СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные стратегии подготовки к аттестации и типичные ошибки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные стратегии при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Описание типичных ошибок и способы их устранения.

При подготовке и проведении аттестации по иностранным зыкам не следует забывать о специфике содержания обучения ИЯ в школе, которя обусловлена способами и формами итоговой проверки.

Знакомство с форматом ЕГЭ и ГИА- это ещё одно условие успешной сдачи экзамена.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные стратегии подготовки к аттестации и типичные ошибки»













ВЫСТУПЛЕНИЕ

на тему «Эффективные способы подготовки к ЕГЭ»




подготовила

преподаватель английского языка

МОУ «СОШ №2 р.п. Сенной

Вольского района

Саратовской области»










2015 г.


Английский язык — не самый популярный предмет, по которому сдают ЕГЭ, но интерес к нему среди выпускников растет. Тем более, что в скором времени экзамен по английскому обещают сделать обязательным.

Современное общество однозначно требует у работников многих сфер знания английского языка. В некоторых школах его изучение начинается уже с первого класса, даже нелингвистические вузы выбирают для поступления на ряд специальностей ЕГЭ по английскому языку.

Больше всего сдающих ЕГЭ по английскому языку в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве его сдают 29,2% всех выпускников, в Петербурге — 21%. Результаты в этих городах также выше: в среднем по России — 57,8%, а в Петербурге — 60,44%, в Москве — 64,55%. А вот старшеклассники из других регионов сдают английский язык значительно неохотнее, желающих в 10 раз меньше! Только 6% во всех регионах.

Опросы показывают, что ученики боятся ЕГЭ по английскому. Они не хотят сдавать его, потому что не уверены в своем результате. Таким образом, они сами ограничивают для себя круг ведущих престижных вузов. И так происходит из года в год.

Но ведь язык нельзя выучить за один день. Подготовку к ЕГЭ по английскому лучше всего начинать за два года, то есть в 10-м классе. Несмотря на многие нелестные отзывы о ЕГЭ, этот экзамен по своему строению очень похож на международные — такие, как TOEFL, что однозначно подтверждает его способность определить реальный уровень владения иностранным языком.

В соответствии с документами Совета Европы, задания ЕГЭ наивысшего уровня сложности соответствуют уровню В2 по международным стандартам. В практической жизни это означает, что только малая часть заданий ЕГЭ по английскому языку требует понимания содержания сложных текстов, в том числе узкоспециальных, и умения о них говорить.

Все тексты, использующиеся на экзамене, являются аутентичными и проходят три этапа содержательной экспертизы, которая всегда проводится носителем языка и выявляет текстологическое соответствие текста. Экзамен проверяет уровень компетенции учеников в трех видах речевой деятельности: аудировании, чтении и письме. Отдельно проверяются лексико-грамматические навыки. В каждом из разделов есть задания разной сложности, что позволяет наиболее точно определить уровень знаний ученика.

Типичные ошибки в ЕГЭ по иностранному языку

Анализ выполнения ЕГЭ, типичные ошибки, мнение родителей и учеников и особенно объемы продаж различных учебно-методических пособий показывают, что подготовка к экзамену часто понимается как бесконечное выполнение заданий — без достаточного этапа обучения, разработки стратегии и алгоритмов действий и последующего анализа. Но столь популярные сборники контрольно-измерительных материалов сами по себе ничему не учат, более того, зачастую они даже не отражают реалий экзамена и уж тем более не позволяют проработать все необходимые навыки. К сожалению, во многих школах подготовка к ЕГЭ сводится к решению "вариантов" — очень часто без последующего анализа ошибок и причин их возникновения. А это значит, что корнем проблемы при сдаче ЕГЭ по английскому языку является не сам экзамен, а способ подготовки к нему.

Как ни банально это звучит, но основой подготовки к ЕГЭ по английскому языку остается изучение языка. Без этого трудно рассчитывать на экзамене на хороший балл. Но есть в ЕГЭ по английскому и типичные ошибки, которые часто допускают выпускники.

Если судить по числу получаемых баллов, самый легкий раздел для школьников — "Аудирование". Его задания направлены на проверку общего понимания прослушанного текста и запрашиваемой из него информации. Типичные ошибки в этом разделе показывают, что ученики стремятся "выловить" из текста отдельные слова и не обращают внимания на его общий смысл.

Раздел "Чтение" по структуре заданий схож с разделом "Аудирование", только здесь вместо устного текста надо работать с письменным. Основную сложность в этих заданиях составляет работа с близкими по значению словами.

Раздел "Грамматика и лексика": типичные ошибки из года в год остаются все теми же: формы неправильных глаголов и пассивный залог. Подобный результат — свидетельство недостаточной или неправильной работы с ошибками, которая должна включать в себя определение причины ошибки, соответствующую работу с теорией для искоренения этой проблемы и закрепляющие упражнения. И надо усвоить: есть строго определенный набор неправильных глаголов, которые необходимо просто выучить!

