СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2024 по русскому языку. Два тренировочных варианта. (100ballnik.com)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 по русскому языку. Два тренировочных варианта. (100ballnik.com)»

100ballnik.com

1

ВАРИАНТ 1




ВАРИАНТ 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера задания, начиная с пер- вой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую бук- ву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.


Часть 1


В Норвегии сохранилось больше 20 церквей, построенных на закате эпохи викин- гов по весьма хитроумной технологии.

Викинги давно потеряли свою конкретно-историческую сущность и занимают место на полке рядом с троллями на правах неопределённой древности. у них есть история, конец которой пришёлся на XI век, когда Норвегия стала христиан- ской. По всей стране начали усердно строить деревянные церкви с хитроумной кар- касной системой, позволяющей заменять любую сгнившую деталь или разобрать церковь на брёвнышки, как конструктор, и перевезти на другое место. Поэтому цер- кви часто дарили королям или просто хорошим людям, покупали и продавали. Чем богаче община, тем пышнее резные порталы, украшенные драконами и прочей ста- ромодной нечистью — на тот случай, если вдруг христианские святые не помогут.

Церковь в Боргунне знаменита четырьмя драконами, которые вырастают из двух предпоследних ярусов. С точки зрения конструкции боргуннские драконы то же са- мое, что и коньки на крышах, только длиннее, тоньше и извилистее. В середине XIX века для сохранения норвежских древностей было создано специальное обще- ство, драконы из Боргунна стали источником вдохновения реставраторов, их копии были прилажены к другим, плохо сохранившимся церквям. В результате боргуннская церковь оказалась такой знаменитой, что драконов начали повторять уже не только в Норвегии, но и в других странах.

(По материалам журнала «Вокруг света»)


1

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

Ответ: .


2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. ПОТЕРЯТЬ. Лишиться кого-либо, чего-либо по небрежности или роняя, остав- ляя неизвестно где. П. ключи, очки. П. документы, деньги. П. ребёнка в толпе. П. из виду.

  2. ИСТОРИЯ. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошед- шие в историю.

  3. СИСТЕМА. Техническое устройство, конструкция. Самолёт новой системы.

  4. КОНЁК. Излюбленный предмет мыслей, разговоров (разг.). Сесть на своего конька (начать говорить на излюбленную тему). Любимый к.

  5. ИСТОЧНИК. То, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь.

И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.


3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Цель автора текста — описать конец эпохи викингов. Поэтому в тексте много слов одной тематической группы: викинги, эпоха, XI век, древности.

  2. Сравнительный оборот во втором абзаце текста даёт читателям возможность лучше понять строение описанных автором объектов.

  3. Мысль, выраженная во втором абзаце текста, подтверждается примером из третьего абзаца.

  4. В тексте встречаются простые и сложные (бессоюзные, сложноподчинённые, сложносочинённые) предложения.

  5. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (кар- касная система, ярус, конёк).

Ответ: .

4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. ловкА

  2. вероисповЕдание

  3. ворвалАсь

  4. бантЫ

  5. тОрты

Ответ: .

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. За- пишите подобранное слово.

На уроках обществознания мы изучали ЭТИЧЕСКИЕ нормы.

Самым ценным, по мнению философа-гуманиста, является ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ка- питал.

СОСЕДНИЙ кот пришёл с улицы и оставил на полу отпечатки мокрых лап. Молодой учёный-языковед применяет СРАВНИТЕЛЬНЫЙ метод исследования. Сторож охраняет не только офисы, но и СКЛАДСКИЕ помещения.

Ответ: .

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лиш- нее слово. Выпишите это слово.

За три дня до начала турнира английской премьер-лиги один из уважаемых на Британских островах игроков Рой Кин превратился в главную звезду местных средств массовой информации, поскольку выпустил свою автобиографию.

Ответ: .

7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно. место для ГРАБЕЛЬ

ОБУСЛОВЛИВАТЬ ПОЗВАН

в ДВЕ ТЫСЯЧИ восьмом году листья ЖГЁМ


8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответству- ющую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении пред- ложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложно- го предложения

В) нарушение в построении пред- ложения с несогласованным при- ложением

Г) нарушение связи между под- лежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной со- отнесённости глагольных форм


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Дальневосточный леопард — один из северных подвидов семейства, отличающихся светлым пу- шистым мехом с крупными чёрными пятнами.

