СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приёмы и техники творческого письма в работе с подростками, имеющими ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные приёмы и техники творческого письма в работе с подростками, имеющими проблемы со здоровьем (систематизированы в форме трансляции педагогического опыта).

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы и техники творческого письма в работе с подростками, имеющими ОВЗ.»

Эффективные приемы и техники творческого письма в работе с подростками, имеющими проблемы со здоровьем (систематизированы в форме трансляции педагогического опыта)

1. Коммуникативно-ориентированная работа над текстом как необходимый шаг к осуществлению успешной коммуникации.

Традиционная коммуникативно-ориентированная работа с текстом строится по типу: от текста к коммуникации.

Приведем пример урока данной направленности учителя Балясниковой Т.А. по теме «О милосердии»3.

В начале урока для чтения предлагается стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня». Далее задается вопрос: Как вы понимаете значение слова «милосердие»? Обращаемся за помощью к словарю С.И. Ожегова (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990. – С. 354.): «Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Но текст является исходным пунктом для организации широкой контекстной работы, которая представлена следующими слайдами:



Далее следуют короткие зарисовки (с красивыми видеорядами), подготовленные школьниками, о каждом из поступков перечисленных выше людей и организаций.

Учитель поясняет. Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов. Звучит ряд вопросов, обращенных к ученикам:

  • Нужно ли милосердие сегодня?

  • Нужно ли милосердие в повседневной жизни?

  • Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

  • Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

  • А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

  • Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?

Так, завязывается коммуникация. Ее усиливают показ картины В.М. Васнецова «Милостыня», стихотворение Э. Асадова «Падает снег, падает снег…», музыкальный фон, демонстрация фотогалереи бездомных животных… Все это призвано подготовить почву для творческой работы (она выполняется на бумаге в форме человеческого сердца) на тему «Призываю людей к милосердию!».

Другой путь реализации коммуникативно-ориентированного обучения осмыслению текста обратный описанному выше. Строится он на движении от коммуникации к тексту. Хорошо описан этот путь в работах проф. Минераловой И.Г.4 Она пошла не от опорного текста к собственному тексту, а несколько иначе: от собственного текста к опорному. Причем, в данном случае можно говорить о воплощении идеи коллективных сочинений, о которых в свое время много писал и говорил Л.Н. Толстой. А вот как описывает тип работы по методике «Пишем вместе» проф. Минералова И.Г.: мини-сочинение – пишем вместе – редактирование чужого текста – авторедактирование – творческая самостоятельная работа и авторефлексия.

Приведем конкретные примеры уроков:

Урок 1.

  1. Подбираем средства выразительности к заданным словам:

    • снег – эпитеты;

    • береза – олицетворение;

    • береза в снегу – метафора.

  2. Читаем выразительно стихотворение С.А. Есенина. Анализируем средства выразительности.

  3. Сочиняем небольшое стихотворение о зимней березе. 
    Обращаем внимание, что на первом этапе дети сами сочиняли, творили, включение же есенинского текста служит лишь контекстом собственного коммуникативного акта школьников.

Урок 2.

1.Учитель говорит: «Я проснулся и выглянул в окно. Какое сегодня небо!». А в самом деле, какое оно сегодня?

2.Работа с «собственным» лексическими единицами: погожее, необычное, пасмурное, дивное, чистое, тревожное, глубокое, радостное (на выбор).

  1. Учитель вносит новый элемент в работу: «А. Пушкин бы сказал на это «Под голубыми небесами…» Почему он небо назвал небесами? «У Ф. Тютчева находим «И льется чистая и теплая лазурь…» Что это – лазурь? Почему вообще небо так притягательно? Почему через его описание поэт стремится выразить душу? Действительно, есть поэты, которых без образа неба невозможно представить. Например, С. Есенин… (на выбор) Но у Есенина это будет часто сложная метафора. Например, «только синь сосет глаза»…

  2. Коллективное сочинение подходит к завершению. А … (необходимо самостоятельно привести имя и цитату). Такое ... утро, а мне почему-то вспомнились стихи иеромонаха Романа: «Все, как один, о небесах забыли…» Разве пейзаж здесь имеется им в виду? Небо-небо, небеса! Как много надо еще прожить, чтобы понять твою глубину!

2. Условия успешной коммуникации: способность определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.

В качестве примера приведем опыт введения аналитических (чистых и комбинированных) коммуникативных задач в работе с текстом проф. Ерохиной Е.Л.5Прежде всего автором используется прием сравнения, нацеленный на оценку и дальнейший учет адресата и в целом речевой ситуации:

Пример 1. Задание: Вы издаете роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Вам необходимо подобрать иллюстрацию к приведенному фрагменту. Воспользуетесь ли вы данной иллюстрацией С. Герасимова? Обоснуйте свое решение.