Особую трудность представляют задания, посвященные лексической сочетаемости. Причина этого, в первую очередь, в недостаточной работе с "настоящим" языком. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик. В этом заключается одна из самых интересных сторон языка, которую зачастую "скрывают" от учеников, чем снижают их увлеченность и заинтересованность в изучении иностранных языков.

"Письмо" — последний раздел, который наиболее ярко отражает уровень знания языка. В него входят задания С1 и С2. Из-за того, что время сдачи экзамена увеличилось на 20 минут, многие стали браться за эти задания, но пока не слишком успешно, о чем свидетельствует снизившийся за них средний балл. Для выполнения задания части С необходимо не только правильно излагать свои мысли на бумаге, но и строго следовать как требованиям самого задания, так и международным стандартам к оформлению письма в разных стилях. Тренировка необходимых для этого навыков должна проводиться постоянно и в разных форматах, что вполне возможно, если общий подход к экзамену будет достаточно продуманным.

Здесь важно упомянуть про раздел "Говорение". Во многих школах попросту "не говорят" на языке. А ведь за счет говорения и только за счет него можно расширять словарный запас, на котором строится весь экзамен, можно учиться формулировать свои мысли, слушать чужую речь и следить за ошибками.

Сейчас правила изменились. Помимо того, что экзаменующийся «общается» с компьютером, он находится под прицелом камер, что не добавляет уверенности в себе.
Также надо учитывать ограничение во времени. Все эти «факторы риска» нужно снижать в процессе подготовки к данной части экзамена.


Итак, когда детям было предоставлено одно из самых простых заданий, а именно - задать вопросы по картинке, умные говорящие дети растерялись и наделали ошибок. В основном, конечно, грамматических. Благодаря опорным словам, приложенным к картинке, ошибок частично можно избежать.

Ещё один момент. Детям обязательно необходимо напоминать, что вопросы должны быть прямыми, не косвенными! То есть. нельзя задавать вопросы типа “I wonder if I can pay by a credit card.”  Правильный вариант: “Can I pay by a credit card?”

В любом случае такой тренинг будет полезен как с точки зрения грамматики, так и с точки зрения психологии. Учащиеся будут готовы задавать вопросы к фото, описывающим разные ситуации, и не растеряются в условиях реального экзамена. Особенно учитывая, что вопросы более или менее однотипные в грамматическом плане. 

Говоря о первом задании, а именно прочтении отрывка, хочу обратить внимание на типичные ошибки в постановке ударения и неправильном произнесении слов.

Все это является основой не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для реального владения иностранным языком.

Также для себя считаю интересным материал с XIV Весенней конференции издательства «Макмиллан», где Malcolm Mann, специалист в области теории и практики преподавания английского языка сделал обобщение того грамматического и лексического материала, который проверяется тестами экзаменов. Он  также рассказал о наиболее, с его точки зрения, эффективных способах подготовки учащихся к части «Use of English» и развития грамматических, лексических, лексико-грамматических навыков детей.

Задания  Grammar Transformation тестируют следующее:

  • изменения местоимений (pronoun change (I to MY/ME/MINE/MYSELF))

  • изменения  временных форм глагола (tense change (THINK to THOUGHT, HAVE to HAD))

  • изменения лица (person change (HAVE to HAS))

  • правильные и неправильные формы прилагательных в сравнительной и превосходной формах (regular or irregular comparatives and superlatives (STRANGE to STRANGEST, BAD to WORST))

  • изменения модальных глаголов (modal changes (CAN to COULD))

  • количественные и порядковые числительные (cardinal to ordinal numbers (ONE to FIRST, TWO to SECOND))

  • неправильные формы множественного числа имен существительных (irregular plurals (MOUSE to MICE, TOOTH to TEETH))

Рубрика Word Formation требует знаний:

- исключений множественного числа имен существительных (irregular plurals)

- времен активного и пассивного залога, наличие умения трансформировать времена в зависимости от ситуации (tense changes (e.g. past simple  / past participles)

При сдаче ОГЭ дети должны быть знакомы с:

  • аффиксами глаголов (re-, dis-, mis-, -ize/ise)

  • аффиксами имен существительных (-er/or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/tion, -ance/ence, -ment, -ity)

  • аффиксами имен прилагательных (-y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/an, -ing, -ous, -ible/able, -less, -ive, inter-, un-, in-/im-)

  • суффиксом наречий (-ly)

  • суффиксами числительных (-teen, -ty, -th)


На ЕГЭ же детям придется продемонстрировать свои лексические и лексико-грамматические навыки в применении:

  • Словосочетания (сollocations)

  • Устойчивые выражения, идиомы (expressions, idioms)

  • Фразовые глаголы (Phrasal verbs)

Для успешной сдачи экзамена ученики должны научиться:

- понимать общую суть текста (Understanding gist)

- понимать логику строения текста (Understanding text logic)

- правильно заполнять пропуски (Gap analysis)

- анализировать подсказки, заложенные в самом тексте (Analysing textual clues)

- предлагать возможные верные/неверные ответы для заполнения пропусков (Suggesting possible correct/incorrect answers for gaps)


Дети должны владеть техникой просмотрового чтения для быстрого понимания общего смысла.


