что пр_соч_нил (кое)что пр_украсил во_станавливая по пам_ти встречи и события за двадцать лет своих путеше_ствий. (Вл.А. Обручев)

12) В окно как призрак т_нулся свет луны тени пр_никли к полу пр_см_рели и тьма стала (не)подвижной выж_дающей. (В.Я. Шишков)

13) Собаки с пр_увеличе(н,нн)ой быстротой в_ртели хвостами в ож_дании овсянки. (И.С. Тургенев)

14) Слезы закипали у меня на глазах но то не были слезы бе_пр_дметного во_торга. (И.С. Тургенев)

15) Река ра_бушевавшаяся ноч_ю к утру пр_см_рела.


Перед выполнением упражнений 9–10 внимательно прочитайте Материалы для запоминания.

Материалы для запоминания.

После русских приставок на согласную гласная корня и превращается в ы. Это правило не относится к словам с приставками меж- и сверх- и к иноязычным словам. Например: подыграть, разыскать, безыскусный. но межинститутский, сверхизвестный, пединститут, постинфарктное.


УПРАЖНЕНИЕ 9.

ВАРИАНТ I.

В каких словосочетаниях есть слова, имеющие после приставки букву и? Ответ дайте в цифровой форме.

1) Без____мпульсный датчик;

2) под____скать квартиру;

3) без____нициативный помощник;

4) меж____гровой момент;

5) до____нфарктное состояние;

6) вз____мать налоги;

7) без____сходное положение;

8) передать дез____нформацию;

9) вз____гравшее самолюбие;

10) дез____нтеграционная схема;

11) произвести дез____нфекцию;

12) раз____гранный жребий;

13) уголовный роз____ск;

14) меж____здательское соглашение;

15) предложить контр____гру;

16) сверх____зысканные манеры;

17) с____змала закаляться;

18) без____нвентаризационный период;

19) сверх____скусное исполнение;

20) исповедовать пан____сламизм;

21) мед____нститутский работник;

22) множество на____менований;

23) без____скровая сварка;

24) транс____орданские перевозки;

25) небез____нтересное сообщение.

Следует писать с буквой и слова в словосочетаниях: ____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 9.

ВАРИАНТ II.

В каких словосочетаниях есть слова, имеющие после приставки букву и? Ответ дайте в цифровой форме.

1) Без____дейная картина;

2) меж____нститутская конференция;

3) раз____грать мяч;

4) без____скусный рассказ;

5) гореть без____скрово;

6) вз____скательный критик;

7) пост____нфарктное состояние;

8) рассказать пред____сторию;

9) вз____гравшая кровь;

10) до____юльские события;

11) сверх____ндустриальная держава;

12) дез____нформировать противника;

13) меж____рригационный период;

14) с____грать вничью;

15) сверхиз____сканная сервировка;

16) затеять с____знова;

17) про____нвентаризовать на следующей неделе;

18) вз____мание штрафов;

19) без____мянное надгробье;

20) производить из____скания;

21) из____мать из обращения;

22) назначить суб____нспектором;

23) быть настроенным пан____сламистски;

24) пед____нститут;

25) до____ндустриальное развитие.

Следует писать с буквой и слова в словосочетаниях: ____________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Перед выполнением упражнения 10 познакомьтесь со справочными материалами.

Справочные материалы.

При присоединении словообразовательной морфемы (приставки, суффикса (значимой части слова, присоединяемой к производящей основе сзади, служащей для образования новых слов и форм данного слова)) к производящей основе (или слову), может возникать стык морфем. Это зачастую приводит к появлению удвоенных согласных, например: расстараться, исследовать, матросский, лимонный.


УПРАЖНЕНИЕ 10.

ВАРИАНТ I.

