СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы и методы обучения на урокахрусского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы и методы обучения на урокахрусского языка и литературы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ «Ругельдинская СОШ» Шамильский район.




Утвержден

руководитель РМО

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ________


Протокол №3

от 04.01.2018г.

Выступление

на тему:


«Эффективные формы и методы обучения на уроках

русского языка и литературы»

(представлено на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы)







Якубова Патимат Кебедгаджиевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Ругельдинская СОШ»












Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Методы обучения:

- исследовательский метод – совокупность приёмов, обеспечивающих привлечение самих обучающихся к наблюдениям, к накоплению фактов. Обучающиеся сами делают выводы.

- лекционный метод – один из методов сообщения нового материала.

- объяснительно-иллюстративный метод – осознанное усвоение знаний, когда обучающимся сообщается готовая информация разными средствами, показом примеров (устно, по книге, по картинке, таблице, компьютеру)

- проблемный метод – система, в которой создаются проблемные ситуации. Перед обучением ставятся проблемные вопросы. У обучающихся формируются творческие способности.

- частично - поисковый метод – метод, подготавливающий обучающихся к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития обучающихся.

- метод беседы, диспутов. Этот метод применим на каждом уроке.

- практический метод (различные задания: упражнения, мини-сочинение и др.)

- чтение учебника (таблиц,схем, кино-диафильма, презентаций)


Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучающихся. В школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе.

Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:
Урок-"погружение"
Урок-деловая игра
Урок-пресс-конференция
Урок-соревнование
Театрализованный урок
Урок с групповыми формами работы
Урок-взаимообучение учеников
Компьютерные игры
Урок-творчество
Урок-консультация
Урок-аукцион
Урок, который ведут школьники
Урок-зачет
Урок-сомнения
Урок-творческий отчет
Урок-формула
Урок-конкурс
Бинарный урок
Урок-обобщения
Урок-фантазия
Урок-игра
Урок-"суд"
Урок поиска правды
Урок-лекция "Парадоксы"
Урок-концерт
Урок-диалог
Урок - "следствие ведут знатоки"
Урок-ролевая игра
Урок-конференция
Урок-семинар
Интегральный урок (бинарный)
Урок - "круговая тренировка"
Межпредметные уроки
Урок-экскурсия

Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.
Список литературы.

1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.

2. Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991.

3. http://www.yspu.yar.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!