Пример 2. Сопоставьте фрагменты из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и очерка С.Т. Аксакова «Буран». Согласны ли вы с утверждением, что сцена бурана создана А.С. Пушкиным под впечатлением от очерка С.Т. Аксакова? Дайте развернутый аргументированный ответ.

3. Формирование умений строить свое речевое поведение в соответствии с условиями коммуникации.

Система заданий для творческого письма должна содержать приемы стилизации, иначе говоря, подражания определенным речевым жанрам. Приведем примеры работы разножанровой направленности:

Пример 1. Задание из учебника «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М. Разумовской, направленное на обучение определять стиль по речевой ситуации.

1) Прочитайте тексты и укажите, в каких ситуациях могут быть использованы эти высказывания.

Разговорная речь I. Женя промолчала, опять спросила:
— Оля, а кто такой Тимур?
— ... Это один царь такой, — намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из Средней истории
.

(А. Гайдар)

Книжная речь II. 
Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336-1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран.

(Энциклопедический словарь)

2) Сравните содержание текстов. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните повесть A. Гайдара. С какой целью Женя заводит с сестрой разговор о Тимуре? Ей действительно нужны сведения об этой исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком?)

3) Сравните тексты еще раз. Найдите в первом тексте слова и обороты непринужденные (разговорные), а во втором – официальные (книжные).

4) В каком тексте использована диалогическая речь? Обращение? Вопросительные предложения? Как вы думаете почему?

Пример 2. Освоение жанра письма. Основополагающий вопрос: в наше время (глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты) устарел ли эпистолярный жанр? Не потеряем ли мы навыки написания писем на бумагоносителях? Направляющие вопросы:

  • Как происходило развитие эпистолярного жанра?

  • Что такое письмо как форма переписки?

  • Почему мы пишем письма и кому?

  • Каковы стилистические особенности написания письма в разных странах и в разные времена?

  • Умеем ли мы писать письма?

  • Хотели бы вы получать письма?

Задания базового уровня:

Предлагаем Вам провести исследование: 
1. Для учащихся 5-9 классов: изучите письмо – послание детям «Поучения Владимира Мономаха». Какие поучения (заветы) актуальны, на Ваш взгляд, и в наше время? 
Свои работы оформите на сервисе Каламео (платформа для публикации документов). 
2. Для 10-11 классов: изучите любовные письма А.И. Герцена к Н. Захарьиной. Каков характер этих писем? Чему они Вас могут научить? Если эти письма явились для Вас откровением, то подумайте, какие открытия Вы сделали для себя. Возьмете ли эту переписку на вооружение? Сравните с формой (манерой, образцами) современных признаний в чувствах... 
Свои работы оформите на сервисе Каламео (платформа для публикации документов).

КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ

Максимально – 40 баллов

  • Соответствие содержания вопроса теме задания / глубина содержания – до 10 б.

  • Соответствие формальным требованиям оформления адреса – до 5 б.

  • Языковая грамотность – до 5 б.

  • Точность и ясность речи – до 5 б.

  • Соблюдение этических норм – до 5 б.

  • Оформление, дизайн – до 5 б.

  • Использование сервиса Каламео – до 5 б.

Задания повышенного уровня:

Напишите письмо Вашему иностранному другу, рассказав о таком важном событии в Вашей жизни, которое могло бы заинтересовать его. Используйте стилистические приемы и правила написания писем, принятые в разных странах (в зависимости от того, в какой стране проживает ваш друг). Свои работы оформите на одном из сервисов (одной из платформ для публикации документов).

КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ

Максимально – 50 баллов

  • Соответствие формальным требованиям написания писем в разных странах в зависимости от принятых норм – до 10 б.

  • Проблемность и эрудиция в изложении материала – до 10 б.

  • Стилистика изложения – до 5 б.

  • Точность и ясность речи – до 5 б.

  • Языковая грамотность – до 5 б.

  • Соблюдение этических норм – до 5 б.

  • Оформление, дизайн – до 5 б.

  • Использование одного из сервисов – до 5 б.

Пример 3. Составление рекламы. Предварительно проводится работа по изучению языка рекламы, обращается внимание обучающихся на особенности текста рекламы. Первоначально ребята составляют рекламу совместно, затем индивидуально. Школьникам нравится данный вид работы, они с удовольствием выполняют задания по составлению рекламы. Предмет рекламы выбирают по своему усмотрению.

Алгоритм:

  1. Предмет рекламы.

  2. Качества предмета.

  3. Использование предмета.

  4. Обращение.

  5. Стоимость.

Приведем пример подготовленной обучающимися рекламы кухонного фартука: «Предоставляем вашему вниманию кухонный фартук. Фартук хороший, качественный, сшит из хлопчатобумажной ткани яркой окраски. Можно надевать при приготовлении пищи, мытье посуды и уборке квартиры. При стирке не меняет окраски и формы. Фартук – незаменимая вещь в доме. Приобретайте кухонный фартук. Всего за 199 рублей».

Примерный вид обобщения трансляционной информацииКонец формы












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!