СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2021. Русский язык. Сочинение. Работаем над комментарием к сформулированной проблеме (текст по С. Мизерову)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение. Работаем над комментарием к сформулированной проблеме (текст по С. Мизерову).

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2021. Русский язык. Сочинение. Работаем над комментарием к сформулированной проблеме (текст по С. Мизерову)»

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...

(5)Всё переменилось в один день. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

(По С. Мизерову*)

*Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.

«Сильные позиции» текста


Роль начала художественного текста


Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героя рассказа и увидеть авторское отношение к нему.


(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить… (5)Всё переменилось в один день. (6)Он вдруг решил, что станет летчиком.

Что отмечаем:


  • Парадоксальность ситуации («мечта находит человека»).

  • Роль сравнения («как болезнь, как вирус гриппа»). Случайно ли выбрано автором такое сравнение?

  • Какова роль характеристики героя в раскрытии идейного замысла автора?


Финал текста в отличие от фоновых описаний, предлагаемых началом текста, описания, предлагаемые его концом, как правило, лаконичны и прежде всего передают

  • эмоциональное состояние,

  • чувства персонажей.


Финал, как правило, помогает понять авторскую позицию.


Задание.

  • Докажите справедливость данного тезиса, проанализировав финал рассказа.


(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждет, когда начнет клевать. 


Задача ученика – проследить от начала текста до финала, КАК автор объясняет причины, по которым не сбылась мечта Кольки Велина.


Что стало предметом изображения в данном тексте?

Выбор человеком жизненного пути (попытка человека осуществить свою мечту)

Кто является героем событий?

Колька Велин, деревенский юноша

В какой ситуации показан герой?

В ситуации выбора: осуществить свою дерзкую мечту или жить привычной жизнью

Как показан герой?

Через попытку осуществить свою мечту


Осмыслениечто, кто, где, когда, почему, каким образом и др.


Зачем автор избирает такой способ изображения?

Показать причины, по которым мечта может остаться неосуществлённой


Формулируем проблему


Почему разрушается мечта?

В чём причины конфликта между мечтой и действительностью?

Что может стать препятствием к осуществлению мечты?

Что может повлиять на реализацию мечты?

Что может разрушить мечту?

Что заставляет человека изменять своей мечте?

Что не позволяет мечте воплотиться в жизнь?

причинная связь причинно-следственная связь

Попытка осуществить свою мечту - отправная точка повествования.


Проблемы, поставленные автором:


  • проблема столкновения мечты и реальной жизни;

  • проблема влияния окружающих на выбор человеком жизненного пути (осуществления мечты);

  • проблема верности человека своей мечте;

  • проблема ответственности человека перед своим выбором;

  • проблема предательства человеком своей мечты и т. д.



Анализ причин, мешающих осуществлению мечты

Проблема столкновения мечты и реальной жизни


Колька Велин

Традиции и уклад жизни

Отношение окружающих

«вдруг решил, что станет летчиком»

«Глухая, далекая деревня», «любая поездка - целое путешествие»; «жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: мальчики… становились механизаторами, а самые смелые …работали в селе шоферами.

«Эта мысль казалась безумием». «Ездить по земле — вот удел человека». «На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. Мало ли чего мы хотим в молодости!

Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

«Колька не сдавался… Он купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в летное училище».

Проснулся Колька рано утром от ужаса. Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело…и впился своей зубастой пастью в самую грудь. Колька… посмотрел в окно, и ему стало еще страшнее. (20)Деревья… тянули… кривые руки, узкие проселки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам…



«Куда я еду? Что я там буду делать один?»



«В тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой»


К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. …Съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. Камень, птица, мечта - все возвращается назад…

Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждет, когда начнет клевать.


От внутренних противоречий – к причинам несбывшейся мечты


Противопоставлены

Форма и содержание, внешнее и внутреннее

никогда Колька Велин не смотрел на небо;

вдруг решил, что станет летчиком;

События, явления

Отношение односельчан и отца к мечте Кольки

(9)Ездить по земле — вот удел человека.

упорство Кольки

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков

Мнимое, ожидаемое - действительному

Высокая мечта - стремление летать:

(16) Он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в летное училище.

страх оторваться от земного, привычного:

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой.

Символы

Небо - голубая вышина

мутная речушка

Желания и чувства

ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц

он пугливо прячет свой взволнованный взгляд



Причины, не позволившие осуществиться мечтам Кольки


Причины

Примеры-иллюстрации

Традиции, деревенский уклад жизни

. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые…работали в селе шоферами.

(9)Ездить по земле — вот удел человека.

