СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность самостоятельной познавательной деятельности школьников в модульном и традиционном обучении химии в 9 и 10 классах в зависимости от типов мышления

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность самостоятельной познавательной деятельности школьников в модульном и традиционном обучении химии в 9 и 10 классах в зависимости от типов мышления

Просмотр содержимого документа
«Эффективность самостоятельной познавательной деятельности школьников в модульном и традиционном обучении химии в 9 и 10 классах в зависимости от типов мышления»

Лыда Т.А., МОУ СОШ №9, г. Усть-Кут

Эффективность самостоятельной познавательной деятельности школьников в модульном и традиционном обучении химии в 9 и 10 классах в зависимости от типов мышления

Современный этап педагогической практики характеризуется переходом от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств школьника. Cтановится очевидным тот факт, что школа нуждается в такой системе обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Нужна переориентация процесса обучения. Актуальным становится не только содержание образования, но и способы управления деятельностью учащихся. Поэтому идет активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся [10].

Еще в начале 2000-х годов указывалось, что в российском обществе растет потребность в самостоятельно мыслящих образованных выпускниках школ, умеющих самостоятельно учиться на протяжении всей жизни. Как показывали исследования школьной практики, учащиеся затруднялись самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, производить поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, объективно оценивать свои возможности, большинство учащихся не владело навыками сотрудничества в совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе [7]. Все это не менее актуально и в настоящее время: организация познавательной деятельности учащихся по предмету, как через индивидуальную, так и через совместную работу учащихся, привитие школьникам таких качеств как самостоятельность, активность, ответственность.

Для этого в настоящее время в учебном процессе необходима такая организация работы учащихся, при которой они усваивают не только предусмотренную программой систему знаний, навыков и умений, но и основы самостоятельной познавательной деятельности [3].

Любое обучение, которое обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, развивает умения и навыки самостоятельной работы [9].

Это актуально в полной мере и для учебно-воспитательного плана по химии потому, что в настоящее время существует неразрешённое противоречие между фронтальными способами обучения и индивидуальным процессом усвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности учащихся [12]. Особенно важно это для 9 и 10 классов. 9 класс - ключевой класс в химической подготовке, это обусловлено двумя причинами, во-первых, учащиеся второй год изучают химию, поэтому у школьников есть первоначальные химические знания и опыт химической деятельности, первые навыки самостоятельной работы по химии, во-вторых, это класс, в котором завершается предпрофильная подготовка и учащиеся стоят перед выбором профиля, а в профильных классах акцентируется деятельностный подход, в основе которого лежит самостоятельная работа школьников. 10 класс – из-за введения на старшей ступени общего образования двухуровневого государственного образовательного стандарта (базового и профильного уровней) создаются условия для формирования разнообразных моделей организации профильного обучения в этом звене школы [1]. Помимо профильных школ и профильных классов, возможной формой реализации права учащихся на обучение становится организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану. Во многом эффективность обучения, особенно по индивидуальному плану, зависит от функциональной асимметрии головного мозга, которая в значительной степени определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека [8].

Возможностями организации самостоятельной работы школьников обладает любая система обучения, в том числе и традиционная. Однако в последнее время часто указывают на значительный потенциал модульной системы обучения. Способы активизации самостоятельной познавательной деятельности учеников с разными типами мышления в условиях модульного и традиционного обучения послужили основой для определения цели и предмета исследования.

Предмет исследования: самостоятельная познавательная деятельность учащихся 9,10 классов с разными типами мышления в процессе модульного и традиционного обучения химии.

Цель исследования: изучить эффективность самостоятельной познавательной деятельности на уроках химии в традиционном и модульном обучении учащихся 9 и 10 классов с разными типами мышления.

Также было предположено, что в результате работы по модульной программе у учащихся с аналитическим типом мышления и в 9 и в 10 классах особенно должны повыситься такие показатели, как самостоятельность, мотивация, активность, организованность, ответственность, а также качество выполнения заданий, в отличии от учащихся с синтетическим типом мышления, у которых эти показатели будут изменяться незначительно.

Исходя из цели и гипотезы, в работе были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2.Разработать план организации самостоятельной работы учащихся в традиционном и модульном обучении.

3.Провести педагогический эксперимент и анализ его результатов.