  2. Книга одного из ведущих американских индоло- гов, 43 года преподававшего в Калифорнийском университете, хорошо структурирована и одновре- менно живо написана.

  3. Погрузив в песок и донный ил дыхательные кор- ни, мангровые кустарники и деревья с каждым при- ливом отфильтровывают новые порции ила.

  4. В национальном парке «Земле леопарда» с ре- зультатами исследования не согласны: данных, ука- зывающих на то, что звери страдают от каких-либо последствий генетического истощения, нет.

  5. В 1950-е появились машины для выдувания пу- зырей, а десять лет назад одна из таких машин пер- вого поколения уходит с молотка почти за 2000 дол- ларов.

  6. Читая книги писателя-фантаста Ивана Ефремова, понимаешь, что насколько экспедиционный опыт помог ему в продумывании сюжетов произведений.

  7. Все, кто пробовал савойское фондю, считает, что французы знают толк в еде.

  8. Том — самый распространённый сыр — произво- дят с июня по октябрь, потом ещё 10 недель он со- зревает в погребе и к началу зимнего сезона появля- ется на столах.

  9. Князь Дмитрий Иванович первым из московских правителей начал борьбу за освобождение русских земель от ордынской зависимости.

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1. раздр…жать, г…ршок, м…крица

    2. уг…дили (в передрягу), прихв…стень, спл…шной

    3. укр…пление, свир…стель, эш…лон

    4. мок…сины, приг…рь, ур…внение

    5. безб…родый, прил…жение, выск…чка


10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. предво…хитить, небезы…вестный, ра…шевелить

  2. под…язычный, с…язвить, с…ёмка

  3. без…нициативный, пред…юльский, с…мпровизировать

  4. на…треснуть, по…бить, пре…шествовать

  5. з…искивать, под…звать, р…ссказывать Ответ: .

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. топл…вный, со…вый

  2. намер…ваться, овлад…вать

  3. завал…нка, отчал…вать

  4. милост…вый, оранж…вый

  5. назойл…вый, ре…л (в небе) Ответ: .

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (овечки) бле…т, (люди) терп…т

  2. тащ...щий (палку), мел…щий (зерно)

  3. (крышу) кро…т (мастер), не заплач…шь

  4. (они) мел…т (муку), (родители) попотчу…т

  5. обгрыз…нное (яблоко), перевеш…нное (полотенце) Ответ: .

13

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Меня (НЕ)ИНТЕРЕСОВАЛО устройство швейной машинки. (НЕ)КОТОРЫЙ расчёт у нас всё-таки был.

Я надел свитер, (НЕ)СВЯЗАННЫЙ, а купленный.

(НЕ)УДАЧА привела олимпийца к победе — усиленная работа над собой. Листы, (НЕ)ОБРЕЗАННЫЕ по краям, смотрелись небрежно.

Ответ: .


14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

«ТО(ЖЕ) мне герой!» — воскликнула (В)СЕРДЦАХ Тамара.

(И)ТАК, это (НА)РЕДКОСТЬ дивное растение нуждается в тщательном уходе. Разведчик был (НА)ЧЕКУ и смотрел (В)ОБА.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ курс доллара снизился, (НЕ)СМОТРЯ на прогнозы финансо- вых аналитиков.

По жизни они шли РУКА(ОБ)РУКУ, (ПО)ЭТОМУ легче преодолевали трудности. Ответ: .


15

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Недюжи(1)ый ум, изыска(2)ые манеры и дисциплинирова(3)ость помогли Суворо- ву стать известным вое(4)ачальником.


16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поста- вить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные ро- маны Чарльза Диккенса или перелистывать тяжёлые тома журналов «Нива» и «Жи- вописное обозрение» за старые годы. (К.П.)

    2. Ты и песнь моя обручальная и звезда моя сумасшедшая. (Н.З.)

    3. Печь была жарко натоплена и в ней варился обед... (М.Л.)

    4. Жаром веет от старого каменного города его узких и грязных базарных ходов под сплошною кровлей сизо-песочного цвета. (И.Б.)

    5. Кухарке приказали прибирать со стола как можно тише и не стучать посудой и ногами. (А.Ч.)

Ответ: .


17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- нии должны стоять запятые.

