ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Леонова Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Эврика»
Наиболее значимой задачей в современном образовании является повышение качества школьного образования. На каждом новом этапе развития школьного образования постоянно возникают проблемы, которые требуют положительного решения. Для того чтобы оно школьное образование развивалось, педагогу необходимо постоянно эффективные формы и методы обучения, постоянно идти в ногу со временем.
Обучение в школе должно быть построено на открытии каждым учеником конкретного знания. Учитель должен свой урок так так, что из пассивного слушателя обучающийся смог превратиться в самостоятельно мыслящую личность.
Главная задача каждого учителя – развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Я считаю, этому могут способствовать эффективные методы и приемы обучения.
Эффективные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности таких методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть.
Для каждого этапа урока использую наиболее эффективные методы и приемы, позволяющие решать конкретные задачи.
Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать. На уроках русского языка и литературы можно использовать ряд упражнений и педагогических приёмов и методов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.
Этап мотивации- один из важных этапов урока. Дети должны столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.
В начале урока использую различные приемы: это может быть работа с эпиграфом или грамматической сказкой. Также использую такой прием как «Отсроченная отгадка».
В начале урока даю загадку, отгадка к которой будет
открыта на уроке при работе над новым материалом. Например. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о какой –то части речи, вот только что это за часть речи, ребятам придётся угадать самим. Можно дать загадку в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Такие приемы позволяют с хорошим настроем начать урок, выполнить разминку перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Этап целеполагания. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).
Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учеников к изучению новой нового материала помогают следующие методы и приемы:
«Да-нет».
Учитель загадывает понятие по теме урока. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».
Прием «Интеллектуальная разминка»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Приём «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.
4) «Морфемный конструктор»: Корень находится в слове «сказка», суффиксы – в слове «извозчик», а приставка – в глаголе «распилить» ( рассказчик)
При открытии нового знания важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи эффективных методов! Для работы над темой урока использую методы:
1)«Кластер»
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной теме и дополнить новыми. Данный метод используется на разных этапах урока.
2)«Мозговой штурм».
На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «пустые клеточки»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
При закреплении изученного материала использую следующие методы и приёмы:
«Карусель»
Работа в группе. Формулируются проблемные вопросы по количеству групп. На партах подготовлены цветные маркеры, листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
2)«Синквейн» Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет, состоящее из пяти строк. Синквейн пишется по определённому плану.
1. Имя существительное.
2.Собственное,нарицательное.
3.Обозначает, отвечает, является.
4.Называет предметы.
5.Часть речи.
На этапе рефлексии можно применить следующий приём:
«Незаконченные предложения»
1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
2. Я думаю, что уроки русского языка проходят..
3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4. Мне не очень нравится…
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.
Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Примерно, один раз в месяц провожу такую работу как комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и полезный вид работы, при котором осуществляются функциональный и системный подходы к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляют стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.
Эффективные методы и приемы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Использование данных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса и повысить качество образования. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Также в своей работе использую активные формы обучения. Раз в неделю, не чаще, провожу урок в форме «Учитель-ученик», такая форма урока подойдет при объяснении нового материала или обобщение ранее изученного.. Из сильных мотивированных учеников набираю себе команду «учителей» , заранее готовлю их к уроку, даю домашнее задание на опережение. Каждый «учитель » набирает себе учеников, не более 3 человек, объясняет новый материал, оказывает помощь при выполнении упражнений на закрепление, проверяет усвоение нового материала учениками, выставляет отметки. Педагог во время такого урока играет роль помощника. Чем хороша данная форма работы? Во-первых, «учителя» сами должны хорошо изучить материал; во-вторых, изложить доступно и понятно своим ученикам; в – третьих, объективно оценить себя и своих подопечных. При проведении таких уроков повышается мотивация к изучению предмета и качество обученности. Все ученики не пассивные слушатели, а активные участники.
Таким образом, эффективные методы и приемы делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности.