СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективные приёмы для формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об эффективности формирования читательской грамотности учащихся

Просмотр содержимого документа
««Эффективные приёмы для формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы»»

«Эффективные приёмы для формирования читательской грамотности у учащихся начальной школы»


Автор: А.М.Гайнуллина,

учитель начальных классов

МБОУ школа № 103

Ново-Савиновского района г. Казани


«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Эти слова педагога-новатора, основателя народной педагогики В.А. Сухомлинского , так актуальны в наши дни. Мы, учителя начальных классов, с первых дней обучения учащихся прививаем их любовь к чтению. Читать книги — это хорошо.  Но как читать. Как научить маленького человечка читать с удовольствием, понимать красоту языка. Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к чтению, открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Мы  сталкиваемся с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают. Поэтому учитель начальных классов в первую очередь ставит перед собой цель приобщить детей к чтению книг, именно в начальной школе нужно формировать читательскую грамотность ребёнка. Существует много причин почему дети не любят читать, а уроки литературного чтения становятся для них непопулярными. Это, во-первых, много источников информации помимо книг, роль родителей, как пример подражания, если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно, а если наоборот. Но главной причиной такого негатива к чтению следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской грамотности школьников. Если читатель свободно владеет осознанным чтением, только в том случае у него возникает интерес к чтению. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Важно организовать глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в тексте, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, то есть сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: это понимание прочитанного, уметь сопереживать героям произведения, находить главную мысль произведения. Младший школьник должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать. И вот здесь семья играет важную роль в формировании читательской грамотности учащихся. Помощь должна идти и от родителей ребёнка. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в его жизни. Родители должны создавать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления, тем самым помогать учителю развивать навыки качественного чтения.

При формировании читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство», в которое входят и пробно-поисковые ситуации, и личный пример учителя, и элементы драматизации, и другое. Важными составляющими понятия «читательская грамотность» являются формирование навыков мышления и рефлексии у обучающихся. При использовании выше указанных форм и методов работы эффективность этих навыков будет высока.

Вывод по выше сказанному: эффективность формирования читательской грамотности учащихся зависит от учителя, который должен выступать организатором учебной деятельности, а также от родителя, который должен быть заинтересованным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно повторить слова И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!