А танк (1) всё увеличивая скорость (2) всё сильнее охватываемый (3) широко мо- тающимся по броне (4) огнём (5) тараном вонзился (6) вошёл в эту тьму (7) сомкнув- шую орудие (8) стал поворачиваться вправо и влево на одном месте…. (Ю. Б.)

Ответ: .


18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте ко- торых в предложениях должны стоять запятые.

Вы (1) старшина собранья (2) верно (3) Так я прошу вас объявить,

Могу ль я здесь нелицемерно В глаза всем правду говорить?

Авось (4) авось займёт нас делом Иль хоть забавит новый год, Когда один в собранье целом Ему навстречу не солжёт;

Итак (5) я вас не поздравляю;

Что год сей даст вам — знает бог. Зато (6) минувший (7)уверяю (8) Отмcтил за вас, как только мог! (М. Л.)

Ответ: .


19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- нии должны стоять запятые.

Казалось (1) что вечно будут стоять по горизонтам (2) эти бледно-синеющие туч- ки (3) под которыми (4) серели соломенные крыши (5) зеленели лозины (6) и пестре- ли разноцветные клетки окрестных полей. (И. Б.)

Ответ: .


20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- нии должны стоять запятые.

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер (4) закрыв лицо рукавами (5) низко пронёсся (6) вдоль опустевшей улицы. (В. Н.)


21

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Майами — один из главных кандидатов на затопление на нашей планете. (2)Это место ассоциируется с земным раем, но в будущем фешенебельный курорт- ный город может полностью уйти под воду. (3)Майами не повезло сразу по несколь- ким показателями. (4)Его высота над уровнем моря составляет, по разным данным, от полуметра до двух метров. (5)Город стоит на пористом известняке, впитывающем влагу как губка. (6)Иными словами, вода наступает со всех сторон: с неба в виде обильных дождей, с моря из-за приливов и штормов и снизу, когда вода ищет выхода на поверхность. (7)Майами то и дело оказывается на пути ураганов, и им уже удава- лось сносить его под основание.

Ответ: .


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.



(1)В маленькой тёмной клетке с толстыми железными прутьями уже с десяток лет жила пара волков. (2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки по- чему-то так и остались безымянными. (3)Волчица казалась совсем молодой, — она была худая, рыжеватая, высокая, с чуть косящими ярко-жёлтыми глазами. (4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (5)Длинная светлая грива закрывала его шею, и каждую весну во время линь- ки на ней подолгу висели безобразные клоки шерсти. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на ин- валида, разбитого параличом. (7)В молодости волку удалось однажды убежать из клетки. (8)Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он так и не сумел. (9)Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным прутом. (10)После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы. (11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и му- жественной любовью, на какую только был способен. (12)Они часто играли друг с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. (13)Волк редко сердился на неё, но если это случалось, то становился свирепым и страшным: шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как сабли, жёлтые клыки. (14)А волчица тут же падала по-щенячьи на спину и подыма-

ла вверх лапы в знак своей полнейшей покорности.

(15)Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей, и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. (16)Знакомое поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, — прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

  1. Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детёнышей. (18)Но толь- ко один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, — она была счастлива в то лето… (19)Потом её детей, подросших и крепких, продали в цирк. (20)Она-то, ко- нечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! (21)Будоража весь зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. (22)Но ещё страшнее было тогда, когда её детёныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на свет. (23)Ещё мокрые, не облизанные ею, они успевали только припасть к её разбух- шим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков в соседнюю клетку и забирали всех волчат. (24)Она выла, рычала, грызла в ярости



12


сетку, но что она могла?! (25)После того, как уносили её детёнышей, волчица лежала целыми днями не двигаясь, как мёртвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. (26)Но шло время, она постепен- но оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком и ласкала его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

(М. Д. Валеева*)


* Майя Диасовна Валеева (р. 1962) — татарская писательница, автор книг о мире приро- ды и человека.


22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

    1. В зоопарке паре волков не дали имён, хотя другие животные не оставались безымянными.

    2. Волка жестоко избили за попытку побега, и теперь он, медленно передвигаясь по клетке, подволакивал задние лапы.

    3. Ежегодно волчица приносила детёнышей, которых забирали и продавали в цирк.

    4. Волки ненавидели людей и пугали их диким воем.

    5. Если к клетке подходили люди, привозившие мясо, то волки прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

Ответ: .


