СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность применения технологии РКМЧ и проблемной технологии при изучении истории и социальных дисциплин

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение приемов и методов технологий РКМЧ и проблемной технологий, а именно проблемные ситуации, задачи, диаграмма Венна, кластеры, синквейны имеет отличный результат при изучении истории и социальных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность применения технологии РКМЧ и проблемной технологии при изучении истории и социальных дисциплин»


"Qaztutynýodaǵy Qostanaı joǵary ekonomıkalyq kolledji" Mekemesі

Учреждение "Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза"

Institution " Kostanay higher economic college of Kazpotrebsoyuz"






















Статья на тему:


Эффективность применения элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо и технологии проблемного обучения

при изучении истории и социальных дисциплин




Преподаватель истории и социальных дисциплин

Учреждения "Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза"

Рахимжанова Гульмира Кайыржановна




















Эффективность применения элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо и технологии проблемного обучения

при изучении истории и социальных дисциплин


В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одними из основных целей являются: «....обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан,удовлетворение его потребности в получениии образования,обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире,развитие конурентноспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны»

Современный процесс обучения затруднен тем,что его объем его очень большой, сложный. Возникает проблема: Как помочь усвоить этот материал?

И вот здесь на помощь приходят новые технологии образования.Образовательные технологии-необходимый инструмент современного образования.В них заложен огромный потенционал для повышения профессионального мастерства и достижения целей ,которые общество ставит перед системой образования: подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан,обладающих высокой степени зрелости,которые ориентированы на гуманистические ценности в решении любых проблем.

Современные педагогические технологии создают особые условия, обеспечивающие новую по смыслу, духовно-практическую деятельность педагога и учащегося. При данном подходе знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с преподавателем.

С внедрением в учебный процесс современных технологий переподаватель осваивает функции консультанта,советчика,аниматора,воспитателя.Для любой профессиональной деятельности характерны нововведения или инновации.Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коомуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации образования Республики Казахстан.

В педагогической деятельности я применяю следущие современные педагогические технологии.

1.Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение-это тип развивающего обучения,содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности,в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия,а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления,воображения,познавательной мотивации,интелектуальных эмоций.

Также следует отметить,что проблемное обучение-это такая учебно-познавательная деятельность при которой учащийся воспринимает объяснение преподавателя в условиях проблемной ситуации.Проблемная ситуация-это познавательная задача ,которая характеризуется противоречиями между имеющимися знаниями и умениями.

Методические приемы:

-подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения

-предложить им разные точки зрения на один и тот же вопрос,например при изучении темы: «Осуществление индустриализации в Казахстане» по дисциплине: «История Казахстана» рассматриваются две точки зрения на проведение индустриализации,это:Теория «Малого Октября» Федора Голощекина и точка зрения национальной интелигенции;

-предлагаю группе рассмотреть событие или явление с разных позиций:социологов,экономистов,историков,сформулировать вывод

-побуждаю учащихся делать сравнения,обобщения,выводы из ситуации,здесь можно предложить сравнить и сопоставить две точки зрения,ответ изобразить в виде Диаграммы Венна

-предложить решение проблемных задач,например с противоречивыми данными;

-решение проблемных заданий в виде вопросов,ответы на которые они будут искать,используя имеющийся материал,то есть своего рода исследование проводить,например: по Истории Казахстана-Доказать антиколониальный характер национально-освободительного движения 1916 года

-решение проблемных вопросов:например по дисциплине: «Основы социологии и политологии»-

В какой период развития человечества был популярен тоталитарный режим власти? Почему?Ответ обоснуйте.

Уроки ,где прменяются элементы проблемной технологиии продуктивнее,так как приводят к появлению интереса,в связи с чем повышается мыслительная активность учащихся.

Было замечено,что учащиеся испытывают благоприятные эмоции,когда предлагают свой способ решения проблемы,когда выражают свое мнение.

Таким образом проблемное обучение способствует:

-развитию интелекта ,познавательной самостоятельности и творческиз способностей учащихся.

-усвоению учащимися системы знаний и способов умственной практической деятельности

-формированию всесторонне развитой,конкурентноспособной личности;

Ну и наконец,проблемное обучение характеризует творческая ,а не репродуктивная деятельность учащихся.

2.Технология развития критического мышления.

