СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим  приоритетом российского образования сегодня является развитие и становление личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые  люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные рещения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за страну.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Важнейшим приоритетом российского образования сегодня является развитие и становление личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные рещения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за страну.

Главная задача российского образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундументальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Главной и первостепенной задачей школы является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования.

Я считаю, что повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Школьник не просто готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности.

Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, и чёткая организация образовательного процесса, и контроль всей деятельности учащихся.

Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной деятельности необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.

Цель моей деятельности – создание таких условий, при которых на каждом уроке формируются и развиваются умения и навыки, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии, готовый активно познавать мир, умеющий творчески работать. Любая грань знаний должна стать результатом его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель – ученик.

Эффективность современного урока основывается на применении разных форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать повышению качества образования.

Эффективность урока, а значит и качество, зависят от грамотного использования методических приёмов – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Я хочу остановиться сегодня на двух вопросах: формирование орфографической грамотности и воспитание интереса к чтению. Почему именно на этих вопросах?

Как повысить качество письма обучающихся? Как эффективно организовать работу по формированию орфографической зоркости?

Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе, я полагаю, является формирование у обучающихся прочных орфографических навыков, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении. Следовательно, способствует качественному усвоению учебного материала по всем предметам.

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

Что такое орфографическая грамотность?

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. А значит, эффективность обучения по всем предметам.

Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Поэтому орфографическую работу стараюсь реализовывать через:

  1. углубление познавательных интересов;

  2. чёткий отбор и продуманную  структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

  3. использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

  4. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  5. положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

  6. введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

  7. организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость:    

1. Комментированное письмо. 

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

2. Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

3. Письмо с пропуском орфограмм. 

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

4. Какографические упражнения. 

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

5. Письмо по памяти. 

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. 

Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному  предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.  

7. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его, не заглядывая в текст.

- Подчеркни в предложении все орфограммы.

- Прочитай предложение орфографически.

- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.

 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

9.  Диктанты.

       - Предупредительный диктант.

       - Объяснительный диктант.

       - Выборочный диктант.

       - Свободный диктант.

       - Самодиктант.

       - Зрительно-слуховой диктант.

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.

        - Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.

       - Словарный диктант.

10. Орфографические минутки.   

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

       Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
           Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:    

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

       Учитель обязательно должен  знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить  самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.

Дети должны запомнить:

До того, как написать слово:

1. Ставим слово под ударение.

2. Мысленно разбираем его по составу.

3. Определяем «ошибкоопасные» места.

4. Вспоминаем правило.

5. Подбираем, если есть проверочное слово.

Только после этого можно записать слово.


Даю задания на развитие внимания,  зрительной памяти.  

1. Расшифруй слова

Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом

2. Раздели склеенные между собой слова

Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец

3. Найди ошибки, объясни их правописание.

Марос, вараби, канки,

Сарока, снишки, девачка.

6. Письмо по памяти:

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

7. Исправь допущенные ошибки, объясни.

Белый снек на ветке,

Иней на стикле.

Ель дражит от ветра

                 Холодно и мне.    

8. Вставь пропущенные буквы. 

  Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы. 

9. Выбери правильную букву:

Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.

9. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

10. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы 
Объясни, почему вставили такие буквы.

11. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

12. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:

     Вяжет мама длинный шарф,

     Потому-то сын … жираф

      Если мы растём на ели,

      Мы на месте и при деле,

      А на лбах у ребятишек

      Никому не нужно… шишек.

        Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником,  были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками». 

Такая эффективная работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость, улучшает качество письма.

Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!