СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы взаимодействия и развитие культуры диалога студентов в процессе внеурочных занятий «Разговоры о важном»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике  Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования " СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ" Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 26–27 октября 2022 г опубликована статья ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы взаимодействия и развитие культуры диалога студентов в процессе внеурочных занятий «Разговоры о важном»»



Фролова Ю.В.

ПОА НО Смоленский колледж Международного юридического института г. Смоленск


ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЕ

КУЛЬТУРЫ ДИАЛОГА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНЫХ

ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»


Аннотация. В статье раскрыты методика и форма проведения нового формата внеурочной деятельности, формирующиеся ценности, а также цели проведения таких уроков. Представлены опыт и результаты работы по проведению нового формата уроков «Разговоры о важном»

Ключевые слова: методика преподавания, внеурочная деятельность, разговоры о важном, формирующиеся ценности.


Frolova Y.V.

Smolensk College of the International Law Institute

Smolensk



Annotation.The article reveals the methodology and form of conducting a new format of extracurricular activities, emerging values, as well as the goals of conducting such lessons. The experience and results of the work on the new format of lessons "Conversations about important things" are presented

Key words: teaching methods, extracurricular activities, conversations about important things, emerging values


В современных реалиях организации среднего профессионального образования должны не только «вооружать» подростка знаниями, а еще и помогать творчески себя реализовывать, адаптировать к новой окружающей действительности. В колледж обучающиеся приходят из школы, у них появляется новый коллектив, новые педагоги, да и сама система обучения зачастую становится совершенно иной.

При этом образовательная среда, организуемая в школах, зачастую недооценивает роль воспитывающих функций, которые должны быть в приоритете. Среди направлений развития воспитательной системы среднего профессионального образования продуктивным является внеурочная познавательная деятельность, которая дает возможности развивать способности обучающихся, формировать личностные качества, работать в режиме поиска.

«Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.» [1, с. 15]

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

С 1 сентября 2022 года в российских школах и организациях среднего профессионального образования стартовал масштабный ведомственный проект Минпросвещения России – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Темы, которые должны освещаться на этих занятиях, представлены на сайте https://razgovor.edsoo.ru/

Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России: достижения современной России, особенности межкультурной коммуникации, традиционные ценности российского народа, государственная символика и многое другое.

Форма занятия – занятие-рассуждение

Тематика представлена на сайте Минпросвещения России и вот некоторые из них: День знаний, Наша страна- Россия, 165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского, День пожилого человека, День учителя, День отца и т.д.

Цель этих занятий: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней, воспитание семейных ценностей, уважение к старшему поколению.

Основные задачи:

- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;

- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

- формирование культуры поведения в информационной среде.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, чувство гордости за свой край, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- сформированность экологического мышления,

- ответственное отношение к созданию семьи н

Если более подробно разобрать результаты освоения курса, которые планируются получить в процессе ознакомления с тематикой «Разговоры о важном», то можно отметить следующее. В результате проведения уже нескольких классных часов стало заметно, что студенты уже более активно стали участвовать в обсуждении вопросов, задаваемых куратором по теме беседы, стало заметно, что им интересно высказаться и послушать своих товарищей. Кроме того, ребята стали проявлять инициативу, чтобы подготовить отдельное дополнительное выступление по близкой теме, чтобы рассказать своим однокурсникам именно так, как они понимают этот вопрос, донести именно свое мнение.

Одно из первых занятий «Наша страна – Россия» проходило очень скованно. Хотя на этом уроке обсуждались основные исторические вехи нашей страны. Ребята настороженно отнеслись к этому занятию, как будто ждали подвоха со стороны преподавателя или каких-то неудобных вопросов. Да и преподавателю приходилось непросто. Исторические аспекты не совсем были близки по профилю и помимо этого первое занятие всегда дается нелегко. Вроде бы и есть методические рекомендации, разработаны дополнительные материалы, но желаемого результата не получили.

На занятии, посвященному 165-летию К.Э. Циолковского, поставленные цели были уже достигнуты. Возможно потому, что тема космоса более интересна и современна сейчас. Некоторые студенты в процесс проведения викторины «Космос и мы» очень активно отвечали на вопросы и даже дискутировали по некоторым спорным моментам.

После проведения занятия, посвященного «Дню пожилых людей», представители волонтерского сектора студенческого совета решили выйти на улицы города и поздравить людей преклонного возраста. Некоторые студенты даже расчувствовались, настолько трогательно все получилось. Бабушки, которым дарили небольшие знаки внимания, очень удивлялись, но благодарили от души, и было понятно, что для них это происходит редко.

Ну и, наверное, самое запоминающееся занятие – День учителя. Ребята после проведения этого урока всем студенческим советом подготовили праздничный концерт всему преподавательскому составу.

Таким образом, хочется отметить следующее. После введения классных часов «Разговоры о важном» в план внеурочной деятельности, по моему мнению, ребята стали более отзывчивы, терпимее, уважительнее и не стесняются проявлять свое творческое «Я». Эти уроки способствуют развитию творческого потенциала, расширению кругозора студентов и воспитывают патриотизм.



Список литературы

  1. Магомедханова У. Ш., Абдурахманова А.Г. - Организация внеурочной познавательной деятельности обучающихся как фактор эффективности воспитательной системы, Журнал «Проблемы современного педагогического образования, 2022. - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 06.10.2022).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!