СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность использования метода Домана-Маниченко

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы

Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования метода Домана-Маниченко»











Эффективность использования

методики Домана-Маниченко


28 августа

2018 г.

















Выступление

на августовской конференции

логопеда

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау»

Урусовой Татьяны Николаевны


При обследовании учащихся мы сталкиваемся с различными нарушениями чтения, письма, звукопроизношения и т.д.

Среди них резко выделяется отдельная группа учащихся имеющих низкие показания техники чтения. Существует множество различных методик для повышения техники чтения у детей, среди которых немало популярных и эффективных.

Одна из известных методик - методика Домана-Маниченко.

Гленн Доман сОздал свою систему в 40-х годах для обучения детей с проблемами здоровья (мозговыми травмами, поражениями центральной нервной системы). Впоследствии в его институте эту же методику взяли на вооружение и при обучении обычных детей.

В обучении по методике Домана можно выделить несколько основных направлений: чтение, математика, знакомство с окружающим миром.


В основе методики Домана – восприятие информации одновременно через визуальный и аудиальный каналы. Иными словами, все занятия проводятся по определенной схеме: информация многократно демонстрируется ребенку на специальных карточках и сразу же озвучивается.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Доман предлагает обучать чтению путем показа карточек со словами. Чтобы малыш мог сфокусировать на них свое внимание, слова должны быть крупными и яркого (красного) цвета на контрастном белом фоне. Показывать такие карточки необходимо быстро и в определенном порядке. На группу из 5 карточек уйдет 5 секунд. На все занятие (3 раза в день) – 15 секунд.. Ребенок словно фотографирует словесный образ и постепенно учится соотносить его со звуковым. Позже количество карточек увеличивается, а шрифт на них уменьшается и становится черным – с возрастом ребенок развивает способность распознавать мелкие детали.

В 90-е годы методика пришла и в Россию.

Преобразовать методику Гленна Домана взялся педагог, практический психолог Андрей Маниченко.

Маниченко доработал методику Г. Домана и полностью адаптировал ее для русскоязычных детей.

Методика рассчитана на малышей с момента их появления на свет. По мнению автора первые 3 года - это наиболее важный и интенсивный этап развития ребенка. И здесь каждый месяц играет очень важную роль. Чем раньше начато развитие ребенка, тем проще будет ему в будущем узнавать что-то новое, добиваться поставленной цели, общаться с окружающими.

Он разработал дополнительные обучающие задания и по-новому взглянул на сам процесс занятий с ребенком. Если Доман рассматривал обучение в отрыве от детских развлечений, то Маниченко предложил игру как основной способ общения.


Основные работы Домана - Маниченко :

«Как научить ребенка читать»

«10 законов обучения с пеленок»

«10 заблуждений об обучении с пеленок»

«Говорим и читаем с пеленок»

«Как воспитывать ребенка лидером»

«Чтение с пеленок» 

«Мир на ладошке»

«Говорим с пеленок»

«Математика с пеленок»

«Сказкотерапия»

Все занятия по этой методике проводятся в форме увлекательных и непринужденных игр. Осмысленному чтению по методике автора дети обучаются быстро и легко, при этом минуя этап чтения по слогам.

Когда малыш уже освоит беглое чтение, можно начать обучение письму. Именно в это время необходимо начинать знакомство малыша с буквами.

Автор утверждает, что слишком раннее изучение букв может нанести ребенку вред. Это связано с тем, что изучение слов по буквам заметно снижает скорость чтения.

Игры с буквами .В комплекте имеется 82 карты с изображенными буквами. На одной стороне нарисована прописная буква, а с другой - строчная. Гласные изображены красным цветом, все остальные - синим. Некоторые буквы представлены в нескольких экземплярах. 

Методика Домана-Маниченко теперь широко известна и применяется не только для развития навыков чтения и счета – с ее помощью родители обучают детей иностранным языкам, географии, истории, развивают творческие способности.


Так как большинство детей имеющих речевые нарушения имеют также нарушения и письменной речи, и испытывают трудности в овладении чтением, считаю целесообразно использование элементов методики Домана-Маниченко на своих занятиях на этапе автоматизации звуков.

Вот примерные задания к занятию по теме : Первичная автоматизация звука [C] в прямом ударном слоге в начале слова.

Сначала на экране появляется картинка, дети называют слово, затем появляется слово, здесь дети сами контролируют правильность своего ответа, и произносят правильный вариант.

Часто при отработке звукопроизношения у детей возникают вопросы: «А это что такое?». Благодаря этой методике дети имеют возможность узнать значение новых слов, увидеть….незнакомый предмет или явление, запомнить написание слов.

Детям очень нравится когда мы тренируем память.(Игры «Чего не стало», «Назови последовательность картинок» и другие игры на развитие памяти).

Игра замени первый звук в слове на звук [С] и назови новое слово.

При проведении занятий с использованием элементов методики Домана-Маниченко, я заметила что у учащихся повысился мотивационный интерес к знаниям, обогащается словарный запас детей. Учащиеся постепенно запоминают правописание изучаемых слов, тренируется память, внимание.

В дальнейшем, на своих занятиях, планирую использовать элементы методики Домана-Маниченко изучая и разрабатывая методические пособия, индивидуальный раздаточный материал


А также планирую приобрести и использовать набор «Логопедки».

В комплект входит 10 наборов по 30 карточек с заданиями для правильного произношения звуков. На одной стороне карточки представлена картинка с определяющим словом. А на другой — скороговорка, чистоговорка или стихотворение для тренировки выразительности речи. Этот комплект научит разбираться с такими понятиями как род, слог, ударение, окончание.





Своё выступление хочу закончить словами Выготского:


«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться»

Л.С. Выготский







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!