СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях Арктической школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование для  народов  Арктики - это не только овладение новыми знаниями для преуспевания в жизнедеятельности, но прежде всего ценность, сохраняющая и укрепляющая самосознание личности, вызывающая чувство гордости за  уникального духовного наследия и стремление внести посильный вклад в жизнь своей малой Родины.v

Просмотр содержимого документа
«Эффективность гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях Арктической школы»


Эффективность гендерного подхода в обучении и воспитании

в условиях Арктической школы

Арктический регион есть уникальный социум с его своеобразной воспитательной и обучающей средой. Жизнь в условиях Крайнего Севера значительно отличается от центральных районов. Она подчинена ритмам и циклам природы, трудоемкостью работы в домашнем хозяйстве, следование традициям, соблюдение обычаев. Ритм жизни семьи Арктики менее напряженный, чем в городе, люди Севера испытывают меньше психологических нагрузок.

Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода: ответственность и взаимопомощь; стремление выжить в суровых условиях; моральные требования, предъявляемые к детям, подкрепляются конкретными примерами поведения взрослых.

В обучении детей особая роль принадлежит наглядному примеру взрослых; немногословность и сдержанность в речах, осмотрительность и осторожность в делах; доброта к окружающим, бережное отношение к родному краю.

Образование для народов Арктики - это не только овладение новыми знаниями для преуспевания в жизнедеятельности, но прежде всего ценность, сохраняющая и укрепляющая самосознание личности, вызывающая чувство гордости за уникального духовного наследия и стремление внести посильный вклад в жизнь своей малой Родины.

Современное образование и воспитание, которое ориентировано на равноправие полов, способствует становлению гармоничных отношений между полами. В условиях введения ФГОС учебно-воспитательный процесс должен способствовать трансформации способов действия учащихся в их субъективные и индивидуальные возможности самореализации. Одно из условий реализации обучения, ориентированного на личность является учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся. Успешность обучения определяется характером проявления индивидуальных психофизиологических функций восприятия учебного материала, знаний, умений и навыков.

Понятие «гендер» сравнительно новый термин в российской науке, пришедший к нам из англоязычной научной литературы. Под данным понятием понимается процесс предписания определенных социокультурных характеристик и ролей мужчинам и женщинам. Это обозначает, что наши представления о мужественности и женственности создаются, конструируются обществом, индивидами, культурой.

Гендер - это категория социального порядка и формируется в процессе социализации личности. Гендер относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. Специфические особенности, менталитет народа, воспитание детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода: ответственность и взаимопомощь, стремление выжить в суровых условиях, моральные требования предъявляют к нам особые знания о воспитании и обучении детей нашего сурового края.

Данная тема интересует меня давно. Проблема обучения и воспитания мальчиков и девочек очень актуальна. Ясно, что это совсем разных мира. Они развиваются по - разному, у них по разному организованы психические процессы. Психофизиологии имеют данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной среде мальчиков и девочек. Основа этих различий – на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга, касаются эти различия познавательных способностей и познавательных процессов, восприятия окружающего мира, темпов, стратегии переработки и усвоения информации, преимущественного формирования различных видов мышления, организации внимания, уровня активации эмоций в процессе обучения, уровней адаптивных возможностей организма и психики, отношения к положительной и отрицательной оценке своей работы. Трудно спорить с тем, что женщины и мужчины очень разные, женщины сохраняют в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, стараются по возможности не допустить их изменения и передать потомству. Мужчины же легко теряют свое старое и приобретают новое, что-то из этих приобретений пригодится в будущем, особенно в момент возникновения каких то экстремальных ситуаций, то есть женщины ориентированы на выживаемость, а мужчины – на прогресс. Но мужчины более уязвимы физически и психически значительно менее одинаковы( как отмечают, среди них больше гениев, но и больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее поддаются воспитанию, на первых этапах школьной жизни учатся хуже, да и говорить, ходить, читать мальчики начинают позже девочек. Средняя по способностям девочка лучше учится в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям. Она более послушна, легче поддается воспитанию и обучению. Если обучающая программа не соответствует индивидуальным особенностям психики ребенка, то девочки выбирают несвойственную стратегию решения, например, задач, а мальчики стараются уйти от решения, так как адаптироваться к не свойственным ему видам деятельности им исключительно трудно. Даже использование разных типов мышления на разных уроках мальчики болезненнее переживают, а девочки с успехом применяют одну и ту же практику при изучении совершенно разного материала.

