СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый урок "Мое Отечество - Русь"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Единый урок "Мое Отечество - Русь"»

Мероприятие «МОЕ ОТЕЧЕСТВО РУСЬ»

Цели : Социокультурное наполнение категории «Моё Отечество»

Задачи :

  1. Развитие целостного восприятия образа Отечества;

  2.  2. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

3. Развитие общения в паре, в группе, ориентация на взаимопонимание

Планируемые результаты:

Предметные: умеют объяснять мир: называть образы и их взаимосвязи; умеют определять своё взаимоотношение

к миру: оценивать правильность поведения людей.

Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

Метапредметные (критерии сформированности компонентов УУД):

Регулятивные: определять цели деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий; определять степень успешности своей и чужой работы.

Познавательные: определять тему; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; сравнивают предметы, объекты; делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учится работать в паре, в группе; слушать и понимать речь других.


Ход мероприятия

1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)


  1. Эмоциональный настрой

Мы продолжаем знакомиться с удивительным миром вокруг нас.

Мир открыт для всех!

Для всех – цвет неба голубой,

Для всех – сверканье рек.

Пусть будет счастлив день любой

Для всех людей, для всех!

- Поприветствуем себя доброй улыбкой. Ибо человек только с хорошим настроением может начинать доброе дело.

- Какие качества вы будете проявлять ?



- Девиз нашего мероприятия: « Только в творчестве «рождается» личность»

- Как вы понимаете это выражение?


- Как вы думаете, в чём заключается творческий подход ?


Доброту, терпеливое отношение друг к другу, прилежание, участие.

Человек развивается, когда он творит прекрасное вокруг себя.


Мы должны размышлять, анализировать, наблюдать, делать выводы, воображать, придумывать

Эмоциональный настрой Личностные УУД:

- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)

- устанавливаются тематические рамки («могу»)

  1. Присоединение к теме.

Я предлагаю вам послушать стихотворения.

(слайды 1-)

Что мы Родиной зовем? Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых, Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. (В. Степанов, русский поэт)

Родина Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница, И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой, родной московский двор.

В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! (З. Александрова)

- Что сближает стихотворения этих авторов?



3.Работа в паре.

- Какую пословицу можно подобрать к этим произведениям?

Русь святая, православная, богатырская, мать - святорусская земля. Если дружба велика, будет Родина крепка. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Жить - значит Родине служить. Нет земли краше, чем Родина наша. Всякая птичка своё гнездо бережёт. Всякому мила своя сторона. Рефлексия деятельности Дети оценивают свою работу по таблице. 1.Умею работать в паре «+» - знаю, могу «-» - затрудняюсь


Коммуникативные УУД

умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнёра

3. Постановка учебной цели.

- Как вы определяете для себя тему нашего первого урока?

- Тема « Мое отечество - Русь»

- Давайте вместе подумаем, для чего мы изучаем эту тему?

- А ваши личные цели?

Рассуждения детей

Чтобы воспитывать любовь к Родине, рассказывать о родной стране с гордостью, уважительно относится к нашей истории, культуре.

Узнать больше о своей Родине.


Слышали ли вы фразу : «Отец мой выходец, а мое отечество Русь».

Даль сказал это не в автобиографии, не в записках, не в частном письме. Сокровенные слова поставлены в «Толковом словаре» — среди пословиц и ходячих выражений.

Отечество, — толкует Даль, — «родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку, вере, принадлежит».

Определение, конечно, грешит неточностью. Даль много раз брался толковать понятия «отечество», «свой народ»; толкуя, случалось, противоречил себе в частностях, но в главном был неизменен. Мы приводим неточные — в частностях — определения Даля: они для нас главным важны, они уже тем для нас важны, что высказаны Далем и связаны с размышлениями, которые были для него вески и дороги.

Видео-фильм

Земля, где родился, вырос: «Где кто родится, там и пригодится» — одна из любимых Далем пословиц. Это глубоко личное, конечно.

