СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №12

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №12»

Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik



Прочитайте текст и выполните задания 1-3

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки.

А ещё дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник. Ветки (…) так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем, цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света. И серебряный рейсовый самолет, идущий на большой высоте, сверкает над этой ночью, как медленно летящая звезда, потому что там, на той высоте, где пролегает его путь, уже светит солнце.

(К.Г. Паустовский)


1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


1) ПЕТЛЯ. Кругообразное движение летательного аппарата, при котором в определенный момент летчик, ведущий аппарат, оказывается вниз головой. Мёртвая петля.

2) ДИКИЙ. Чуждающийся людей, застенчивый. Дикий ребёнок.

3) ГЛУХОЙ. Тихий, без проявления жизни. Глухая улица.

4) СВЕТ. Тот или иной источник освещения. Зажечь свет. Подойти поближе к свету.

5) ПУТЬ. Путешествие, поездка. Счастливого пути!


3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст изобилует красочными эпитетами (нарядный, совершенно праздничный; огненные цветы шиповника; невинные голубоглазые незабудки и др.), есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (брюшко, рябинка), что позволяет выявить авторскую восторженную позицию.

2) Текст представляет собой описание Мещёры – родного уголка писателя.

3) В приведённом отрывке много сравнительных оборотов (Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки. / как медленно летящая звезда) и однородных членов предложения.

4) Текст принадлежит к разговорному стилю, потому что встречается диалогическая речь.

5) Парцелляция в тексте даёт возможность привлечь внимание читателя к наиболее важным в смысловом отношении членам предложения.


4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) жАлюзи 2) катАлог 3) оптОвый 4) облегчИт 5) дОсуг


5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, расположены напротив касс.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное вами слово.


Женя пытался заставить свою девушку делать так, как хочется ему, дружить с теми девочками, которых одобрит он, словом, хотел, чтобы она танцевала под его дудку.


7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять ЯБЛОК пара ПОЛОТЕНЕЦ

ЛЯЖЬТЕ на спину в ТЫСЯЧА пятьдесят первом году

звонкие КОЛОКОЛА


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом


1) Поэтический строй «Слова о полку Игореве» наложил яркий отпечаток на творчество Сергея Есенина, особенно на его драматическую поэму «Пугачёва».

2) Окончив с отличием школу, слёзы радости появились у Пети на глазах.

3) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.

4) Благодаря комментариев Ю. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает эпоху Пушкина.

5) Гринёв принадлежал к числу дворян, не считавшему возможным изменить присяге.

6) Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф. Тютчевым в стихотворении «Весенние воды».

7) Все, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.

8) Картина И. Шишкина «Рожь» имеет значение этапного произведения, лучше всего отразившего особенности передвижнического пейзажа второй половины XIX века.

9) Употребляя выражение «ворона с павлиньими перьями», хотят обличить человека, который старается казаться значительнее, чем он есть.


9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) соч..тание, заж..галка, перен..мать

2) аб..немент, к..сание, выпл..влять металл

3) отт..ргать, предпол..жить, заг..релые

4) ст..реть, б..реговой, бл..стеть

5) нац..ональный, ст..листический, соб..раться


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..града, пр..вилегия, пр..брежный

2) бе..помощный, ..горел, и..правиться

3) под..йти, р..зыгрыш, пр..российский

4) поз..вчера, нед..бор, п..вернули

5) об..грел, поз..бросил, з..дирается


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) застра..вающий, гречн..вый

2) причудл..вый, испар..на

3) перекра..вать, кресл..це

4) громад..на, повел..вать

5) искос.., намертв..


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) надыш..шься, раскол..тся (орех)

2) утрач..нный, стел..шь

3) пропущ..нный, встреча..мый

4) знач..мый, он поспе..т

5) слыш..мый, цен..шь


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Сидя у окна в поезде, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.

Эта деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух милях.

Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.


14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Я зашёл к моим бывшим соседям, (С)ТЕМ ЧТО(БЫ) сказать им самые тёплые слова благодарности.

Оказалось, что как раз (ПО)ЭТОМУ оврагу отряды шли тогда на Кричев, ЧТО(БЫ) срезать путь.

(ОТ)ЧЕГО Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков? (ПО)ТОМУ что умный.

И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.


