СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единство химического состава живой материи. Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единство химического состава живой материи. Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки.

Просмотр содержимого документа
«Единство химического состава живой материи. Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки.»

Тема

Урок 5

Единство химического состава живой материи. Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки.

Цель

сформировать представление о химических элементах в составе живого, органических и неорганических веществах, их соотношении.

Задачи: Образовательные: систематизировать знания школьников о химических веществах и основных элементах в составе живого, познакомить с основными группами химических элементов, содержащихся в клетке;

Развивающие: развивать умения анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы; развивать речь учащихся

Ожидаемые результаты

должны знать:

неорганический состав клетки: вода и минеральные соли.

понимать:

роль химического состава клетки

-уметь: Пользоваться увеличительными приборами.

Этап урока



I. Орг.

момент

II.Проверка д/з:





























































3. Изучение н/м:























































































































































IV. Закрепление

V. Подведение итогов.

VII. Д/З:

VIII Рефлексия


(Слайд 1). Организационно-психологический момент

А). Устно:

1.Органический мир прекрасен и многообразен. Перечислите его царства.

2.Что объединяет все живые организмы?

(Свойства живого: дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ, наследственность, изменчивость, раздражимость, ритмичность, старение, смерть).

3. По каким признакам растения отличаются от представителей других царства? (Наличие в клетках пластид, хлорофилла в хлоропластах, вакуолей, клеточной стенки; фотосинтез, способность расти всю жизнь, расчлененность тела).

Б). Тест:

  1. Впервые увидел клетку под микроскопом

А) Ч.Дарвин В) Р.Гук С) А.Левенгук Д) Л.Пастер Е) И.П.Павлов

2. Заслуга А. Левенгука

А) ввел термин «биология» С) открыл вирус табачной мозаики

В) открыл одноклеточные организмы Д) описал ядро в растительной клетке

Е) создал клеточную теорию

  1. Впервые ядро растительной клетке описал

А) А.Левенгук В) Р.Гук С) Р.Броун Д) Л.Пастер Е) Р.Вирхов

  1. 4. М. Шлейден и Т. Шванн заложили основы

  2. А) учения о естественном отборе В) учения о биосфере

  3. С) теории иммунитета Д) клеточной теории

Е) учение о безусловных и условных рефлексах

5. Размножение клетки путем деления было установлено в

А) 1959г В) 1831г С) 1839г Д) 1665г Е) 1859г

6. Открытие клетки связано с появлением

А) микроскопа В) бинокля С) зрительной трубы Д) лупы Е) телескопа

7. Предметом изучения цитологии является

А) особь В) ткань С) организм Д) клетка Е) популяция

Коды ответов:

  1. В; 2 – А; 3 – С; 4- Д; 5- Е; 6 – А; 7- Д.

Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

«5» - нет ошибок; «3» - две ошибки.

«4» - одна ошибка; «2» - ти и более ошибок.

А). Клетка – основная единица строения и развития, функциональная единица живого. Все живые организмы состоят из клеток – из одной клетки (простейшие) или многих (многоклеточные). Клетка – это один из основных структурных, функциональных и воспроизводящих элементов живой материи; это элементарная живая система. Существует эволюционно неклеточные организмы (вирусы), но и они могут размножаться только в клетках.Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, получил название цитологии. В последнее время принято также говорить о биологии клетки, или клеточной биологии.

Б). Единство химического состава живой материи.

В клетке содержится несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях. Химические процессы, протекающие в клетке, - одно из основных условий её жизни, развития, функционирования. Все клетки животных и растительных организмов, и микроорганизмов сходны по химическому составу, что свидетельствует о единстве органического мира.

В). Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий.В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. О чем это свидетельствует?Это свидетельствует об общности живой и неживой материи. Но соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. Так, элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, железом, магнием, алюминием и т.д. Используя материал учебника на странице 11 под редакцией М.Гильманова, объясните, почему кремния много в литосфере, но очень мало в живой природе? Ответ запишите в тетрадь. Доказано, что из 110 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева около 80 входят в состав клеток живых организмов.

Г). Группы химических элементов, содержащихся в клетке

Работа в группах по заданиям:

1). Заполните схему «Химические элементы»:









(около 0,001%) (от 0,001 до 0,000001 %) (менее 0,000001 %) О, С, Н, N – 98%; Zn, Mn, Cu, Co, Mo, U,Ra, Au, Hg, Be, Cs, Se

K, Na, Са, Mg, F, Br, I, Se и др.

S, P, Cl, Fe

2). Используя таблицу из приложения №1, выпишите, каких элементов находится больше в живых организмах? (О, С, Н, N – 98%).

Вывод: В живых организмах 98% химического состава прихоится на четыре элемента: О, С, Н,N, в то время как на остальные 8 элементов (K,Na, Са, Mg, S, P, Cl, Fe) из группы макроэлементов приходится 1,9%. Все остальные элементы содержатся в клетке в исключительно малых количествах (меньше 0,01%).

3). Используя из приложения № 2 таблицу «Роль элементов в клетке» и дополнительный материал из приложения 3, изучите и обсудите роль элементов в клетке.

Д). Химический состав клетки. Мы знаем, что все тела состоят из веществ? Каких веществ? (Тела живой и неживой природы состоят из органических и неорганических веществ).

Работа в группах:

Используя схему из приложения 4, изучите и обсудите «Химический состав в клетке» и ответьте на вопросы:

  1. Почему они так называются?

(Органические вещества - вещества живой природы, а неорганические - вещества неживой природы).

  1. Назовите известные вам органические и неорганические вещества?

