СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность и перспективы междисциплинарного взаимодействия преподавателей общеобразовательных дисциплин при подготовке молодого специалиста

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление подготовлено для участия в региональной научно-практической конференции "Инновации в системе профессионального образования: проблемы, тенденции" в секции: "Внедрение современнных образовательных технологий как основа содержания инновационной деятельности педагогов".

Просмотр содержимого документа
«Эффективность и перспективы междисциплинарного взаимодействия преподавателей общеобразовательных дисциплин при подготовке молодого специалиста»


Региональная научно-практическая конференция по теме:
«Инновации в системе профессионального образования: проблемы, тенденции».


Секция: Внедрение современных образовательных технологий как основа содержания инновационной деятельности педагогов.


Сапожникова М.В., высшая категория,
ГАПОУ МО «КИК»
Клокова Е.Е., высшая категория,
ГАПОУ МО «КИК»


Эффективность и перспективы междисциплинарного взаимодействия преподавателей общеобразовательных дисциплин при подготовке молодого специалиста.


Федеральный Государственный образовательный стандарт СПО установил перечень профессиональных компетенций по конкретной профессии и специальности, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения. [1]

Согласно Концепции модернизации российского образования, целью современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью. [4]

Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность нас, как преподавателей, работать в новых условиях, а для этого нужно самому быть компетентным в своей предметной области и в какой-то степени владеть информацией о профессиях и специальностях, преподаваемых в нашем колледже.

«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор).

Компетентность - это высокая степень профессионализма, совокупность индивидуальных навыков в определенной сфере, приобретенных в результате образования, в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, эффективной коммуникацией, способностью к сотрудничеству и преодолению конфликтов в групповой деятельности. [5]

Использование информационных технологий в деятельности преподавателя открывает новые возможности для совершенствования профессиональной компетентности студентов, основными из которых являются: расширение доступа к учебно-методической информации; формирование у студентов коммуникативных навыков, культуры общения, умение искать информацию; организация оперативной консультационной помощи; организация совместных исследовательских проектов и т.д. Укажем лишь несколько вариантов использования информационной технологий при подготовке специалиста среднего звена:

- использование готовых мультимедийных занятий с использованием информационных технологий, компьютерных программ;

- поиск через Интернет ряд нормативно-правовых документов, учебно-методических материалов;

- создание мультимедийных презентаций;

- разработка студентами собственных видеороликов; буктрейлеров;

- организация самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов сети Интернет: написание реферата, мини исследования по профессии и т.д.

Мы постоянно находимся в процессе самообразования и саморазвития, что является необходимым для качественной и продуктивной деятельности. И в этом нам помогает интеграция общеобразовательных и специальных дисциплин, что способствует развитию общих и профессиональных компетенций молодого специалиста. На интегрированных уроках мы развиваем эти компетенции. Примером может служить урок в группе по специальности «Технолог продукции общественного питания».

В настоящее время активно развивается средний и малый бизнес. В России доля малого бизнеса в ВВП страны не превышает 10-12%, поскольку институт предпринимательства для нашей страны является совсем «молодым» явлением. Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Сфера общественного питания как наиболее динамично развивающаяся составная часть сервисного сектора играет все возрастающую роль в жизни современного общества и каждого человека. К числу востребованных профессий на рынке труда относится специалист в сфере общественного питания: ресторанный и придорожный бизнес, открывается большое количество кафе, мини-рестораны, закусочные, столовые, пельменные, пиццерии, бистро и т.д. И именно он, технолог, имеет право на открытие частного бизнеса в этой сфере.

Анализируя развитие сферы общественного питания, выявлено, что сегодня успех ресторатора зависит от наличия хорошего менеджмента, безукоризненного сервиса, интересного интерьера и разумных цен, повысились требования к производственному и обслуживающему персоналу предприятий общественного питания, среди них усилилась конкуренция, появились новые критерии оценки качества кулинарной продукции.

