СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый урок Победы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лучший метапредметный урок. 5 класс. Продолжительность - 90 минут

Просмотр содержимого документа
«Единый урок Победы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 3 города Смоленска













Методическая разработка

на тему: Единый урок Победы

Номинация: Лучший метапредметный урок

Класс: 5

Продолжительность занятия: 90 мин










Разработчик: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


Качинскене Марина Сергеевна



Номинация: Лучший метапредметный урок

Метапредметный урок – это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность обучающихся, подготовка обучающихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

Тема: Единый урок Победы

Класс: 5

Продолжительность: 90 мин

Тема в рамках литературы: К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

Тема в рамках русского языка: Что такое патриотизм? (на примере литературного произведения и жизненного опыта)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи:

-        формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

-        воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне.

Ход урока:


Помните!
Через века,
Через года,-
Помните!
О тех, 
Кто уже не придёт никогда,-
Помните! 

(Р.Рождественский)

 1. Оргмомент. Психологический настрой

Слово учителя: Навсегда останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Она унесла более 20 миллионов жизней наших людей. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте, и в тылу. Родина высоко оценила мужество и подвиг своих сыновей и дочерей. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями, а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 

В 2020-м году наша страна отмечает 75-летие нашей Победы в Великой Отечественной войне, поэтому 2020 год Указом Президента Российской Федерации (№327 от 8 июля 2019 года «Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы») объявлен Годом Памяти и славы.

Самое дорогое и святое, что есть у каждого из нас – это Родина. Родина – это мама, папа, братья, сестры… Это родной дом, село, где ты родился, или город… Это голубое небо, яркое солнце… Это березовая роща, лес, солнечная поляна, речка или пруд, где ты в детстве купался…

II. Этап мотивации.

- О чём пойдёт речь на нашем уроке?

- С какими словами ассоциируется у вас слово “война”?


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


 Слово учителя

Война - самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей и, в первую очередь, детей. Войны всегда приносят горе, смерть, разрушения.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе  активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.

  Биография К. М. Симонова (рассказ обучающегося)

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.

В 1938 году К. Симонов закончил Литературный институт. К  этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году были напечатаны его первые стихотворения.

Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

Выразительное чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»

Анализ произведения:

-Какое впечатление на вас произвело это произведение?

-Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Откуда везли мальчика?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


1. Закрепление материала.

2. Запись в тетрадь:

Брест- крепость, которая первой приняла на себя удар фашистской армии.

Лафет - станок артиллерийского орудия.

Найдите описание мальчика, зачитайте.

- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? (мальчик быстро повзрослел от горя)

- Почему мальчик стал « седым»? (Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой бойцам, которые шли из глубины России на фронт).

 -Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете // Ему зачтутся эти десять дней»? (Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг)

Минутка релаксации.

Закройте глаза, представьте все стихотворение целиком.

- Какие строчки пришли вам на память? Почему?

Запишите их.

V. Этап включения изученного в систему знаний.

- Как вы понимаете слова: « Ты говоришь, что есть еще другие,// Что я там был и мне пора домой…» (Автор вспоминает о женщине, которая, очевидно, уговаривает его остаться, говорит ему, что он уже видел эту страшную войну, есть еще другие, которые не были на этой войне.)

- Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома? (« Кто раз увидел этого мальчишку,// Домой прийти не сможет до конца»)

- Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)

- Почему автор пишет «твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»? (Многие дети были эвакуированы на Урал или в Сибирь)

- Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете? (Автор верит, что русские смогут победить фашистов, что его сын останется жив. И, если вдруг и его сыну суждено пойти защищать свою страну от врагов, он это сделает, т.к. долг каждого мужчины - защищать свою страну)

- Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


VII. Подведение итогов.

Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Оно состоит из двух частей: описание увиденной при отступлении картины и обращение к любимой женщине. Стих отворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.

– Продолжите, пожалуйста, предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Мы умеем правильно….

Полученные знания нам помогут….


- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при (в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения наизусть


Что такое патриотизм? (на примере литературного произведения и жизненного опыта)



Ход урока:


Помните!
Через века,
Через года,-
Помните!
О тех, 
Кто уже не придёт никогда,-
Помните! 

(Р.Рождественский)


1. Оргмомент

2. Актуализация полученных ранее знаний

Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ?

Сформулируйте собственное определение.

Прокомментируйте данное Вами определение.

Запишите определение в тетрадь.

3. Подготовка к созданию собственного речевого высказывания

На какие три большие группы делятся все типы речи? Что означает каждая из них? Где их можно встретить?

Приведите пример рассуждения. Какова структура рассуждения? Какое количество аргументов оно может содержать?

Создание первого аргумента на примере стихотворения К. Симонова, доказывающего, что, действительно, патриотизм – это любовь к Родине.

Создание второго аргумента на основе жизненного опыта. Что такое жизненный опыт? Где бы Вы могли сталкиваться с понятием ПАТРИОТИЗМ? (ежегодно население нашего города участвует в проведении акции «Бессмертный полк»)

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Что такое ПАТРИОТИЗМ?»






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!