СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматриваются педагогические технологии обучения  одаренных детей, вопросы обучения и развития детей, не проявляющих явных признаков одаренности, имеющих заторможенное усвоение предмета.

Просмотр содержимого документа
««Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Городской Дом детского творчества

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

городского округа город Радужный












Доклад на тему:

«Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании»

 

 

 

                                                  










Составитель:

Коваленко Вера Павловна

педагог дополнительного образования

         

 

 

 











Радужный, 2019.

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский


1. Способность к творчеству - величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками.


Мысль о том, что содержание какой-либо деятельности одаренных детей должно существенно отличаться от содержания деятельности большинства сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить внимание на систему дополнительного образования.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение, творческая деятельность. Это и способствует выявлению одаренности ребенка.

 Одаренные дети - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

 Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

  • разбудить активность детей;

  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к процессу творчества;

  • опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. 

 

 Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению,  обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.

 

 Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. 

 

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

  • деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

  • формирование внутренней мотивации;

  • предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;

  • рефлексия;

  • возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;

  • соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;

  • проектное обучение;

  • технология полного усвоения.

Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.

В нашем учреждении выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог);

  • «мини мастер-классы», наставничество «от ребенка к ребенку» (в качестве наставника выступает другой ребенок);

  • система творческих конкурсов, фестивалей, выставок;


Особое значение в воспитании одаренных детей в условиях Дома детского творчества имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ обучающихся Дома детского творчества, творческие отчеты, фестивали, процедуру итоговой и промежуточной аттестации. Вне Дома детского творчества - это участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, семинарах и конференциях разного уровня.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность  условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. 

Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, - оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.  

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.  Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. 

  Задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.  

  Индивидуализация обучения - принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью. 

 

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) - такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп  обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

 

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. 

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у  обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

 

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др.

 

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

  • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

 

Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение опыта.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. 

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Игра с шариком» - это обучение и постановка рук, корпуса головы. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать. 

Игровая технология применяется педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.  

 Можно предложить следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности ребенка:

1.Наблюдение, Преимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие.

2.Создание экспериментальных ситуаций.

Преимуществом эксперимента перед наблюдением является возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного фактора.

3.Тесты

 

 Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

  • разбудить активность детей;

  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к процессу творчества;

  • опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. 

 

 Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению,  обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.

 

Технология выявления скрытых способностей. Не секрет, что есть дети, которые как «дубки» сидят и медленно обучаются предмету.

Вот что пишет Ю.А. Токарева, доктор психологических наук в «Православной газете» №19 (868) / 24 мая ’16, рубрика «СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ»:

«Что такое обучаемость?

– Действительно, тема очень актуальна, а разнообразие программ ставит вопрос, способен ли ребенок обучаться по той или иной программе, очень конкретно. Начнем с того, что обучаемость – это очень динамичное психологическое образование, оно связано с разными сторонами развития человека и в зависимости от возраста, периода жизни может быть разного уровня. У обучаемости есть три уровня: высокий, средний и низкий уровень. Если мы говорим о детях начальной школы (не будем брать клинические случаи – говорить о детях с поражениями головного мозга, у которых есть поставленные диагнозы; мы будем говорить о детях, которые в общей картине класса смотрятся примерно одинаково) – по результату их обучения показатели разные. Это действительно интересно, потому что мы очень давно занимаемся вопросом о причинах разной обучаемости детей.

Как понять, обучаем или нет ребенок? Есть какие-то признаки?

– Обязательно. Признаки есть – и качественные, и количественные. Ребенка, относящегося к категории обучаемых, характеризуют внимательность, гибкость мышления (он может быстро перестроиться с одного вопроса и предмета на другой), он достаточно лоялен к помощи, ему помогают – он реагирует и исправляется в зависимости от оказываемой помощи, он стремится к проявлению аккуратности, его выполнение заданий связано с тем результатом, который от него требуется, и в групповом процессе работы он занимает достаточно инициативную роль – он ведущий, а не ведомый: может предложить какие-то свои условия, свои варианты, настроен на выполнение задачи в различных вариантах.

Ребенок необучаемый расторможен, его внимание сосредоточивается то на одном объекте, то на другом, чаще всего не связанном с предметом научения. Он может практически вообще не смотреть на педагога, заниматься какими-то другими (более интересными, как ему кажется) заданиями, и на инструкцию взрослого выполнить что-то реагирует несобранностью, то есть ему приходится повторять несколько раз. Это отдельные внешние признаки, их гораздо больше.

Следующий момент – это результат. Мы относим к слабообучающимся детей, у которых по результату либо двойки, либо в большинстве двойки. С одной стороны, двойка может быть показателем необучаемости, но с другой стороны, она может быть связана с темпом деятельности ребенка. Например, темп деятельности в классе достаточно высок, необучаемый ребенок не успевает выполнить, и поэтому за диктанты, за контрольные работы, за классные работы у него двойки, в то время как за домашние работы у него пятерки, четверки. Здесь важна дифференциация. Двойки везде, и за домашние задания тоже – значит, ребенок действительно ничего не понимает или сложно понимает, что от него требуется, – либо дома, имея время, он выполняет все правильно, а в школе не успевает, и его оценки неудовлетворительные в силу того, что он не укладывается в этот темп...

