СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 10 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное человечество благодаря информационным технологиям имеет возможность узнать о последствиях стихийного бедствия или техногенной катастрофы в любом уголке мира. Но, к сожалению, не всегда удаётся предупредить население о надвигающейся опасности, потому что силы природы — стихии воды, ветра, огня, земли — периодически проявляют свой непредсказуемый и неуправляемый стихийный характер.

Просмотр содержимого документа
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 10 класс»

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Современное человечество благодаря информационным технологиям имеет возможность узнать о последствиях стихийного бедствия или техногенной катастрофы в любом уголке мира. Но, к сожалению, не всегда удаётся предупредить население о надвигающейся опасности, потому что силы природы — стихии воды, ветра, огня, земли — периодически проявляют свой непредсказуемый и неуправляемый стихийный характер.

Современное человечество благодаря информационным технологиям имеет возможность узнать о последствиях стихийного бедствия или техногенной катастрофы в любом уголке мира. Но, к сожалению, не всегда удаётся предупредить население о надвигающейся опасности, потому что силы природы — стихии воды, ветра, огня, земли — периодически проявляют свой непредсказуемый и неуправляемый стихийный характер.

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении мер предотвращения её опасных последствий для жизни людей и среды обитания. Специалистами разработана классификация чрезвычайных ситуаций, которая позволяет различать их по характеру источника (причине) и по масштабу.

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении мер предотвращения её опасных последствий для жизни людей и среды обитания. Специалистами разработана классификация чрезвычайных ситуаций, которая позволяет различать их по характеру источника (причине) и по масштабу.

Чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды: природные техногенные биолого-социальные  Такое разделение указывает на источник (причину) возникновения чрезвычайной ситуации.  Специалисты классифицируют чрезвычайные ситуации и по масштабу их распространения: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.

Чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды:

  • природные
  • техногенные
  • биолого-социальные

Такое разделение указывает на источник (причину) возникновения чрезвычайной ситуации.

Специалисты классифицируют чрезвычайные ситуации и по масштабу их распространения: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.

Природная чрезвычайная ситуация — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления (процесса), катастрофы или стихийного бедствия, которые нарушили нормальные условия жизнедеятельности населения, принесли ущерб здоровью людей, объектам народного хозяйства и окружающей среде.

Природная чрезвычайная ситуация — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления (процесса), катастрофы или стихийного бедствия, которые нарушили нормальные условия жизнедеятельности населения, принесли ущерб здоровью людей, объектам народного хозяйства и окружающей среде.

Техногенная чрезвычайная ситуация — это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате технической аварии, которая стала причиной нанесения ущерба здоровью людей и среде обитания (производственной, бытовой, природной, социальной). Техническая авария на промышленном объекте, на инженерном сооружении или на транспорте ведёт к опасному нарушению технологического процесса, последствием которого могут быть взрыв, пожар, утечка ядовитых веществ, радиация, разрушение объекта и другие опасные явления.

Техногенная чрезвычайная ситуация — это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате технической аварии, которая стала причиной нанесения ущерба здоровью людей и среде обитания (производственной, бытовой, природной, социальной). Техническая авария на промышленном объекте, на инженерном сооружении или на транспорте ведёт к опасному нарушению технологического процесса, последствием которого могут быть взрыв, пожар, утечка ядовитых веществ, радиация, разрушение объекта и другие опасные явления.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера различают по месту их возникновения и по характеру поражающих факторов, а именно: промышленная авария, катастрофа, пожар, взрыв, утечка ядовитых веществ и радиации, транспортная авария (морская, воздушная, речная) и др.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера различают по месту их возникновения и по характеру поражающих факторов, а именно:

  • промышленная авария,
  • катастрофа,
  • пожар,
  • взрыв,
  • утечка ядовитых веществ и радиации,
  • транспортная авария (морская, воздушная, речная) и др.
Аварии техногенного характера (техногенные аварии) специалисты различают по характеру основного поражающего фактора: аварии на радиационно опасных объектах (утечка радиации), аварии на химически опасных объектах (утечка ядовитых веществ), аварии с выбросом биологических веществ, гидродинамические аварии (разрушение гидротехнических сооружений), аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах. Культура труда на промышленных объектах регламентируется требованиями техники безопасности. Нарушения техники безопасности — риск возникновения аварии, катастрофы.