В ходе исследовательской работы были использованы такие методы, как обзор литературных источников, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Методологической основой послужили теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), идеи модульного обучения (И.С. Карасева, П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов, П.А.Юцявичене), принципы организации и проведения самостоятельной работы учащихся (В.П. Беспалько, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый), работы о различии в восприятии информации учащимися с аналитическим и синтетическим типом мышления (Б.Г. Ананьев, Е.Д. Хомская, Л.Я. Баллонов, В.Л. Деглин).

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в сравнении эффективности организации самостоятельной работы в традиционном и модульном обучении для основной (9 класс) и старшей (10 класс) школы в зависимости от типов мышления школьников.

В педагогике различают самостоятельную деятельность и самостоятельную работу. Эти понятия не тождественны, но соотносимы: самостоятельная работа вносит свой вклад в развитие творческой самостоятельности учащихся.

Развитие понятия «самостоятельная деятельность» прошло большой путь в истории педагогики и методики обучения. В настоящее время самостоятельная работа рассматривается как одна из форм самостоятельной познавательной деятельности и включается в учебный процесс не только на этапе закрепления знаний, но и на этапе изучения нового материала. Ученик становится субъектом учебного процесса.

Рассмотрим особенности познавательной деятельности учащихся 9 и 10 классов.

Учащихся 9 классов отличают значительные изменения в характере мышления и познавательной деятельности. Особое значение в организации учебной работы имеет внутреннее стимулирование познавательной деятельности, новизна действий, которые должен выполнить школьник. Чтобы самостоятельность ученика в процессе обучения была полной и осознанной целесообразно применять крупноблочный подход к построению содержания, учитывать все компоненты познавательной деятельности.

Для учащихся 10 класса познавательная деятельность является ведущим видом деятельности. Учеников 10 класса привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений. Наряду с познавательными интересами имеет понимание значимости знаний. Учащиеся стремятся выйти за рамки программы, узнать что-то новое.

Известно, что развитие самостоятельной работы учеников на уроках химии - важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить школьника учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать привычки и умения — такая задача стоит перед каждым учителем. Для этого необходимо вооружить ученика приемами выполнения задач, выработать определенные алгоритмы обработки того или другого материала.

Планируя урок, учитель обязательно должен определить задачи для самостоятельной работы учениками, а также выбрать соответствующую форму контроля. Систематические мероприятия, направленные на организацию самостоятельной работы ученика, будут формировать не только познавательную деятельность школьников, но и самостоятельность как черту характера.

Самостоятельная работа учеников на уроках химии проводится часто, поскольку этого требует специфика предмета. Ученики самостоятельно выполняют задачи, связанные как с усвоением знаний, так и с развитием умений. Поэтому следует проводить обучение по таким технологиям, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности.

Модульная технология предусматривает развитие самостоятельной познавательной деятельности, создание положительных мотивов к обучению, благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональности, организации учебного поиска, преодолению познавательных затруднений.

Нужно отметить, что модули помогают также решить проблему дифференциации учебного процесса, так как в модуль можно включить учебные элементы, соответствующие обязательному минимуму знаний (учебной программе) и дополнительные – углубленного и творческого уровня.

В традиционном обучении самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

Эффективность самостоятельной работы в любой образовательной системе связана с рядом особенностей познавательной деятельности, в частности с типами мышления. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Межполушарное взаимодействие и межполушарная асимметрия относятся к важнейшим, фундаментальным закономерностям работы мозга.

Школьники с аналитическим типом мышления легче обучаются в следующем режиме – низкий темп предъявления учебной информации, большое число повторений, малая вариативность заданий, акцент на произвольное запоминание.

Учащиеся с синтетическим типом мышления лучше справляются с заданием на определение последовательности действий, легче вычленяют единый сюжет, быстрее и точнее находят сходство понятий, умеют систематизировать и компоновать имеющиеся данные, сложности вызывает выделение частей [5].

Педагогический эксперимент проводился в 9 классах МОУ СОШ №17 г. Иркутска в 2009-2010 учебном году и в 10 классах МОУ СОШ №18 г. Иркутска в течение 2010-2011 учебного года, так как у учащихся этих классов к моменту начала исследования были сформированы основные навыки учебной работы по химии: проведение химического эксперимента, знание техники безопасности и основных химических понятий.

Обучение в экспериментальных классах проводилось с использованием модульной технологии обучения.

Учебный материал первого полугодия по химии 9 класса был разбит на 5 учебных модулей (темы: «Азот. Соединения азота», «Сера. Соединения серы», «Галогены. Соединения галогенов», «Кислород», «Углерод»), 10 класса на 3 учебных модуля (темы: «Предмет органической химии», «Углеводороды», «Кислородсодержащие органические соединения»). В среднем на изучение одного модуля в 9 классе отводилось 7 часов, в 10 классе – 12 часов.