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1) И все вокруг в_драгивало и звучало словно от пистолетных выстрелов: падали и падали на тугую осен_юю землю зрелые яблоки которые приятно о_тягивали руку как маленькие свинц_вые ядра и, насквозь прозрачные и сочные, оставляли на губах искристый сахарный холодок. (Н.П. Смирнов)

2) В гол_андке чернели ра_сыпаясь пеплом листки. (Н.З. Бирюков)

3) Нина Иванцова угадывала каждый его в_гляд движение бе_пр_кословно бе_страшно выполняла любое поручение. (А.А. Фадеев)

4) Кое-где все еще лежал снег уже п_терявший б_лизну и ч_стоту: на полянах он напом_нал груды слипшейся замазки а в чащах – битый, ра_сыпчатый алебастр. (Н.П. Смирнов)

5) Отец Виктора опустив вож_и тоже с_скочил с телеги и тут же на месте и_чез будто и_парился. (А.А. Фадеев)

6) Поезд углублялся в леса Севера пре_дверие Кольского полуострова. (Вл.Г. Лидин)

7) Как это мучительно но и бе_мерно хорошо – обдум_вать новую картину до подробностей видеть ее в просторе в_ображения ра_тирать сидя перед холстом пахучие краски о_тягивать начало работы сразу же взять верный и твердый тон и наконец нал_жить первые пятна все больше и больше во_буждаясь от их п_строты чу_ствовать охотнич_ю зоркость глаз сосредоточе_ых в каком-то неут_мимом пр_целе! (Н.П. Смирнов)

8) Она стала пр_хварывать а потом и совсем ра_хворалась нервы ее совершенно ра_строились. (Н.А.Островский)

9) Грифцов уверял что на ра_четном счете денег у него мало. Дней через пять начнут п_ступать средства от заказчика и тогда он ра_считается. (А.Н. Рыбаков)

10) В чине пору_чика он п_давал в о_ставку. О_ставка ра_сорила его с отцом. (И.С. Тургенев)

11) Большое значение имеет для художника и бе_смертное тепло во_пом_наний – как и_точник творческого обог_щения. (Н.П. Смирнов)

12) Комендант по_пустил их [мятежников] на близкое ра_стояние и вдруг выпалил опять. (А.С. Пушкин)

13) И если картины художника сохр_ня_ся для буд_щих поколений они новые люди любуясь ими во_крешая живой образ художника в_помнят его бедного, бе_заветно преда_ого друга. (Н.П. Смирнов)

14) Крепость была ра_зорена и вы_жена. (А.С. Пушкин)

15) Долго говорил мне этот человек о своем мирово_зрении. (В.К. Арсеньев)


УПРАЖНЕНИЕ 10.

ВАРИАНТ II.

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1) Варвара быстро _бегала к полен_ице, пр_несла охапку дров и ра_топила плиту. (А.Д. Коптяева)

2) В_поминая сейчас обо всем этом Исаак Ильич чу_ствовал себя ра_трога_ым но и эта его ра_трога_ость отзывалась как всегда гореч_ю. (Н.П. Смирнов)

3) Вертилин сам п_нимал, что в мае он не успеет выве_ти кирпич, даже если п_дойдет автоколон_а. (А.Н. Рыбаков)

4) Очевидно, это было то место, где шос_е _брывалось над рекой у сож_е_ного моста. (А.Н. Толстой)

5) А рано утром всем нам пр_шлось отправляться назад и менять трас_у.

6) Работая над этой к_ртиной он во_танавливал – переживал во второй раз – весь тот день в заволжских лесах ра_решившийся в_тречей с ц_ганами и пляской Марийки у костра с_прикосновением с чем-то бе_мерно о_даленным – с тыс_челетней поэзией бе_домного, бедного народа. (Н.П. Смирнов)

7) В_тал он з_долго до ра_света в_кипятил самовар ра_будил Софью Петровну. (Н.П. Смирнов)

8) Ветки мо_жевели мгнове_о во_пламеняясь и и_тончаясь ра_сыпались и тр_щали как детская п_гремушка. (Н.П. Смирнов)

