СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 9

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 23216 

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Раздел биологии Пример
Экология Пищевые цепи
  Проведение нервного импульса

2. Тип 2 № 49744 

Экспериментатор исследовал некоторые характеристики среды во время приготовления кефира. В ходе эксперимента он в молоко добавил закваску и оставил смесь при температуре 20 °C. Как в напитке при этом изменятся концентрация молочной кислоты и количество Lactobacillus?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Концентрация молочной кислоты Количество Lactobacillus

 

3. Тип 3 № 6711 

Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

4. Тип 4 № 22750 

Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

5. Тип 5 № 50823 

Каким номером на рисунке обозначен продукт транскрипции?

 

 

Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.

 

6. Тип 6 № 50824 

Установите соответствие между характеристиками и участвующими в синтезе белка молекулами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  матрица для синтеза белка

Б)  субклеточная структура,

участвующая в синтезе полипептида

В)  транспортная молекула

Г)  комплекс белка и РНК

Д)  матрица для синтеза РНК

Е)  синтезируется в ядрышке

 

 

 

ФАЗЫ УЧАСТВУЮЩИЕ

В СИНТЕЗЕБЕЛКА МОЛЕКУЛЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

7. Тип 7 № 50470 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания темновой фазы фотосинтеза?

 

1)  протекает на свету и в темноте

2)  протекает только в темноте

3)  образуется глюкоза

4)  образуется АТФ

5)  образуется НАДФН

6)  молекулы углекислого газа связываются с органическими молекулами

8. Тип 8 № 46277 

Установите последовательность этапов клонирования овцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление ядра из яйцеклетки

2)  формирование зародыша

3)  выделение яйцеклетки из овцы

4)  получение генетически идентичных особей

5)  пересадка соматического ядра в яйцеклетку

9. Тип 9 № 52100 

Каким номером на рисунке обозначен процесс, требующий наличие воды?

 

 

Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.

 

10. Тип 10 № 52099 

Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Формируется в спорангиях

Б)  Преобладающее поколение

В)  Может формировать клубни

Г)  Осуществляет процесс оплодотворения

Д)  Образуется в результате мейоза

Е)  После оплодотворения развивается спорофит

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

11. Тип 11 № 52131 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  сложный околоцветник

2)  дуговое жилкование листьев

3)  пыльца с воздушными мешками

4)  отсутствие вторичного утолщения

5)  одна семядоля в семени

6)  развитие главного корня

12. Тип 12 № 24216 

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Растения

2)  Цветковые

3)  Костёр

4)  Однодольные

5)  Костёр безостый

6)  Злаки

13. Тип 13 № 52224 

Какой цифрой на рисунке обозначен клапан легочной артерии?

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.

 

14. Тип 14 № 52229 

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Собирается кровь из полых вен

Б)  При сокращении кровь попадает в аорту

В)  Поступает кровь из правого предсердия

Г)  При сокращении кровь попадает в лёгочные артерии

Д)  При сокращении кровь попадает в правый желудочек

Е)  Находится артериальная кровь

 

 

 

СТРУКТУРЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

15. Тип 15 № 21074 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 

1)  защитную

2)  механической обработки пищи

3)  удаления жидких продуктов обмена

4)  транспорта питательных веществ к клеткам тела

5)  всасывания питательных веществ в кровь и лимфу

6)  химического расщепления органических веществ пищи

16. Тип 16 № 23828 

Установите последовательность процессов, предшествующих поступлению пищи в пищевод во время акта глотания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  формирование пищевого комка под действием муцина

2)  передача сигнала к центру глотания

3)  попадание пищи в рот и её пережёвывание

4)  сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка

5)  раздражение рецепторов корня языка

6)  передача сигнала от центра глотания к мышцам глотки

17. Тип 17 № 22298 

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.

18. Тип 18 № 41050 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения?

 

1)  божья коровка и жужелица

2)  пшеница и сорное растение пырей ползучий

3)  пеницилл и молочнокислые бактерии

4)  маслёнок и сосна

5)  рябина и дрозд-рябинник

6)  муравей и тля

19. Тип 19 № 42002 

Установите соответствие между примерами и функциями живого вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ПРИМЕРЫ

 

А)  возвращение в круговорот минеральных соединений

Б)  образование мела

В)  формирование экосистемы коралловых рифов

Г)  фильтрация воды двустворчатыми моллюсками

Д)  накопление йода морской капустой

Е)  разложение органических остатков

 

 

 

ФУНКЦИИ

 

1)  деструктивная

2)  концентрационная

3)  средообразующая

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

 

20. Тип 20 № 21812 

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удвоение ДНК

2)  начало профазы первого деления мейоза

3)  кроссинговер

4)  отделение первого полярного тельца

5)  формирование двух гаплоидных ядер

6)  образование одной гаметы

21. Тип 21 № 50483 

Проанализируйте таблицу «Гормоны человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

 

Железа Гормон Заболевание,

возникающее при

недостатке гормона

щитовидная железа тироксин (В)_________
(А)_________ инсулин сахарный диабет
гипофиз (Б)_________ карликовость

 

Список элементов

1)  печень

2)  поджелудочная железа

3)  надпочечники

4)  эпифиз

5)  соматотропин

6)  тиреотропин

7)  микседема

8)  базедова болезнь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В

22. Тип 22 № 20943 

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси x отложена длина дистанции, а по оси y  — интенсивность обмена веществ). Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?