На своих уроках я также использую элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Технология РКМЧП разработана в конце 20 века в США (Темпл,Стил,Мередит).В ней синтезированы идеи и методы коллективных и групповых способов обучения,а также сотрудничества.

Критическое мышление-это один из видов интелектуальной деятельности человека ,который характеризуется высоким уровнем восприятия ,понимания,объективного подхода к окружающему его информационному полю.

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии

I стадия. Вызов.

Цель этого этапа актуализация знаний, побуждение интереса, постановка учащимся собственных целей.

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Учащиеся включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Учащийся ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать,стратегия:ЗХУ


ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ








Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

«Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

На II стадии «Осмысление содержания» учащиеся работают с текстом учебника, с раздаточным материалом по заданной теме,находя ответы на поставленные вопросы.

. Здесь можно использовать метод «Джигсо».Группа делится на микрогруппы.У каждой микрогруппы есть задание-текстовый материал по конкретному вопросу.Например: по предмету «Основы социологии и политологии»,по теме «Политический режим», одна микрогруппа изучает содержание тоталитарного режима,вторая-авторитарного,третья-демократического режима.

Имеются вопросы,на которые они должны найти ответ:значение названия, признаки и отличительные особенности режима,после изучения они должны подготовить кластер,защитить.

В процессе работы над материалом,учащиеся заносят ответы в таблицу:


вопросы

Тоталитарный

Авторитарный

демократический

Значение названия




признаки




особенности




От каждой группы выходят один или два учащихся для защиты кластера.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт».

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ - новое

- - думал иначе

? – не понял, есть вопросы

Следует заметить,что на стадии осмысления данный прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, а при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Также можено использовать на стадии осмысления таблицу «тонких» и «толстых» вопросов ,она выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Тонкие вопросы

Толтые вопросы

-кто...(кто такой Атилла)

-когда (произошло то или иное историческое событие)

-как звали...(основателя Государства Караханидов)

-дайте объяснение, почему...

-в чем разница...

-предположите, что было, если





III стадия. «Рефлексия».На данном этапе можно использовать следующее:

Учащиеся испльзуют знания, полученные на стадии осмысления, и делают выводы, сопоставляя линии сравнения.

1.Я понял, что......я узнал.....,меня удивило.......

2.Старатегия «ЗХУ»

3.Диаграмма Венна:сравнить два политических режима(основы социологии и политологии), тюркские государства, средневековые государства-Ногайскую Орду,Могулистан , индустриализацию и коллективизацию(по Истории Казахстана) ,сформулировать вывод

4 Синквейны.

«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово( термин,понятие) – тема (обычно существительное);

2 строчка – два слова ,связанные с первым словом-термином или понятием,(прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;

4 строчка – четыре слова – фраза, которая характеризует первое слово-термин,понятие;

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, к первому слову-термину,понятию.

5.«Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в группе ,на паре,после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

В результате данных приемов методики развития критического мышления через письмо учащиеся:

1. Мыслят самостоятельно;

2.Добиваются результата;

3.Выносят свои суждения;

4.Работа в экспертных группах позволяет каждому проявить себя в поиске информации и поделиться ей в рабочей подгруппе. Таким образом, все учащиеся задействованы в работе и кадый осмысливает полученную информацию.Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении.Учащиеся не сидят пассивно,слушая преподавателя,а становятся главными действующими лицами урока.Они думают и вспоминаю про себя,делятся рассуждениями друг с другом,читают ,пишут, обсуждают прочитанное.

Данные технологии позволяют обучать учащихся, пришедших из школ с низким уровнем базовых знаний. В основе подхода к учащемуся лежит сотрудничество. Эти технологии обеспечивают активность учебного процесса и достижение определенного необходимого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие обучаемого.







































Список литературы:

1.Атутов П.Р Технология и современное образование/Педагогика.-1996.-№2

2.Беспалько Ю.К.Оптимазация учебного процесса.-М.1980

3. Беспалько Ю.К Слагаемые педагогической технологии.-М.1989

4.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения.-М.1996

5.Кудрявцев П.О.Проблемное обучение.Истоки и сущность.-М.Знание,1991

6.Козыбай А,Каимова Р.Новые образовательные технологии.Астана,Фолиант,2015.-




Скачать

© 2020 114 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!