9) Исаак Ильич смотря на темные избы на горько дымившие овины почу_ствовал как когда-то в Саввином мон_стыре ту же исти_о потр_сающую радость и вместе с тем увере_ость в себе пр_дельную н_полне_ость своей жизни непр_ходящим смыслом. (Н.П. Смирнов)

10) Картина была законче_а леса ра_вернутые на ней во всей осен_ей роск_ши опустели и умолкли пароходы заблудившиеся в туманах пр_ходили без ра_писания. (Н.П. Смирнов)

11) Софья Петровна пр_няв бе_страстно-свободный чуть ут_мле_ый вид ок_залась п_корной, выдерж_ной натурщицей. (Н.П. Смирнов)

12) Кучер в_махнул вож_ами и тройка рысью под звон колокольчиков п_катила по дороге на гору. (Ф.В. Гладков)

13) Мы с какой-то молодой радост_ю ра_крываем свои глаза уд_вляясь как это до сих пор не зам_чали ра_се_ной вокруг нас красоты. (Н.П. Смирнов)

14) Она [Волга] лежала бе_звучно дышала влажным теплом чуть дро_жала от звезд и только вд_ли, на и_гибе, там где др_мала старая ч_совенка играла лу_ным светом схожим с копьем. (Н.П. Смирнов)

15) Она [картина] бе_порно уд_лась хотя в ряду последующих написа_ых в Плесе который стал подли_ой творческой родиной художника и не дост_гает той законче_ости которая дает прои_ведению и_ку_ства красоту самоцвета. (Н.П. Смирнов)


При выполнении упражнения 11 используйте материалы таблицы «Правописание приставок».


УПРАЖНЕНИЕ 11.

ВАРИАНТ I.

Выполните тестовые задания.

11.1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется приставка при-?

1) Пр_права, пр_нудительный, пр_менить, пр_скакать;

2) пр_биться, пр_глашение, пр_дирчивый, пр_следовать;

3) пр_горевший, пр_бой, пр_вередливый, пр_успевающий;

4) пр_готовить, пр_годиться, пр_образования, пр_тягательный.

__________________________________________________________________


11.2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется приставка пре-?

1) Пр_амбула, пр_вратиться, пр_взойти, пр_щемить;

2) пр_одолеть, пр_смешной, пр_обладать, пр_ческа;

3) пр_секающий, пр_терпевающий, пр_ступить (закон), пр_небрежение;

4) пр_образить, пр_поднести, пр_клонять (голову), пр_охотиться.

__________________________________________________________________


11.3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется приставка пре-?

1) Пр_образить, пр_кословить, пр_рогативный, пр_оритет;

2) пр_тендовать, пр_тензия, пр_тенциозный, пр_пираться;

3) пр_веселый, пр_лестный, попр_кнуть, пр_встать;

4) пр_восходить, пр_возмогать, (понять) пр_вратно, пр_вратник.

__________________________________________________________________


11.4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква и?

1) Пр_влечь, пр_сечь, пр_лечь, пр_корнуть;

2) непр_ятности, пр_ласкать, пр_уныл, пр_способиться;

3) пр_вратности (судьбы), пр_виделось, пр_косновение, пр_следователь;

4) пр_вязанность, пр_кращение, пр_молкли, пр_рывать.


11.5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква з?

1) Ра_поясаться, во_звание, бе_людно, ра_пущенный;

2) во_гордиться, бе_вкусица, мирово_зрение, ра_свирепевший;

3) во_награждение, и_морозь, бе_звучно, ра_линованный;

4) и_мученный, ра_пределить, бе_дельник, ра_цвести.

__________________________________________________________________


11.6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква с?

1) И_сякнуть, во_кликнув, и_подтишка, бе_законие;

2) и_следовательский, ни_падающий, ра_хаживать, бе_крайний;

3) во_хитительный, сни_ходительный, ра_считаться, бе_заветно;

4) бе_страшный, чере_чур, во_награждение, во_произведение.

__________________________________________________________________


11.7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ы?