Отношение окружающих к Колькиной мечте

(11)На Кольку смотрели как на чудака… 7) …Эта мысль казалась безумием.

(26) …Теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком.

(27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю.

Отношение отца к мечте сына

(11) Отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости!

Собственный страх, нежелание преодолевать трудности на пути к осуществлению цели, отсутствие силы воли, неверие в себя

(17)Проснулся Колька рано утром от ужаса…(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой.



Комментарий к сформулированной проблеме текста

Сформулированная проблема

Что делает автор исходного текста, раскрывая поставленную проблему ...?


Необходимо отразить проблемную ситуацию в целом (1-2 предл.), а затем остановиться на отдельных аспектах проблемыдать оценку ситуации, изложенной автором, описать его отношение к действиям, поступкам, поведению героя.



Ключевые фразы:

  • Автор раскрывает проблему на примере

  • В центре внимания автора

  • Изображая (кого? в какой ситуации?), автор обращает внимание на

  • Автор (писатель, С.Мизеров ) называет причины, по которым…;

  • Писатель приводит примеры, подтверждающие мысль о том, что...

  • Автор наглядно доказывает, что …

  • Авторское отношение к герою отражается в противопоставлении желаний и действий героя:… и


Комментарий к сформулированной проблеме текста

Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. 


Чтобы ответить на данный вопрос, автор обращается к судьбе Кольки Велина, мечтавшего стать лётчиком, но так и не воплотившего свою мечту в жизнь. Пытаясь понять, почему это произошло, писатель неспроста упоминает мнение односельчан Кольки («эта мысль казалась безумием», «смотрели как на чудака») и описывает поведение самого героя (предложения 17-24).


1 пример – иллюстрация

Так, односельчане Велина, привыкшие к размеренному укладу жизни, к существованию, свободному от преодоления каких-либо жизненных препятствий, осуждали «чудака», мечту стать лётчиком считали «вздорной идеей», и никто, даже отец, не поддержал подростка.


2 пример - иллюстрация

Но и собственный страх, нежелание Кольки бороться с трудностями на пути к осуществлению мечты, отсутствие силы воли помешали ему достичь желанной цели.

(причинная связь)

Именно эти причины - влияние общественного мнения, житейские традиции и привычки, неверие в себя - часто заставляют человека изменять своей мечте, не позволяют ей воплотиться в жизнь.

(137 слов без 3 и 4 критериев)


Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. 


Чтобы ответить на данный вопрос, автор обращается к судьбе Кольки Велина, мечтавшего стать лётчиком, но так и не воплотившего свою мечту в жизнь. Пытаясь понять, почему это произошло, писатель неспроста упоминает мнение односельчан Кольки («эта мысль казалась безумием», «смотрели как на чудака») и описывает поведение самого героя (предложения 17-24).


1 пример – иллюстрация

Так, односельчане Велина, привыкшие к размеренному укладу жизни, к существованию, свободному от преодоления каких-либо жизненных препятствий, осуждали «чудака», мечту стать лётчиком считали «вздорной идеей», и никто, даже отец, не поддержал подростка.


2 пример - иллюстрация

Но и собственный страх, нежелание Кольки бороться с трудностями на пути к осуществлению мечты, отсутствие силы воли помешали ему достичь желанной цели.

(причинно-следственная связь)

Следствием этих причин стала душевная неустроенность Велина, разлад с самим собой и «щемящая боль». Герой как был он Колькой, так им и остался, не сумев вырваться из круга внутренних и внешних противоречий.



Проблема - аспекты – авторская позиция



Проблема столкновения мечты и реальной жизни

(Что мешает человеку осуществить свою мечту?)



Традиции, уклад жизни

Отношение окружающих

Сам человек



Человек должен верить в себя, противостоять мнению окружающих, преодолевать любые препятствия, которые возникают на его пути к цели.



Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису.


 Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются.  А. Дюма 


1) Сомнения могут заставить человека отказаться от них.

2) Вера в то, что задуманное сбудется, – лучшее вдохновение для любых свершений.

3) Тот, кто не сомневается, ясно видит свои цели и стремится осуществить их. 

4) Нужно свою мечту защищать, отстаивать, бороться за нее. 

5) Избегайте людей, которые могут убить вашу мечту. 


Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. 


Сами собой мечты явью не станут. П. Коэльо

1.Препятствия возникают тогда, когда человек пытается превратить мечты в реальность.

2. Мечта должна быть тем далеким горизонтом, к которому стремится человек. 

3. Только упорство и неустанный труд помогут человеку достичь желаемого. 

4. Необходимо твердо верить, что мечта осуществится. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!