Отец — Иван Матвеевич Даль (от рождения носивший имя Иоганн Христиан) — происходил, как свидетельствует формулярный список, «из датских офицерских детей»[1].

Случайность судьбы: шестнадцатилетним юношей оказавшись в Европе, Владимир Даль попал не в какую иную страну, а именно в Данию. «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков».

Осенью 1799 года (когда Владимира Даля еще на свете не было) правление Луганского сталелитейного завода слушало прошение врача Ивана Матвеевича Даля о принятии его навечно, вместе с семьею, в русское подданство. 14 декабря 1799 года доктор Даль был по высочайшему повелению приведен к присяге и стал гражданином государства Российского. Для Владимира Даля, еще до рождения его, «мое отечество» — не «отечество моих предков»; но, видно, что-то всю жизнь томило, толкало к объяснениям.

Внешне противореча собственному, из «Толкового словаря», определению, Даль твердил без устали, что Россия — земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноправный и достойный гражданин.

В книжке, изданной для солдатского чтения, Даль объяснял: «В России более шестидесяти губерний и областей, а иная губерния более целой немецкой либо французской земли. Народу… всего более русского; а есть кроме того, много народов других, которые говорят не русским языком и исповедуют иную веру. Так, например, есть христиане не православные: поляки, армяне, грузины, немцы, латыши, чудь или финны; есть мусульманские народы: татары, башкиры, киргиз-кайсаки[2] и много сибирских и кавказских племен; есть еще и кумирники, идолопоклонники: калмыки, буряты, самоеды, вотяки, черемисы, чуваши и много других… Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую землю», все они «должны стоять друг за друга, за землю, за родину свою… как односемьяне».

Выступление предварительно подготовленного учащегося

Уже в конце жизни на вопрос, кем себя считает, «немцем» или русским, Даль отвечал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Вот мнение Даля по поводу «принадлежности к отечеству» по языку.

Один из современников упрекал Даля в «немецком» теоретизировании, в отвлеченности его суждений и проектов. Мы убедимся еще, что Даль, как раз наоборот, был человеком дельным — на путях-дорогах, которыми он шел, неизменно оставались следы его практической деятельности. Но мы уже знаем, что всего более сделал Даль для языка нашего, для языка, на котором он думал, для русского языка. Язык, — писал Даль, — «совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей своих». Словарь Даля сохранил и обновил множество слов, скрытых от поверхностного («первого») взгляда и забытых; слова эти в верном сочетании привносят в язык (мысль) тончайшие оттенки, придают языку (мысли) меткость и остроту.

Учитель:

Приведенные слова Даля (опять внешнее противоречие) явствуют: вероисповеданию (как «прозванию» или «крови предков») он большого значения не придавал.

Для Даля, мы уже видели, Россия не отечество единоверцев, как не отечество единоплеменников. Для него важно, чтобы жили как «односемьяне».

В семье самого Даля были люди разного вероисповедания: сам он и двое детей от первого брака числились лютеранами, вторая жена и три дочери от нее — православными.

Даля не привлекала религиозная обрядность. «Вот я и выполнил долг христианина», — говорил он, вручив московскому пастору Локенбергу требуемый денежный взнос[3]. «Тупая привычка к исполнению обряда, будто сущности дела, глушит, как сорная трава, добрую пшеницу; внешность заступает вовсе дорогу духовному, обряд вытесняет мысль и чувство…» — читаем у Даля. Даль всегда противопоставлял «внешнее» «сущности».

И все же перед смертью Даль принял православие. Готовые представления времени преобладают подчас над своеобычными размышлениями. «Вероисповедание», по Далю, — «вера, признаваемая каким-либо народом». Отечество Даля — Русь, и язык, на котором он думал, был русский. Даль словно бы поставил точку над «i» — «по вере принадлежит».

Но «вероисповедание», по Далю же, — «образ богопочитания по учению и обрядам внешним». Даль отдал «требуемый взнос» «внешнему», обряду («образу»).

