СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в школе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии в школе.»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ


Современный человек окружен таким количеством информации, ко­торое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития об­щества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и ин­формационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные тех­нологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваи­вая новые информационные технологии.

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и макси­мально раскрыл свой

интеллектуальный и личностный потенциал. В каче­стве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ. Отбо­ром, разработкой, апробацией и систематизацией наиболее эффективных методов и технологий проведения такой работы мы и занимаемся.

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознате- льности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные ученикам, надол­го запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который бу­дет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в реше­нии этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обу­чения и современных информационных технологий.

Внедрение в процесс обучения школьников информаци­онных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска пу­тей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационны­ми технологиями.

Каковы же преимущества использования информаци­онных технологий на уроках географии?

  • Позволяют представить учебный материал более доступно и по­нятно.

  • Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-
    диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследова-­


тельскую деятельность.

  • Позволяют осуществить дифференцированный подход в обуче­нии.

  • Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игро­вых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скор­ректировать.

  • Высокая степень эмоциональности учащихся школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

  • Уроки с использованием информационных технологий не только
    оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психо-­
    логические особенности школьников, в частности дли­тельное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

  • Уроки, проводимые использованием ИКТ в силу своей наглядно­сти, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который до-
    стигается повышенным психо-эмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивные доски,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты.

  • дистанционное обучение

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет:

  •       сообщать новые сведения;

  •        формировать и закреплять знания;

  •       формировать и совершенствовать умения и навыки;

  •         повышать мотивацию к учению;

  •        контролировать усвоение знаний;

  •          организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

  •          применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

  •      привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

  •    объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

  •        управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

  •   создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

  •      оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

  •     создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

Я уделяю на уроках географии значительное внимание развитию практических навыков учащихся. Одни навыки формирую для закрепления и понимания теоретических вопросов, другие для дальнейшей практической жизни, третьи для формирования географической  культуры. Через практические навыки работы с источниками географических  знаний удается успешно решать проблему повышения активизации учащихся.

На каждом уроке дети работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, картами электронного учебника, контурными картами. На  уроке мои ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, обучаются приемам заучивания номенклатуры карты, находят закономерности явлений, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный  проблемный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д. Перед выполнением  каждой работы знакомлю детей с инструкцией по выполнению задания.

При сопоставлении нескольких карт дети учатся находить ответ на поставленный вопрос. Например, детям предлагаю сопоставить карту строения земной коры и физическую карту Евразии. Задаю вопрос: почему  горные области Евразии находятся на востоке и юге материка? Дети отвечают, что


горные хребты формируются  на стыке Тихоокеанской и Евразийской плит и Евразийской с Африкано-Аравийской.

Широкое использование анимации с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. С этой целью можно использовать тренажеры.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств, географических объектов.

Формы использования ИКТ.

1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2. Использование мультимедийных презентаций.

Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. По моему мнению, если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.

На своих уроках довольно часто применяю презентации, что, по моему мнению, позволяет упорядочить наглядный материал. Можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Мои уроки часто сопровождаются мультимедийной презентацией, в моей работе мне помогают мои учащиеся, ведь презентация – это и вариант домашнего задания.

3.  Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет огромный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски

Преимущества для преподавателя:

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.

  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

  • позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

  • отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

5. Разработка web-сайтов учебного назначения.

6. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Исходя из опыта работы по данной теме, мы убедились насколько проще решать данные задачи, стоящие перед учителем при подготовке и проведении уроков окружающего мира с использованием ИКТ. Нам уже трудно представить себе современный урок без использования информа­ционных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или исследовательской работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля зна­ний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений, необ­ходимых в учебном процессе.

Школьник как субъект учебной деятельности сам развива­ется и формируется в учебной деятельности, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправлен­ного обучения, используя мультимедийный комплекс, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщен­ности освоения знаний.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, ко­торый исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, вы­страивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Грамотное применение информационных технологий в образова­тельном процессе на уроках географии способствует развитию у учеников теоретического мышления, восприятия, повышает мотивацию учения и стимулирует познавательный интерес учащихся.


ВЫВОД: Используя ИКТ на уроках географии,  я получила подтверждение тому, что использование информационно-коммуникативной технологии на уроке географии позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

- изменяется, особенно у шести - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;

- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и географии.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

Своё сообщение я хочу закончить словами Китайского мудреца: "Не бойся, что не знаешь, бойся, чему не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.











5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!