СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы коррекции дисграфии и дислексии у учащихся с ОВЗ начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность эксперимента. С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Тема: «Эффективные методы коррекции дисграфии и дислексии у учащихся ОВЗ начальной школы»

Технологии: дифференцированного подхода здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

Ожидаемый результат: уменьшение количества ошибок при письме и чтении у младших школьников и детей ОВЗ

Теоретическая значимость:  результаты практики позволяют углубить представления о проявлениях дисграфии и

дислаксии у учащихся начальной школы.

Практическая значимость: составлении рекомендаций, направленных на устранение проявлений дисграфии и дислексии.

Методы коррекции дисграфии и дислексии:

  • метод узнавания звуко-буквы;
  • метод схемы слова;
  • метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой;
  • метод Эббингауза;
  • метод исправления ошибок (зрительный);
  • метод звуко-буквенного анализа;
  • структурный метод.

Результаты диагностики показали, что у детей ОВЗ зрительное восприятие лучше, чем слуховое. А у остальных учащихся развито как зрительное, так и слуховое восприятие.

Результат: эффективными методами коррекции дисграфии и дислексии у учащихся ОВЗ начальной школы являются именно те методы, которые отвечают за зрительное восприятие: метод схемы слова, метод соотнесения, метод исправления.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы коррекции дисграфии и дислексии у учащихся с ОВЗ начальной школы»

В рамках эксперимента «Эффективные методы коррекции дисграфии и дислексии у учащихся с ОВЗ начальной школы»

В рамках эксперимента «Эффективные методы коррекции дисграфии и дислексии у учащихся с ОВЗ начальной школы»

ДИСГРАФИЯ - ЭТО – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

ДИСГРАФИЯ - ЭТО

– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Согласно нейропсихологии письмо представляют собой сложн ую функциональн ую систем у , состоящ ую из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы.  Проведенный А.Р. Лурия анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил ему выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль -передними (лобными) отделами коры (III блок).

Согласно нейропсихологии письмо представляют собой сложн ую функциональн ую систем у , состоящ ую из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Проведенный А.Р. Лурия анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил ему выявить, что осуществление любой ВПФ, например чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль -передними (лобными) отделами коры (III блок).

Органического характера:  наследственная предрасположенность, недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка. Функционального характера:  Функциональные причины могут быть связаны с недостаточным развитием артикуляционного аппарата в следствии долгого пользования ребенком бутылочкой, не приучения с ранних лет жевать твердую пищу, воздействием внутренних факторов(например, длительные соматические заболевания). Н еречевая симптоматика:   неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти, СДВГ и др.
  • Органического характера:

наследственная предрасположенность, недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

  • Функционального характера:

Функциональные причины могут быть связаны с недостаточным развитием артикуляционного аппарата в следствии долгого пользования ребенком бутылочкой, не приучения с ранних лет жевать твердую пищу, воздействием внутренних факторов(например, длительные соматические заболевания).

  • Н еречевая симптоматика:

неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти, СДВГ и др.

Недостаточное формирование сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма. Особенности формирования когнитивного компонента навыков письма: несформированность пространственных представлений; недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия; недостатки в развитии познавательных процессов (зрительный анализ, мыслительная деятельность) Недостатки в формировании регуляторного компонента навыков письма (несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции).  Особенности темперамента учащихся, отражающие своеобразие природной организации их нервной системы.
  • Недостаточное формирование сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма.
  • Особенности формирования когнитивного компонента навыков письма:
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия;
  • недостатки в развитии познавательных процессов (зрительный анализ, мыслительная деятельность)
  • Недостатки в формировании регуляторного компонента навыков письма (несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции).
  • Особенности темперамента учащихся, отражающие своеобразие природной организации их нервной системы.
 В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии: 1. артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия; 2. акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания; 3. дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза; 4. аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи; 5. оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.  Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • 1. артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • 2. акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • 3. дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • 4. аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • 5. оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Симптоматика трудностей Психологические и другие причины 1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам («зуки» вместо «жуки», «панка» вместо «банка»). 2. Пропуск гласных букв («трва» вместо «трава»). 3. Пропуск согласных букв («саат» вместо «салат»). 4. Недоговаривание, добавление звуков. Пути коррекции Недоразвитие фонетико-фонематического анализа. Недостатки в развитии процессов произвольного внимания. Несформированность звуко-буквенных ассоциаций. Недостатки в произношении. Недостатки в артикулировании.  исправление звукопроизношения, - формирование четких кинестетических образов звуков, - совершенствование фонематических представлений. Консультация логопеда

Симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам («зуки» вместо «жуки», «панка» вместо «банка»).

2. Пропуск гласных букв («трва» вместо «трава»).

3. Пропуск согласных букв («саат» вместо «салат»).

4. Недоговаривание, добавление звуков.

Пути коррекции

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа.

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания.

Несформированность звуко-буквенных ассоциаций.

Недостатки в произношении.

Недостатки в артикулировании.

  • исправление звукопроизношения,

- формирование

четких кинестетических образов звуков,

- совершенствование фонематических представлений.

Консультация логопеда

Симптоматика трудностей Психологические и другие причины 1.Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений. 2.Ошибки на определение места звука в слове, при выделении звука из слова. 3.Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных. 4.Затруднения при определении последовательности звуков в слове. Пути коррекции Недостаточная сформированность фонематического восприятия. Недостатки звукового анализа. Неустойчивое внимание. Слабое развитие слуховой памяти. Сниженная работоспособность. Индивидуально-психологические особенности (темперамент)  развитие и совершенствование фонематических представлений,  развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза,  повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля,  снижение учебной нагрузки. Консультация логопеда, психолога.

Симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

1.Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений.

2.Ошибки на определение места звука в слове, при выделении звука из слова.

3.Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных.

4.Затруднения при определении последовательности звуков в слове.

Пути коррекции

Недостаточная сформированность фонематического восприятия.

Недостатки звукового анализа.

Неустойчивое внимание.

Слабое развитие слуховой памяти.

Сниженная работоспособность.

Индивидуально-психологические особенности (темперамент)

  • развитие и совершенствование фонематических представлений,
  • развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза,
  • повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля,
  • снижение учебной нагрузки.

Консультация логопеда, психолога.

Симптоматика трудностей Психологические и другие причины 1. Трудности при выделении слов из предложения, при определении количества названных слов. 2. Добавление гласных букв («галака» вместо «галка»). 3. При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок. 4. Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений. Пути коррекции Недостатки в развитии вербального анализа. Недостатки звуко-буквенного анализа. Неустойчивость произвольгого внимания. Недостаточность зрительного анализа. Недостатки процессов зрительного анализа и синтеза. Недостаточное развитие пространственных представлений.  развитие психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления;  щадящий режим;  усилить самоконтроль, использовать прием «ошибающийся» учитель.  Консультация психолога, психоневролога.

Симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

1. Трудности при выделении слов из предложения, при определении количества названных слов.

2. Добавление гласных букв («галака» вместо «галка»).

3. При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок.

4. Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений.

Пути коррекции

Недостатки в развитии вербального анализа.

Недостатки звуко-буквенного анализа.

Неустойчивость произвольгого внимания.

Недостаточность зрительного анализа.

Недостатки процессов зрительного анализа и синтеза.

Недостаточное развитие пространственных представлений.

  • развитие психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления;
  • щадящий режим;
  • усилить самоконтроль, использовать прием «ошибающийся» учитель.

Консультация психолога, психоневролога.

Симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

1.Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных («василки» вместо «васильки»).

2. Затруднения в употреблении заглавной буквы.

3. Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня.

4. Не умеет применять правило в конкретной ситуации.

5. Отсутствие «орфографической зоркости» (не умеет найти орфограмму).

6. Неправильная постановка точки при письме.

7. Не умеет находить ошибки в собственной работе.

Пути коррекции

Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа.

Неусвоены правила правописания.

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.

Конкретность мышления.

Несформированность операций сравнения.

Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала.

Недоразвитие зрительной памяти.

Недостаточное артикулирование слов при письме.

  • ликвидировать пробелы в знаниях,
  • дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов,
  • отчетливое проговаривание зрительно воспринимаемых слов, - - отработать зрительно-двигательные образы слов,
  • составление предложений, работа с деформированными предложениями и текстами,
  • развитие концентрации внимания и самоконтроля.

Симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

1 . «Зеркальное» написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

2.Неразличение при письме сходных по начертанию букв ( б-в,н-п,м-л, ш-т, б-д,ш-и ..)

2. Замена букв по пространственному сходству.

3. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки.

4. Расположение букв при списывании в обратной последовательности.

5.Расположение материала на строках страницы снизу вверх.

6.Затруднения при написании закругленных деталей букв.

7.Неряшливое письмо, грязь в тетради.

8.С ошибками списывает с доски.

9.Искажение подчерка (нестабильность графических форм).

10.Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот.

11.Тремор при письме.

Пути коррекции

Недостатки зрительного анализа.

Несформированность пространственных отношений.

Отсутствие прочной связи между зрительными и двигательными образами букв.

Слабо развита тонкая моторика руки.

Несформированность дифференцированных зрительных образов букв..

Неумение регулировать мышечные усилия.

Несформированность личностных качеств аккуратности.

Трудности в произвольном управлении движениями.

Неустойчивость произвольного внимания, слабое развитие зрительной памяти.

Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение).

Развитие зрительного восприятия.

Формирование пространственных отношений.

Развитие мелкой моторики.

Выработка соответствующих личностных и психических качеств.

Помощь психолога, учителя.

  • Первой задачей диагностики является уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках. Встречаются случаи, когда излишне тревожные родители, сами рано начавшие читать, уже через полгода обучения ребенка в школе бьют тревогу по поводу медленного (с их точки зрения) продвижения его в данном навыке. На самом деле ребенок может вполне укладываться в рамки нормы с учетом ее вариативности.
  • Наиболее диагностически трудными являются аномалии чтения и письма у детей со снижением интеллекта. Решение вопроса, обусловлено ли отставание в данном навыке недостаточным умственным развитием или имеет самостоятельный генез, прямо зависит от результатов клинико-психологического исследования умственного развития ребенка. Диагностика интеллекта является второй задачей .
  • Большинство детей с недоразвитием устной речи испытывают определенные трудности в чтении и письме, но лишь около одной трети из них страдают специфическими нарушениями этих навыков. Поэтому третьей задачей является исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой. Необходимо сопоставить степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи. Выявляются речевые функции или навыки, несформированность которых создает патологическую основу расстройства.
  • Наконец, четвертой задачей является анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе. Массивность резидуально-органической симптоматики существенно влияет на прогноз и определяет выбор лечения.
Развитие (формирование): - анализирующего наблюдения. - процессов произвольного внимания. - зрительного анализ. - пространственных представлений. - зрительно-двигательной координации. - умений выполнять последовательные указания взрослого. - непосредственной произвольной зрительной памяти. - произвольного слухового запоминания. - фонематического анализа. - звуко-буквенного анализа. - зрительного вербального анализа. - орфографической зоркости. - слухового вербального анализа. - буквенного синтеза. - абстрагирования  - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. - смыслового анализа. - способности схватывать слово целиком. - синкретичности восприятия - это восприятие целого, не основанное на его анализе.

Развитие (формирование):

- анализирующего наблюдения.

- процессов произвольного внимания.

- зрительного анализ.

- пространственных представлений.

- зрительно-двигательной координации.

- умений выполнять последовательные указания взрослого.

- непосредственной произвольной зрительной памяти.

- произвольного слухового запоминания.

- фонематического анализа.

- звуко-буквенного анализа.

- зрительного вербального анализа.

- орфографической зоркости.

- слухового вербального анализа.

- буквенного синтеза.

- абстрагирования - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

- смыслового анализа.

- способности схватывать слово целиком.

- синкретичности восприятия - это восприятие целого, не основанное на его анализе.

На что следует обратить внимание? (учителю) 1.Ребенок-левша; 2.Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой; 3.Двуязычная семья; 4.Ребенок раньше занимался с логопедом; 5.У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием; 6.Ребенок рано пошел в школу; 7.При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова; 8.У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»); 9.Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

На что следует обратить внимание? (учителю)

1.Ребенок-левша;

2.Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;

3.Двуязычная семья;

4.Ребенок раньше занимался с логопедом;

5.У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;

6.Ребенок рано пошел в школу;

7.При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;

8.У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);

9.Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!