СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №13

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №13

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Тренировочный вариант №13»

Всероссийский волонтёрский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» https://vk.com/ege100ballov

Составитель: Анастасия Пёсик

Группа ВК: https://vk.com/anastasiapesik



Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по «Анне Карениной» или по «Мёртвым душам». Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. Посмотрит юноша или девушка – (а хоть бы и взрослый, пожилой человек, который почему-то «Анну Каренину» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности. Зачем читать, когда уже всё ясно.

Не будем говорить о (…) преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. Можно отвести глаз от текста, задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше. Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию языка. Русского языка вообще и языка данного писателя в частности. А ведь это – наслаждение. Одно дело (если использовать это грубое сравнение) – принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело – неторопливая, со вкусом, еда.

И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом.

Дело в том, что при чтении книги у читающего невольно включается воображение. Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их живыми, как бы в кино. Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режиссирует» свой «фильм», кинорежиссёр со стороны не навязывает ему внешнего облика персонажей и действия этих персонажей. То есть чтение книги есть процесс более активный и творческий, более активнотворческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.

(По В. Солоухину)


1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это местоимение.


2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


1) РОМАН. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами.

2) ЯЗЫК. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. Около шести часов проходит в церковь священник, и из церкви выбегает пономарь и становится у веревки, протянутой к языку главного колокола.

3) РАЗВЕРНУТЬСЯ. Делать поворот с целью изменить положение или направление своего движения. Развернуться на дороге.

4) ЛИЦО. Грамматическая категория, обозначающая отношение производителя действия к говорящему, выражаемая формами глагола и личными местоимениями (в лингвистике). Глагол первого лица.

5) ЖИВОЙ. Такой, который живет, обладает жизнью. Живое существо.


3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Цель автора приведённого текста – побудить людей к чтению, вдумчивому, пробуждающему воображение, когда читатель становится творческим соучастником действия.

2) Текст принадлежит к художественному стилю речи, на это указывают красочные эпитеты, образные метафоры.

3) Ведущий тип речи – рассуждение. В тексте есть вводные конструкции (скажем, в сущности), ряды однородных членов.

4) В синтаксисе текста интересно отметить анафору, антитезу (Одно дело (если использовать это грубое сравнение) – принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело – неторопливая, со вкусом, еда).

5) В первом предложении текста выдвинут тезис, который убедительно аргументирован в следующих предложениях текста.


4. Укажите варианты, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) осведомИшься 2) отозвАлась 3) жАлюзи 4) свЁкла 5) накренИтся


5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Для того чтобы идентифицировать человека по внешности, нужно составить его СЛОВАРНЫЙ портрет.

В качестве меры наказания предлагается опубликовать в средствах массовой информации имена ЗЛОСТНЫХ нарушителей правил парковки.

Чтобы ВОСПОЛНИТЬ пробелы учащихся в знаниях по информатике, директор пригласил опытного преподавателя и распорядился оснастить кабинет новой техникой.

Предлагаемые в спортивном центре уроки ВЕРХОВОЙ езды проводятся опытными тренерами и рассчитаны на любой уровень подготовки всадника. В Ельцé, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были ДВОЙНЫЕ.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное вами слово.


Тоскливый и однообразный лай соседской собаки доводил Андрея до чёрного каления.


7. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТОМ году заводские ПРЕССЫ девушка БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ бороды ваши ПАСПОРТА


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Согласно преданию, основателем Афин был первый царь Аттики Кекропс. 2) Читая произведения А.П. Чехова, следуя за развитием его взглядов и эволюцией персонажей, приходишь в восхищение от обаятельного облика самого писателя.

3) Свыше шести тысячелетий янтарь служит человеку, который научился не только использовать его красоту, но и другие свойства.

4) Художник В.М. Васнецов признавался, что «Богатыри» были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».

5) Работы иконописца Андрея Рублёва широко известны как в России, так и за рубежом.

6) По возвращению в Россию художника приняли в Товарищество передвижников.

7) Окончив словесный факультет Московского университета, А.С. Грибоедову было четырнадцать лет.

8) В.М. Васнецов дебютировал на передвижных выставках в 1874 году с полотном «Чаепитием в трактире».

9) А.П. Чехов писал, что, по его мнению, описания природы должны быть весьма кратки.


