СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются единые требования к устной (орфоэпические нормы) и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива»

Слайд

Единые требования к устной и письменной речи учащихся

и педагогического коллектива

Слайд Говорят, Сократ при встрече с незнакомым человеком произносил: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

В последнее время внимание уделяется единым требованиям к устной и письменной речи учащихся. Ведь одно из необходимых условий подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности – это формирование речевой культуры. В требованиях указывается на то, что, конечно, ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим, необходима такая постановка преподавания всех предметов, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех преподавателей. А требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий. Речевая культура – это актуальная проблема в наше время. Все мы слышим, КАК разговаривает молодежь: односложные ответы в диалогах; скудный словарный запас; модным стало сокращать слова (читая переписку детей в сетях, иногда тяжело понять смысл); огромное количество слов-паразитов. Мы слышим постоянно мат на улице, транспорте, по телевидению. В речи большое количество иностранных слов. Это нормальный процесс с одной стороны, любой язык регулярно пополняется заимствованными словами, особенно в наш век развития техники, компьютерных технологий (смартфон, айфон и т.д.). Но, когда есть исконно русские слова для определения того или иного понятия, а используют иностранные, происходит засорение языка (электорат – избиратели, мероприятия – кампания, аргумент — довод, бизнес – дело, имидж — образ, облик, интервью – беседа, коммерсант – торговец, ревизия – проверка, спонсор – благотворитель, меценат, шоу – зрелище и др. больше 400 сл.). Сейчас бытует мнение, что в следствии использование огромного количества иностранных слов (английских), изучение активное английского языка, иностранная одежда ведет к изменению кода нации (пример мода на все французское в 19 в.). В нашем учебном заведении формирование культуры речи – это проблема, гораздо большая нежели в школе. К недостаткам речи у молодежи, перечисленным ранее, присоединяются: 1)педагогическая запущенность (неблагополучные семьи, что греха таить из интернатов приходят с разной подготовкой); 2)диагнозы (если стоит олигофрения, то понятно Пушкиным не быть); 3)ограниченное время (2, 3 года обучения в техникуме). Но элементарному научить все-таки можно, при условии постоянных единых требований к учащимся всех членов педколлектива (Привести примеры: написание заявлений (не смогут написать при устройстве на работу), регулярно исправлять ошибки в речи (стулка, семачки, колидор и т.п.), собственным примером правильной культурной речи. Дети повторяют нас, взрослых, если ребенок будет слышать постоянно слово сирОты, он так и будет говорить, а не сИроты.

Хочу вам напомнить единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива.




Слайды 1 Комментирование требований

Учащиеся должны уметь:

  • давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить (убрать да, нет, мы в состоянии);

  • правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например: "Потому что существительное 3-го склонения") (давать полные ответы учат детей с начальной школы, и для нас нет ничего сложного);

  • давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой: тезис, аргумент(ы), вывод (это сложно, даже для старшеклассников. Хотя если дать детям структуру, записать ее, дать опорные слова, словосочетания, результат лучше (пример с сочинениями, рассуждение, описание – структура, существительные, прилагательные, глаголы и т.д. ); заставлять больше говорить. Детей мало, успеваем опросить всех на каждом уроке.

  • говорить или писать на тему, соблюдая ее границы (давать план);

  • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

  • излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

  • правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова (много проблем и у нас. Например, озвучить информацию, озвучить можно фильм, а информацию оглашают, обнародуют; рассказать стих – продекламировать, прочитать стихотворение и т.д.)

  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

  • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

  • правила произношения и постановка ударений;

  • правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики (стами рублями – неправильно, ста рублями, ты можешь занять мне денег – неправильно слово «занять» имеет значение «взять взаймы», а не дать и т.д.);

  • правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).

Правила орфографии и пунктуации – это высший пилотаж. Тяжело найти человека грамотного на 100 %. И все мы, прежде чем писать на доске сверяемся со словарями или пишем, когда уверены в правильности. В устной речи чувствуем себя свободно, уверенно, а зря! Именно на этом мы и остановимся.

Слайд

Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения (Толковый словарь русского языка Д.Н Ушакова).

Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

Чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно постоянно заглядывать в словари, где указано правильное произношение слов. Желательно предпочтение отдавать словарям ударений для дикторов. Там не указаны разговорные варианты Хорошие словари). Ни в коем случае не стоит опираться на собственный опыт. Большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно. Итак, рассмотрим следующие правила:

Слайд І. Ударение в начальной форме глаголов

1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суфикс –И–

Например:

НО:

кровоточИть

закУпорить

облегчИть

клЕить

ободрИть

озлОбить

обострИть

освЕдомиться

одолжИть

тЕплится

плодоносИть

опОшлить

положИть

предвосхИтить

убыстрИть

надоУмить

углубИть

пЕрчить

усугубИть


Слайд 2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И–

Например:

Но:

баллотИровать

маркировАть

блокИровать

премировАть

копИровать

нормировАть

приватизИровать

гофрировАть

конструИровать

пломбировАть

экспортИровать

бомбардировАть

дискутИровать


информИровать


дозИровать






Слайд

ЗАПОМНИТЕ!

заИндеветь

заржАветь

кАшлянуть

обезУметь

плЕсневеть

ходАтайствовать

чЕрпать

Слайд

ІІ. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, –АЩ/ЯЩ, –ВШ, –НН/ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.

крАсить – крАсящий, читАть – читАющий

В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т–, ударение падает на первый слог.

зАгнутый

сОгнутый

нАчатый

прИнятый

Слайд

ІІІ. Ударения в формах прошедшего времени глаголов.

В формах женского рода ударение падает на окончание –а:

бралА, началА

В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог.

брАл, брАло, нАчал. нАчало (но начАло, если сущ.)


ИСКЛЮЧЕНИЯ

клАла, крАла,

послАла, жилОсь


Слайд

IV. Ударения в именах существительных.

  1. В формах именительного падежа множественного числа как правило ударным является окончание –А, безударным –Ы, поэтому следует запомнить:

директорА

аэропОрты

профессорА

тОрты

катерА

лИфты

шомполА

бАнты


крАны


лЕкторы


шАрфы


склАды


флОты


фрОнты




  1. В формах родительного падежа множественного числа окончание –ОВ чаще всего является безударным, а окончание –ЕЙ – ударным

бухгАлтеров

должностЕй

кОнусов

новостЕй

лЕкторов

НО:

тОртов

мЕстностей


сУдей


  1. В иноязычных существительных ударение в большинстве случаев падает часто последний слог (в зависимости из какого языка пришло слово. Например, если из французкого, то ударение только на последний слог)

агЕнт алфавИт дефИс диспансЕр докумЕнт

жалюзИ каталОг некролОг квартАл партЕр ОнорЕ де БальзАк

апострОф процЕнт експЕрт цемЕнт МакбЕт

фетИш (амулеты, обереги, талисманы)

НО:

фОрзац (элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой)

факсИмиле (копия оригинального документа)


  1. Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов:

вероисповЕдание – исповЕдаться

договорЕнность, договОр – договорИться

намЕрение – мера

обеспЕчение – обеспЕчить

аристокрАтия – аристокрАт

знАмение – знАмя

металлУргия – металлУрг


  1. Запомнить произношение следующих слов:

граждАнство зимОвщик корЫсть танцОвщица, гренкИ, фенОмен, мастерскИ, пОслушник, костюмирОванный бал, втрИдорога, столярЫ, малярЫ мЕльком хлОпковый

кремЕнь лыжнЯ Отрочество свЕкла, Отраслях областЯх рожЕница вЕселы умЕршие сложЕн (фигура) дом слОжен

стАтуя столЯр цепОчка Искра…тУфля алкогОль звонИт дороговИзна принУдить коклЮш закутОк христианИн досУг по средАм диспансЕр пулОвер бутЫль дом в грязИ бутИки цепОчка


V. Наречия

Ударение падает на приставку в словах:

вОвремя

зАгодя

зАтемно

Исстари




VI. Имена прилагательные.

Запомните орфоэпические нормы звучания следующих имен прилагательных:

давнИшний красИвее красИвейший

мозаИчный оптОвый слИвовый

грУшевый кУхонный лососЁвый

украИнский завИдно мУскулистый

Существует огромное количество запоминалок. Например:




Слайд

Чтоб дом свой не держать в грязи,

Протри от пыли жалюзи,

И вытри окна до белА,

Попарься в баньке до краснА,

Прими друзе давнишних пылко,

Для них откУпорив бутылку.

