СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый методический почерк организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий личностно-ориентированный подход к учащимся в ходе реализации модульной технологии

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями:

  • медленным совершенствованием его отдельных частей;
  • кардинальным изменением с реализацией системного подхода.

Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль ‒ это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Просмотр содержимого документа
«Единый методический почерк организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий личностно-ориентированный подход к учащимся в ходе реализации модульной технологии»















Единый методический почерк организации учебно-воспитательного процесса,

обеспечивающий личностно-ориентированный подход к учащимся

в ходе реализации модульной технологии























Согласован


Методическим Советом школы

Протокол №1 от 01.2009 г.


Председатель: Березинская А.И.

Согласован






Педагогическим советом

Протокол №__ от ____2009 г.


Председатель: ______

Исходные теоретические положения


Развитие учебного процесса в школе может осуществляться двумя путями:

  • медленным совершенствованием его отдельных частей;

  • кардинальным изменением с реализацией системного подхода.

Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль ‒ это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Модель выступает средством модельного обучения, т.к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения. Кроме того каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Модули позволяют перевести обучение на субъектно-субъектную основу. В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учащимися.

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

Не менее важным для управления учением школьников имеет принцип обратной связи, т.к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со стороны школьников.


Общие критерии к формированию содержания модуля (для учителя)


Рекомендуется использовать несколько правил:

  • перед каждым модулем проводить входной контродь, чтобы иметь информацию об уровне готовности к новому модулю;

  • при необходимости проводится соответствующая коррекция знаний;

  • обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль и т.д.);

  • после завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль.

Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения сразу. Выходной контроль должен показать уровень усвоения модуля.

Таким образом, каждый учение вместе с учителем осуществляет управление учением.

Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Другой уровень ‒ выше обязательного.

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

В модуле должна быть возможность для повторения основного содержания.

Что же дает модульное обучение?

Каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень.

Принципиально является изменение положения учителя в учебном процессе. Изменяется его роль. Задача учителя: обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью и консультировать учащихся.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В основу организации деятельности объединения школьных модулей включены следующие положения:

  1. Ответственность ВСЕХ взрослых участников учебно-воспитательного процесса за обучение, воспитание, развитие и формирование личности школьника.

  2. Уважение к Индивидуальности ребенка на основе более полного учета возрастных закономерностей развития детей.

  3. Интенсификация учебного процесса при условии обеспечения психического здоровья школьников.

  4. Непрерывное повышение самостоятельности учащихся во всех видах деятельности.

  5. Равноправие учащихся, ориентированное на выбор каждым школьником траектории продвижения в учебном процессе.

  6. Динамичное общение учителя и ученика в учебном процессе.

  7. Взаимосвязь методики усвоения предметных умений (далее СУН) и динамики формирования общеучебных умений и навыков (далее ОУН).

  8. Модульное проектирование учебно-воспитательного процесса. Единство содержательных, процессуальных, мотивационных сторон при проектировании технологии обучения ( дидактического модуля).

  9. Профессиональная направленность всего педагогического процесса, его соответствие индивидуальным особенностям учащихся при гарантированном достижении максимально возможного результата.


МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ


Школьный модуль ‒ возрастной этап формирования личности характеризуется определенным типом социальных, личностных и эмоциональных отношений школьника к миру.

Для каждого школьного модуля (1-4; 5-7; 8-9; 10-11) особую важность в дидактическом плане приобретают:

  1. цели обучения;

  2. содержание обучения;

  3. процесс передачи и усвоения информации;

  4. дидактические процессы регулирования и коррекции;

  5. социальные отношения

Эти моменты и должны найти отражение в дидактическом модуле.

А= N*t, где

А ‒ объем информации определенный программой, государственный стандарт;

t ‒ время на усвоение информации, формирование заданной компетентности;

N ‒ способности ученика к усвоению информации (компетентность в работе с информацией, владение учебными навыками, мотивация, волевые качества).

В традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаково учебное время, способ и темп предъявления информации, рассчитанный на среднего ученика). При тематическом оценивании результаты стали фиксированными параметрами, поэтому условия (время и темп) должны меняться, подстраиваться под достижение всеми учащимися заранее заданного результата (стандарта).