1) Под_грать, без_скровая, контр_ск, под_тожить;

2) под_нтегральный, пред_дущий, дез_нформация, вз_скательный;

3) раз_гранный, под_мать, без_дейный, небез_звестный;

4) с_знова, с_мпровизированный, за_нтересовать, из_сканный.

__________________________________________________________________


11.8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ы?

1) Небез_нтересно, из_ски, пред_гровой, роз_грыш;

2) контр_гра, с_мпровизировать, вз_мать, пред_нфарктный;

3) под_мать, до_ндустриальный, дез_нфекцонист, транс_орданский;

4) пред_юньский, под_гранный, пред_дущий, без_нфекционный.


задания

11.1

11.2

11.3

11.4

11.5

11.6

11.7

11.8

11.9

11.10

Ответ












УПРАЖНЕНИЕ 11.

ВАРИАНТ II.

Выполните тестовые задания.

11.1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется приставка при-?

1) Непр_частность, пр_вратник, пр_хлебатель, пр_кратиться;

2) пр_сутствовать, пр_страстный, непр_клонный, пр_увеличить;

3) пр_рожденный, пр_смиреть, пр_возносить, пр_вязанность;

4) пр_урочить, пр_морский, пр_способление, пр_шептывать.

__________________________________________________________________


11.2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется приставка пре-?

1) Пр_образовать, пр_парат, пр_митивный, пр_тендент;

2) пр_верженец, пр_стиж, не пр_минул, пр_гожий;

3) пр_старелый, пр_умножить, пр_позиция, пр_возносить;

4) пр_баутка, пр_ведение, пр_следователь, пр_личный.

__________________________________________________________________


11.3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Пр_бывающий (в неведении), пр_двосхитивший, пр_высить, пр_мьера;

2) пр_открытая, пр_восходящие, пр_ходящий (момент), пр_рогатива;

3) пр_восходно, попр_держать, пр_вращение, пр_ступник;

4) пр_восходительство, пр_волжские, непр_менно, пр_дместья.

__________________________________________________________________


11.4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква и?

1) Пр_чудливый, пр_вольный, пр_твориться, пр_льстить;

2) пр_ключенческий, пр_знание, пр_кращение, пр_рода;

3) пр_влекательный, пр_вередливый, пр_общиться, пр_дел (храма);

4) пр_стол, пр_дельный, пр_сутствовать, пр_мерный.

__________________________________________________________________


11.5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква з?

1) Ра_жигать, и_подлобья, бе_заботно, и_чезать;

2) пора_мыслить, бе_смысленно, бе_брежный, во_растать;

3) бе_денежье, во_становить, в_бивать, ра_битое;

4) бе_работный, и_расходованный, прово_гласивший, и_зябнуть.


11.6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква с?

1) И_лечить, во_обновить, ра_золотить, бе_лошадный;

2) ра_сортировать, и_коренить, бе_конечность, в_паханное;

3) ра_пилить, ра_сечь, и_правленый, во_деланное;

4) во_принятый, ра_шевелить, в_дернуть, в_помнивший.

__________________________________________________________________


11.7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ы?

1) Раз_грать, пред_стория, без_сходность, двух_гольный;

2) воз_меть, без_мпульсный, с_змальства, пред_нфарктный;

3) роз_грыш, под_екать, сверх_нтересный, без_мянный;

4) без_звестный, под_тожить, пед_нститут, пост_мпрессионизм.

__________________________________________________________________



11.8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ы?

1) Без_нициативный, небез_нтересно, об_ндеветь, спорт_нвентарь;

2) без_сходный, с_здавна, сверх_нтересно, без_скровый;

3) с_гранность, мед_нститут, меж_здательский, дез_нтегральная;

4) пред_юльский, под_тоженный, воз_меть, небез_нтересно.



задания

11.1

11.2

11.3

11.4

11.5

11.6

11.7

11.8

11.9

11.10

Ответ












УПРАЖНЕНИЕ 12.

ВАРИАНТ I.