Подай, поджарив мастерскИ,

Гостям хрустящие гренкИ.

СомА, унрЯ и осетрА…

Но не гуляйте, допьянА.

И с чистым кУхонным ножом

Спустиь пониже этажОм

И помоги соседям горым

Разрезать праздничные Торты.

Тебе, возможно, позвонИт

Знакомый мУскулистый гид,

Чтоб прогуляться по квартАлу.

Зайти в бутИки для начала.

Затем в красИвейший салон

(танцОвщиц юных полон он)

А дальше что? Интересует?

ДонЕльзя жизнь тебя балует

Не жизнь, а сказочный фенОмен!

По мере сил будь тих и скромен.




Слайд Необходимо внимательно следить за окончаниями. Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова:

  • кондуктора́/конду́кторы трамваев и конду́кторы в станке (специальные приспособления в механизмах);

  • корпуса́ завода, кадетские корпуса́ и ко́рпусы человека или животного;

  • меха́ (выделанные шкуры животных) и кузнечные ме́хи;

  • о́бразы в романе и образа́ святых в церкви;

  • рыцарские о́рдены и ордена́ за подвиги;

  • пово́дья для лошади и по́воды (побуждения);

  • пояса́ халатов и часовые пояса́ (допустимо – часовые по́ясы);

  • про́пуски букв и заводские пропуска́;

  • соболя́ (меха) и со́боли (животные);

  • банковские счета́ – конторские счёты;

  • сыновья́ от первого брака и сыны́ отечества;

  • электрические то́ки и тока́ в поле;

  • то́ны в музыке и тона́ в живописи;

  • духовные учи́тели и школьные учителя́;

  • хле́бы в печи и хлеба́ в поле;

  • цвета́ (краски) и цветы́ (растения);

  • ю́нкеры (крупные помещики в Германии) и юнкера́ (воспитанники военных училищ).

слайд

Хочу немного остановиться на произношении звуков в русском языке. Все мы знаем, что сочетание букв ЧТ передается звуками [ШТ] (что произносим как [што]). Но иногда возникают сложности при произношении, например, буквосочетаний ЧН. Согласно нормам современного русского литературного языка, сочетание чн обычно так и произносится [чн], особенно это относится к словам книжного происхождения, а также к относительно новым словам: бесконечный, беспечный, маскировочный, посадочный гречневая, дачный, суточный и т.д. . Сочетание чн считается, как устаревшая форма и произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, а также сохраняется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, нарошно, прачешная, горчи[шн]ик, деви[шн]ик, тряпи[шн]ик.

Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой имеют двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о, сердечная болезнь и серд[шн]ый друг, сливочное и сливо[шн]ое (уст.), балалаечник и балае[шн]ник (уст).


Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо[к] – смог, дру[к] – друг и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – Бо[х].

 [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк']ий – легкий, ле[хк]о – легко.

Гласный [а] четко произносится только в ударном слоге. Чем дальше от ударного, тем больше редуцируется: сторона–ст[ъ]р[Λ]на, голова – г[ъ]л[Λ]ва, дорогой – д[ъ]р[Λ]гой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].

Только в иностранных словах иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах (м[о]дель, [о]азис).


Внимательным необходимо быть и при употреблении форм рода

Различай!

женский род

мужской род

вуаль (смотрю за темную вуаль)

гуашь (белой гуашью)

мозоль (наступить на больную мозоль)

тюль (красивым тюлем)

шампунь (мыть голову шампунем)




Слайд

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

НЕЛЬЗЯ

МОЖНО

самый тончайший, более худшее, наименее красивее

самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее



ПОМНИ

Что делаю? Что делать?

Кладу, класть

Что сделать?

Положить

Одеть (кого-то)

Надеть (что-то)

Войти В (техникум)

Выйти ИЗ (техникума)

Положить НА (парту)

Взять С (парты)



«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!