Применяя технологию полного усвоения, школа вынуждена либо сократить объем изучаемого содержания, зафиксировав временные рамки обучения, либо расширять эти рамки, чтобы обеспечить полноценную проработку изучаемого материала.

Идея обучения на основе полного усвоения, отвечая идеалу овладения всеми учащимися общеобразовательным минимум (стандартом), ставит вопросы:

  1. Какого уровня результатов и в каких предметных областях мы хотим, добиваться для всех детей.

  2. Какие условия для этого надо создавать и какой окажется их цена ( в прямом и расширенном смысле слова)

  3. Какие ресурсы и какое время потребуется для этого?

Овладение всеми учащимися общеобразовательным минимумом (стандартом) возможно при условии направленности педагогического процесса не на формирование знаний, а на обучение способом владения ими.

В модульной технологии вопросы полного усвоения опираются на государственный стандарт, который представлен в каждом модуле соответствующим базовым уровнем и базовым компонентом содержания образования.


2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ


Дидактический модуль (ДМ) - это сконструированный в режиме развития и в рамках единицы содержания образования педагогический сценарий учебного процесса.

Дидактический модуль





Совокупность дидактических модулей ‒ это учебный предмет.


3. ТРЕБОВАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ

Основная технологическая черта ДМ- направленность учебного процесса на планируемый конечный результат.

После выделения учебной единицы конструируются эффективные технологические ситуации, ориентируемые на конечный результат, который должен быть достигнут входе изучения.

По каждому ДМ уточняются текущие проверочные работы и разрабатываются пути профилактики типичных ошибок.

Учитель должен так разработать траекторию движения класса и ученика, чтобы достижение целей по каждой учебной единице стало гарантированным.


Каждый дидактический модуль обеспечивается необходимым дидактическим и методическим инструментарием, который включает в себя:

  • соблюдение физиолого-гигиенических и психолого-педагогических норм для детей разных возрастных модулей;

  • управление вниманием на разных этапах занятий;

  • формирование предметного языка и развития речи учащихся;

  • развитие памяти школьника;

  • использование мотивационной сферы учащихся для поддержания интереса к предмету;

  • использование ценностных ориентиров, как в содержании, так и в развитии.


4. МОДУЛЬНЫЙ УРОК


ПОМНИТЕ!

От услышанного учеником в течении урока остается 10% содержания.

От воспринятого через чтение закрепляется 30%.

Наблюдение явления сохраняет 50% воспринятого.

Практические действия с учебным материалом сохраняют 90% воспринятого.

Урок во всех модульных школах ‒ 30 мин., он предполагает введение динамических пауз, смену вида деятельности, количество которых должно сокращаться до перевода динамической паузы к перемене между уроками.

1‒2 класс


Из модульного урока конструируются учетные занятия 2х30 мин или 3х30 мин.

3‒4 класс


5‒6 класс









7 класс


8 класс







9‒11 класс


Отрабатывая систему модульных уроков, в ходе работы над дидактическим модулем, следует помнить о том, что укрупненная дидактическая единица ‒ это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих информационной общностью.

Укрупненная дидактическая единица обладает следующими качествами:

  • системность и целостность;

  • устойчивость в сохранении во времени;

  • быстрота проявления в памяти.

Модульная технология использует методики педагогов-новаторов и требует от учителя применения принципов развивающего обучения:

  • ведущей роли теоретических знаний;

  • обучения на высоком (доступном) уровне трудности;

  • продвижения вперед быстрым темпом;

  • осознания учащимся своей учебной деятельности (от уровня актуального развития к зоне ближайшего развития).

Учитель должен овладеть приемами ведения системы уроков в дидактическом модуле, среди которых следует выделить следующие типы уроков по обучающим целям:

  • урок вхождения в систему;

  • урок изучения нового материала;

  • урок отработки умений и навыков;

  • система контрольных уроков (корректирующих, итоговых, обобщающих).


5. УРОК В СИСТЕМЕ МОДУЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

5.1. Примерные цели модульного урока

  • способ предъявления материала, оценка степени усвоения;

  • характер обратной связи, которую необходимо обеспечить;

  • выбор типа осуществляемых учениками действий для формирования специальных, общеучебных компетентностей;

  • выбор методов для гарантированного уровня успешных достижений;

  • проверка наличного уровня владения специальными учебными навыками;

  • определения ключевых характеристик, понятий, навыков, которым будет научаться ученик.