В качестве критериев оценки результатов эксперимента использовали развитие параметров самостоятельной деятельности (активность, самостоятельность, организованность, ответственность, мотивация) и уровень усвоения знаний.

В ходе педагогического эксперимента проводилось наблюдение за работой учащихся на уроках с целью определения уровня самостоятельности, также были проанализированы школьные журналы, по этим показателям можно определить равнозначность классных коллективов.

Для определения динамики развития самостоятельной познавательной деятельности в условиях модульного обучения предполагалось проведение контрольных срезов после изучения каждого учебного элемента, чтобы изучить, как влияет использование обучающих модулей на уровень знаний учащихся. В конце каждого учебного элемента выполнялись проверочные задания, которые и являлись контрольными срезами. В традиционном обучении также проводились контрольные срезы после изучения той же темы. Коэффициент усвоения знаний (Куз) определяли по методике И.М. Титовой [7].

Значение коэффициента усвоения знаний (Куз) в экспериментальных классах выше, чем в контрольных, что и свидетельствует о том, что усвоение знаний в данных классах находится на более высоком уровне. Учащиеся экспериментальных классов усвоили материал на репродуктивно-продуктивном уровне (Куз 0,63-0,69), а учащиеся обычных классов на репродуктивном уровне.

В модульном обучении большая часть времени отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся поэтому должны быть измерены такие качества как: активность, организованность, ответственность, самостоятельность. Измерения проводились по методике Л.В. Жаровой «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся» [4]. Мотивация определялась по методике определения школьной мотивации А.Г. Лускановой [6].

Модульное обучение оказывает положительное влияние на все параметры как в 10, так и в 9 классе, но наиболее в 10 классе возрастает число учащихся у которых повышается организованность и наименее возрастает число учеников с учебной активностью. В 9 классе также повышается число учащихся с повышенной организованностью, кроме этого значительно возрастает число учащихся с повышенной мотивацией учения.

При обучении по модульной технологии в 9 «Б» (М) 1классе число учащихся с мотивацией возрастает на 83,3%, с повышенной активностью на 45,8%; организованность повышается у 83,3%, ответственность у 66,7%, самостоятельность у 67,1%. Нет таких учащихся, у которых указанные параметры развития убывают, что нельзя сказать о традиционном обучении. В 9 «А» (Т) классе мотивация возрастает лишь у 13% учеников, активность у 34,8%, организованность у 21,7%, ответственность у 30,4%, самостоятельность у 26%, следует также отметить, что в этом классе есть ученики, у которых параметры развития убывают (их 4,5 %).

В 10 «Б» (М) классе число учащихся с мотивацией возрастает на 74,3%, с повышенной активностью на 58,3%, ответственность повышается у 71,7%, самостоятельность у 79,1%, нет таких учащихся у которых параметры развития убывают, что нельзя сказать о традиционном обучении. В 10 «А»(Т) классе мотивация возрастает у 15,1%, активность у 31,7%, организованность у 21,7%, ответственность у 40,0%, самостоятельность у 26,4%, следует также отметить, что в этом классе есть ученики, у которых параметры развития убывают (их 6,2%).

Самыми существенными стали показатели по мотивации, организованности, самостоятельности. Незначительно повысилось качество выполнения заданий. Можно сделать вывод, что модульное обучение оказывает положительное влияние на все параметры самостоятельной познавательной деятельности: мотивацию, активность, организованность, ответственность, самостоятельность.

Сравнивая 9 и 10 класс, можно сказать, что число учащихся с такими параметрами познавательной деятельности как ответственность и самостоятельность значительно различаются. В 10 классе эти показатели выше, что можно связать с взрослением учащихся.

Что касается качества выполнения заданий в 9 классе, то число учеников, которые правильно написали молекулярное уравнение в экспериментальном классе возросло на 3,1%; ионного уравнения на 2,4, в отличии от контрольного класса в котором эти показатели остались неизменными. Самое большое различие в количестве повторения планов, в 9 «Б» (М) классе оно составляет 9, что говорит о том, что учащиеся данного класса стали больше работать самостоятельно.

Число учеников, правильно выполнивших лабораторную работу в 10 «Б» (М) классе повысилось на 7,1%; оформивших работу на 17,4%, в отличие от контрольного класса, в котором эти показатели остались приблизительно на одном уровне (1,9 и 2,4 соответственно).