Мельников-Печерский горячо доказывает, что Даль был «с юности православен по верованиям». Он воспроизводит по памяти длиннейшие восторженные гимны, в которых Даль воспевал православие и поносил лютеранство. Но сам Даль писал о различиях в религиозных воззрениях: «Хуже всего то, что и тут и там является нетерпимость, уверенность в святости своей, в избранничестве своем и ненависть к разномыслящим». Велеречивые гимны, приведенные Мельниковым-Печерским, завершаются странным «поворотом»: Даль намеревается перед смертью принять православие, чтобы не пришлось «тащить его труп через всю Москву на Введенские горы», где находилось лютеранское кладбище, тогда как жил он возле православного Ваганьковского — «любезное дело — близехонько».

Слайды

Даль мог не принимать православия. Даже в строгом документальном исследовании как-то сами собой отпадают слова «выходец», «подданство», «из датчан» — «из немцев», одним словом, как говорили в старину на Руси. Ни для современников, ни для потомков Даль не был «обрусевшим»; и для тех и для других он именно русский, и даже фамилия его ощущается многими как прекрасное, широкое и вольное русское слово.

«К особенностям его любви к Руси, — писал Белинский, — принадлежит то, что он любит ее в корню, в самом стержне, основании ее, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».

«Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни», — сказал Гоголь о Дале.

Друзья Даля и недруги его, те, кто принимал его творчество и направление, и те, кто не принимал, — все неизменно (охотно или вынужденно) подчеркивали его русскость. Даже недоброжелатели, у которых в адрес Даля срывалось иной раз с языка словцо «немец», имели в виду не национальную принадлежность, но пытались словцом этим обозначить его исполнительность и пунктуальность.

Даль знал до тонкостей приметы народного быта, легко и свободно чувствовал себя с «простым человеком», «на обиходном языке называемым мужиком». Народ дарил Даля словами, пословицами, песнями, сказками. Мельников-Печерский, сопровождавший Даля в поездках по деревням, свидетельствует, что крестьяне не только не видели в Дале человека нерусского, но были даже убеждены, что он вышел из крестьянской среды (вот оно как обернулось, это слово — «выходец»!).

Даль мог бы не придумывать сложных, противоречивых определений отечества, в которых сам же путался, сводя «внешнее» и «сущность».

То ли дело, когда пишет он ясно и проникновенно: отчизна — «это зыбка твоя, колыбель твоя и могила, дом и домовина[4], хлеб насущный, вода животворная; русская земля тебе отец и мать…»

Нам предстоит еще познакомиться с семьей Даля, с первоначальным его воспитанием, но было событие общее, эпохальное — оно в целом поколении зажгло горячее чувство родины, любовь к ней, гордость за нее, породило в сердцах целого поколения гордость за свой народ и за свою принадлежность к такому народу: это событие — 1812 год.

«Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моей колыбельной песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей», — писал Герцен.

И завтрашний товарищ Даля, хирург Пирогов учился читать по карточкам с карикатурами, карточки назывались «Подарок детям в память 1812 года»; вместо привычных «аз», «буки», «веди» дети запоминали азбуку по первой букве стихотворной подписи. Стихи под карикатурами пронизаны были веселой гордостью победителей. На букву «М», например, подпись была такая:

Москва ведь не Берлин, не Вена, не Мадрид.

В ней гроб всей армии французской был открыт!

Но Герцен, Пирогов на десятилетие младше Даля. Их детский патриотизм питался рассказами о 1812 годе, Даль был его свидетелем. Он ровесник Пушкина. Всего на два года младше.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

Вот чувства Далева поколения.

В 1812 году семья Далей жила в Николаеве. Сохранилось семейное предание: Иван Матвеевич посылал старшего сына Владимира на базар «слушать вести»; толпа на базаре дожидалась курьера, который кричал на всем скаку содержание привезенных им депеш.

