СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый урок безопасности в сети Интернет

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единый урок по безопасности в сети Интернет, проведенный с целью формирования у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.

Просмотр содержимого документа
«Единый урок безопасности в сети Интернет»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №29 ИМЕНИ В.Н.МАСЛОВСКОГО ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Подготовила:

учитель информатики

Смолякова Ю.Л.






2017 г.

Тема урока: Единый урок по безопасности в сети Интернет

Цель урока:

  1. Систематизация знаний в области использования интернета.

  2. Формирование навыков безопасного использования интернета.

  3. Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Задачи урока:

  • Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:

    • раскрытие персональных данных;

    • мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

    • общение в сети;

    • общая компьютерная грамотность.

  • Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.

  • Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах.

  • Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

Возраст обучающихся: 8 класс

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости.

2. Вступительная часть.

Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни,

Расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И ни когда-то, а прямо сейчас.

Как не стать жертвой сети интернет? Тема нашего урока - «безопасный

Интернет».

Главный вопрос урока: как сделать работу в сети безопасной?

Просмотр социального ролика посвященного Единому уроку безопасности в сети Интернет.

https://youtu.be/VM5QphGjPHs

  1. Изучение нового материала.

При проведении опроса среди пользователей Интернетом 91% опрашиваемых заявили, что сталкивались с угрозами информационной безопасности. В России этот показатель еще выше – 96%. Более того, ситуация становится только хуже: почти половина участников исследования утверждает, что количество кибератак в последнее время увеличилось. Перечисляя киберугрозы, которые представляются им самыми значительными, большинство участников исследования во всем мире ставят на первое место, вирусы, шпионское ПО и другие вредоносные программы (61%). Спам назвали источником угрозы 56% респондентов. Третье место (36%) заняли фишинговые атаки, за ними идут сбои, вызванные проникновением в корпоративную сеть (24%), и DDoS-атаки (19%).

Киберугрозы сегодня принято подразделять на внешние, источники и причины которых находятся вне ваших компьютеров и вашей компании, обычно — в глобальной сети, и внутренние, зависящие в первую очередь не от каких-то абстрактных злоумышленников из интернета, а от вашего собственного персонала, оборудования и программного обеспечения.

Внешние угрозы:

  1. Компьютерный вирус — это специально написанная программа или сборка алгоритмов которые пишутся с целью: пошутить, навредить чьему либо компьютеру, получение доступа к вашему компьютеру, для перехвата паролей или вымогания денег. Вирусы могут само-копироваться и заражать вредоносным кодом ваши программы и файлы, а так же загрузочные сектора.

  2. Спамы — рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать. В общепринятом значении термин «спам» в русском языке впервые стал употребляться применительно к рассылке электронных писем.

  3. Удалённый взлом. Крайне опасен удалённый взлом компьютеров, благодаря которому злоумышленник, находящийся, возможно, на другом конце земли, а может — в офисе конкурента, получает возможность читать и редактировать хранящиеся на ваших ПК и файл-серверах документы, уничтожать их по своему желанию, внедрять в вашу сеть какие-то свои программы, следящие за вашими действиями или собирающие какую-то иную информацию (вплоть до незаметного для вас видео-/аудионаблюдения через штатные веб-камеры и микрофоны ноутбуков).

  4. Фишинговые атаки (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего.. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам).

  5. DoS/DDoS-атаки. Организациям, имеющим свои интернет-сайты и видимые из интернета сервера других типов, представляют нешуточную угрозу DoS/DDoS-атаки, то есть специальным образом организованные массированные сетевые запросы, полностью или частично нарушающие работоспособность веб-сайта, почтового сервера или, скажем, интернет-магазина. Порой, чтобы избавиться от конкурента, достаточно, чтобы до его интернет-магазина всего лишь несколько дней не могли «достучаться» потенциальные покупатели.

Внутренние угрозы:

  1. Уязвимости ПО. Из внутренних же угроз наибольшую опасность сегодня представляют уязвимости в программном обеспечении. Программы пишут люди, а людям, как это ни банально звучит, свойственно ошибаться. Ошибки и недоработки в популярных программах, которые впоследствии выявляются наиболее опытными хакерами, и ложатся в основу многих и многих вирусов, червей, троянских программ, проникающих на ПК пользователей через эти лазейки.
  2. Утечки данных. Случайная утечка/распространение конфиденциальных данных стоит на втором месте по опасности. Тем более что современные средства связи этому всячески способствуют. ICQ, Skype, «ВКонтакте», «Одноклассники», просто электронная почта: всё это — каналы утечки информации, которая может стоить очень дорого. Плюс телефоны, планшеты, ноутбуки, «флешки» и мобильные жёсткие диски, которые регулярно теряются и крадутся даже у сотрудников спецслужб, о чём нас периодически извещают новостные ленты.

  1. Работа в группах:

Учащиеся получают задания для групповой работы и готовят коллективные ответы на следующие вопросы:

- Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?

-Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете пользоваться?

-Как оградить себя от кибер-преступлений?

Примерный перечень ответов на вопросы:

1. Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире.

2. Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т.д.) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).

3. Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым.

4. Нельзя сообщать другим пользователям интернета свою личную информацию (адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр и т.д.).

5. Если вы общаетесь в чатах, пользуетесь программами мгновенной передачи сообщений, играете в сетевые игры, занимаетесь в интернете чем-то, что требует указания идентификационного имени пользователя, тогда выберите это имя вместе со взрослыми, чтобы убедиться, что оно не содержит никакой личной информации.

6. Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому вы не должны встречаться с интернет-друзьями лично.

7. Нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.

8. Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями с взрослыми.

9. Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;

10. Постоянно устанавливай патчи (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его.

11. Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере.

12. Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз.

13. Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц.

14. Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников.

15. Закрывай сомнительные всплывающие окна.

6.Рефлексия

В качестве рефлексии предлагаю пройти тест по интернет-безопасности на сайте http://единыйурок.дети/ и ответить на 20 вопросов.

7.Подведение итогов урока.

Наше занятие подошло к концу. Подумайте, что нового оно вам дало? Изменилось ли ваше отношение с сети Интернет после нашего занятия? Если да, то каким образом?

Надеемся, что используя знания, полученные на нашем занятии, вы никогда не станете жертвой Интернет-мошенников. И всегда помните, что в любой сложной или непонятной ситуации вам могут помочь взрослые-родители и педагоги.



8. Источники информации

1) Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях тематических уроков, посвященных вопросам безопасности в сети Интернет.

2) https://youtu.be/VM5QphGjPHs

3) http://единыйурок.дети/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!