Урок вхождения в тему











1. Упорядочивание материала для экономного и эффективного обучения.

2. Разъяснение характера нового материала, которым ученики должны овладеть.

3. Подбор примеров, дающих представление о диапазоне ключевых характеристик и изучаемых понятий:

  • приведение контрпримеров, не относящихся к уточняемым понятиям;

  • приведение новых примеров для расширения понимания понятий.

4. Помощь учащимся на начальном этапе обучения.

5. Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в учении.

6. Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их учения.

7. Поощрение учащихся к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблемы.

8. Поощрение ученика всеми способами, повышающих их заинтересованность к поставке вопросов; разработке алгоритма, подсказки; выдвижение гипотез, приведение собственных примеров; составление собственных задач.






Урок изучения нового















1. Проверка степени овладения специальными учебными навыками.

2. Проверка степени овладения общеучебными навыками (скоропись, объем памяти).

3. Оценка заинтересованности в изучении темы.

4. Сравнение достижений ученика с целями урока.

5. Проверка умений учащихся применять усвоенное в новых ситуациях.

6. Проверка объективности самооценки и самоконтроля школьников.



Контрольные уроки

















5.2. Примерные алгоритмы занятий в дидактическом модуле

3х30

2х30

1х30



Л ‒ лекция

МГ ‒ микрогруппа

К1, К2 ‒ корректирующий контроль





К ‒ контроль

З ‒ зачет

О ‒ обзор

М ‒ моделирование темы

5.2.1. Урок 1. Вхождение в тему (изучение нового материала). Его составной частью является вход в тему. В школе 5‒7 он выносится на установки, а в 8‒11может быть вынесен на итоговый урок предыдущей темы.

5.2.2. Урок 2. Урок отработки теоретических знаний. Требует введения обязательной обратной связи.

5.2.3. Урок 3. Урок изучения нового (практика, опорные задачи).

5.2.4. Урок Y. Уроки отработки умений и навыков, требуют обязательных корректирующих контрольных срезов.

5.2.5. Урок Х. Итоговый урок: обзор изученного материала, моделирование темы, общественный смотр знаний. Контрольная работа, защита проектной работы.

Следует помнить о том, что разные предметы имеют разные ецли по формированию общеучебных навыков. Это вызвано различиями в их информационной, логистической, методологической направленности:

Математика

Грамматика

Ин. яз.

Физика

Химия

Биология

География

Литература

История

Культура

География

Музыка

И.З.О.

Труд

Физ-ра

И.З.О.


В связи с этим ДИДАКТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ и ТИПЫ УРОКОВ для этих предметов должны быть различны.

Следовательно, предлагаемые алгоритмы примерны и требуют корректировки учителя.


5.2.1. Урок вхождения в тему

Урок предполагает четкое знание учителем следующих вопросов:

  • какие специальные учебные и общеучебные навыки, изученные ранее, позволят учащимся хорошо усвоить тему;

  • как владеет данными специально учебными навыками каждый ученик и что необходимо повторить с каждой группой для вооружения необходимыми навыками;

  • какие задания для самостоятельной работы необходимо дать отдельным ученикам для выравнивания их с классом.

И только после этого возможно вхождение в дидактический модуль.

  1. Историческая справка по теме. Выдвижение проблемы, которую раскроет тема. Выделение наиболее значимых уроков ( диспут, конкурс, зачет, защита читательских формуляров, защита эксперимента, проекта, реферата, экскурсия).

  2. Основные СУН и ОУН, которыми необходимо овладеть каждому, сообщение критериев оценивания по В (высокому), Д (достаточному), Н (начальному) уровням. Выделение контрольных уроков, мотивировка целей контроля, акцентирование внимания на формах взаимопомощи при обучении.

  3. Опережающее Д/3 в теме. Выявление учащихся, желающих работать над индивидуальной темой, быть консультантом и т.д.

  4. Форма записи учащимися дидактического модуля. Оформление дидактического модуля в кабинете. Подбор литературы, оформление опорного конспекта и т.д. в школьной библиотеке.