Обучение имеет  яркую  выраженную  личностную окраску, и каждый  обучающий осуществляет  изучение предмета  по-разному. Один не может  продемонстрировать усвоенные знания, другой  на основе ранее полученного ответа, наоборот, показывает профессиональные способности, а третий, усвоив определенный стиль  отношения к уроку упорно «не хочет» учиться. Личностный характер так же носит  процесс передачи знаний, опыта обучающемуся, так передавая учебную информацию, мастер вносит и свою эмоциональную и ценностную окраску. На этом этапе возникает проблема необходимости развития творческого мышления в процессе приобретения  знаний и опыта  обучающихся [6, 95с.].

Например, за последние 3 года в Кандалакше открылись: 1 ресторан «Причал № 11», 1 блинная «Теремок», 1 чайная «Карамель», 1 суши-бар «Бэнто», 1 кафе фаст-фуда «Бургер-мафия», 2 кафе-бара «Баренц-бир» и «Пингвин», 1 кафе «Милена». Поэтому Кандалакшский индустриальный колледж второй год готовит специалистов в этой области. Возможно, в будущем выпускники этой специальности откроют свое кафе или ресторан.

На интегрированном уроке информатики и литературы мы открывали виртуальное «Литературное кафе». Виртуа́льность (лат. virtualis — возможный) — объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях.[5] Основными целями урока были: создание меню от литературных героев для виртуального литературного кафе; развитие информационно-коммуникационных компетенций студентов во внеурочной деятельности; развитие информационной культуры студентов через проектную деятельность; воспитание духовно-нравственной культуры студентов; привить интерес к выбранной профессии; любовь к чтению художественной литературы.

Студентам группы было дано задание, провести исследовательскую работу и изучить кулинарные пристрастия русских писателей, а затем подготовить презентацию на тему: «Краткая биография классиков и их кулинарные предпочтения». Исследование посвящено двум областям человеческой деятельности: русской литературе и русской кухни.

Студенты на уроке были разбиты на группы: «технологи», «аниматоры», «знатоки». «Технологи», нашли и озвучили рецепты из литературных произведений, а затем приступили к выполнению практической работы, которая заключается в следующем. Используя поисковый сервер нужно было перейти на официальный сайт http://www.tveda.ru/ . Далее через поиск по сайту осуществить поиск блюда по названию. Найти Ингредиенты в граммах и скопировать их в таблицу шаблона программы Excel. Далее необходимо найти в Интернете таблицу калорийности продуктов на сайте и произвести расчет Ккал всего блюда. Далее в программе Word, используя один из предложенных шаблонов нужно было оформить меню от литературного героя.

В нашем кафе люди будут не только вкусно и полезно кушать, но и с пользой проводить досуг. Для этого группа «Аниматоров» подготовила задания на эрудицию и провела игры с гостями нашего кафе.

  1. В интернете надо найти значение фразеологических оборотов.

  2. Продолжить пословицы….

Победителям вручили подарок – Сертификат на бесплатный обед в нашем кафе.

А «Знатоки» принимали участие в интеллектуальной игре «Колесо фортуны».

В заключении хочется сказать, что в наш век информационных технологий любой специалист должен уметь искать профессиональную информацию, уметь её систематизировать, производить нужный расчет и красочно оформлять, используя программы офиса.

Этот урок является примером того, что виртуальность может стать реальностью при определенных условиях.


Анализируя вышесказанное, мы убедились, что работая по новым стандартам, для качественной подготовки выпускников колледжа очень важным являются вопросы междисциплинарного взаимодействия. Именно оно позволит сформировать у обучающихся способность к развитию общих и профессиональных компетенций молодого специалиста.

Список литературы.

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  2. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
  3. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.

  4. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 102-104.

  5. www.wikipedia.org , http://www.tveda.ru/

  6. Новые педагогические информационные технологии в системе образования // Под.ред. Е.С. Полат.- М., 1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!