СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВАРИАНТ 32 ЕГЭ-2024 по русскому языку. Открытый вариант ФИПИ Полный разбор варианта : https://www.youtube.com/watch?v=vu68dkSF-ns

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ 32 ЕГЭ-2024 по русскому языку. Открытый вариант ФИПИ Полный разбор варианта : https://www.youtube.com/watch?v=vu68dkSF-ns»

ЕГЭ-2024 по русскому языку. Открытый вариант ФИПИ

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Олег. Можно?

Юлия Михайловна. А-а… Олег… Входите. Садитесь. Я сейчас…

Олег. Какая у вас библиотека хорошая…

Юлия Михайловна. А вы не были у меня разве? Так себе. Ничего. Ой, устала печатать.

Олег. Много работы?

Юлия Михайловна. Я книгу сейчас заканчиваю. Первую… Волнуюсь ужасно.

Олег. А что за книга?

Юлия Михайловна. «Рассказы из истории». Вы что маячите, Олег? Садитесь.

Олег. У вас дела… Я вас задерживаю…

Юлия Михайловна. Нет, нет, Олег. Если только вы спешите… Я как пришла – три часа печатала. Отдохнуть надо… Садитесь посидите. Потреплемся. Хотите печенья? Берите, не стесняйтесь.

Олег. Мне неловко как-то… Вдруг я вас задерживаю… Я ведь только за книгой…

Юлия Михайловна. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и выгоню. У меня работы – непочатый край.

Олег. Мне у вас нравится… Столько книг… Бумаги… Машинка пишущая… Необычно…

Юлия Михайловна. Вы хотите сказать – для женщины необычно. А я, знаете ли, Олег, лет до тридцати дурака валяла. А вот сейчас опомнилась – хочется упущенное наверстать. У вас завтра последний экзамен?

Олег. Да.

Юлия Михайловна. И куда вы?

Олег. На физфак буду поступать. Ну и шахматы…

Юлия Михайловна. Ой, господи, Олег! Вам хорошо. Вы знаете, что делать будете. А я в ваши годы дура дурой была… Столько времени потеряла… Жуть!

(По А.Н. Казанцеву)

1Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в двенадцатом (12) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПЕЧАТАТЬ. Воспроизводить какой-либо текст с помощью специальных аппаратов. П. доклад на машинке. П. на пишущей машинке без ошибок.

2) РАБОТА. Качество, способ исполнения. Топорная, грубая р. Вещь превосходной работы. Часы старинной работы.

3) ОПОМНИТЬСЯ. То же, что одуматься: подумав, переменить намерение, поняв его ошибочность. О. в последнюю минуту. Опомнись, пока не поздно. Что ты делаешь, опомнись!

4) ПОСТУПАТЬ. (1-е и 2-е л. не употр.). О посылаемом, сообщаемом, передаваемом: доходить, прибывать по назначению. В комиссию поступает множество заявлений. Новые книги поступают в продажу.

5) ПОТЕРЯТЬ. Потратить, израсходовать нецелесообразно. П. часы, дни.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Реплики Юлии Михайловны относятся к научному стилю и содержат термины (наверстать, экзамен), точное название произведения («Рассказы из истории») и вводные конструкции (вы хотите сказать, знаете ли), позволяющие логично выстроить систему научной аргументации.

2) Речь Олега, относящаяся к официально-деловому стилю, отличается, с одной стороны, отсутствием слов в переносном значении, экспрессивной и оценочной лексики, а с другой ‒ использованием стандартизированных оборотов (У вас дела… Я вас задерживаю…).

3) Беседа Олега и Юлии Михайловны проходит в форме диалога (У вас завтра последний экзамен? ‒ Да. ‒ И куда вы? ‒ На физфак буду поступать. Ну и шахматы…).

4) Юлия Михайловна в своей речи, отличающейся эмоциональностью, использует разговорную и просторечную лексику (так себе, маячите, потреплемся, непочатый край, дурака валяла), восклицательные предложения (Ой, господи, Олег! Жуть!).

5) Речь собеседников содержит разнообразные синтаксические конструкции, среди которых предложения распространённые (Можно? Входите. Садитесь. Бумаги… Необычно…) и нераспространённые (Вот ваша книга. Вам хорошо.), предложения простые (Вы знаете, что делать будете.) и сложные (Если только вы спешите…).

4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) слИвовый

2) облегчЁнный

3) закупОрив

4) красИвее

5) нефтепрОвод

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

Бабушка – ПРАКТИЧНАЯ хозяйка, у неё многому можно научиться.

В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.

За годы пребывания в Италии композитор создал ряд опер, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.

По крутым склонам неслись ДОЖДЛИВЫЕ потоки.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Целью соревнований было не достижение хороших высоких результатов, а обмен опытом между дружественными командами.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много ПЛАТИЙ

ИХ друзья

золочёные КУПОЛА

нарисовал КРАСИВЕЕ

модных ДЖИНСОВ

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  3. нарушение в употреблении числительного

  4. нарушение в построении предложения с однородными членами

  5. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Детвора с утра резвились во дворе, не обращая внимания на прохожих.