23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

  1. В предложении 24 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные в предложениях 22, 23.

  2. Предложения 12–14 раскрывают и дополняют информацию, представленную в предложении 11.

  3. Предложения 3–5 включают описание.

  4. Предложения 7–10 содержат повествование.

  5. В предложениях 17–19 представлено рассуждение. Ответ: .


24

Из предложений 18–22 выпишите контекстные синонимы. Ответ: .


25

Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) соединяется(-ются) с предыдущим при помощи формы слова. Запишите номер(-а) этого(-их) предложе- ния(-ий).

Ответ: .


26

«Автор текста, М.Д. Валеева, рассказывая о жизни пары волков в неволе, делает акцент на чувства животных, в чём ей помогает такой троп, как (А) (пред- ложение 11). Описывая внешний вид зверей, автор прибегает к тропу (Б) (предложения 4, 6). Отношение людей к хищникам показано, например, в предложе- нии 2 с помощью такого приёма, как (В) . А боль и беспомощность волчи- цы, которые она испытывала при потере детёнышей, автор выражает с помощью приёма (Г) (предложение 24), относящегося к синтаксическим сред- ствам выразительности».

Список терминов:

  1. эпитет 6) сравнение

  2. вопросно-ответная форма 7) противопоставление

  3. ирония 8) градация

  4. метафора 9) риторическое восклицание

  5. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1 в соответствии с инструкци- ей по выполнению работы.

    Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.


    А

    Б

    В

    Г







    разговорная лексика Ответ:

Часть 2

27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания про- блемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между приме- рами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью пе- реписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



ВАРИАНТ 2 Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера задания, начиная с пер- вой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую бук- ву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.




Человек настраивает свои биологические часы в зависимости от освещённости. Рептилии, рыбы и птицы отличают день от ночи без участия сетчатки глаз: тонкие кости черепа позволяют свету проникать в мозг напрямую. С людьми, как и со всеми приматами, дела обстоят иначе. Биологические часы у Homo sapiens «встроены» в гипоталамус. Эта часть мозга лежит над перекрёстом зрительных нервов, через ко- торые и получает от сетчатки информацию об освещённости.

Внутренние ритмы человека примерно соответствуют суткам: человек засыпает и просыпается с периодичностью 24 плюс-минус три часа. Ориентируясь на зрение, мозг выбрасывает в кровь мелатонин — гормон сна, не позволяя организму отста- вать или опережать суточные ритмы. При быстрой смене часового пояса выработка мелатонина сбивается с устоявшегося графика и биологические ритмы дрейфуют. Сбои в смене дня и ночи нарушают и цикличность выработки кортизола — одного из гормонов бодрствования. У большинства людей его уровень в крови нарастает с по- луночи, достигая максимальной концентрации к 6–8 часам утра, когда почти прекра- щается выработка мелатонина. вовремя не засыпать, организм ответит сонли- востью днём и бессонницей в ночное время. Следствием хронического нарушения выработки этих гормонов становится ожирение и заболевания сердца.

Что происходит с мозгом без световой подстройки, видно на примере незрячих.

«Зачастую у слепых обнаруживается независимый от света цикл работы эндокрин- ной и метаболической систем, а также режимы сна и бодрствования и поведе- ния», — объясняет Мэри Чой, преподаватель Колледжа Туро в Нью-Йорке. Известно, что организм слепых людей самостоятельно отсчитывает время для завтрака или ночного сна.

(По материалам журнала «Вокруг света»)


1

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на мес- те пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

Ответ: .


2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

    1. СВЕТ. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при осве- щении). В окнах с.

    2. ДЕЛО. Надобность, нужда. У меня до вас вам) есть д. Прийти по делу. Хо- дить по делам.

    3. ОРГАНИЗМ. Совокупность физических и духовных свойств человека. Креп- кий о. Ослабленный о.

    4. ПОЯС. Выделяемая по какому-нибудь. признаку часть земной поверхности (между какими-нибудь параллелями или между двумя меридианами), а также часть небесной сферы. Физико-географический п. Тропический п.


    1. РЕЖИМ. Распорядок дел, действий. Р. дня. Правильный р. питания. Школь- ный р. Больничный р. Соблюдать р.

Ответ: .


3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В третьем абзаце приводятся суждения автора о том, что общего имеют режимы сна зрячих и слепых людей и чем они различаются, поэтому используются антонимы сна бодрствования.