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что на уроках по модульным программам уровень самостоятельной работы повысился.

Для определения у школьников, с каким типом мышления повысились такие показатели, как самостоятельность, мотивация, активность в экспериментальном классе был проведен поэлементный анализ изменения этих параметров.

Сравнивая учащихся с разными типами мышления экспериментальных 9 «Б» (М) и 10 «Б» (М) классов, можно сделать ввод о том, что такие показатели как активность, организованность, ответственность возрастают и убывают одинаково как у синтетиков, так и у аналитиков. Однако, у учащихся 9 «Б» (М) класса с синтетическим типом мышления, показатели мотивации значительно выше, чем у учащихся синтетиков 10 «Б» (М) класса (83 % и 50% соответственно), также учащихся синтетиков с повышенной самостоятельностью в 9 «Б» (М) классе в 2 раза больше, чем в 10 «Б» (М) (49% и 23%соответственно), что говорит о большей значимости модульного обучения для синтетиков и аналитиков 9 класса. Из полученных в работе данных можно сделать вывод о том, что у учащихся с аналитическим типом мышления все параметры развития возрастают значительно больше, но особенно возрастает число школьников, у которых увеличиваются такие параметры, как самостоятельность (90%- 9«Б»(М), 61%-10«Б»(М) и мотивация (90%- 9«Б»(М), 71%-10«Б»(М). Из полученных данных можно сделать вывод, что у учащихся с аналитическим типом мышления параметры развития возрастают более значительно как в 9, так и в 10 классе.

Для определения необходимости использования модульного обучения, необходимо учитывать мнение учеников о такой работе. Поэтому по завершению изучения материала по модульной технологии, учащимся в экспериментальных классах была предложена анкета, для определения эффективности модульного обучения с точки зрения учеников. Из анкетирования можно сделать выводы, что модульное обучение является более эффективным и имеет большую ценность как образовательный процесс для учащихся как 9, так 10 классов.

Для подтверждения полученных результатов было определено коррелируют ли успехи (указанные различия) с методикой работы (традиционное обучение или модульные программы). Коэффициент корреляции рассчитывался по стандартной методике [2,11]. Коэффициент корреляции в 9 классах равен 0,41 и в 10 классах - 0,44, что говорит о ясно выраженной и одинаковой корреляции успехов учащихся с методикой работы. Коэффициент корреляции успехов школьников от типа их мышления в 9 «Б» (М) равен 0,46 , а в 10 «Б» (М) 0,57, что также говорит о ясно выраженной корреляции, но более значимой для десятиклассников.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • модульное обучение химии, в отличии от традиционной системы обучения, повышает мотивы обучения как в 9, так и в 10 классах;

  • модульное обучение, в отличии от традиционного, имеет большую ценность для учащихся с аналитическим типом мышления как в 9, так и в 10 классах;

  • в модульном обучении, в отличии от традиционного, повышается успеваемость школьников как в 9, так и в 10 классах;

  • показатели самостоятельной познавательной деятельности школьников с разными типами мышления в 9 и 10 классах изменяются одинаково, за исключением самостоятельности и ответственности;

Список литературы

  1. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp/-Загл. с экрана.

  2. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]/ Дж. Гласс, Дж Стэнли. - М.: Прогресс, 1976. - 496 с.

  3. Дикунов, А.М. Перспективы модульной технологии педагогического контроля [Текст]/ А.М. Дикунов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №12. - С. 21-26

  4. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст]/ Л.В. Жарова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982.- 75с.

  5. Какое полушарие у вас преобладает? [Текст]//Наука и жизнь- 2000.- №4.- С. 39-42

  6. Лусканова, А.Г. Методика определения школьной мотивации [Электронный документ].- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/71039/-Загл. с экрана.

  7. Орехов, А.В. Использование модульной программы при изучении школьного курса органической химии [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук/ А.В. Орехов.- М. 2000.-19с.

  8. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ А.В. Петровский.- М.: Просвещение, 1979.- 293с.

  9. Подласый,И.П. Педагогика [Текст]/ И.П Подласый.- М.:Юрайт, 2010.- 574с.

  10. Проблемы модернизации системы образования для экономики России [Текст]/ - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 63 с.

  11. Смирнов, А.В. Применение методов корреляционного анализа в педагогических исследованиях [Текст]/А.В.Смирнов// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1973, с. 96-109

  12. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе [Текст]/ Г.М. Чернобельская. - М.: Владос, 2010.-335с.



1 «М»- класс экспериментальный

«Т»- класс контрольный



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!