(Органические - белки, жиры, углеводы, неорганические – вода, минеральные соли.)

  1. Как можно отличить органические вещества от неорганических?

(Органические вещества горят, а неорганические - нет).

  1. Каких элементов в клетке больше всего?

  2. Может ли живой организм обойтись без микроэлементов?

  3. Какой металл содержит гемоглобин?

  4. Какой металл содержит хлорофилл?

Таким образом, в клетке нет каких- нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы. На атомном уровне различий между химическим составом органического и неорганического мира нет. Различие обнаруживается на молекулярном уровне. В живых телах наряду с веществами, распространенными в неживой природе, содержится множество веществ, характерных для живых организмов.

Параграф 2 стр. 10- 11, вопросы

Чем мы сегодня занимались?

Что мы для этого делали?

Что у нас получилось хорошо?

Что нам пока не удается?




Систематические категории животных




Систематическая категория - группа организмов, объединенная определенной степенью родства, общими чертами строения и функциональных особенностей. 

Принципы классификации животных

Сориентироваться в огромном разнообразии животных, обитающих на нашей планете, помогает наука систематика животных. Ее основные задачи - описывать виды животных, давать им названия и определять их место в системе органического мира. При этом ученые-систематики изучают не только современные виды, но и те, которые жили прежде.

Классифицировать организмы - это значит определить их принадлежность ко всем основным систематических категорий.
Сравним основные систематические категории, которые используют в систематике растений и в систематике животных.
Основные систематические категории, используемые при классификации растений: Вид, Род, Родина, Порядок, Класс, Отдел, Царство.
Основные систематические категории, используемые при классификации животных: Вид, Род, Родина, Ряд, Класс, Тип, Царство.
В этом перечне указаны лишь основные систематические категории, которые используют в систематике животных.

В систематике отдельных групп животных используют и вспомогательные категории подцарство, Надкласс, подряд, надвид. Как и в систематике растений в систематике животных основной систематической категорией является вид.

Вид - это совокупность особей, сходных между собой по строению, процессами жизнедеятельности, требованиями к условиям существования, свободно скрещиваются между собой в природе, дают плодовитых потомков и населяющих определенную территорию.
Лишь в отдельных случаях особи одних видов могут спариваться с особями других близких видов и оставлять потомство (например, собака и волк, зайцы белый и серый).

История развития зоологии тесно связана с историей формирования основных принципов систематики животных. Разобраться во всем многообразии фауны Земли было бы невозможно без аппарата, позволяющего фиксировать положение изучаемых организмов на филогенетическом древе животного царства. Таким аппаратом является современная систематика, возникшая в результате кропотливой работы многих зоологов на протяжении всей истории развития науки. 
В настоящее время царство животных принято делить на серию взаимоподчиненных систематических категорий - таксонов. Основной таксон - "вид". Для обозначения видов используется принцип бинарной номенклатуры, разработанный еще К. Линнеем.

Как и у растений, в систематике животных принята бинарная номенклатура (двойное название), а также название их на латинском языке.
Каждому виду присваивается латинское название. Первое слово - существительное - название рода, в который объединена группа близких видов, второе - обычно прилагательное - название вида. 

Например, название белянки капустной - Pieris brassicae, близкородственные виды, относимые к тому же роду - Pieris, называются: репница - Pieris rapae, брюквенница - Pieris napi и т.д. Двойные названия удобны, так как сразу указывают на родовую принадлежность данного вида. Название вида, установленное по правилам "Международного кодекса зоологической номенклатуры", считается обязательным для всех: кто бы и где бы ни писал о данном виде, должен употреблять только это название. Правильным наименованием вида считается только установленное раньше всех других; название, предложенное позднее, не признается. Однако первое по времени название законно лишь тогда, когда оно сопровождается описанием вида или его изображением. 


Свиньи. Фото: sneakerdog


Близкородственные роды объединяются в семейства, семейства - в отряды, отряды - в классы. Высший таксон современной систематики - тип, который объединяет несколько родственных классов. Часто используются "промежуточные" таксоны: подтипы, подклассы, надотряды и т.п., объединяющие в пределах данного таксона группы более низкого ранга. Например, классы в пределах типа могут быть сгруппированы в несколько подтипов. 
В современной зоологии, кроме того, явно ощущается необходимость классифицировать и высшие систематические категории - типы. Под одним названием объединяют сходные по существенным признакам родственные типы. Так, всех животных естественно делить на Одноклеточных (Protozoa) и Многоклеточных (Metazoa) . 
Все типы многоклеточных естественно распадаются на три большие группы (надразделы - прим. от biofile.ru):

Фагоцителлообразные (Phagocytellozoa) с одним типом - пластинчатые животные (Placozoa).

Низшие многоклеточные (Parazoa) тоже с одним типом - Губки (Spongia) и остальные многоклеточные (Eumetazoa), включающие все оставшиеся типы животных и распадающиеся на Лучистых (Radiata) и Билатеральных многоклеточных (Bilateria).

Существуют следующие подразделения животного царства на группы, стоящие выше типа: 
 ► Подцарство 
 ► Надраздел 
 ► Раздел 
 ► Подраздел

Перечисленные подразделения, стоящие над типом, не следует рассматривать как систематические (таксономические) категории. 
Высшей таксономической категорией остается тип, распадающийся на ряд подчиненных ему систематических единиц, из которых низшая - это вид. Группировки, стоящие выше типа, позволяют подчеркнуть, с одной стороны, уровень морфофизиологической дифференцировки, а с другой - родственные (филогенетические) связи между типами.



Copyright © BioFile 2007-2016




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!