Девочки рождаются уже более зрелыми на 3-4 недели, чем мальчики, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Мы наблюдаем, что у девочек обычно лучше развита речь, среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. У мальчиков специализация правого полушария в отношении пространственной функции, пространственно-временной ориентации имеется уже в шесть лет, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление.

Девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. У мальчиков высоко развита поисковая деятельность: им свойственна большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений. А исполнительская часть работы при этом страдает.

Среди мальчиков много трудновоспитуемых, потому что стратегия обучения в детском саду и в школе рассчитана на девочек. Утомление неоднозначно сказывается на работе мозга детей. У мальчика при этом страдают левополушарные процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями. А у девочек – правополушарные, связанные с образным мышлением, с пространственными отношениями, с эмоциональным самочувствием.

Физиологическая сторона восприятия тоже различаются. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои богатства - куклы, красивые бижутерии, играют в ограниченном пространстве, им достаточного маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, лазают, забираются в шкаф, используют при этом все представленное им пространство.

Мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций, тепла и ласки, заботы и участия, самых разнообразных форм поощрения. Мальчики более эмоционально истощаемы, они кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, резко возрастает общая активность.

Выявляется существенное различие в реакции девочек и мальчиков. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается их деятельность, осмыслить ситуацию и подготовить способ выхода из нее, для девочек – кто их оценивает и как.

Мальчика и девочку нельзя ни в коем случае воспитывать и оценивать одинаково. Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Давайте постараемся понять и принять наших девчонок и мальчиков такими, какие они есть, - разными.

Гендерные различия мы видим из истории человечества. Неслучайно у истории божеством является женщина –Клио.

Однако у истории явно «не женское лицо». Утверждая, что история человечества – это история как мужчин, так и женщин, в описаниях прошлого мы видим историю как историю мужчин, их побед, их достижений. Ярким примером является труд Н. М. Карамзина, где представлены преимущественно мужские имена, мужские подвиги, мужские заслуги перед Отечеством. В последнее время стало популярным отслеживать рейтинг выдающихся деятелей той или иной эпохи или людей столетия. Кто эти люди? В основном мужчины. Неужели женщины были столь незаметны и незначимы? Скорее всего, о них просто «забывали» те, кто писал историю. В любом курсе истории, начиная с пятого и заканчивая одиннадцатым классом, у преподавателя-историка есть возможность не просто перечислить женские имена, но и раскрыть их вклад, показать их как сильных, смелых, волевых, определявших целые эпохи (Викторианская, Елизаветинская, Екатерининская и т.д.) и их развитие.

Внедрение «гендерной концепции» в нашу жизнь не новое в педагогической науке, т.к. в современной жизни меняется роль женщины: в семье главой семьи является и мужчина и женщина; сидит с ребенком и тот и другой, в обществе (движение по социальной лестнице, в политике, бизнесе и т. д.),

А раз меняется роль, нужно девочек учить азам лидерства, умению отстаивать свою позицию. Дать новые знания о роли и месте женщины в истории. Надо учить на ярких примерах, а история имеет огромное количество таких примеров.

Таким образом, помогая школьникам преодолеть гендерные стереотипы мальчиков и девочек с учетом особенностей менталитета жителей Арктики, мы заставляем их по-новому взглянуть на мир, способствуем развитию у них целеустремленности, ответственности, лидерства и тд. Знание и применение гендерного подхода в обучении и воспитании в условиях Арктической школы поможет воспитать патриота своего края.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!