Эффективные методы и средства создания позитивной мотивации учения
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности, значимости для личности.
Один из самых эффективных способов создания позитивной мотивации – интерес, так как это реальное побуждение к действию.
По мнению Л.C. Выготского, интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Педагогический закон гласит: в любой работе самое главное зародить интерес, а затем поддерживать его, тогда ребёнок сам будет выполнять любые задания с увлечением, каждый дальнейший шаг будет приносить чувство удовлетворения, а учителю остаётся лишь малая роль в этой деятельности – руководить процессом.
Также Л.С. Выготский говорил о важности проявления заинтересованности в самом предмете изучения, а не в посторонних поощрениях и наказаниях. Ученик должен полюбить не похвалу учителя или родителей, а сам процесс обучения, нахождение правильных ответов. Прежде всего, чтобы добиться такого непростого результата, стоит построить школьную систему в непосредственной близости к жизни, ведь школьника младших классов заинтересует то, что ему уже знакомо, одним из приёмов такого способа может выступать проблемная ситуация на уроках.
Основными признаками проявления интереса на уроке выступают: отсутствия отвлечений, восприятие познавательного материала, возникновение вопросов в процессе изучения материала – это внутренний интерес, а к внешнему относится: оживление детей, заинтересованные глаза, устремлённость вперёд. Споры после урока между учащимися, задавание вопросов.
Ещё один из способов развития мотивации – стимулирование. Люди так устроены, что без лишнего толчка они никуда не сдвинутся, но если такое можно сказать о взрослых, то детям в разы тяжелее начать какую-либо работу, тем более в первых классах, когда в голове игры и развлечения.
Стимулы можно условно разделить на группы:
Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений)
Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций)
Волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия поведения).
Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка).
Учение для школьника – трудный процесс. Умом он понимает, что учиться надо и это пригодится в будущем, но интеллект идёт на поводу у эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным побуждением, поэтому на первый план выходят свои интересы и потребности.
Чтобы такого не возникало в учебной деятельности, учитель должен правильно подобрать необходимые стимулы. Знание ребёнка, его желаний, интересов и потребностей – это ключ к правильному решению всех проблем.
Для создания позитивной мотивации у младших школьников стоит использовать весь арсенал методов осуществления учебной деятельности:
словесный метод позволяет разъяснить важность обучения. Запоминающийся и образный рассказ непроизвольно обращает на себя внимание учеников;
наглядный и практический методы повышает заинтересованность школьников к изучаемым вопросам. В особенности мальчики любят практическую деятельность, которая в данном случае может являться стимулятором активной учебной деятельности;
репродуктивный и поисковый методы дают возможность погрузиться школьникам в самостоятельное разрешение поставленных задач;
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Непременно возможность самостоятельно поработать воодушевляет учеников, если они обладают нужными умениями для успешной реализации деятельности. В данном случае появляется стимул сделать работу лучше, чем другие.
Также выделяют продуктивные методы повышения мотивации:
использование языковых средств – метод, который заключается в создании собственного текста. Например, предоставление возможности школьникам прочитать свои работы перед всем классом. Это даст толчок для старания, чтобы текст, который они напишут, был читабельным, выразительным, интересным. А также ученики перестанут списывать друг у друга;
метод «Контракты» – это метод, при котором учитель и ученик заключают между собой добровольное соглашение, но перед этим обговаривают абсолютно все условия: учитель выдаёт задание со своими требованиями и подробно обговаривает их с учениками, в свою очередь, школьники должны либо отказаться, либо согласиться с предложенными условиями. Такой метод придаёт учащимся уверенность и ответственность. Эффективным способом реализации данного метода является «Линия времени»: учитель чертит линию, на которой фиксирует этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает самые значимые периоды, где ребята должны показать себя в полной мере, и вместе с учениками находит уроки, которые не несут в себе сильной смысловой нагрузки. Благодаря такому способу учащиеся понимают, что нужно делать для успешной реализации деятельности; формирование интереса к изучаемому предмету, безусловно, необходимо в учебном процессе, но прежде, чем зародить интерес, стоит объяснить, для чего необходима та или иная тема урока.
Этому могут способствовать следующие приёмы:
«Оратор»: «За одну минуту убедите своего соседа по парте, что изучение этой темы необходимо нам».
«Профи»: исходя из будущей профессии, почему необходимо изучение этой темы?».
Для развития умений ставить цель, определять зону ближайшего развития используют такие приёмы:
Образовательная стратегия: «Что ты сделал, чтобы написать эту работу на пять?».
Создание ситуации успеха: во время опроса всего класса целесообразно научить учеников начинать свой ответ с фразы: «Я знаю, что…». Этот приём будет способствовать уверенности в лингвистической компетенции всех учеников.
Проблемный метод обучения состоит из творческих заданий, исследовательских проектов и интересных вопросов, таких как:
вопросы с противоречиями (например, задание: «определите часть речи: (в)пустую комнату, спорить (в)пустую»);
вопросы, требующие сходства и различия;
вопросы по определению причинно-следственных связей;
действие выбора (например, «Выучите стихотворение, которое вам понравилось больше всего»);
редактирование текстов, поиск ошибок.
Из всего вышесказанного хотелось бы отметить, что развитию позитивной учебной мотивации помогают абсолютно все методы и средства обучения. Стоит их комбинировать и совершенствовать, чтобы у школьников поддерживался на протяжении всего обучения интерес к учебной деятельности.