Слайд
Единые требования к устной и письменной речи учащихся
и педагогического коллектива
Слайд Говорят, Сократ при встрече с незнакомым человеком произносил: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
В последнее время внимание уделяется единым требованиям к устной и письменной речи учащихся. Ведь одно из необходимых условий подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности – это формирование речевой культуры. В требованиях указывается на то, что, конечно, ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим, необходима такая постановка преподавания всех предметов, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех преподавателей. А требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий. Речевая культура – это актуальная проблема в наше время. Все мы слышим, КАК разговаривает молодежь: односложные ответы в диалогах; скудный словарный запас; модным стало сокращать слова (читая переписку детей в сетях, иногда тяжело понять смысл); огромное количество слов-паразитов. Мы слышим постоянно мат на улице, транспорте, по телевидению. В речи большое количество иностранных слов. Это нормальный процесс с одной стороны, любой язык регулярно пополняется заимствованными словами, особенно в наш век развития техники, компьютерных технологий (смартфон, айфон и т.д.). Но, когда есть исконно русские слова для определения того или иного понятия, а используют иностранные, происходит засорение языка (электорат – избиратели, мероприятия – кампания, аргумент — довод, бизнес – дело, имидж — образ, облик, интервью – беседа, коммерсант – торговец, ревизия – проверка, спонсор – благотворитель, меценат, шоу – зрелище и др. больше 400 сл.). Сейчас бытует мнение, что в следствии использование огромного количества иностранных слов (английских), изучение активное английского языка, иностранная одежда ведет к изменению кода нации (пример мода на все французское в 19 в.). В нашем учебном заведении формирование культуры речи – это проблема, гораздо большая нежели в школе. К недостаткам речи у молодежи, перечисленным ранее, присоединяются: 1)педагогическая запущенность (неблагополучные семьи, что греха таить из интернатов приходят с разной подготовкой); 2)диагнозы (если стоит олигофрения, то понятно Пушкиным не быть); 3)ограниченное время (2, 3 года обучения в техникуме). Но элементарному научить все-таки можно, при условии постоянных единых требований к учащимся всех членов педколлектива (Привести примеры: написание заявлений (не смогут написать при устройстве на работу), регулярно исправлять ошибки в речи (стулка, семачки, колидор и т.п.), собственным примером правильной культурной речи. Дети повторяют нас, взрослых, если ребенок будет слышать постоянно слово сирОты, он так и будет говорить, а не сИроты.
Хочу вам напомнить единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива.
Слайды 1 Комментирование требований
Учащиеся должны уметь:
давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить (убрать да, нет, мы в состоянии);
правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например: "Потому что существительное 3-го склонения") (давать полные ответы учат детей с начальной школы, и для нас нет ничего сложного);
давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой: тезис, аргумент(ы), вывод (это сложно, даже для старшеклассников. Хотя если дать детям структуру, записать ее, дать опорные слова, словосочетания, результат лучше (пример с сочинениями, рассуждение, описание – структура, существительные, прилагательные, глаголы и т.д. ); заставлять больше говорить. Детей мало, успеваем опросить всех на каждом уроке.
говорить или писать на тему, соблюдая ее границы (давать план);
отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова (много проблем и у нас. Например, озвучить информацию, озвучить можно фильм, а информацию оглашают, обнародуют; рассказать стих – продекламировать, прочитать стихотворение и т.д.)
отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
правила произношения и постановка ударений;
правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики (стами рублями – неправильно, ста рублями, ты можешь занять мне денег – неправильно слово «занять» имеет значение «взять взаймы», а не дать и т.д.);
правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
Правила орфографии и пунктуации – это высший пилотаж. Тяжело найти человека грамотного на 100 %. И все мы, прежде чем писать на доске сверяемся со словарями или пишем, когда уверены в правильности. В устной речи чувствуем себя свободно, уверенно, а зря! Именно на этом мы и остановимся.
Слайд
Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения (Толковый словарь русского языка Д.Н Ушакова).
Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.
Чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно постоянно заглядывать в словари, где указано правильное произношение слов. Желательно предпочтение отдавать словарям ударений для дикторов. Там не указаны разговорные варианты Хорошие словари). Ни в коем случае не стоит опираться на собственный опыт. Большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно. Итак, рассмотрим следующие правила:
Слайд І. Ударение в начальной форме глаголов
1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суфикс –И–
Например: | НО: |
кровоточИть | закУпорить |
облегчИть | клЕить |
ободрИть | озлОбить |
обострИть | освЕдомиться |
одолжИть | тЕплится |
плодоносИть | опОшлить |
положИть | предвосхИтить |
убыстрИть | надоУмить |
углубИть | пЕрчить |
усугубИть | |
Слайд 2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И–
Например: | Но: |
баллотИровать | маркировАть |
блокИровать | премировАть |
копИровать | нормировАть |
приватизИровать | гофрировАть |
конструИровать | пломбировАть |
экспортИровать | бомбардировАть |
дискутИровать | |
информИровать | |
дозИровать | |
Слайд
ЗАПОМНИТЕ! |
заИндеветь |
заржАветь |
кАшлянуть |
обезУметь |
плЕсневеть |
ходАтайствовать |
чЕрпать |
Слайд
ІІ. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, –АЩ/ЯЩ, –ВШ, –НН/ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.
крАсить – крАсящий, читАть – читАющий
В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т–, ударение падает на первый слог.
зАгнутый |
сОгнутый |
нАчатый |
прИнятый |
Слайд
ІІІ. Ударения в формах прошедшего времени глаголов.
В формах женского рода ударение падает на окончание –а:
бралА, началА
В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог.
брАл, брАло, нАчал. нАчало (но начАло, если сущ.)
ИСКЛЮЧЕНИЯ |
клАла, крАла, |
послАла, жилОсь |
Слайд
IV. Ударения в именах существительных.
В формах именительного падежа множественного числа как правило ударным является окончание –А, безударным –Ы, поэтому следует запомнить:
директорА | аэропОрты |
профессорА | тОрты |
катерА | лИфты |
шомполА | бАнты |
| крАны |
| лЕкторы |
| шАрфы |
| склАды |
| флОты |
| фрОнты |
| |
В формах родительного падежа множественного числа окончание –ОВ чаще всего является безударным, а окончание –ЕЙ – ударным
бухгАлтеров | должностЕй |
кОнусов | новостЕй |
лЕкторов | НО: |
тОртов | мЕстностей |
| сУдей |
В иноязычных существительных ударение в большинстве случаев падает часто последний слог (в зависимости из какого языка пришло слово. Например, если из французкого, то ударение только на последний слог)
агЕнт алфавИт дефИс диспансЕр докумЕнт |
жалюзИ каталОг некролОг квартАл партЕр ОнорЕ де БальзАк |
апострОф процЕнт експЕрт цемЕнт МакбЕт |
фетИш (амулеты, обереги, талисманы) |
НО: |
фОрзац (элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой) |
факсИмиле (копия оригинального документа) |
Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов:
вероисповЕдание – исповЕдаться |
договорЕнность, договОр – договорИться |
намЕрение – мера |
обеспЕчение – обеспЕчить |
аристокрАтия – аристокрАт |
знАмение – знАмя |
металлУргия – металлУрг |
Запомнить произношение следующих слов:
граждАнство зимОвщик корЫсть танцОвщица, гренкИ, фенОмен, мастерскИ, пОслушник, костюмирОванный бал, втрИдорога, столярЫ, малярЫ мЕльком хлОпковый |
кремЕнь лыжнЯ Отрочество свЕкла, Отраслях областЯх рожЕница вЕселы умЕршие сложЕн (фигура) дом слОжен |
стАтуя столЯр цепОчка Искра…тУфля алкогОль звонИт дороговИзна принУдить коклЮш закутОк христианИн досУг по средАм диспансЕр пулОвер бутЫль дом в грязИ бутИки цепОчка |
V. Наречия
Ударение падает на приставку в словах:
вОвремя |
зАгодя |
зАтемно |
Исстари |
VI. Имена прилагательные.
Запомните орфоэпические нормы звучания следующих имен прилагательных:
давнИшний красИвее красИвейший |
мозаИчный оптОвый слИвовый |
грУшевый кУхонный лососЁвый |
украИнский завИдно мУскулистый |
Существует огромное количество запоминалок. Например:
Слайд
Чтоб дом свой не держать в грязи,
Протри от пыли жалюзи,
И вытри окна до белА,
Попарься в баньке до краснА,
Прими друзе давнишних пылко,
Для них откУпорив бутылку.