5.2.2. Урок отработки теоретических знаний



5.2.3. Урок изучения нового

  • опережающее Д/З;

  • выявление уровня подготовки учащихся к восприятию лекции, беседы;

  • словарная, понятийная работа;

  • лекция (см. рекомендации Метод Совета: тема, главные вопросы, установление логических связей, вывод, схема, опора, план, конспект)



1х30










5.2.4. Урок отработки умений, навыков

Как узнать понимает ли ученик? Проверить умеет ли он воспроизводить.

  • вопросы учащихся по домашнему заданию;

  • словарная работа, устный счет;

  • воспроизведение О.К. (тихий опрос в парах);

  • проверка Д/З;

  • тренировочные упражнения репродуктивного характера;

  • контрольно-корректирующий срез №1. Цель ‒ самоконтроль или взаимоконтроль.





1х30















  • выборочный контроль по O.K. (воспроизведение);

  • индивидуальная работа с дифференцированными заданиями;

  • консультация, ответы на вопросы учащихся;

  • работа над понятиями, пробелами;

  • коллективная работа над упражнениями Д....С уровня;

  • взаимообучение;

  • контрольный срез №2. Цель ‒ взаимоконтроль.


2х30









  • творческая индивидуальная или коллективная работа, предупредительный диктант, решение задач, работа с учебником;

  • подведение итогов, выделение групповых или индивидуальных пробелов, анализ Д/3;

  • контрольный срез №3. Цель ‒ корректирующий контроль, оцениваемый учителем.


3х30













Этапы формирования знаний:

  • Распознавание

  • Понимание

  • Запоминание

  • Умения и навыки по образцу

Поэтапное формирование знаний:

1 этап: Предварительное ознакомление с целью действий. Создание мотивации.

2 этап: Составление схемы, ориентированную на основы действия (алгоритма, системы указаний; действий еще нет).

3 этап: Выполнение действий по алгоритму, образцу, опоре (ведет учитель, есть наглядность, все вслух).

4 этап: Формирование действия как внешнеречевого (ведет учитель, проговор вслух, вид деятельности развернутый, пропусков нет, наглядности нет).

5 этап: Формирование действий во внутренней речи про себя.

6 этап: Выполнение действий в уме.

5.2.5. Контрольный урок

Уровень требований ‒ более объективный показатель, чем средний балл и результаты учебных достижений.


1х30

  • теоретическая разминка, открытый взаимоопрос учитель‒ученики;

  • выдвижение целей контроля и подробное разъяснение хода работы, ответы на вопросы о ходе работы;

  • цель ‒ актуализация ЗУН.









Непосредственный контроль (мониторинг учебных достижений).

3х30

2х30







В модульных школах:

5.2.6. Итоговые уроки, обобщающие занятия

Следует отметить, что среди разных форм итоговых занятий необходимо разграничивать ИТОГОВЫЙ УРОК в дидактическом модуле, который предполагает проверку усвоения СУН (формой проверки будет диктант, контрольная работа, мини-контроль с привлечением консультантов; практическая, лабораторная работа) и ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ большой основополагающей темы (курса, проблемы) согласно государственной программы по предмету.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ выделяется в годовом планировании, вносится в матрицу учебного планирования и носит характер учебной игры, праздника для учащихся. Формы проведения могут быть различны, но необходимо выделить наиболее целесообразные для каждой модульной школы.





6. УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ОСНОВОЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

6.1. Смена методов обучения

Традиционная школа

Развивающая школа

Развитие как накопление школьником грамотности в видении мира. Система проработана, обоснована, методически обеспечена, легко контролируется.

Развитие системно, не память, не мышление, а физиология и социализация. (Выготский, Давыдов, Занков, инновационные формы и методы)

Платформа

  • строгое соответствие уровню созревания ребенка;

  • объем информации;

  • от частного к общему.

  • опережение уровня развития;

  • логика мышления;

  • от общего к частному.

Непрогрессивна, не ведет развития.

Прогрессивна, обеспечивает "завтра".

Память

Способность управлять деятельностью

Разум (способность к суждению)

Планирование, основа, действие

Саморефлексия, самопроверка

Психология творчества

знания, умения, навыки

Метод проб и ошибок

Ум

Осмысление

Рассудок

Развивающая школа

Традиционная школа ("урокодавальная")























В основе мотива В основе мотива

Совесть

Долг



  • анализ причин и их следствий;

  • гибкость, постоянная смена;

  • активность в соавторстве;

  • отслеживание уровней;

  • ученик ‒ субъект процесса.

  • игнорирование причинно-следственных связей;

  • отсутствие гибкости, умения изменяться;

  • авторитаризм, заорганизованность, жесткое регламентирование;

  • ученик ‒ объект процесса.









6.2. Критерии развития личности

"Личность ‒ совокупность общественных отношений"

К.Маркс


"Личностью не рождаются, личностью становятся"

Народная мудрость

  1. Ученик развивается, если его потребности утончаются: от биологических к межличностным, интеллектуальным и духовным.

  2. Потребность в воспроизводстве своих способностей скрыта до тех пор, пока не станут оцениваться способности.

  3. Потребности регулируются мотивами. Для управления мотивами необходимо:

  • создать социальные ожидания;

  • работать с опорой на сильные стороны ученика;

  • проявлять заинтересованность в личности школьника.

6.3. Формирование интеллектуальных способностей

Научить учиться  это значит научить думать, развить интеллект.

Интеллект ‒ способность решать задачи, проблемы, не имеющие прямого аналога в прошлом опыте.

Сущность интеллекта  теоретическое мышление.

Цель: от школьника к ученику, от ученика к личности.

личность

ученик

школьник


отношения "правят бал" (оценка сверстников)

Общение, коммуникации (оценка уважаемого взрослого)

Умение жить и общаться в школе (оценка взрослых)


О - отношения


Н - навыки


ОУН, СУН


НОТ, Д/З


ОУН, НОТ


З - знания

интерес к информации

интерес к профессии

Любознатель-ность, книга
















7. Психологические основы управления учебной деятельностью

7.1. Схема определения индивидуальных задач класса

  1. Рекомендации администрации.

  2. Пожелания (учитель→ученик).

  3. Самоанализ затруднений учащихся.

  4. Пожелания родительского комитета.

  5. Содержание работы с учителями, школьниками, родителями.

  6. Управление становление ученика (личности):

  • процессом обучения на уроке;

  • выполнением Д/З;

  • самообразованием;

  • творческой работой;

  • системой поощрений;

  • организацией взаимопомощи.

7.2. Наблюдение сильных сторон ученика, помогающих хорошо учиться


















7.3. Причины учебных неудач и их коррекция

Личность ученика

Формируется поведение

Что следует менять

1

Требователен к себе с заниженной оценкой возможностей

Вырабатывается постоянная неудовлетворенность собой

Повышать самооценку, способствовать успеху

2

Требователен к себе, но очень раним и чувствителен

Формируется боязливость

Способствовать осознанию безопасности

3

Сильная внешняя система сверхконтроля

Может четко выполнять функции, но не будет ничего добиваться сам

Дать свободу, расковать, разбудить интерес к окружающей жизни


7.4. Наблюдение групповых отношений в классе, которые помогают (мешают) учебе ученика

7.5. Наблюдение за учеником для определения мер, способных компенсировать

Медлительность, невнимательность, разговорчивость, низкий темп чтения.

8. Схема анализа психологического климата в классе

У незнания свой сценарий, за плохим образованием следует ненависть на непонимание.

8.1. Преобладающие отношение к школе:

  • доброжелательное;

  • безразличное;

  • тягостное;

  • ненавистное

8.2. Анализ ценностного единства коллектива

  • наличие совместной деятельности;

  • направленность гуманистическая, эгоистическая, деловая, коллективистическая;

  • наличие условий для развития способностей каждого;

  • низкий уровень конформизма, бездумное подчинение большинству, авторитету;

  • наличие группы (личности), которой подражают, берут пример.


8.3. Стиль общения между школьниками

  • доброжелательный;

  • участливый;

  • безразличный;

  • причины неудовлетворенности отношениями: критика злостная, деловая.


8.4. Наличие, частота, характер конфликтов


Неадекватное поведение

1 стадия




Стадия аффектных отношений, сознание тормозится, чувства выходят вперед (слезы, оскорбления, вспыльчивость)

Тревожные отношения (просматриваются неприятные последствия, обиды, уход от контакта)

Агрессивные отношения с угрозой для жизни

4 стадия



3 стадия



2 стадия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!