1)  Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт.

2)  Интенсивность обмена резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.

3)  Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.

4)  Интенсивность обмена на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.

23. Тип 23 № 52266 

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

 

Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови  — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б.

24. Тип 24 № 52288 

Почему в ходе эксперимента изменилась масса фрагмента клубня в 10% растворе поваренной по сравнению с изначальной? Объясните, почему при замене картофеля на кусочки древесной пробки в 10% растворе их масса не уменьшилась.

 

 

Изначальная масса фрагмента клубня (г) Масса фрагмента клубня, выдержанного в дистиллированной воде (г) Масса фрагмента клубня, выдержанного в 10% растворе поваренной соли (г)
20 23,5 18

 

Ученый провел эксперимент с фрагментами клубня картофеля. Равные по размеру и массе фрагменты картофеля он поместил в две емкости. Одну емкость он заполнил дистиллированной водой, а другую  — 10% раствором поваренной соли. После выдерживания образцов в жидкостях в течение 3 часов, он снова их взвесил. Результаты взвешивания приведены в таблице.

25. Тип 25 № 21913 

Назовите эту птицу и семейство, к которому она принадлежит. Определите по рисунку образ жизни, характер питания и приспособления к образу жизни, который она ведёт.

26. Тип 26 № 20174 

Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.

27. Тип 27 № 16732 

Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.

28. Тип 28 № 21705 

Определите число (n) хромосом и количество ДНК (с) у спор, заростка, половых клеток и спорофита папоротника. В результате какого деления образуются эти клетки и стадии развития?

29. Тип 29 № 24499 

При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями и нормальными ногами и самца с нормальными крыльями и укороченными ногами в первом поколении было получено 13 мух, имевших загнутые крылья, нормальные ноги, и 15 мух, имевших нормальные крылья и ноги. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с загнутыми крыльями, нормальными ногами. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с загнутыми крыльями было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 9»

Тип 1 № 23216 

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии

Пример

Экология

Пищевые цепи


Проведение нервного импульса

2. Тип 2 № 49744 

Экспериментатор исследовал некоторые характеристики среды во время приготовления кефира. В ходе эксперимента он в молоко добавил закваску и оставил смесь при температуре 20 °C. Как в напитке при этом изменятся концентрация молочной кислоты и количество Lactobacillus?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Концентрация молочной кислоты

Количество Lactobacillus

3. Тип 3 № 6711 

Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

4. Тип 4 № 22750 

Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

5. Тип 5 № 50823 

Каким номером на рисунке обозначен продукт транскрипции?



Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.

6. Тип 6 № 50824 

Установите соответствие между характеристиками и участвующими в синтезе белка молекулами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  матрица для синтеза белка

Б)  субклеточная структура,

участвующая в синтезе полипептида

В)  транспортная молекула

Г)  комплекс белка и РНК

Д)  матрица для синтеза РНК

Е)  синтезируется в ядрышке

ФАЗЫ УЧАСТВУЮЩИЕ

В СИНТЕЗЕБЕЛКА МОЛЕКУЛЫ

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е



7. Тип 7 № 50470 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания темновой фазы фотосинтеза?

 

1)  протекает на свету и в темноте

2)  протекает только в темноте

3)  образуется глюкоза

4)  образуется АТФ

5)  образуется НАДФН

6)  молекулы углекислого газа связываются с органическими молекулами

8. Тип 8 № 46277 

Установите последовательность этапов клонирования овцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление ядра из яйцеклетки

2)  формирование зародыша

3)  выделение яйцеклетки из овцы

4)  получение генетически идентичных особей

5)  пересадка соматического ядра в яйцеклетку

9. Тип 9 № 52100 

Каким номером на рисунке обозначен процесс, требующий наличие воды?



Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.

10. Тип 10 № 52099 

Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Формируется в спорангиях

Б)  Преобладающее поколение

В)  Может формировать клубни

Г)  Осуществляет процесс оплодотворения

Д)  Образуется в результате мейоза

Е)  После оплодотворения развивается спорофит

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е



11. Тип 11 № 52131 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  сложный околоцветник

2)  дуговое жилкование листьев

3)  пыльца с воздушными мешками

4)  отсутствие вторичного утолщения

5)  одна семядоля в семени

6)  развитие главного корня

12. Тип 12 № 24216 

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Растения

2)  Цветковые

3)  Костёр

4)  Однодольные

5)  Костёр безостый

6)  Злаки

13. Тип 13 № 52224 

Какой цифрой на рисунке обозначен клапан легочной артерии?



Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.

14. Тип 14 № 52229 

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Собирается кровь из полых вен

Б)  При сокращении кровь попадает в аорту

В)  Поступает кровь из правого предсердия

Г)  При сокращении кровь попадает в лёгочные артерии

Д)  При сокращении кровь попадает в правый желудочек

Е)  Находится артериальная кровь

СТРУКТУРЫ

1)  1

2)  2

3)  3

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е



15. Тип 15 № 21074 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 

1)  защитную

2)  механической обработки пищи

3)  удаления жидких продуктов обмена

4)  транспорта питательных веществ к клеткам тела

5)  всасывания питательных веществ в кровь и лимфу

6)  химического расщепления органических веществ пищи

16. Тип 16 № 23828 

Установите последовательность процессов, предшествующих поступлению пищи в пищевод во время акта глотания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  формирование пищевого комка под действием муцина

2)  передача сигнала к центру глотания

3)  попадание пищи в рот и её пережёвывание

4)  сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка

5)  раздражение рецепторов корня языка

6)  передача сигнала от центра глотания к мышцам глотки

17. Тип 17 № 22298 

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.

18. Тип 18 № 41050 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже пар организмов могут вступать в симбиотические отношения?

 

1)  божья коровка и жужелица

2)  пшеница и сорное растение пырей ползучий

3)  пеницилл и молочнокислые бактерии

4)  маслёнок и сосна

5)  рябина и дрозд-рябинник

6)  муравей и тля

19. Тип 19 № 42002 

Установите соответствие между примерами и функциями живого вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)  возвращение в круговорот минеральных соединений

Б)  образование мела

В)  формирование экосистемы коралловых рифов

Г)  фильтрация воды двустворчатыми моллюсками

Д)  накопление йода морской капустой

Е)  разложение органических остатков

ФУНКЦИИ

1)  деструктивная

2)  концентрационная

3)  средообразующая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

20. Тип 20 № 21812 

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удвоение ДНК

2)  начало профазы первого деления мейоза

3)  кроссинговер

4)  отделение первого полярного тельца

5)  формирование двух гаплоидных ядер

6)  образование одной гаметы

21. Тип 21 № 50483 

Проанализируйте таблицу «Гормоны человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Железа

Гормон

Заболевание,

возникающее при

недостатке гормона

щитовидная железа

тироксин

(В)_________

(А)_________

инсулин

сахарный диабет

гипофиз

(Б)_________

карликовость

 

Список элементов

1)  печень

2)  поджелудочная железа

3)  надпочечники

4)  эпифиз

5)  соматотропин

6)  тиреотропин

7)  микседема

8)  базедова болезнь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

22. Тип 22 № 20943 

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси x отложена длина дистанции, а по оси y  — интенсивность обмена веществ). Какое из приведённых ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?

1)  Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт.

2)  Интенсивность обмена резко растёт, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.

3)  Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.

4)  Интенсивность обмена на всём своём протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.

23. Тип 23 № 52266 

Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая  — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).



Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови  — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б.

24. Тип 24 № 52288 

Почему в ходе эксперимента изменилась масса фрагмента клубня в 10% растворе поваренной по сравнению с изначальной? Объясните, почему при замене картофеля на кусочки древесной пробки в 10% растворе их масса не уменьшилась.



Изначальная масса фрагмента клубня (г)

Масса фрагмента клубня, выдержанного в дистиллированной воде (г)

Масса фрагмента клубня, выдержанного в 10% растворе поваренной соли (г)

20

23,5

18

 

Ученый провел эксперимент с фрагментами клубня картофеля. Равные по размеру и массе фрагменты картофеля он поместил в две емкости. Одну емкость он заполнил дистиллированной водой, а другую  — 10% раствором поваренной соли. После выдерживания образцов в жидкостях в течение 3 часов, он снова их взвесил. Результаты взвешивания приведены в таблице.

25. Тип 25 № 21913 

Назовите эту птицу и семейство, к которому она принадлежит. Определите по рисунку образ жизни, характер питания и приспособления к образу жизни, который она ведёт.

26. Тип 26 № 20174 

Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.

27. Тип 27 № 16732 

Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.

28. Тип 28 № 21705 

Определите число (n) хромосом и количество ДНК (с) у спор, заростка, половых клеток и спорофита папоротника. В результате какого деления образуются эти клетки и стадии развития?

29. Тип 29 № 24499 

При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями и нормальными ногами и самца с нормальными крыльями и укороченными ногами в первом поколении было получено 13 мух, имевших загнутые крылья, нормальные ноги, и 15 мух, имевших нормальные крылья и ноги. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с загнутыми крыльями, нормальными ногами. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с загнутыми крыльями было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!