Подай, поджарив мастерскИ,
Гостям хрустящие гренкИ.
СомА, унрЯ и осетрА…
Но не гуляйте, допьянА.
И с чистым кУхонным ножом
Спустиь пониже этажОм
И помоги соседям горым
Разрезать праздничные Торты.
Тебе, возможно, позвонИт
Знакомый мУскулистый гид,
Чтоб прогуляться по квартАлу.
Зайти в бутИки для начала.
Затем в красИвейший салон
(танцОвщиц юных полон он)
А дальше что? Интересует?
ДонЕльзя жизнь тебя балует
Не жизнь, а сказочный фенОмен!
По мере сил будь тих и скромен.
Слайд Необходимо внимательно следить за окончаниями. Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова:
кондуктора́/конду́кторы трамваев и конду́кторы в станке (специальные приспособления в механизмах);
корпуса́ завода, кадетские корпуса́ и ко́рпусы человека или животного;
меха́ (выделанные шкуры животных) и кузнечные ме́хи;
о́бразы в романе и образа́ святых в церкви;
рыцарские о́рдены и ордена́ за подвиги;
пово́дья для лошади и по́воды (побуждения);
пояса́ халатов и часовые пояса́ (допустимо – часовые по́ясы);
про́пуски букв и заводские пропуска́;
соболя́ (меха) и со́боли (животные);
банковские счета́ – конторские счёты;
сыновья́ от первого брака и сыны́ отечества;
электрические то́ки и тока́ в поле;
то́ны в музыке и тона́ в живописи;
духовные учи́тели и школьные учителя́;
хле́бы в печи и хлеба́ в поле;
цвета́ (краски) и цветы́ (растения);
ю́нкеры (крупные помещики в Германии) и юнкера́ (воспитанники военных училищ).
слайд
Хочу немного остановиться на произношении звуков в русском языке. Все мы знаем, что сочетание букв ЧТ передается звуками [ШТ] (что произносим как [што]). Но иногда возникают сложности при произношении, например, буквосочетаний ЧН. Согласно нормам современного русского литературного языка, сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения, а также к относительно новым словам: бесконечный, беспечный, маскировочный, посадочный гречневая, дачный, суточный и т.д. . Сочетание чн считается, как устаревшая форма и произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, нарошно, прачешная, горчи[шн]ик, деви[шн]ик, тряпи[шн]ик.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой имеют двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о, сердечная болезнь и серд[шн]ый друг, сливочное и сливо[шн]ое (уст.), балалаечник и балае[шн]ник (уст).
Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо[к] – смог, дру[к] – друг и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – Бо[х].
[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк']ий – легкий, ле[хк]о – легко.
Гласный [а] четко произносится только в ударном слоге. Чем дальше от ударного, тем больше редуцируется: сторона–ст[ъ]р[Λ]на, голова – г[ъ]л[Λ]ва, дорогой – д[ъ]р[Λ]гой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].
Только в иностранных словах иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис).
Внимательным необходимо быть и при употреблении форм рода
Различай!
женский род | мужской род |
вуаль (смотрю за темную вуаль) гуашь (белой гуашью) мозоль (наступить на больную мозоль) | тюль (красивым тюлем) шампунь (мыть голову шампунем) |
Слайд
НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!
НЕЛЬЗЯ | МОЖНО |
самый тончайший, более худшее, наименее красивее | самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее |
ПОМНИ |
Что делаю? Что делать? | Кладу, класть |
Что сделать? | Положить |
Одеть (кого-то) | Надеть (что-то) |
Войти В (техникум) | Выйти ИЗ (техникума) |
Положить НА (парту) | Взять С (парты) |
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев