ВЫСТУПЛЕНИЕ
на тему «Эффективные способы подготовки к ЕГЭ»
подготовила
преподаватель английского языка
МОУ «СОШ №2 р.п. Сенной
Вольского района
Саратовской области»
2015 г.
Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет. Тем более, что в скором времени экзамен по английскому обещают сделать обязательным.
Современное общество однозначно требует у работников многих сфер знания английского языка. В некоторых школах его изучение начинается уже с первого класса, даже нелингвистические вузы выбирают для поступления на ряд специальностей ЕГЭ по английскому языку.
Больше всего сдающих ЕГЭ по английскому языку в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве его сдают 29,2% всех выпускников, в Петербурге — 21%. Результаты в этих городах также выше: в среднем по России — 57,8%, а в Петербурге — 60,44%, в Москве — 64,55%. А вот старшеклассники из других регионов сдают английский язык значительно неохотнее, желающих в 10 раз меньше! Только 6% во всех регионах.
Опросы показывают, что ученики боятся ЕГЭ по английскому. Они не хотят сдавать его, потому что не уверены в своем результате. Таким образом, они сами ограничивают для себя круг ведущих престижных вузов. И так происходит из года в год.
Но ведь язык нельзя выучить за один день. Подготовку к ЕГЭ по английскому лучше всего начинать за два года, то есть в 10-м классе. Несмотря на многие нелестные отзывы о ЕГЭ, этот экзамен по своему строению очень похож на международные — такие, как TOEFL, что однозначно подтверждает его способность определить реальный уровень владения иностранным языком.
В соответствии с документами Совета Европы, задания ЕГЭ наивысшего уровня сложности соответствуют уровню В2 по международным стандартам. В практической жизни это означает, что только малая часть заданий ЕГЭ по английскому языку требует понимания содержания сложных текстов, в том числе узкоспециальных, и умения о них говорить.
Все тексты, использующиеся на экзамене, являются аутентичными и проходят три этапа содержательной экспертизы, которая всегда проводится носителем языка и выявляет текстологическое соответствие текста. Экзамен проверяет уровень компетенции учеников в трех видах речевой деятельности: аудировании, чтении и письме. Отдельно проверяются лексико-грамматические навыки. В каждом из разделов есть задания разной сложности, что позволяет наиболее точно определить уровень знаний ученика.
Типичные ошибки в ЕГЭ по иностранному языку
Анализ выполнения ЕГЭ, типичные ошибки, мнение родителей и учеников и особенно объемы продаж различных учебно-методических пособий показывают, что подготовка к экзамену часто понимается как бесконечное выполнение заданий — без достаточного этапа обучения, разработки стратегии и алгоритмов действий и последующего анализа. Но столь популярные сборники контрольно-измерительных материалов сами по себе ничему не учат, более того, зачастую они даже не отражают реалий экзамена и уж тем более не позволяют проработать все необходимые навыки. К сожалению, во многих школах подготовка к ЕГЭ сводится к решению "вариантов" — очень часто без последующего анализа ошибок и причин их возникновения. А это значит, что корнем проблемы при сдаче ЕГЭ по английскому языку является не сам экзамен, а способ подготовки к нему.
Как ни банально это звучит, но основой подготовки к ЕГЭ по английскому языку остается изучение языка. Без этого трудно рассчитывать на экзамене на хороший балл. Но есть в ЕГЭ по английскому и типичные ошибки, которые часто допускают выпускники.
Если судить по числу получаемых баллов, самый легкий раздел для школьников — "Аудирование". Его задания направлены на проверку общего понимания прослушанного текста и запрашиваемой из него информации. Типичные ошибки в этом разделе показывают, что ученики стремятся "выловить" из текста отдельные слова и не обращают внимания на его общий смысл.
Раздел "Чтение" по структуре заданий схож с разделом "Аудирование", только здесь вместо устного текста надо работать с письменным. Основную сложность в этих заданиях составляет работа с близкими по значению словами.
Раздел "Грамматика и лексика": типичные ошибки из года в год остаются все теми же: формы неправильных глаголов и пассивный залог. Подобный результат — свидетельство недостаточной или неправильной работы с ошибками, которая должна включать в себя определение причины ошибки, соответствующую работу с теорией для искоренения этой проблемы и закрепляющие упражнения. И надо усвоить: есть строго определенный набор неправильных глаголов, которые необходимо просто выучить!
Особую трудность представляют задания, посвященные лексической сочетаемости. Причина этого, в первую очередь, в недостаточной работе с "настоящим" языком. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик. В этом заключается одна из самых интересных сторон языка, которую зачастую "скрывают" от учеников, чем снижают их увлеченность и заинтересованность в изучении иностранных языков.
"Письмо" — последний раздел, который наиболее ярко отражает уровень знания языка. В него входят задания С1 и С2. Из-за того, что время сдачи экзамена увеличилось на 20 минут, многие стали браться за эти задания, но пока не слишком успешно, о чем свидетельствует снизившийся за них средний балл. Для выполнения задания части С необходимо не только правильно излагать свои мысли на бумаге, но и строго следовать как требованиям самого задания, так и международным стандартам к оформлению письма в разных стилях. Тренировка необходимых для этого навыков должна проводиться постоянно и в разных форматах, что вполне возможно, если общий подход к экзамену будет достаточно продуманным.
Здесь важно упомянуть про раздел "Говорение". Во многих школах попросту "не говорят" на языке. А ведь за счет говорения и только за счет него можно расширять словарный запас, на котором строится весь экзамен, можно учиться формулировать свои мысли, слушать чужую речь и следить за ошибками.
Сейчас правила изменились. Помимо того, что экзаменующийся «общается» с компьютером, он находится под прицелом камер, что не добавляет уверенности в себе.
Также надо учитывать ограничение во времени. Все эти «факторы риска» нужно снижать в процессе подготовки к данной части экзамена.
Итак, когда детям было предоставлено одно из самых простых заданий, а именно - задать вопросы по картинке, умные говорящие дети растерялись и наделали ошибок. В основном, конечно, грамматических. Благодаря опорным словам, приложенным к картинке, ошибок частично можно избежать.
Ещё один момент. Детям обязательно необходимо напоминать, что вопросы должны быть прямыми, не косвенными! То есть. нельзя задавать вопросы типа “I wonder if I can pay by a credit card.” Правильный вариант: “Can I pay by a credit card?”
В любом случае такой тренинг будет полезен как с точки зрения грамматики, так и с точки зрения психологии. Учащиеся будут готовы задавать вопросы к фото, описывающим разные ситуации, и не растеряются в условиях реального экзамена. Особенно учитывая, что вопросы более или менее однотипные в грамматическом плане.
Говоря о первом задании, а именно прочтении отрывка, хочу обратить внимание на типичные ошибки в постановке ударения и неправильном произнесении слов.
Все это является основой не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для реального владения иностранным языком.
Также для себя считаю интересным материал с XIV Весенней конференции издательства «Макмиллан», где Malcolm Mann, специалист в области теории и практики преподавания английского языка сделал обобщение того грамматического и лексического материала, который проверяется тестами экзаменов. Он также рассказал о наиболее, с его точки зрения, эффективных способах подготовки учащихся к части «Use of English» и развития грамматических, лексических, лексико-грамматических навыков детей.
Задания Grammar Transformation тестируют следующее:
изменения местоимений (pronoun change (I to MY/ME/MINE/MYSELF))
изменения временных форм глагола (tense change (THINK to THOUGHT, HAVE to HAD))
изменения лица (person change (HAVE to HAS))
правильные и неправильные формы прилагательных в сравнительной и превосходной формах (regular or irregular comparatives and superlatives (STRANGE to STRANGEST, BAD to WORST))
изменения модальных глаголов (modal changes (CAN to COULD))
количественные и порядковые числительные (cardinal to ordinal numbers (ONE to FIRST, TWO to SECOND))
неправильные формы множественного числа имен существительных (irregular plurals (MOUSE to MICE, TOOTH to TEETH))
Рубрика Word Formation требует знаний:
- исключений множественного числа имен существительных (irregular plurals)
- времен активного и пассивного залога, наличие умения трансформировать времена в зависимости от ситуации (tense changes (e.g. past simple / past participles)
При сдаче ОГЭ дети должны быть знакомы с:
аффиксами глаголов (re-, dis-, mis-, -ize/ise)
аффиксами имен существительных (-er/or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity)
аффиксами имен прилагательных (-y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-, un-, in-/im-)
суффиксом наречий (-ly)
суффиксами числительных (-teen, -ty, -th)
На ЕГЭ же детям придется продемонстрировать свои лексические и лексико-грамматические навыки в применении:
Словосочетания (сollocations)
Устойчивые выражения, идиомы (expressions, idioms)
Фразовые глаголы (Phrasal verbs)
Для успешной сдачи экзамена ученики должны научиться:
- понимать общую суть текста (Understanding gist)
- понимать логику строения текста (Understanding text logic)
- правильно заполнять пропуски (Gap analysis)
- анализировать подсказки, заложенные в самом тексте (Analysing textual clues)
- предлагать возможные верные/неверные ответы для заполнения пропусков (Suggesting possible correct/incorrect answers for gaps)
Дети должны владеть техникой просмотрового чтения для быстрого понимания общего смысла.
Для подготовки учеников к успешному выполнению заданий на заполнение пропусков, Малколм Манн предлагает несколько способов:
- анаграмма
( “No, I will not tell you the answer,” she said _____. POINT
POEYDINTL
- указание количества букв в ответе
(“No, I will not tell you the answer,” she said_____. POINT - (9 letters)
- указание только гласных / согласных букв верного ответа
(“No, I will not tell you the answer,” she said _____. POINT
Easier: PNTDLY
More difficult: OIE
Малколм Манн в своем выступлении выделил наиболее значимые навыки, необходимые для выполнения заданий группы Use of English.
Быстро прочитать текст для понимания общего смысла перед тем, как приступить к заполнению пропусков.
Сначала сделать самые простые задания, в которых ученик уверен полностью, затем перейти к более сложным упражнениям.
Не оставлять ответ пустым, даже если сомневаешься.
Уметь обосновывать свое предположение (make an educated guess), искать подсказки, задавая самому себе наводящие вопросы о:
*логике текста (are we talking about something positive or negative?)
*окружающем тексте (if I need a comparative, where's than?).
5. В заданиях ЕГЭ на множественный выбор, сначала нужно исключить абсолютно неверные варианты, а оставшиеся пытаться обосновать.
6. После заполнения всех пропусков, необходимо перечитать текст, понять, все ли логично и обоснованно.
7. Быть предельно внимательным при переносе ответов в бланк
Однако, перечисленные спикером стратегии не новы, все мы со студенческой скамьи знакомы с ними, активно применяем в практике. Важно сделать так, чтобы ученики научились всегда и во всем следовать этим простым, но чрезвычайно важным правилам.
Основная сложность данного экзамена заключается в большом количестве заданий - всего 46, на выполнение которых отводится очень мало времени - 180 минут (3 часа). В среднем на выполнение одного задания приходится чуть менее четырех минут.
В связи с этим, весьма важна предварительная подготовка к ЕГЭ по английскому, в ходе которой обязательно необходимо:
изучить формат экзамена,
научиться владеть английским языком,
научиться владеть навыками чтения и аудирования,
приобрести достаточно большой словарный запас,
научиться использовать знания на практике.
В целом, чтобы успешно сдать ЕГЭ по английскому, стоит учесть следующие рекомендации:
нужно внимательно слушать и внимательно читать задания;
просматривать написанное и пробовать найти возможные мелкие ошибки;
не следует паниковать, если тема в тексте окажется не знакомой, ведь, для того, чтобы правильно ответить, не нужны специальные знания;
не стоит зацикливаться на одном вопросе, лучше позже вернуться к нему;
чтобы понять смысл текста его всегда нужно читать целиком;
нужно уметь игнорировать ненужную информацию;
важно не превышать и не преуменьшать требуемый объем, согласно тестовому заданию, так как это приводит к снижению баллов;
требуется придерживаться одного стиля (официального или неофициального) на протяжении всего задания;
важно следить за временем;
не зная правильного ответа, нужно искать его методом от противного;
важно проверять орфографию.
Алгоритм подготовки к ЕГЭ по английскому
Начинать готовиться в ЕГЭ необходимо не позже, чем за два года до экзамена.
Знания языка нельзя раздробить на конкретные задания и готовиться только к ним: все навыки связаны между собой, и только комплексная работа позволяет охватить и отработать максимум необходимых умений.
В разделе "Аудирование" необходимо воспринимать смысл высказывания целиком, а не "вылавливать" отдельные слова из текста.
В разделе "Чтение" надо уделить особое внимание работе со словами, близкими по смыслу.
В разделе "Грамматика и лексика" обязательно учить теорию: формы неправильных глаголов и пассивный залог.
В разделе "Письмо" нужно тренировать навыки письменной речи, изучать международные стандарты оформления письма в разных форматах.
Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.
Развивать навык говорения на английском языке.