Эффективная организация деятельности методической службы как фактор повышения качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
(выступление на семинаре)
Обучать - значит вдвойне учиться.
( Ж. Жубер, французский писатель)
Чтобы идти в ногу со временем, педагог должен постоянно учиться, совершенствуя свое профессиональное мастерство, постигая достижения современной педагогической науки и передовой опыт. Исходя из этого, основная цель методической службы, как мы ее видим, состоит в том, чтобы создать условия совершенствования профессиональной компетентности, творческой адаптации педагогов к новому содержанию профессиональной деятельности, повышения индивидуального потенциала и креативных возможностей педагогов. Анализ работы нашего педагогического коллектива и изучение научных публикаций привели нас к выводу, что решить эту проблему можно путем научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
Основная функция НМС – обучающая.
В отличие от традиционных форм обучения сопровождение персонала организации:
- основано на общей гуманистической концепции образования;
- ориентировано на развитие личности, а значит более индивидуализировано и гибко; с опорой на личностно-ориентированный подход,
- имеет более тонкую инструментовку;
- в большей степени учитывает динамику как самого профессионала, так и того учреждения, в котором он работает;
- более дифференцировано в плане учета специфики внешних и внутренних факторов роста профессионала;
- более многоаспектно;
- имеет постоянный, непрерывный характер, т.е. позволяет осуществлять «внутрифирменное обучение» в течение всей профессиональной карьеры специалиста;
- предметно и содержательно, позволяет превратить методическую работу в учреждении в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров.
- дает возможность видеть конкретный результат обучения, то, как меняется уровень профессиональной образованности педагогов.
Современному педагогу недостаточно тех форм методической поддержки, которые традиционно используются в системе повышения квалификации. Сегодня необходимы такие виды сопровождения, которые учитывали бы динамику его профессионального роста, гибко реагировали на реальные затруднения профессионала, отражали особенности образовательного учреждения, в котором он работает.
Наряду с традиционными методами и технологиями в поцессе сопровождения профессиональной деятельности специалистов используем профессиональный тренинг, модерирование, консультирование, супервизию.
Тренинговые технологии Вам хорошо известны. К ним мы относим также мастер-классы, которые особенно сейчас популярны, семинары с элементами тренинга. Наиболее эффективными и интересными стали такие мастер-классы, как: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях кружка» «Технология проведения воспитательного мероприятия в детском объединении»; «Учимся, творим и создаем вместе с детьми», «Игровые технологии в образовательном процессе»
Одним из центральных видов сопровождения профессиональной
деятельности педагога является консультирование, представляющее собой особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом.
Методисты, зав. отделами выступаем в роли внутренних консультантов. В случае необходимости мы привлекаем и внешних консультантов, например из городского Центра здоровья, городского МЦ. Взаимодополнение внешних и внутренних консультантов позволяет повысить качество консультационных услуг за счет повышения квалификации внутренних консультантов в процессе их взаимодействия с внешними специалистами. Проводим как индивидуальное, так и групповое консультирование по различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. Были проведены:
- индивидуальные консультации: «Технология разработки учебно-тематического плана программы», «Технология разработки дополнительной образовательной программы», «Требование к оформлению образовательных программ», «Структура и содержание образовательной программы».
Модерирование. Методам модерации чуть более 40 лет. В этимологическом смысле термин "модерация" означает смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание. Сегодня в ряде стран модератором называют ведущего радио- и телепередач, редактора отдельных рубрик газет и журналов, организатора дискуссии на публичных мероприятиях – конференциях, мастерских, семинарах. Термин «модерация» обозначает прежде всего технику организации интерактивного общения. Модератор является организатором групповой коммуникации.
Мы используем модерирование при подготовке и проведении педсоветов, методсоветов, худсоветов, конференций и др., тогда когда нужно выработать и принять групповое решение. Например, педсовет «Мои секреты профессионального успеха». Модератором были подготовлены вопросы для обсуждения и рефлексии, выставка методических материалов, презентации, т.е использовала , как мы видим, базовые процессы модерации: визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.
Еще одним видом научно-методического сопровождения профессиональной деятельности, который мы используем, являяется супервизия. В настоящее время еще нет четкого определения понятия «супервизия». Этот метод заимствован из психиатрии. В буквальном переводе это слово означает «надзор», но по содержанию наиболее близким является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы применительно к процессу воспитания. Супервизия в российской и нашей интерпретации - это наставничество. Это особенно ценно для начинающих педагогов, так как супервизорская поддержка позволяет ему разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с детьми.
