СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания экономики.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В XXI информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)  являются одной из важнейших составляющих современного образования.  Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Цифровая грамотность способствует успешному обучению. А цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний.

Школьникам и студентам нелегко разобраться в большом объёме и разнообразии Интернет-ресурсов. Оценка информации: адекватность, актуальность, полезность, качество,- играет большое значение. Способность определить качество онлайн-  источника предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые можно приобрести лишь в результате практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания экономики.»

Наиболее эффективные информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания экономики.

В XXI информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одной из важнейших составляющих современного образования. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Цифровая грамотность способствует успешному обучению. А цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний.

Школьникам и студентам нелегко разобраться в большом объёме и разнообразии Интернет-ресурсов. Оценка информации: адекватность, актуальность, полезность, качество,- играет большое значение. Способность определить качество онлайн- источника предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые можно приобрести лишь в результате практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – навык, связанный с базовыми компетенциями. В случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Сложно научиться сравнивать, синтезировать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Поэтому для процесса интеграции необходима визуальная и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и связывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов грамотности.

В практике преподавания экономических дисциплин наиболее эффективными ИКТ я могу выделить следующие позиции.

Во- первых, это использование мультимедийного проектора. Данное техническое средство повышает познавательную активность за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности: анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). 

Во- вторых, применение на занятиях компьютерного тестирования с использованием разных уровней тестовых заданий. Это не только позволяет быстро и эффективно осуществить контроль знаний, но и дает обучающимся возможность при ответе на вопросы фиксировать результаты (в том числе, без выставления оценки), корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

В третьих, для творческой активности и активизации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности можно использовать обычный ПК. Моделирование, метод проектов, кроссворды, ребусы и т.д.

В четвёртых, удобной и эффективной можно назвать среду дистанционного обучения. В системе с открытым исходным кодом Moodle можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения.

Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой места, где есть Интернет. Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата.

При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между студентами.

В пятых, эффективна работа на интерактивной доске. С её помощью можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок. Данный ресурс позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала, позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.

Добавим к этому Разнообразные компьютерные учебные игры и программы: Power Point, Pinnacle, Windows Movi Maker, Studio и др., которые значительно расширяют возможности учителя. Хотя ни одна компьютерная программа не заменит личного общения с педагогом.

Коллегам я всегда рекомендую уникальный продукт - систему тестирования Indigo. Это профессиональный инструмент автоматизации процесса тестирования и обработки результатов, который предназначен для решения широкого спектра задач: тестирование контроль знаний, проведение опросов, организация олимпиад, конкурсов и т.д.

Система Indigo- это золотая середина между настольными приложениями и web-технологиями. Она идеально сочетает преимущества и устраняет недостатки каждого из подходов…

Но не всё так безупречно прекрасно в использовании ИКТ. Иногда компьютерные обучающие игры просто дублируют задания из рабочих тетрадей, уже давно используемых в учебных заведениях, не внося ничего нового в процесс обучения. Но это всего лишь бесполезные программы, а ведь есть еще и вредные. Часто к ним относят, например, детский графический редактор, считая сложные движения «мышью» вредными для неподготовленной руки обучающегося.

Опасность можно увидеть в том, что подросток, привыкший видеть в компьютере лишь источник игр и развлечений, не сможет относиться к нему как к инструменту серьезной работы, к источнику знаний.

Практика показывает, что на уроках экономики наименее приемлемыми ИКТ для студентов является прослушивание аудиозаписей. Также обучающийся часто идет по пути наименьшего сопротивления, заимствуя в Интернете решения задач, рефераты, готовые домашние задания, презентации, проекты, доклады, списывает контрольные, что подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Также следует иметь в виду, что компьютер — это не полноценная альтернатива учителю, а лишь его помощник.
В более глобальном плане недостаток использования ИКТ – вред здоровью. Современный школьник и студент и без того очень много времени проводит за телевизором, компьютером и прочими гаджетами, что приводит к повышенной нагрузке на нервную систему, позвоночник и особенно зрение. Поэтому построение воспитательно- образовательного процесса на основе информационно- образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно- эпидемиологическими нормами.

Таким образом, необходимость применения ИКТ в современных условиях неоспорима. Но надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ее на занятиях. Нельзя бездумно применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает коррекционно-образовательному процессу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!