Аварии техногенного характера (техногенные аварии) специалисты различают по характеру основного поражающего фактора:

  • аварии на радиационно опасных объектах (утечка радиации),
  • аварии на химически опасных объектах (утечка ядовитых веществ),
  • аварии с выбросом биологических веществ,
  • гидродинамические аварии (разрушение гидротехнических сооружений),
  • аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах. Культура труда на промышленных объектах регламентируется требованиями техники безопасности. Нарушения техники безопасности — риск возникновения аварии, катастрофы.
Нормативно-правовую основу защиты личности, общества, государства от терроризма и экстремизма в России составляют Конституция Российской Федерации, международные соглашения; федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности»; Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации и другие документы, регулирующие деятельность служб, ведомств и общественный организаций по противодействию терроризму и экстремизму в нашей стране. Эти документы — законодательная основа системы мер противодействия терроризму и экстремизму в России.

Нормативно-правовую основу защиты личности, общества, государства от терроризма и экстремизма в России составляют Конституция Российской Федерации, международные соглашения; федеральные законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности»; Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации и другие документы, регулирующие деятельность служб, ведомств и общественный организаций по противодействию терроризму и экстремизму в нашей стране. Эти документы — законодательная основа системы мер противодействия терроризму и экстремизму в России.

Биолого-социальная чрезвычайная ситуация - это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате распространения опасной инфекционной болезни, которая явилась причиной нарушения нормальных условий жизнедеятельности людей, животных, растений на данной территории, создала угрозу их жизни и здоровью.

Биолого-социальная чрезвычайная ситуация - это неблагоприятная обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате распространения опасной инфекционной болезни, которая явилась причиной нарушения нормальных условий жизнедеятельности людей, животных, растений на данной территории, создала угрозу их жизни и здоровью.

Биолого-социальные чрезвычайные ситуации возникают в результате эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Переносчиками инфекции в случае эпидемии являются люди , при эпизоотии — животные , при эпифитотии — заражённые вредителями растения . Возбудителями инфекционных заболеваний являются бактерии, вирусы, риккетсии (внутриклеточные паразиты), грибки . Масштабы последствий бывают сравнимы с последствиями стихийных бедствий.

Биолого-социальные чрезвычайные ситуации возникают в результате эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Переносчиками инфекции в случае эпидемии являются люди , при эпизоотии — животные , при эпифитотии — заражённые вредителями растения .

Возбудителями инфекционных заболеваний являются бактерии, вирусы, риккетсии (внутриклеточные паразиты), грибки .

Масштабы последствий бывают сравнимы с последствиями стихийных бедствий.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в России функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в России функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных органов исполнительной власти всех уровней по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по привлечению сил гражданской обороны в случае необходимости. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: - федеральный; региональный; территориальный; местный; объектовый.

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных органов исполнительной власти всех уровней по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по привлечению сил гражданской обороны в случае необходимости.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: -

  • федеральный;
  • региональный;
  • территориальный;
  • местный;
  • объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС организуют работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории республики, края, округа под руководством специальной комиссии и исполнительных рабочих структур — штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах и ведомствах Российской Федерации, чтобы профессионально и целенаправленно организовать наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и обеспечить защиту населения в чрезвычайных ситуациях.

Территориальные подсистемы РСЧС организуют работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории республики, края, округа под руководством специальной комиссии и исполнительных рабочих структур — штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах и ведомствах Российской Федерации, чтобы профессионально и целенаправленно организовать наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и обеспечить защиту населения в чрезвычайных ситуациях.

Руководство системой РСЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Руководство системой РСЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Основные принципы организации работы РСЧС: концепция обеспечения допустимого риска профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций комплексный и системный подходы в управлении безопасностью построение системы работы на правовой основе с чётким разграничением обязанностей участников РСЧС (служб и специалистов)

Основные принципы организации работы РСЧС:

  • концепция обеспечения допустимого риска
  • профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций
  • комплексный и системный подходы в управлении безопасностью
  • построение системы работы на правовой основе с чётким разграничением обязанностей участников РСЧС (служб и специалистов)
Силы и средства РСЧС обеспечивают следующие направления: наблюдение и контроль состояния безопасности жизнедеятельности обучение технике безопасности подготовка специалистов МЧС России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Силы и средства наблюдения и контроля включают организационные структуры, осуществляющие надзор, мониторинг состояния окружающей среды, здоровья населения, инспекцию опасных объектов Российской Федерации.