В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Нач_нало светать... По полю закурилась жи_кая роса и н_ кусты н_ телеграфные столбы уже (н_)бросали теней: все _гладилось и _р_внялось в сером пр_дутре(н,нн)ем свете; уг_монилась и «ночная» птица пугавшая своими серыми бе_шумными крылами в_тречных путников внезапно перелетая дорогу чуть (н_)по самой земле; бе_помощно и т_скливо вз_рала луна на з_рдевшийся восток и медле(н,нн)о ут_пала бледная за г_р_зонтом.

Было свеж_. В р_систой траве возле трактовой дорог_ стояли (н_)движно точно в ра_думь_ стреноже(н,нн)ые лош_ди (кое)где дымились п_туха_щие костры и среди телег и к_биток среди низ_ньких тряпичных ш_лашей по всему полю пестрой волною ра_кинулся со(н,нн)ый лагерь переселенцев.

(Н.Д. Телешов. Самоходы)


УПРАЖНЕНИЕ 12.

ВАРИАНТ II.

В предложенном тексте вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Пароход был больш_й океанский после (М,м)ировой войны з_стрявший где(то) в Америке н_долго от_рвавшийся от России. Из Америки шли с грузом через Панаму океан Гавайские острова Японию и дальше – на Индию Суэц – в Европу. Как всегда в плавани_ жизнь на пароход_ текла своим положе(н,нн)ым п_рядком. О Росси_ о том что совершилось в ней тогда знали мало но (н_)пост_жимо близка была Россия каждому м_тросу. Всякий день открывалась перед глазами велич_стве(н,нн)ая бе_крайность океанов и было трудно пре_ставить что где(то) на (Р,р)одине (по)прежнему топят бабы печи глубокие выся_ся сугробы новая строи_ся жиз_нь.

И бывало на пароход_ (н_)раззадумае_ся (кто)нибудь глядя на море (н_)ожида(н,нн)о скаж_т

А у нас теперь зима снег вешки по дорогам торчат волки брод_т.

(И.С. Соколов-Микитов. Матросы)


Ответы


Упражнение 1. Вариант I.

1) Антинаучный  научный (анти-).

2) Негромкий  громкий (не-).

3) Разгрузить грузить (раз-).

4) Пренеприятный  неприятный (пре-).

5) Нигде  где (ни-).

6) Пораньше  раньше (по-).

7) Соотнести  отнести (со-).

8) Отныне  ныне (от-).

9) Пригород  город (при-).

10) Навсегда  всегда (на-).

11) Подзаголовок  заголовок (под-).

12) Асимметричный  симметричный (а-).

13) Сверхусилия  усилия (сверх-).

14) Противоестественный  естественный (противо-).

15) Насовсем  совсем (на-).

16) Надорвать  рвать (надо-).

17) Сограждане  граждане (со-).

18) Ультрасовременный  современный (ультра-).

19) Поближе  ближе (по-).

20) Демонтировать  монтировать (де-).

21) Кое-когда  когда (кое-).

22) Убежать  бежать (у-).

23) Задолго  долго (за-).

24) Безответственный  ответственный (без-).

25) Прототип  тип (прото-).

26) Подстанция  станция (под-).

27) Расчудесно  чудесно (рас-).

28) Вице-адмирал  адмирал (вице-).

29) Антивоенный  военный (анти-).

30) Противоракетный  ракетный (противо-).


Упражнение 1. Вариант II.

1) Соавтор  автор (со-).

2) Расцвести  цвести (рас-).

3) Нелегкий  легкий (не-).

4) Презабавный  забавный (пре-).

5) Некогда  когда (не-).

6) Перепрофилировать  профилировать (пере-).

7) Доныне  ныне (до-).

8) Сокрушить  крушить (со-).

9) Ненадолго  надолго (не-).

10) Предпоследний  последний (пред-).

11) Подгруппа  группа (под-).

12) Затемно  темно (за-).

13) Противодействие  действие (противо-).

14) Аморальный  моральный (а-).

15) Субтитры  титры (суб-).

16) Надолго  долго (на-).

17) Экс-чемпион  чемпион (экс-).

18) Антивоенный  военный (анти-).

19) Разорвать  рвать (разо-).

20) Отовсюду  всюду (ото-).

21) Дестабилизировать  стабилизировать (де-).

22) Насовсем  совсем (на-).

23) Кое-какой  какой (кое-).

24) Улететь  лететь (у-).

25) Некачественный  качественный (не-).

26) Бесчеловечный  человечный (бес-).

27 Заранее  ранее (за-).

28) Недопеть  петь (недо-).

29) Никакой  какой (ни-).

30) Дезориентировать  ориентировать (дез-).


Упражнение 2. Вариант I.

Приставочным способом образованы слова: 3, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 30.


Упражнение 2. Вариант II.

Приставочным способом образованы слова: 2, 4, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 28, 30.


Упражнение 3. Вариант I.

1) Отерла; 2) беспорядке; 3) пролетел; 4) расспросить; 5) наивысшему; 6) воспринимал; 7) приходит; 8) несколько; 9) преодолевать; 10) неудачных; 11) никаких; 12) отдернуть; 13) потребует; 14) несколько; 15) неторопливо; 16) кое-где; 17) улететь; 18) некогда; 19) всевозможные; 20) ничего; 21) прикоснулась; 22) зазвенел; 23) трансъевропейское; 24) ушло.


Упражнение 3. Вариант II.

1) Пролетел; 2) повсюду; 3) никакие; 4) сделать; 5) пресильными; 6) притаились; 7) неприятеля; 8) прервали; 9) неясные; 10) нисходил; 11) вывезти; 12) кое-где; 13) несколько; 14) пролетела; 15) испробовать; 16) кое-где; 17) спускали; 18) увидите; 19) поплыла; 20) восходит; 21) нетерпением; 22) сверхинтересное; 23) никак; 24) оказался.


Упражнение 4. Вариант I.

1) За-, на;

2) раз-, до-;

3 ) пред-, рас-, по-;

4) пере-, про-;

5) про-;

6) по-;

7) по-;

8) недо-;

9) подо-;

10) по-;

11) о-, про-;

12) под-;

13) за-, про-;

14) с-, по-;

15) на-;

16) пред-, на-;

17) пере-, с-;

18) по-, за-;

19) рас-;

20) ис-, с.


Упражнение 4. Вариант II.

1) Не-, по-;

2) бес-, пере-;

3) пре-;

4) пре-, воз-;

5) при-, у-;

6) наи-;

7) пере-, рас-, пре-;

8) рас-, про-;

9) не-, с-;

10) бес-, при-;

11) в-;

12) не-, у-;

13) пре-, о-;

14) при-, за-;

15) от-;

16) недо-;

17) при-, о-;

18) пред-;

19) воз-;

20) с-


Упражнение 6. Вариант I.

Букву з следует вставить в слова: 5, 6, 9, 14, 16, 21, 23, 29.


Упражнение 6. Вариант II.

Букву з следует вставить в слова: 1, 2, 11, 13, 15, 18, 20, 21, 25, 28.


Упражнение 7. Вариант I.

Ошибки допущены в словосочетаниях: 3, 9, 10, 13, 18, 21, 23, 26, 27, 28.


Упражнение 7. Вариант II.

Ошибки допущены в словосочетаниях: 1, 6, 8, 9, 10, 11, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 27.


Упражнение 9. Вариант I.

Следует писать с буквой и слова в словосочетаниях: 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 24.


Упражнение 9. Вариант II.

Следует писать с буквой и слова в словосочетаниях: 2, 7, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 22, 23, 24, 25.


Упражнение 11. Вариант I.

задания

11.1.

11.2

11.3

11.4

11.5

11.6

11.7

11.8

Ответ

1

3

2

2

3

2

3

1



Упражнение 11. Вариант II.

задания

11.1

11.2

11.3

11.4

11.5

11.6

11.7

11.8

Ответ

4

3

1

3

4

2

2

4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!