СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Задание 6. Говорите правильно!

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2023. Русский язык. Задание 6.  Говорите правильно!

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2023. Русский язык. Задание 6. Говорите правильно!»

8 несуществующих фраз


https://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/9607584-nonexistent_phrases

Казалось бы, устойчивые сочетания на то и устойчивые: как правило, они не изменяются и не допускают перестановки слов. Но многим отчаянно хочется «придать внимание» чему-то и при этом «одержать успехи».


Правильно: Приподнять завесу


Приподнимаем занавес и начинаем разоблачать замаскированные фразеологизмы. Вот и первый попался! В значении «сделать что-то скрытое, малоизвестное более ясным» используется сочетание «приподнять завесу». Выражение связывают со статуей древнеегипетской богини Исиды, покрытой завесой с надписью «Я то, что было, что есть и что будет; завесы моей ещё ни один смертный не поднимал».


Правильно: Добиться успехов, одержать победу


Если кто-то хвастается тем, что «одержал успех», — не спешите его поздравлять. Потому что главная победа у вашего собеседника ещё впереди! Это победа над контаминацией — именно так называют возникновение нового сочетания из двух чем-нибудь похожих выражений (от лат. contaminatio — «смешение»).


С задачей перепутать эти сочетания лучше всех справляются герои Антона Лапенко, у которых «семь пятниц во лбу» и «волосы стынут в жилах». Ну или отец главной героини романа Набокова «Дар», который не любил «откладывать долгов в ящик», а вот жить «как Христос за пазухой», напротив, считал большой удачей. Но если говорить серьёзно — одержать можно только победу, а успехов — добиться.


Правильно: Уделять внимание, придавать значение


Не придавайте этой статье внимание. И значения большого не уделяйте. Хотя бы потому, что это просто невозможно сделать.


Почему? Да потому что два совершенно разных выражения тут перепутались и слились — причём в разных комбинациях. Давайте всё-таки вспомним, что эти сочетания устойчивые, и больше на их устойчивость посягать не будем: можно только придать значение и уделить внимание.


Правильно: Служить образцом для других, показывать пример


Здесь снова видно переплетение двух похожих сочетаний. Показать образец, конечно, можно — если это образец новой ракеты, автомобиля или айфона. Но если речь идёт о примере для подражания, образцом для других можно только служить (а ещё — ставить в образец или брать за образец).


Правильно: Проходить красной нитью


Как раз и навсегда запомнить фразеологизм и больше не ошибаться? Узнать его историю.


«Красная нить» в этом сочетании совсем не случайна. Впервые выражение появилось в романе Гёте «Родственные натуры» (1809): «…через весь дневник Оттилии тянется красная нить симпатии и привязанности…» Симпатия и привязанность героини сравнивается здесь с настоящей красной нитью, которую с 1776 года вплетали во все канаты английского военного флота, чтобы не допустить их кражи.

Правильно: Оказывать воздействие, производить впечатление


Производить можно автомобили или шоколад, можно производить шум и грохот, а ещё — производить впечатление. Воздействие на кого-то или что-то можно только оказывать (ну или испытывать на себе).


Правильно: Пока суд да дело


Сегодня на скамье подсудимых ещё один замаскированный фразеологизм. Сочетание «пока суд да дело» используют, когда говорят о каком-то длительном, медленном процессе. Происходит оно, как вы уже догадались, из судопроизводства, где дела могут рассматриваться довольно долго.


Правильно: Оставляет желать лучшего


Заставлять кого-то что-то делать вообще дело бесполезное и даже вредное. Здесь глагол «заставляет» тоже всё только портит, лишая сочетание смысла. Как пишет Б. С. Шварцкопф в своей заметке, посвящённой этому сочетанию, «при употреблении фразеологизма необходимо точно воспроизводить лексический состав и грамматическую организацию выражения».


Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/9607584-nonexistent_phrases





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!