  2. Автор текста старается показать объективную картину, а не выражает своё субъективное отношение к последствиям быстрой смены часового пояса, что в целом свойственно научной речи.

  3. Текст ориентирован на узкопрофессиональную аудиторию, поэтому его лекси- ческий строй характеризуется активным применением терминов (мелатонин, кор- тизол, гипоталамус).

  4. Во втором абзаце, доказывая мысль о том, что мозг выбрасывает в кровь чело- века гормоны мелатонин и кортизол, ориентируясь на зрение, автор применяет слова как в прямом значении (сонливость, концентрация и др.), так и в переносном (дрей- фуют).

  5. Композиционные особенности текста обусловлены целью пишущего — обосно- вать зависимость биологических часов человека от освещённости: связь гипоталаму- са со зрительными нервами, суточные биоритмы человека, сбой выброса гормонов при смене часового пояса, независимость биоритмов незрячих людей от света.

Ответ: .


4

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. прозОрлива

  2. гналАсь

  3. сосредотОчение

  4. сливОвый

  5. призЫв

Ответ: .


5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. За- пишите подобранное слово.

Нет ничего плохого или УНИЗИТЕЛЬНОГО в том, чтобы кого-то просить о помощи. ХИЩНИЧЕСКИЕ устремления захватчиков не знают предела.

На заседании кафедры ассистент Бугров ПРЕДОСТАВИЛ план-проспект будущей диссертации.

На лекции профессора Т.Н. Грановского сходилась вся ПРОСВЕЩЁННАЯ Москва. СЫТНЫЙ борщ подавали за обедом в санатории «Восток».

Ответ: .


6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лиш- нее слово. Выпишите это слово.

Швейцарский музей получил в безвозмездный дар от Хорста Метцгера коллек- цию индийской живописи XVI–XIX веков — более 250 уникальных работ!


7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КАВЫЧКА ПОЛЕЗАЙТЕ ЛОВИМЫЙ

более ШЕСТИСОТ с ОБОИХ сторон

Ответ: .


8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответству- ющую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласо- ванным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовремен- ной соотнесённости гла- гольных форм

  1. Известный американский антрополог считает то, что увеличение возраста зрелости может стать важным ресур- сом для развития общества.

  2. Слива считалась символом верности, но принимала до- полнительные значения в зависимости от цвета.

  3. Сегодня соли калия применяют при изготовлении жид- кого мыла, хрустального или тугоплавкого стекла, широ- ко используют в гальванотехнике.

  4. Англичане Олкок и Браун были первыми из людей, ис- пытавших острую рассинхронизацию биологических рит- мов.

  5. Ещё недавно в любом обществе человек вырастал, взрослел, становится тем, кем ему полагалось стать, но в последние лет сто всё изменилось.

  6. Когда в журнале «Современнике» был опубликовал ро- ман Николая Чернышевского «Что делать?», публика бы- ла озадачена тем, что цензура просмотрела имеющийся в нём политический смысл.

  7. Тот, кто в детстве начитались книг Редьярда Киплинга и Джералда Даррелла, мечтает увидеть настоящие джунгли.

  8. Весной финская компания «Valkee» презентовала на- ушники, которые не играют музыку, но оснащены свето- диодами, чтобы светить в уши.

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1. ч…стотный, запл…тить (за товары), подр…внять (строй)

    2. возг…ревший, ш…ловливый (ребёнок), тр…мплин

    3. выж…гать, сн…гири, сч…товод

    4. т…нальность, в…пиющий, р…сточек

    5. ур…вниловка, прил…гательное, п…литра


Ответ: .


10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ад…ютант, лис…я (нора), в…ётся

  2. во…хвалять, и…чёрканный, и…целить

  3. за…нтересовать, по…грать, супер…гра

  4. пр…лагать, непр…станный, пр…стойный

  5. о…скакать, о…радованный, о…менный (пункт) Ответ: .

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. уступч…вый, ноч…вал 4) приветл…во, смород…нка

  2. отскак…вать, бус…нка 5) мес…во, нищ…нский

  3. преодол…вая, согр…вать Ответ: .