15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

В осе(1)юю пору на душе становится особе(2)о грустно, время словно движется медле(3)ее, чем обыкнове(4)о.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.

2) Всё чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву.

3) Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.

4) Поэзия воспевает то величавые дали то неисчерпаемую россыпь звёзд то неумолчное пение птиц.

5) Давно б я этот портрет кому-нибудь подарил да не решаюсь!


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Выключив (1) слишком взволновавшую её (2) песню (3) всколыхнувшую тьму воспоминаний (4) Ксюша отправилась на встречу с подругой (5) по пути всё же напевая навязчивую мелодию.


18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Простой, близкий к природе человек (1) как правило (2) умеет говорить звучно и образно. Однако (3) язык простого человека изучен мало. А ведь (4) по народным песням, сказкам, пословицам, поговоркам, частушкам можно судить о культуре народа.


19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В ту лучшую пору весны (1) воспоминания о (2) которой (3) так терзали душу художника (4) он вновь приехал в муромские леса (5) и там нарисовал свой лучший пейзаж.


20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Никита думал (1) что (2) если закрыть глаза (3) и перестать дышать на несколько секунд (4) то можно перенестись в такую вселенную (5) где раньше никогда не бывал.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. (2)Возьмешь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

(3)Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за блестящими, чёрно-лаковыми ягодами. (4)Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

(5)Вечер теплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. (6)И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

(7)Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

(М. Пришвин)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. (2)Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

(3)Когда соседской цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка.

(4)Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо.

(5)Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. (6)Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.

(7)За это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.

(8)Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. (9)Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. (10)Обращаясь к Тобику, он говорил ему: «Дружище!»

(11)Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. (12)Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. (13)Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора кончал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. (14)После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски – не завалилась ли там какая-нибудь косточка.

(15)– Ну и дурак ваш Тобик, – злорадно говорили Грину соседи. – (16)Нет никакого соображения у этой собаки.

(17)На это Грин спокойно отвечал соседям:

(18)– Не дурак, а просто умная и вежливая собака.

(19)В спокойствии гриновского голоса слышался нарастающий гнев, и соседи, всю жизнь привыкшие лезть в чужие дела, уходили, пожимая плечами, – лучше подальше от этого человека.

(20)Я увидел Тобика после смерти Грина. (21)Он ослеп, как говорили, от старости. (22)Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. (23)Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. (24)Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.

(25)– Давно он ослеп? – спросил я.

(26)– Да после смерти хозяина. (27)Всё тоскует, всё ждёт.

(28)Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, – это собаки.

(29)Выражение «собака – друг человека» безнадёжно устарело. (30)У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, какими обладает собака. (31)Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, – отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.

(32)Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. (33)Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека – обыкновенное велосипедное колесо.

(34)Любите собак. (35)Не давайте их никому в обиду. (36)Они ответят вам троекратной любовью.

(К.Г. Паустовский)

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (1892-1968) – русский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ещё нет слова, которое бы выражало самоотверженность, смелость и ум собаки.

2) Тобик ослеп от старости после смерти хозяина, но продолжал ждать его у дома.

3) Соседи Грина считали Тобика исключительно умным псом.

4) Жора тоже жил у Грина, но его кормила соседка.

5) Выражение «собака – друг человека» актуально по сей день.


23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-4 представлено повествование.

2) В предложениях 28-30 представлено рассуждение.

3) В предложении 33 представлено описание.

4) Предложение 28 содержит основную мысль текста.

5) Содержание предложения 13 противопоставлено содержанию предложения 14.

24. Из предложений 15 -22 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 3-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер(-а) этого(- их) предложения(-ий).

26. «История Тобика вызывает умиление, этому помогают средство выразительности (А)______ («пёсик», «кусочки», «косточка») и троп (Б)_______ («беспомощных глазах» в предложении 22, «великолепные качества» в предложении 30, «величайшую нежность» в предложении 32). К.Г. Паустовский описывает собачку, её характер и повадки, постепенно переходя к рассуждениям о роли собаки в жизни людей, а также к советам, как следует относиться к собакам. Автор использует синтаксические средства (В)______ (предложения 23, 32) и (Г)_______ (предложения 27, 34, 35)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) односоставные предложения

3) фразеологизмы

4) сравнения

5) эпитет

6) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7) гипербола

8) метафора

9) восклицательные предложения


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!