Успешных, авторитетных, опытных, имеющий высокую квалификацию педагогов после оказания соответствующей поддержки , возводим в ранг супервизоров к молодым начинающим педагогам. Мы делегируем им функции учителя (специфического), фасилитатора (способствует, побуждает, стимулирует), консультанта, эксперта. Супервизия позволяет передавать не только самые тонкие нюансы профессионального мастерства, но и решать сложные задачи индивидуально-психологической адаптации начинающего педагога к требованиям профессиональной среды.
Супервизия позволяет супервизируемому систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение; это сотрудничество двух профессионалов.
Цель супервизии — превратить молодого специалиста в опытного;
супервизия особенно необходима, когда специалист только начинает свою практику или имеет небольшой опыт работы. Ошибки и трудности, возникающие в процессе работы рискуют стать закономерными и системными, если вовремя не обратиться за помощью к профессионалам. В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать, они также становятся для нас значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки.
В «ЦДЮТ №1» супервизоры Матюхина О.Н., Попкова А.А., супервизируемые - Степченко М.В., Похожалова Я.О., Кончаковская Ю.С.
Существуют и другие виды НМС, но я не буду на них останавливаться.
Сопровождение педагогов включает в себя несколько этапов: диагностика и анализ уровня профессиональной компетентности, определение и реализация маршрута сопровождения, обязательная оценка и анализ полученных результатов.
На этапе диагностики мы определяем профессиональные потребности и затруднения педагогов. Для этого изучаем образовательные программы, учебно-методические комплексы, методические пособия, посещаем занятия. Особое внимание уделяем диагностике и самодиагностике профессиональных затруднений. Для комплексного оценивания качества деятельности педагогов разработан «Оценочный лист профессиональной деятельности педагогов», которым могут пользоваться и администрация, и сами педагоги для отслеживания своих результатов.
В комплексном сопровождении для педагогов используем различные формы систематического обучения с учетом стажа профессиональной деятельности, профессиональных интересов. Коллектив разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством. В методической работе используется разноуровневый подход.
В группу «Профессионалы-эксперты» входят педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями (50% педагогов от общего количества работников учреждения). Их мы привлекаем к супервизии, проведению семинаров, руководству М/о, работе в творческих группах.
Для группы «Опытные педагоги» совершенствования педагогического мастерства (33 % педагогов), организуются семинары Школе педмастерства.
Для презентации и распространения, как сейчас говорят диссеминации, опыта работы организуются круглые столы, дискуссии, выставки, творческие отчеты и др.
Группу становления педагогического мастерства составляют молодые специалисты и педагоги без опыта работы в образовательных учреждениях (16 % педагогов). Для них организована Школа молодого педагога, с ними работают супервизоры.
Этот подход к организации методической работы является для нашего учреждения наиболее эффективным, так как в данном случае осуществляется адресная помощь каждому педагогу.
Особое внимание в научно-методическом сопровождении уделяется стимулированию активности педагогов, в первую очередь, через участие в профессиональных конкурсах различного уровня.
Мы ежегодно проводим в учреждении конкурс «Хрустальная гроздь». Мы разработали положение конкурса и проводим его в разных номинациях., например, В прошлом году «Лучший учебный кабинет», в этом году в номинации « Лучшее портфолио»…, на следующий год планируем в номинации «На лучшее методическое пособие». Опыт участия во внутренних конкурсах учреждения придает педагогам уверенность и стимулирует на участие в конкурсах педагогических достижений городского, республиканского уровней. Педагоги принимают участие в городских методических мероприятиях и республиканских конкурсах.
В городском этапе республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Дарю талант» приняли участие 3 человека, 2 стали победителями городского этапа, их работы направлены в Донецк и получили сертификаты участников.
Реализация комплексного научно-методического сопровождения педагогов позволила достичь следующих позитивных изменений:
- наличие позитивной динамики в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;
- стимулирование потребности к развитию личностного и профессионального потенциала в научной и профессиональной сфере;
- рост числа участников конкурсов педагогического мастерства.
рост методической культуры педагогов. Это выражается в использовании на занятиях широкого арсенала приемов, методов, образовательных технологий и в проведении им различных мастер-классов для педагогов своего учреждения, для педагогов района и родителей, в подготовке методических продуктов (часть из них вы видите на выставке);
- развитие готовности педагогов к дальнейшему самообразованию, что является условием успеха в проф.деятельности и профилактикой интеллектуального оскудения личности.
Литература:
1. Буйлова Л.Н. Организация методической службы дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова, С.В. Кончева .- М.: «Владос», 2001.- 160с.
2. Винокурова Т. С. Методическое сопровождение как фактор повышения профессионализма педагога дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95296.htm.
3. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин / Под ред. .Н.Певзнера, О.М.Зайченко. –Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с.