12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. приобрета…мый (дом), спряга…мый (глагол)

  2. растрач…нный (капитал), высме…нный (глупец)

  3. (раненый) вытерп…т (боль), (учитель) замет…т (ошибку)

  4. увид…вший (своими глазами), обесплод…вшая (почва)

  5. возненавид…вший, засеива…мое (поле) Ответ: .

13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ничуть (НЕ)МЕДЛЯ, мы принялись за уборку.

Совершенно (НЕ)ДУМАЮЩИЙ о будущем подросток вёл себя опрометчиво. (НЕ)ПРИНЯТЫЕ во внимание факторы могут привести к неожиданным послед-

ствиям.

(НЕ)ВЗИРАЯ на сложности периода адаптации, первокурсники активно участву- ют в общественной работе.

(НЕ)СМОТРЯ в книгу, ученик читал стихотворение. Ответ: .

14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Матрос внимательно всматривался (В)ДАЛЬ, но видел там одно и ТО(ЖЕ).

Нам следует поехать из Ростова в Киев (В)МЕСТО Минска, поскольку это (НА)МНОГО ближе.

Его взгляд (В)УПОР был ДОВОЛЬНО(ТАКИ) вызывающим.

(НА)ПЕРЕКОР здравому смыслу Майя оставила (НА)ПАМЯТЬ все фотографии Ивана.

Бабушка умеет вязать (В)СЛЕПУЮ, (ПРИ)ЭТОМ успевает во время вязания смот- реть сериалы.


15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Бессо(1)ица одолевала графа, он начал принимать витами(2)ый чай, настоя(3)ый на лимо(4)ике, и есть топлё(5)ый мёд.

Ответ: .

16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поста- вить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1. Увешанный чёрным пальто и солдатскими шинелями трамвай тронулся и про- ехал на десяток ярдов вперёд. (В.А.)

    2. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные хотя и несправед- ливые слухи о мнимом приближении колонн из России... (Л.Т.)

    3. Ровно три месяца по смерти Софьи Ивановны генеральша вдруг явилась в наш город лично и прямо на квартиру Фёдора Павловича и всего-то пробыла в городке с полчаса но много сделала. (Ф.Д.)

    4. В них жил один дух и бились самоотверженным боем сходные сердца. (Леск.) Ответ: .

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- нии должны стоять запятые.

В тот миг (1) глядя в глаза Дроздовского (2) растерянные (3) ошеломлённые (4) Кузнецов словно оглох (5) и не слышал ни выстрелов батареи (6) ни низкого гуде- ния (7) атакующих слева (8) танков (9) ни разрывов на берегу… (Ю. Б.)

Ответ: .

18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте ко- торых в предложениях должны стоять запятые.

— Скажи-ка (1) дядя (2) ведь (3) не даром Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь (4) были ж схватки боевые, Да (5) говорят (6) ещё какие!

Недаром (7) помнит вся Россия Про день Бородина! (М. Л.) Ответ: .

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- нии должны стоять запятые.

Елена торопливо ушла вслед за ним на половину Тальбергов в спальню (1) где на стене над кроватью сидел сокол на белой рукавице (2) где мягко горела зелёная лам- па на письменном столе Елены (3) и (4) стояли на тумбе красного дерева бронзовые пастушки на фронтоне часов (5) играющих каждые три часа гавот. (М.Б.)

Ответ: .

20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе- нии должны стоять запятые.

Целый год Шашель (1) вместе со всей своей семьёй вытачивал для Мыши шкаф (2) а (3) когда работа была окончена (4) оказалось (5) что шкаф этот вполне заменяет дом. (Л.У.)

Ответ: .

21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Художественный музей — это не только те произведения искусства, которые мы видим в выставочных залах, но и богатые фонды. (2)Фонд — место, где происхо-


дит работа по сохранению, исследованию и использованию музейных предметов. (3)Выявить музейную ценность работы перед отправлением в фонд — сложная работа. (4)Ежедневно в музеи обращаются художники, коллекционеры, обычные люди с важной просьбой — провести экспертизу работ, которые были найдены или купле- ны ими на барахолках. (5)В Русском музее — самом большом по количеству произ- ведений русского искусства — в фондах содержится почти пятьсот единиц хранения! (6)В Третьяковской галерее — более ста восьмидесяти произведений искусства. (7)В Зимнем дворце на Дворцовой площади, в Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Но- вом Эрмитаже, Эрмитажном театре, Запасном доме Зимнего дворца, Меншиков- ском дворце и здании Главного штаба — в разных местах располагается богатая кол- лекция Эрмитажа.