9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) прик..снуться, к..ридор, зар..сли

2) опов..щение, оп..раться, заж..мать

3) пок..сить траву, с..сиска, заг..родный

4) закл..нание, расст..лать покрывало, м..нимальный

5) отр..сль, вым..кнуть, спл..вляться по реке


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..успел (в жизни), пр..уныть, пр..ступление

2) бе..душный, и..воротливый, бе..молвие

3) раз..рвал, пр..честь, пр..росиийский

4) вз..скать, про..грал, супер..гра

5) по..цепил, о..гонять, пре..стать


11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) натри..вый, обур..вать

2) непоседл..вый, обла..вать

3) удоста..вать, черешн..вый

4) преодол..вать, рубаш..чный

5) накрахмал..ть, насмешл..вый


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (токарь) точ..т, неприемл..мые (условия)

2) (рука) сгиба..тся, омыва..мые

3) несгора..мый, колебл..мый

4) посе..нное зерно, выдел..м главное

5) зала..вшая, они бре..тся


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


(НЕ)ЗАКОНЧЕННАЯ нами шахматная партия перенесена на завтра.

За полотном железной дороги (НЕ)ПРОХОДИМОЙ стеной стоит молодой сосняк.

(НЕ)РЕДКО, а часто предметом художественного изображения бывают чувства поэта.

В лёгкой синеве неба, ещё (НЕ)ПОТЕПЛЕВШЕЙ после ночи, розовели облака. Наши кони (НЕ)БЫЛИ измучены.


14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


Разве не шедевр величавый перелёт журавлей по неизменным (В)ТЕЧЕНИЕ многих тысячелетий воздушным дорогам (НА)ВСТРЕЧУ солнцу?!

ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.

Тучка растворилась в небесной лазури, и (С)НОВА с высоты просветлённо и БУД(ТО) устало улыбалось солнце.

Новые модели (В)ТЕЧЕНИЕ декабря экспонировались в столице, а в январе выставка отправится (ЗА)ГРАНИЦУ.

ТАК(КАК) художник свободно выбирает приёмы изображения, то он (В)ПРАВЕ быть независимым в своём творчестве.


15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

В парке на деревя(1)ых скамейках с чугу(2)ыми перилами целыми охапками лежали осе(3)ие сухие листья, и это было прекрасно и таинстве(4)о.


16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ко мне подошёл капитан и мы оба залюбовались новым белоснежным теплоходом.

2) Дни и ночи до утра в степи бураны бушевали и ветки снегом заметали.

3) С дороги можно видеть только крышу да старый тополь.

4) Вдали перед нами пестрели и цвели луга и поля.

5) Шум морских волн то затихает и переходит в глухой ропот то с новой силой сотрясает горы.


17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Коля (1) прибираясь в своей комнате (2) обнаружил много вещей (3) потерянных им ещё на прошлой неделе (4) и (5) взятый напрокат во дворе (6) мяч.

18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Небо (1) казалось (2) сотканным из чёрных туч. Дождь уже (3) казалось (4) вот-вот обрушится на землю.


19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В прошлом году (1) Миша поступил в академию (2) слава о (3) которой (4) распространилась по всей области (5) и вовсю готовился к учёбе.


20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ребята набрели в лесу на таинственную избушку (1) и (2) хотя не раз видели в фильмах ужасов (3) что разбредаться небезопасно (4) всё же решили разделиться (5) чтобы обследовать местность.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках, а совсем недавно ещё кипрей считали сорной травой. (2)Он годился только на дешёвый чай. (3)Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками, потому что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (4)Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают. (5)Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. (6)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету, потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. (7)Этот цветок выделяет из себя теплоту. (8)И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком.

(По К.Г. Паустовскому)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Он знавал и лучшие дни, несмотря на то, что был калекой и нищим.

(2)Ему было пятнадцать лет, когда на большой дороге в Варвиль ему раздавило ноги телегой. (3)С тех пор он питался подаянием, бродя по дорогам и по дворам фермеров, раскачиваясь на костылях, от которых плечи у него поднимались до самых ушей. (4)Голова пряталась между ними, как между двумя горами.

(5)Он был подкидыш: кюре из Бийет нашел его в канаве в канун дня всех святых и окрестил поэтому Никола Туссен. (6)Сирота, которого кормили из милости и никогда ничему не учили, потом калека – он попал под телегу, выпив несколько стаканчиков водки, которой смеха ради угостил его деревенский булочник, – и с тех пор, бездомный бродяга, он ничего не умел делать, только протягивал руку за подаянием.