Здесь много нюансов, и обязательно нужно своевременно на них обратить внимание: если мы пропустим необучаемого ребенка, у него накопится огромный пробел, который в среднем звене будет очень трудно наверстать. Лучше своевременно определить какие-то проблемы и своевременно устранить их, чтобы ребенку было легче учиться.

А как устранять? Что необходимо делать?

– Здесь важны причины необучаемости, их тоже много.

Среди причин – неподготовленность ребенка к усвоению учебного материала. На сегодня очень много детей находится на домашнем обучении. И когда они приходят в 1-й класс, то такой щадящий, понимающий их режим еще не показал достаточно строгую систему обучения, критериев, оценок и так далее. И даже во 2-м и 3-м классе ребенку кажется, что он может как-то эту систему под себя изменить. Он ее пытается подстроить под себя и говорит: «Я не успеваю, я устал, у меня болит голова… Можно, я отдохну, можно, я посижу в стороне?» и так далее. Надо определить: либо ребенок у нас психологически не готов к обучению в школе и такой режим работы для него непривычен, либо ребенок пытается привнести в школу какие-то свои критерии, как ему легче учиться.

Следующим моментом может быть серьезное отставание в развитии памяти, внимания и мышления, и это своего рода педагогическая запущенность: ребенок до школьного обучения не занимался целенаправленно какой-то деятельностью, требующей развития данных процессов.

Следующее – это, наоборот, ребенок очень рано был отдан в школу развития (например, с полутора лет детей сейчас водят на разные развивающие занятия) и от системы школы он порядком устал, и это вызывает определенную заторможенность ребенка, блокировку: он уже насытился режимным процессом с полутора лет, и школа уже у него вызывает ощущение отвержения. То есть родителям важно не переборщить с количеством каких-то развивающих мероприятий, регламентированных, поскольку ребенок, лишенный детства, игры, будет искать возможности для восполнения данного аспекта жизни.

Следующая причина – это отсутствие у ребенка необходимых волевых качеств, которые сейчас развиваются, но при правильном сопровождении взрослого, инструктировании, связанном с тем, как нужно себя вести, как нужно сидеть, ребенок может развиваться, может себя контролировать.

Причиной необучаемости или плохой обучаемости может стать и сам процесс обучения, когда ребенок не попадает в обучающий формат, который дает педагог. И если, например, у данного педагога большинство детей нехорошо учатся или слабо успевают, то вопрос будет не к детям, а к педагогу: насколько стиль преподнесения материала, общения с детьми соответствует тому нормативному уровню восприятия, который способствовал бы усвоению знаний?»


2. Обучение и развитие детей, не проявляющих явных признаков одаренности, имеющих заторможенное усвоение предмета.

Из опыта работы.



Существует ли педагогическая Технология выявления скрытых способностей детей?

Не секрет, что есть дети, которые как дубки сидят и медленно обучаются предмету.

- анализ вопросов, связанных с наблюдением за ребенком в ситуации личностного отношения ребенка к деятельности;

- принятие решения по использования необходимых методов в работе педагога для более быстрого обучения ребенка.

Что делать, если в группе половина или даже более половины детей без проявления способностей к предмету? В такой ситуации анализ деятельности детей на занятии—главное орудие педагога в обучении детей, потому что в таком случае педагог может продумать последовательный план использования различных педагогических технологий, ранее перечисленных, для проведения занятий с большей эффективностью, учитывая возраст, психологию, и др. данные группы или отдельного учащегося. Пример: Курочкина Анастасия, обучается в объединении с 01.11. 2012 г. (8-ой год обучения), является Лауреатом 2-3 степеней Международного конкурса «Роза ветров», международного конкурса «Таланты Урала», регионального конкурса «Северная звезда» и др. конкурсов окружного и городского значения…

Исходные данные: неумение бегать и подниматься на полупальцы (при отсутствии неврологии), не запоминает комбинации движений, не ориентируется в пространстве (обучение поворотов и сторон зала), также не принимала участие вместе в другими детьми в мероприятиях с начала поступления на обучение в течение 3-х лет. На протяжении лет Анастасия занималась стабильно, не пропуская занятий, что дало ей возможность научиться всему и сравняться с ровесниками, и хотя ее стабильность долгое время была не столь результативной, в данный момент Анастасия весьма успешная в хореографической деятельности.

Вывод: педагогическая Технология выявления скрытых способностей детей – это инновационная универсальная технология, являющаяся комплексом всех других известных педагогических технологий, основанная на наблюдении, анализе и индивидуальном подходе к развитию и воспитанию каждого ребенка.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!