СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы и средства создания позитивной мотивации учения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены примеры эффективных методов и средств создания позитивной мотивации учения.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и средства создания позитивной мотивации учения»

Эффективные методы и средства создания позитивной мотивации учения


Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности, значимости для личности.

Один из самых эффективных способов создания позитивной мотивации – интерес, так как это реальное побуждение к действию.

По мнению Л.C. Выготского, интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Педагогический закон гласит: в любой работе самое главное зародить интерес, а затем поддерживать его, тогда ребёнок сам будет выполнять любые задания с увлечением, каждый дальнейший шаг будет приносить чувство удовлетворения, а учителю остаётся лишь малая роль в этой деятельности – руководить процессом.

Также Л.С. Выготский говорил о важности проявления заинтересованности в самом предмете изучения, а не в посторонних поощрениях и наказаниях. Ученик должен полюбить не похвалу учителя или родителей, а сам процесс обучения, нахождение правильных ответов. Прежде всего, чтобы добиться такого непростого результата, стоит построить школьную систему в непосредственной близости к жизни, ведь школьника младших классов заинтересует то, что ему уже знакомо, одним из приёмов такого способа может выступать проблемная ситуация на уроках.

Основными признаками проявления интереса на уроке выступают: отсутствия отвлечений, восприятие познавательного материала, возникновение вопросов в процессе изучения материала – это внутренний интерес, а к внешнему относится: оживление детей, заинтересованные глаза, устремлённость вперёд. Споры после урока между учащимися, задавание вопросов.

Ещё один из способов развития мотивации – стимулирование. Люди так устроены, что без лишнего толчка они никуда не сдвинутся, но если такое можно сказать о взрослых, то детям в разы тяжелее начать какую-либо работу, тем более в первых классах, когда в голове игры и развлечения.

Стимулы можно условно разделить на группы:

  • Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений)

  • Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций)

  • Волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия поведения).

  • Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка).

Учение для школьника – трудный процесс. Умом он понимает, что учиться надо и это пригодится в будущем, но интеллект идёт на поводу у эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным побуждением, поэтому на первый план выходят свои интересы и потребности.

Чтобы такого не возникало в учебной деятельности, учитель должен правильно подобрать необходимые стимулы. Знание ребёнка, его желаний, интересов и потребностей – это ключ к правильному решению всех проблем.

Для создания позитивной мотивации у младших школьников стоит использовать весь арсенал методов осуществления учебной деятельности:

  • словесный метод позволяет разъяснить важность обучения. Запоминающийся и образный рассказ непроизвольно обращает на себя внимание учеников;

  • наглядный и практический методы повышает заинтересованность школьников к изучаемым вопросам. В особенности мальчики любят практическую деятельность, которая в данном случае может являться стимулятором активной учебной деятельности;

  • репродуктивный и поисковый методы дают возможность погрузиться школьникам в самостоятельное разрешение поставленных задач;

  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Непременно возможность самостоятельно поработать воодушевляет учеников, если они обладают нужными умениями для успешной реализации деятельности. В данном случае появляется стимул сделать работу лучше, чем другие.

Также выделяют продуктивные методы повышения мотивации:

  • использование языковых средств – метод, который заключается в создании собственного текста. Например, предоставление возможности школьникам прочитать свои работы перед всем классом. Это даст толчок для старания, чтобы текст, который они напишут, был читабельным, выразительным, интересным. А также ученики перестанут списывать друг у друга;

  • метод «Контракты» – это метод, при котором учитель и ученик заключают между собой добровольное соглашение, но перед этим обговаривают абсолютно все условия: учитель выдаёт задание со своими требованиями и подробно обговаривает их с учениками, в свою очередь, школьники должны либо отказаться, либо согласиться с предложенными условиями. Такой метод придаёт учащимся уверенность и ответственность. Эффективным способом реализации данного метода является «Линия времени»: учитель чертит линию, на которой фиксирует этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает самые значимые периоды, где ребята должны показать себя в полной мере, и вместе с учениками находит уроки, которые не несут в себе сильной смысловой нагрузки. Благодаря такому способу учащиеся понимают, что нужно делать для успешной реализации деятельности; формирование интереса к изучаемому предмету, безусловно, необходимо в учебном процессе, но прежде, чем зародить интерес, стоит объяснить, для чего необходима та или иная тема урока.

Этому могут способствовать следующие приёмы:

«Оратор»: «За одну минуту убедите своего соседа по парте, что изучение этой темы необходимо нам».

«Профи»: исходя из будущей профессии, почему необходимо изучение этой темы?».

Для развития умений ставить цель, определять зону ближайшего развития используют такие приёмы:

Образовательная стратегия: «Что ты сделал, чтобы написать эту работу на пять?».

Создание ситуации успеха: во время опроса всего класса целесообразно научить учеников начинать свой ответ с фразы: «Я знаю, что…». Этот приём будет способствовать уверенности в лингвистической компетенции всех учеников.

Проблемный метод обучения состоит из творческих заданий, исследовательских проектов и интересных вопросов, таких как:

вопросы с противоречиями (например, задание: «определите часть речи: (в)пустую комнату, спорить (в)пустую»);

вопросы, требующие сходства и различия;

вопросы по определению причинно-следственных связей;

действие выбора (например, «Выучите стихотворение, которое вам понравилось больше всего»);

редактирование текстов, поиск ошибок.

Из всего вышесказанного хотелось бы отметить, что развитию позитивной учебной мотивации помогают абсолютно все методы и средства обучения. Стоит их комбинировать и совершенствовать, чтобы у школьников поддерживался на протяжении всего обучения интерес к учебной деятельности.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!