(7)Когда-то баронесса д'Авари разрешала ему ночевать на ферме, примыкавшей к замку, в набитой соломой конуре, возле курятника, и он знал, что в те дни, когда уж очень станет донимать голод, для него всегда найдется на кухне кусок хлеба и стакан сидра. (8)Иной раз ему перепадало и несколько медных монет: старая дама бросала их ему с высокого крыльца или из окна своей спальни. (9)Но она уже давно умерла.

(10)В деревнях ему не подавали, – слишком он всем был знаком, он всем намозолил глаза за те сорок лет, что слонялся от лачуги к лачуге, волоча на двух деревяшках свое изуродованное и прикрытое лохмотьями тело. (11)Но покидать эти места он не хотел, – он ничего не знал на земле, кроме трёх-четырёх деревушек, в которых прошла вся его жалкая жизнь.

(12)Что было там, за деревьями, скрывавшими от него остальной мир, да и было ли там что-нибудь, он не знал. (13)И когда крестьяне, которым надоело вечно натыкаться на него то на краю поля, то у обочины дороги, кричали ему: (14)«Ну что ты в другую деревню не пойдешь, нет тебе места, как только тут клянчить!» – он не отвечал и торопливо уходил прочь, охваченный неясным страхом перед неизвестным, страхом, который заставляет бедняка смутно опасаться тысячи вещей – новых лиц, бранных криков, подозрительных взглядов, а пуще всего жандармов, расхаживающих по двое по дорогам: увидев их, он, сам не зная почему, спешил спрятаться за кустом или за грудой щебня.

(15)Стоило им замаячить вдали, поблескивая галунами на солнце, и у него появлялось удивительное проворство, как у зверя, которого травят. (16)Он соскальзывал с костылей, шлёпался, как тряпка, наземь, съёживался, становился крохотным, незаметным, прижимался к земле, точно залегший в поле заяц, и его бурые лохмотья сливались с почвой.

(17)У него не было пристанища, не было крова – даже шалаша, даже норы. (18)Летом он спал где попало, а зимой с необыкновенной ловкостью забирался куда-нибудь в амбар или на конюшню. (19)Он всегда успевал уйти раньше, чем его замечали. (20)Он знал все лазейки, через которые можно было проникнуть в любой сарай, а руки и плечи у него от постоянного цепляния за костыли стали так сильны, что он мог, подтягиваясь на руках, вскарабкаться на сеновал; и там он, случалось, лежал, не выходя, по четыре-пять дней, если ему перед тем удавалось насбирать достаточно съестного. (21)Он жил среди людей, как зверь в лесу, – никого не знал, никого не любил, а у крестьян встречал только равнодушное презрение и привычную враждебность. (22)Его прозвали «Колокол», потому что на ходу он раскачивался между своими костылями, как колокол между двумя столбами.

(23)Однажды случилось так, что он двое суток ничего не ел. (24)Ему перестали подавать. (25)Хватит, до коих же пор, на самом деле! (26)Женщины, стоя на пороге, кричали ему еще издали:

(27)– Уходи, уходи, проваливай! (28)Трёх дней не прошло, как я тебе кусок хлеба подала!

(28)Он обошел Сент-Илер, Варвиль и Бийет, не выпросив ни гроша, ни даже чёрствой корки. (29)Обойдя все знакомые фермы, он сел на краю канавы возле усадьбы фермера Шике. (30)Он «снялся с петель», – так о нем говорили, стараясь этими словами изобразить, как он вдруг соскальзывал наземь со своих высоких костылей, – и затем долго сидел неподвижно, мучась от голода, но не постигая тупым умом всей глубины своего несчастья.

(31)Он ждал, сам не зная чего, с той неясной надеждой, которая вечно тлеет в сердце человека. (32)Сидя у канавы, на ледяном ветру, он ждал чудодейственной помощи, которой мы никогда не перестаём ждать от неба или от людей, не задумываясь над тем, как, почему и через кого она может прийти. (33)Мимо него прошла стайка чёрных кур: они копошились в земле, кормилице всего живого. (34)Колокол смотрел на них, не думая ни о чем; затем, скорей в желудке, чем в мозгу, у него зародилась не мысль, а так, глухое ощущение, что курица, если её зажарить на костре из сухого валежника, будет очень вкусной.