Для подготовки учеников к успешному выполнению заданий на заполнение пропусков,  Малколм Манн предлагает несколько способов:

- анаграмма

( “No, I will not tell you the answer,” she said _____.                          POINT

                              POEYDINTL

 - указание количества букв в ответе

(“No, I will not tell you the answer,” she said_____.         POINT - (9 letters)

- указание только гласных / согласных букв верного ответа

 (“No, I will not tell you the answer,” she said    _____.                       POINT

Easier: PNTDLY

More difficult: OIE


Малколм Манн в своем выступлении выделил наиболее значимые навыки, необходимые для выполнения заданий группы Use of English.

  1. Быстро прочитать текст для понимания общего смысла перед тем, как приступить к заполнению пропусков.

  2. Сначала сделать самые простые задания, в которых ученик уверен полностью, затем перейти к более сложным упражнениям.

  3. Не оставлять ответ пустым, даже если сомневаешься.

  4. Уметь обосновывать свое предположение (make an educated guess), искать подсказки, задавая самому себе наводящие вопросы о:

*логике текста (are we talking about something positive or negative?)

*окружающем тексте (if I need a comparative, where's than?).

5. В заданиях ЕГЭ на множественный выбор, сначала нужно исключить абсолютно неверные варианты, а оставшиеся пытаться обосновать.

6. После заполнения всех пропусков, необходимо перечитать текст, понять, все ли логично и обоснованно.

7. Быть предельно внимательным при переносе ответов в бланк

Однако, перечисленные спикером стратегии не новы, все мы со студенческой скамьи знакомы с ними, активно применяем в практике. Важно сделать так, чтобы ученики научились всегда и во всем следовать этим простым, но чрезвычайно важным правилам. 


Основная сложность данного экзамена заключается в большом количестве заданий - всего 46, на выполнение которых отводится очень мало времени - 180 минут (3 часа). В среднем на выполнение одного задания приходится чуть менее четырех минут.

В связи с этим, весьма важна предварительная подготовка к ЕГЭ по английскому, в ходе которой обязательно необходимо:

  • изучить формат экзамена,

  • научиться владеть английским языком,

  • научиться владеть навыками чтения и аудирования,

  • приобрести достаточно большой словарный запас,

  • научиться использовать знания на практике.


В целом, чтобы успешно сдать ЕГЭ по английскому, стоит учесть следующие рекомендации:

  • нужно внимательно слушать и внимательно читать задания;

  • просматривать написанное и пробовать найти возможные мелкие ошибки;

  • не следует паниковать, если тема в тексте окажется не знакомой, ведь, для того, чтобы правильно ответить, не нужны специальные знания;

  • не стоит зацикливаться на одном вопросе, лучше позже вернуться к нему;

  • чтобы понять смысл текста его всегда нужно читать целиком;

  • нужно уметь игнорировать ненужную информацию;

  • важно не превышать и не преуменьшать требуемый объем, согласно тестовому заданию, так как это приводит к снижению баллов;

  • требуется придерживаться одного стиля (официального или неофициального) на протяжении всего задания;

  • важно следить за временем;

  • не зная правильного ответа, нужно искать его методом от противного;

  • важно проверять орфографию.


Алгоритм подготовки к  ЕГЭ по английскому

  1. Начинать готовиться в ЕГЭ необходимо не позже, чем за два года до экзамена.

  2. Знания языка нельзя раздробить на конкретные задания и готовиться только к ним: все навыки связаны между собой, и только комплексная работа позволяет охватить и отработать максимум необходимых умений.

  3. В разделе "Аудирование" необходимо воспринимать смысл высказывания целиком, а не "вылавливать" отдельные слова из текста.

  4. В разделе "Чтение" надо уделить особое внимание работе со словами, близкими по смыслу.

  5. В разделе "Грамматика и лексика" обязательно учить теорию: формы неправильных глаголов и пассивный залог.

  6. В разделе "Письмо" нужно тренировать навыки письменной речи, изучать международные стандарты оформления письма в разных форматах.

  7. Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.

  8. Развивать навык говорения на английском языке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!