СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тест (100ballnik.com)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тест (100ballnik.com)

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тест (100ballnik.com)»

https://100ballnik.com/17-февраля-2023-тренировочный-вариант-егэ-2023/


Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Понятие родины не может слагаться из умозрительных или философских понятий, статей и научных трактатов. Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. Родина — это не очертание на карте, лежащее в железных обручах меридианов, как выразился один поэт. Но, может быть, скорее, это берёза под окном, по выражению того же поэта. Контуры на карте и саму географическую карту любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников. Да, из любви к конкретным вещам складывается любовь к родине. Если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданиям, легендам, к истории, то это и будет культура.

Коровник, паровоз, подъёмный кран, дорожный каток, безусловно, полезны, но любить их нельзя. А Покров на Нерли любить можно. А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романы Толстого любить можно. Будем же собирать по крохам, по камешку всё, что можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к России.

(В.А. Солоухин.)

1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в пятом предложении текста. Запишите эту частицу.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению

в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СТАТЬЯ. Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе, описи, словаре и т.п. Статьи уголовного кодекса.

2) КАРТА. Определённым образом разграфлённый лист бумаги, подлежащий заполнению какими-л. сведениями; бланк. Санаторно-курортная к. Технологическая к.

3) КОНТУР. Графическое изображение очертаний предмета Чертить мелом к. головы. На рисунке едва намечены контуры предметов и фигур.

4) СКЛАДЫВАТЬСЯ. Составиться, образоваться из отдельных элементов, частей; сформироваться.

5) ИСТОРИЯ. Отдалённое время с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. Документы истории.


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Это текст полемической статьи, так как автор обосновывает свою позицию и опровергает позицию оппонента.

2) Исходя из требования объективности, характерного для публицистического стиля, автор включает в текст названия исторических памятников, фамилии писателей.

3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами: рядами однородных членов, вводными словами, заключительным побудительным предложением.

4) Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется слабой выраженностью личной позиции автора.

5) Противопоставление — основной способ развития мысли в тексте.


4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.


1) водопровОд

2) чЕрпать

3) созЫв

4) нОвостей

5) освЕдомишься


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Развитие науки требует полной ОТДАЧИ от учёных-исследователей и учёных, осуществляющих апробацию полученных результатов.

Атомоход канул в глубине, и теперь ничто уже не напоминало о его ЗЕМНОМ существовании.

В глубине души полковник чувствовал слабость своего характера, но признать эту слабость для его непомерной ГОРДЫНИ было невозможно.

После того как Таня, пробираясь во время похода сквозь кусты, поцарапала лицо, подруга посоветовала ей не расстраиваться, а просто ОТРАСТИТЬ чёлку.

МИКРОСКОПИЧНОЕ исследование структуры корня волоса позволяет выявить заболевание волос на самых ранних стадиях и назначить правильное лечение.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.


Алексей для себя твёрдо решил стать в предстоящем будущем спасателем и потому записался на краткосрочные курсы оказания первой помощи.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРАСТА партизан

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

ОБОЖГЁШЬ руку

две пары НОСКОВ

ДЕВЯНОСТА рублями


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Следует также напомнить то, что В.Г. Перов, один из известнейших передвижников, в 1880 году написал заслуживающую особого внимания картину «Плач Ярославны.

2) В 1880 году Виктор Васнецов завершил полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», находящуюся ныне в Третьяковской галерее.

3) Эта книга не только адресована специалистам, но и широкому кругу читателей.

4) Согласно предания Шамбала уцелела во времена Всемирного потопа, а населяющие её монахи до наших дней сохранили «тайны бессмертия и управления временем и пространством».

5) Благодаря строительству нового тоннеля движение на дороге стало более спокойным.

6) Всем, кто принимали участие в новогоднем представлении для первоклассников, объявили благодарность.

7) Ставя перед собой посильные задачи, виден результат.

8) Не требуя особого ухода, тимьян плотным цветущим ковром расстилается по земле.

9) Все, кто видел работу гончара, поражались его удивительному искусству.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..систое (утро), попл..вок, р..стительность

2) расст..лать (ковёр), упом..нание, выж..гать

3) подр..внять (грядки), осл..жнять, выск..чить

4) б..речь (природу), зам..рать (от страха), поч..нить (телевизор)

5) зач..натель, сп..шите (текст), с..мпатия


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подмиг..вать, дешёв..нький

2) эмал..вый, (улицы) обезлюд..ли

3) лидир..вать, развед..вать

4) памятл..вый, оскуд..вать

5) стрессоустойч..вый, болот..стая (местность)


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пересил..шь, всклокоч..нный

2) колебл..шься (с ответом), выстрел..вший

3) пол..шь (грядки), пилотиру..мый

4) ищ..щий (ответ), (женщины) полощ..т (бельё)

5) брызж..щий (фонтан), (они) изуч..т (математику)


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Переводчик с вожделением поглядывал на стрелков, (НЕ)РЕШАЯСЬ попросить ружье.

В эту душную ночь, пришедшую на смену жаркому дню, сон бабушки был (НЕ)СПОКОЕН и глубок, а прерывист и тревожен.