(35)Мысль, что он совершает воровство, даже не коснулась его сознания. (36)Он нашел возле себя камень и швырнул в ту, что была поближе, и так как он был очень ловок, то уложил её на месте. (37)Курица повалилась на бок, трепыхая крыльями. (38)Остальные разбежались, покачиваясь на тонких лапках, а Колокол, снова подвесившись на костыли и походкой очень напоминая курицу, заковылял, чтобы подобрать свою добычу.

(39)Он уже приблизился к маленькому чёрному тельцу с перепачканной в крови головкой, как вдруг страшный толчок в спину вышиб у него из рук костыли, а его самого отбросил на десять шагов в сторону. (40)И фермер Шике, со всею яростью обворованного крестьянина, накинулся на грабителя, колотя его по чему попало кулаками и ногами, избивая смертным боем бессильного защититься калеку.

(41)На подмогу хозяину сбежались работники и тоже принялись колотить нищего. (42)Наконец, уморившись, они подняли его, оттащили в дровяной сарай и заперли там, в ожидании, пока придут жандармы: за ними уже послали.

(43)Колокол лежал на земле, полумёртвый, окровавленный, умирающий от голода. (44)Настал вечер, потом ночь, потом утро. (45)Он все еще ничего не ел.

(46)Его отвели в городскую тюрьму. (47)Жандармам не пришло в голову, что ему надо дать поесть, и его заперли до завтра.

(48)Но когда на другой день рано утром пришли звать его на допрос, он лежал на полу мертвый. (49)Какая неожиданность!

(Ги де Мопассан)

Ги де Мопассан (1850-1893) – французский новеллист, поэт, мастер рассказа с неожиданной концовкой.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Колокол был сиротой и калекой с рождения.

2) Колокол совершил тяжкое преступление: убил курицу с особой жестокостью, из любопытства.

3) Люди перестали подавать Колоколу милостыню, поэтому он был вынужден убить курицу.

4) Хозяин курицы жестоко избил Колокола и вызвал полицию.

5) Колокол умер от голода, так как жандармам не пришло в голову его покормить.


23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 10 и 11 противопоставлены.

2) В предложениях 39-42 представлено повествование.

3) Предложение 41 содержит элемент описания.

4) В предложении 26 содержится причина того, что происходило в предложении 23.

5) В предложении 21 представлено описание.


24. Из предложений 43 - 49 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 10-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Мастер слова, Ги де Мопассан рисует безрадостную картину будней нищего. Безысходность автор передаёт при помощи тропов (А)______ («жалкая жизнь» в предложении 11, «бранных криков, подозрительных взглядов» в предложении 14, «равнодушное презрение» в предложении 21) и (Б)________(«голова пряталась между ними, как между двумя горами» в предложении 4, «жил среди людей, как зверь в лесу» в предложении 21). Презрение жителей деревни к нищему передано с помощью (В)_______ (предложения 14, 27-28). Одиночество героя, отчуждённость от людей, неприкаянность и безвыходность жалкого положения Мопассан передаёт, используя синтаксическое средство (Г) ______ (предложения 16, 21, 42, 43)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) риторический вопрос

3) олицетворение

4) сравнительный оборот

5) эпитет

6) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7) цитирование

8) инверсия

9) восклицательные предложения


















27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 этот

2 12

3125

4 15

5 горных

6 секретном

7 шестьюстами

8 48926

9 23

10 24

11 135

12 135

13 нетерпеливым

14 чтобыпоэтому

15 13

16 24

17 125

18 134

19 14

20 13

21 278 или 123568

22 25

23 235

24 БЕЛОЙВОРОНОЙ

25 48

26 2684


Информация о тексте


Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Губительное влияние войны на жизнь человека

1. Автор убеждён: война противна человеческой природе, она в корне меняет мировоззрение людей


2. Бесчеловечность и безжалостность войны.

2. Война губит судьбы людей, не позволяя им заниматься тем, к чему лежит душа

3. Разрушительная сила войны

3. Война рушит судьбы людей, отнимает жизни в самом расцвете лет


4. Героизм и мужество в годы войны

4. Даже те воины, которым было чуждо военное искусство, проявляли необычайное мужество и отвагу, жертвуя собой ради Родины



© 2022 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!