Силы и средства РСЧС обеспечивают следующие направления:

  • наблюдение и контроль состояния безопасности жизнедеятельности
  • обучение технике безопасности
  • подготовка специалистов МЧС России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы и средства наблюдения и контроля включают организационные структуры, осуществляющие надзор, мониторинг состояния окружающей среды, здоровья населения, инспекцию опасных объектов Российской Федерации.

Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций; военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды); поисково-спасательные службы МЧС России, аварийно-технические центры, спецотряды, соединения и части радиационной, химической, биологической защиты; подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции, аварийно-спасательные службы разного уровня и назначения.

Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

  • противопожарные,
  • поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций;
  • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
  • поисково-спасательные службы МЧС России,
  • аварийно-технические центры,
  • спецотряды,
  • соединения и части радиационной, химической, биологической защиты;
  • подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции,
  • аварийно-спасательные службы разного уровня и назначения.
РСЧС функционирует в следующих режимах:  режим повседневной деятельности: в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической и сейсмической обстановке; режим повышенной готовности: при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической и сейсмической обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы войны; режим чрезвычайной ситуации: при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

РСЧС функционирует в следующих режимах:

режим повседневной деятельности: в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической и сейсмической обстановке;

режим повышенной готовности: при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), гидрометеорологической и сейсмической обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозы войны;

режим чрезвычайной ситуации: при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Решение о введении соответствующего режима принимают комиссии по чрезвычайным ситуациям, МЧС России, Правительство Российской Федерации.  Органы повседневного управления РСЧС: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти и подразделения гражданской обороны федерального, регионального, территориального, местного и объектного уровней.

Решение о введении соответствующего режима принимают комиссии по чрезвычайным ситуациям, МЧС России, Правительство Российской Федерации.

Органы повседневного управления РСЧС: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти и подразделения гражданской обороны федерального, регионального, территориального, местного и объектного уровней.

Гражданская оборона — это система мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайной ситуации. Гражданская оборона является частью РСЧС. Подразделения гражданской обороны организуются на всех объектах народного хозяйства: предприятиях, торговых центрах, заводах, в учебных заведениях и других организациях всех форм государственной и частной собственности.

Гражданская оборона — это система мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайной ситуации.

Гражданская оборона является частью РСЧС. Подразделения гражданской обороны организуются на всех объектах народного хозяйства: предприятиях, торговых центрах, заводах, в учебных заведениях и других организациях всех форм государственной и частной собственности.

На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям. Начальник гражданской обороны объекта назначает руководителя объекта, который несёт ответственность за предупреждение (профилактику), предотвращение чрезвычайных ситуаций и организацию работы по ликвидации их последствий на объекте (предприятии) в мирное и военное время. Объектовые комиссии подчиняются местным, региональным, федеральным комиссиям по принципу управленческой вертикали. Специальные государственные стандарты безопасности определяют нормы, правила, регламент (порядок обеспечения безопасности) на опасных объектах народного хозяйства. Общеобразовательные организации являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством просвещения Российской Федерации для защиты жизни и здоровья обучающихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.

На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям. Начальник гражданской обороны объекта назначает руководителя объекта, который несёт ответственность за предупреждение (профилактику), предотвращение чрезвычайных ситуаций и организацию работы по ликвидации их последствий на объекте (предприятии) в мирное и военное время.

Объектовые комиссии подчиняются местным, региональным, федеральным комиссиям по принципу управленческой вертикали. Специальные государственные стандарты безопасности определяют нормы, правила, регламент (порядок обеспечения безопасности) на опасных объектах народного хозяйства.

Общеобразовательные организации являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством просвещения Российской Федерации для защиты жизни и здоровья обучающихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы для самостоятельного ответа: Записать краткий  конспект темы в тетрадь.  2. Запишите кратко ответ на вопрос в тетради , какие показатели физического, психического, морального здоровья являются обязательными для спасателей МЧС России?

Вопросы

для самостоятельного ответа:

  • Записать краткий конспект темы в тетрадь.

2. Запишите кратко ответ на вопрос в тетради , какие показатели физического, психического, морального здоровья являются обязательными для спасателей МЧС России?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!