Приятель Даля декабрист Завалишин опровергает семейное предание и сердится, что такой вздор рассказывается якобы со слов Даля: «Всякий, кто помнит еще 1812 год, знает, что… ни курьер, ни почтальон, ни даже частный приезжий, до сообщения начальству не смел рассказывать и самым близким людям даже того, что и сам видел…» Завалишин, наверно, помнил 1812 год, а дочь Даля, поведавшая историю со «слушанием вестей», знала ее с чужих слов и вообще много напутала в своих воспоминаниях. Но Завалишин «ловит» мемуаристку на фактических неточностях, главного-то он опровергнуть не может, в главном она права: события 1812 года «сильно воодушевляли» мальчика Владимира Даля, порождали и укореняли чувства, которые жили в нем до последнего дня.

Отзвуки Отечественной войны находим и в «Толковом словаре» — мелким шрифтом среди примеров, и в сборнике пословиц — вроде: «На француза и вилы ружье», и в Далевом (особом!) собрании лубочных картинок о 1812 годе, и в рассказах — «Славное и памятное было время, ребята, этот двенадцатый год!».

Может быть, Отечественная война в какой-то мере определила судьбу Даля: Иван Матвеевич горячо переживал события двенадцатого года (даже коням своим дал имена в память о сражениях — Смоленский, Бородинский, Можайский), он горевал, что сыновья малы, что нельзя послать их в действующую армию, — не отсюда ли решение дать сыновьям военное образование?

Но судьба не учебное заведение и не заметки памяти; в судьбе Даля важны не отзвуки Отечественной войны, не следы ее в личной жизни, а прежде всего чувства, навсегда ею вызванные. Эти чувства формировали личность, с этими чувствами Даль прожил жизнь — прожил в своем отечестве и для блага его, прожил русским и посвятил себя русскому слову.



Активная форма обучения. Мнемотехника

а) Подготовительный этап

- Сегодня мы выполним интересное задание. Вам предлагается ряд слов, объединённых общей темой. Вы постарайтесь запомнить все слова в той же последовательности, в которой они будут названы. На запоминание каждого слова будет даваться время. В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывают у вас данное слово: увидеть картинку, озвучить её, наполнить чувствами и ощущениями.

б) Основной этап

Диктовка слов (с интервалом 15 секунд)

Поле. Дорога. Деревня. Река. Колокол. Звон. Храм. Крест. Высота. Просторы. Красота. Радость. Россия. Отечество. По завершении диктовки учащиеся записывают слова

в) Проверка результатов

Посчитайте количество слов. Как бы вы назвали наше путешествие? (ответы детей). Слова, которые вы записали, это и есть образ нашего Отечества.

Кто запомнил больше всего слов, читает их для всего класса Рефлексия

Интересно ли было выполнять задание? Какой образ было труднее представить и запомнить, а какой легче? Обмен впечатлениями. 5. Заключительный этап. Работа в паре «Слова, посвященные Родине» У каждого человека есть свой дом, своя природа, страна, свое родное место на Земле. Мы привязаны к своей Родине. Нам повезло - мы родились в России. Мы любим ее такой, какая она есть. Мы можем сделать нашу Родину еще красивее и богаче. Подумайте и подарите Родине слова, которые выразят ваше отношение, ваши чувства к ней. Диалог детейРабота в паре. Запись слов на листочки берёзы. Прикрепление листочков на дерево берёзы, на доску, рядом с рисунками своей Родины 6. Ресурсный круг. Закроем на секунду глаза. Какие образы Родины сохранились в вашей памяти. Я вижу… Я слышу… Я чувствую… Произнесите слова, посвящённые Родине. (Дети произносят добрые слова своей Родине.) 7. Итог урока. - Достигли ли вы цели урока? - Какие открытия совершили на уроке? - За что можете похвалить себя на уроке?

- Сегодня я увидела внимательных, добросовестных учеников. Услышала ваши добрые голоса. Почувствовала радость и удовлетворение результатами совместного труда.

- Спасибо вам за урок.

Домашнее задание. Посвятите одну из страничек своей книге, образу Отечества и запишите слова, которые вы сегодня посвятили нашей Родине.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!