Колю Соломин разыскал (НЕ)СРАЗУ.

Седые, давно (НЕ)СТРИЖЕННЫЕ волосы спускались почти до самых плеч.

(НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Ф. Шопен СРАЗУ(ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями.

Мне хотелось ПО(ДАЛЬШЕ) уйти от людей, увидеть сверкающий В(ДАЛИ) город.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные..

Раннюю лирику Н.А. Некрасова, (ЗА)ТЕМ ставшего великим поэтом, принято считать перепевающей мотивы русских романтиков, (ТО)ЕСТЬ ученической.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Искре(1)е сконфуже(2)ые покачиванием директорской головы, ребята мгнове(3)о смолкли и опустили стриже(4)ые головы, и я видел, как их щёки постепе(5)о краснеют от стыда за нечая(6)о разбитое окно.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Дом к празднику убрали ветками берёзы да ромашками.

2) На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва и Тверь и Москва.

3) На Байкале уникален как животный так и растительный мир.

4) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

5) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выпутавшееся из густого меха зимы (1) солнце (2) поднявшись высоко над тундрой (3) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры (4) и загоняло в заросли стлаников.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Раннюю поэзию С. Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и каждый образ оставляет впечатление тайны.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Минутный приступ нерешительности (1) в течение которого (2) альпинист размышлял о возвращении на базу (3) уступил место приливу сил (4) и желанию добиться цели во что бы то ни стало.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.


21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (2)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, а я уже был в форменной фуражке, в тужурке, перехваченной кожаным поясом с металлической бляхой посередине живота. (3)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания». (4)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня – до моих одиннадцати лет…

(5)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (6)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (7)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (8)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял.(9)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (10)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (11)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (12)Именно – я был просто человек…

(13)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (14)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (15)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом*, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча…

(18)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (19)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (22)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (23)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами…

(24)Удивительная работа воспоминания. (25)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (26)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (27)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (28)Участие воли здесь исключено. (29)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания.

(30)Какая чудесная вещь – свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но – дудки – мы её никогда не поймём.

(33)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (34)Мы – это знаменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (35)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой – длинная, узкая, летящая. (36)Нет, это настолько плохое описание, что оно сворачивается. (37)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней…

(38)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (39)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя – ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись…

(40)Я ещё люблю вспоминать. (41)Я мало что знаю о жизни. (42)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое…

(По Ю.К. Олеше**)

* Палаш – рубящее и колющее ручное оружие с длинным прямым клинком.

** Юрий Карлович Олеша (1899–1960) – русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист.



22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Представляя себя взрослым, одиннадцатилетний рассказчик думал о том, что ему не нужно готовить уроки и можно есть пирожные сколько захочется.

2) В начале Первой мировой войны, когда в Европе появились танки и аэропланы стали сбрасывать бомбы, в музеях по-прежнему экспонировались картины.

3) По прошествии времени рассказчику всё-таки удалось побывать в Европе, и больше всего ему запомнились Верден и Краков.

4) Воспоминания можно вызвать усилием воли, достаточно закрыть глаза и захотеть вспомнить что-нибудь из детства — сознание тут же высветит в памяти ту или иную картину.

5) Людям не удастся понять закономерность возникновения воспоминаний.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5, 6 представлено рассуждение.

2) В предложении 10 представлено повествование.

3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 30-32 представлено рассуждение.

5) Предложение 35 содержит элементы описания.


24. Из предложений 15–17 выпишите фразеологизм.


25. Среди предложений 18–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26. В воспоминаниях Ю. К. Олеша рисует картины счастливого детства, когда он постигал мир и искал своё место в нём. Для этого автор использует такой приём, как (А)___________ (предложения 5—6). Образное восприятие рассказчиком окружающего мира передают тропы: (Б)___________ («как деревья на закате» в предложении 21, «как картины» в предложении 41) и (В) ___________(«смотрел… на раковину Мадагаскара» в предложении 3, «неся в ушах звон мяча» в предложении 17). Детство рассказчика проходило в эпоху достаточно сложную, что не могло не отразиться на его воспоминаниях: передать состояние предвоенного времени автору помогает приём — (Г)___________ (предложения 15—17)».


Список терминов:

1) вопросно-ответная форма изложения

2) парцелляция

3) эпифора

4) антонимы

5) метафора

6) сравнение

7) анафора

8) градация

9) эпитет


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 даже

2 345

3 235

4 1235

5 микроскопическое

6 предстоящем

7 обожжёшь

8 42376

9 235

10 124

11 235

12 34

13 незачем

14 вдалиподальше

15 12356

16 35

17 23

18 12

19 13

20 1345

21 1236

22 – 125

23 – 145

24 – вовесьдух

25 – 21

26 – 1657


Проблемы текста

1. Как рождаются воспоминания? Можно ли понять, как возникают воспоминания?

2. Какова роль детских воспоминаний?

3. Как воспринимает ребенок себя и окружающий его мир?

4. Как война влияет на судьбы людей?



https://100ballnik.com/17-февраля-2023-тренировочный-вариант-егэ-2023/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!