Просмотр содержимого документа
«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования»
Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования
Аннотация. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством установления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.
Ключевые слова: контроль, самоконтроль, актуализация, проверка знаний.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.
Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочёты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям, ликвидировать пробелы в знаниях. Поурочный контроль проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала на уроке. Он имеет стимулирующее, воспитательное и корректирующее значение. Количество отметок за урок и периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется учителем в зависимости от специфики предмета, методов, форм и технологий преподавания, психо-физиологических особенностей возраста учащихся .
Функции контроля многогранны. В качестве ведущих дидактических функций контроля определяются: диагностирующая, оценивающая, обучающая, развивающая, воспитывающая, мотивационная.
Образовательная функция | Сущность: Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся Реализация: самооценка, саморегуляция собственной деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль; цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению (в основе комментирование отметок (по «Нормам…»), наличие «эталона», к которому должны стремиться ученики. |
Контролирующая функция | Сущность: Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся Реализация: Качественная проверка(соответствие требованиям программы, уровню) выполненных во время урока заданий Качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания). Систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, использование данных для построения урока. |
Диагностическая функция | Сущность: Анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности Реализация: Подведение итогов урока и перспектива (выходной тест-самопроверка-д. з.-проверка учителем-следующ.урок) Ранжирование вопросов, заданий, дидактических тестов, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности; |
Стимулирующая функция | Сущность: установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом. Реализация: частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление); оценка (вербальная) положительных достижений коллектива вообще и отдельных учащихся индивидуально, заключается в феномене положительного оценивания «вложенного труда» |
Социальная функция | Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся, учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства. Реализация: оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков; дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика; |
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Список литературы
1. https://nsportal.ru/user/241346/page/effektivnaya-organizatsiya-pourochnogo-kontrolya-kak-sredstvo-sistemnogo-podkhoda
2. https://infourok.ru/pourochnyj-kontrol-kak-sredstvo-povysheniya-uchebno-poznavatelnoj-motivacii-uchashihsya-na-uchebnyh-zanyatiyah-po-russkomu-yazyk-4024369.html