Ответ: .

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.



(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Чело- веке-пауке. (2)Знаю, что у детей этот персонаж очень популярен. (3)Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-пау- ка... (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими по- добными героями. (5)Но героями ли?

(6)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы видим молодого человека Пи- тера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладят- ся, в любви не везёт. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он, благодаря сте- чению обстоятельств, превращается в Человека-паука, приобретает как будто вторую натуру. (10)И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11)Свои новые способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедливость. (12)Вроде бы что плохого? (13)Прекрасный пример для подражания!

(14)Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способно- стей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, неза- метным обывателем, которому не очень везёт. (15)Свою вторую натуру ему приходит- ся скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство са- моудовлетворения: он-то знает, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на тём- ную сторону и становится чёрным Человеком-пауком. (18)Получается, что новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...

(19)Давайте вспомним другие известные саги современности: «Властелина Колец»,

«Звёздные войны», «Матрицу». (20)Фродо тоже не обладает исключительными спо- собностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и силь- ным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно ме- няется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не назовёшь.

(23)И не его одного. (24)Люка Скайуокера из «Звёздных войн», Нео из «Матри- цы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностями пауков или летучих мышей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них бы- ли учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это по- сильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали героями, которые спасали мир.

  1. Так же, как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изме- нений, его пути к герою. (30)Способности, которыми эти персонажи стали обладать,


и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, ста- ли маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они ис- пользовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.

    1. Может, поэтому Человек-паук и подобные ему персонажи так популярны в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы всё доставалось легко.

    2. Я сейчас опять вспомнила о детях, для которых Человек-паук — кумир, при- мер для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир... (35)Какую жизненную модель будут они принимать за чистую мо- нету? (36)Что нужно надевать маску, если хочешь чего-то добиться, что эту маску нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, даётся просто так, а не заслу- живается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37)Как-то страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают де- тям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть настоящие герои!

(39)В одной из частей фильма «Человек-паук» тётя главного героя говорит о том, что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить. (40)Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. (41)Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем. (В.В. Куделина*)

* Варвара Владимировна Куделина (р. 1984) — детский психолог, публицист, участница многочисленных волонтёрских программ в детских домах, детских досуговых центрах, вы- ездных лагерях.

22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

  1. Человек-паук не использовал свои способности для блага людей.

  2. Человек-паук — это кумир детей, которые играют в супергероя, надевают его костюмы.

  3. Многие персонажи героических саг современности проходят путь внутреннего перерождения.

  4. В век комфорта не следует стремиться к действиям, ведь многое можно полу- чить и без усилий.

  5. Образ Человека-паука показывает детям, что суперспособность даётся просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться.

Ответ: .

23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера от- ветов.

  1. В предложении 22 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные в предложениях 20, 21.

  2. В предложениях 1–5 представлено рассуждение.

  3. Предложения 29–32 включают описание.

  4. Предложения 6–13 — это фрагмент повествовательного характера.

  5. В предложении 41 представлен вывод, который следует из предложений 33–37. Ответ: .

24

Из предложений 20–22 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: .

25

Среди предложений 24–28 найдите такое(-ие), которое(-ые) соединяется(-ются) с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: .






26

«Детский психолог В.В. Куделина рассуждает о влиянии образа Человека-паука на детей. Своё отношение к «герою» автор выражает с помощью приёма (А) (предложение 13). Автор противопоставляет этому персонажу образ Фродо, который представляет перед читателями довольно полно, с помощью такого синтаксического средства, как (Б) (предложения 20, 21). А в предложении 25 показать источник силы Фродо и других подобных персонажей автору помогает стилистичес- кая фигура (В) . Особенность детского восприятия Человека-паука В.В. Куделина демонстрирует с помощью тропа (Г) (предложение 34)».

Список терминов:

  1. эпитет 6) диалектизм

  2. вопросно-ответная форма 7) антитеза

  3. ирония 8) парцелляция

  4. развёрнутая метафора 9) риторический вопрос

  5. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1 в соответствии с инструкци- ей по выполнению работы.

    Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.


    А

    Б

    В

    Г







    ряды однородных членов Ответ:

Часть 2

27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания про- блемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между приме- рами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью пе- реписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ: .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!