СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования

Просмотр содержимого документа
«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования»

Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования

Аннотация. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством установления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.

Ключевые слова: контроль, самоконтроль, актуализация, проверка знаний.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочёты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям, ликвидировать пробелы в знаниях. Поурочный контроль проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала на уроке. Он имеет стимулирующее, воспитательное и корректирующее значение. Количество отметок за урок и периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется учителем в зависимости от специфики предмета, методов, форм и технологий преподавания, психо-физиологических особенностей возраста учащихся .

Функции контроля многогранны. В качестве ведущих дидактических функций контроля определяются: диагностирующая, оценивающая, обучающая, развивающая, воспитывающая, мотивационная.

Образовательная функция

Сущность: Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся

Реализация:

  • осуществление оперативной обратной связи;

  • самооценка, саморегуляция собственной деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль;

  • цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению (в основе

  • выделение типичных ошибок

  • комментирование отметок (по «Нормам…»),

  • использование различных форм контроля.

  • создание ситуаций для повышения мотивации учения

  • наличие «эталона», к которому должны стремиться ученики.

Контролирующая функция

Сущность: Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся
Реализация:

  • Качественная проверка(соответствие требованиям программы, уровню) выполненных во время урока заданий

  • Качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания).

  • Систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, использование данных для построения урока.

  • Грамотное составление и содержание разноуровневых заданий.

  • Использование различных видов контроля;

  • Включение учащихся в оценочную деятельность;

  • Аттестация учащихся.

Диагностическая функция

Сущность: Анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности

Реализация:

  • Подведение итогов урока и перспектива (выходной тест-самопроверка-д. з.-проверка учителем-следующ.урок)

  • Ранжирование вопросов, заданий, дидактических тестов, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности;

  • Анализ учебных достижений каждого ученика с целью дальнейшей коррекции его учебной деятельности.

Стимулирующая функция

Сущность: установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.

Реализация:

  • объяснение критериев оценки;

  • разумные требования;

  • принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);

  • вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);

  • частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление);

  • оценка (вербальная) положительных достижений коллектива вообще и отдельных учащихся индивидуально, заключается в феномене положительного оценивания «вложенного труда»

Социальная функция

Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.

Реализация:

  • оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;

  • объективная оценка учебных достижений учащихся

  • реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;

  • работа с одарёнными и способными учащимися.

  • создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;

  • укрепление статуса ученика в образовательном пространстве и социуме.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Список литературы

1. https://nsportal.ru/user/241346/page/effektivnaya-organizatsiya-pourochnogo-kontrolya-kak-sredstvo-sistemnogo-podkhoda

2. https://infourok.ru/pourochnyj-kontrol-kak-sredstvo-povysheniya-uchebno-poznavatelnoj-motivacii-uchashihsya-na-uchebnyh-zanyatiyah-po-russkomu-yazyk-4024369.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!