  2. Слушая пение птиц, мне было грустно.

  3. Свернувшись на старом кресле и вздрагивая во сне, кот проспал весь день.

  4. Удары конских копыт по сухой земле были первыми звуками, нарушившими утреннюю тишину.

  5. Люди запасали топливо на зиму, погружённых в свои повседневные заботы.

  6. Музей – это учреждение, занимающееся не только коллекционированием, но и хранением памятников старины.

  7. Рассмотрение вопроса о нарушении правил дорожного движения двоими ученицами было перенесено на другой день.

  8. Космонавт провёл на орбите четверо суток, выполнив запланированный объём работ.

  9. Некоторые виды бамбука выращивают не столько ради практических целей, но и для красоты.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..стительность, иск..жать (смысл), др..жать (от холода)

2) энц..клопедия, ц..линдр, ц..ганский

3) пл..нительный, р..форма, объед..нение

4) усл..жнённый, анн..тация, тв..рить (добро́)

5) упр..кать (в скупости), прот..реть (окно), зал..зать (на дерево)

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..рывистое (движение), пр..следовать (нарушителя), пр..емственность

2) (всероссийские) ..дравницы, обе..главить, во..даяние

3) в..зомнить, пред..ставить, з..облачные (цены)

4) фельд..егерь, из..ян, под..езд

5) пре..приниматель, по..сказка (в загадке), на..кусить

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сирен..ватый, (реки) обезвод..ли (в жару)

2) вод..ной, ветр..ная (мельница)

3) немец..кий, француз..кий

4) развед..вать, совет..вать

5) переплёт..ик, смаз..ик

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) загон..шь, (ветер) свищ..т

2) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)

3) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)

4) надломл..нный, насто..нный (напиток)

5) окраш..нный, улучш..нный

13.Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Группа туристов отправилась на рыболовецком судне к совершенно (НЕ)ИЗВЕСТНОМУ острову.

2) Зной усиливался, хотелось лежать (НЕ)ДВИГАЯСЬ и ни о чём не думать.

3) Войдя в (НЕ)ОСВЕЩЁННУЮ комнату, я вначале не заметил фигуру человека, стоявшего у окна.

4) За перевалом перед путешественниками открылась ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННАЯ местность.

5) Даже небольшие (НЕ)РОВНОСТИ на дороге могут спровоцировать автомобильную аварию.

14.Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (ВО)ВРЕМЯ обеда Ирина спросила: «Кто и (ОТ)КУДА принёс это письмо?»

2) Через (ПОЛ)МЕСЯЦА высохшая и выгоревшая на солнце трава выглядела (НА)ПОДОБИЕ щетины.

3) Через открытые (НА)РАСПАШКУ окна всё ТАК(ЖЕ) лился свет вечерней зари.

4) (В)НАЧАЛЕ января установилась суровая погода, и нам (ПО)НЕВОЛЕ пришлось переехать из дома в городскую квартиру, так как дров было не напастись.

5) (С)НАЧАЛА оленёнок шёл за оленихой медленно, но потом, когда день стал сменяться ночью, он побежал вперёд, ЧТО(БЫ) не остаться во тьме.

15.Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Подводными археологами обнаруже(1)ы обломки величестве(2)ых зданий, созда(3)ых неизвестными зодчими, и прекрасные статуи, извая(4)ые неведомыми скульпторами.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) С необычайной силой поэтического мастерства Н.В. Гоголь показал убожество ничтожность и трагизм бездуховного существования.

2) Утомление и теплота взяли верх над грустью и Каштанка стала засыпать.

3) Шёл пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков и всё больше темнел воздух.

4) Крупные зелёные листья плюща тянулись к солнцу и грелись в его лучах.

5) На месте бывшей дикой степи выросли города и сёла фермы и хуторки.

17.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя (1) трудный горный маршрут (2) и почувствовав сильную усталость (3) альпинисты расположились на отдых в тени серебристых ив (4) разросшихся по берегу быстрой и чистой речушки.

18.Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Московскому Художественному театру суждено было сыграть (1) поистине (2) историческую роль в судьбе отечественной культуры. Именно в этом театре плодотворно работал гениальный режиссёр К.С. Станиславский – создатель (3) по признанию критиков (4) одной из самых авторитетных во всём мире театральных систем.

19.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он взял письмо и с намерением скорее вернуться домой (1) чтобы обдумать (2) случившееся (3) вышел на улицу.

20.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик знал (1) что (2) если он протянет руку в окно (3) то с кустов посыплется роса (4) и покроет всё мелкими каплями.

21.Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Падение метеорита, произошедшее 5 февраля 2013 года, заставило говорить о Челябинске весь мир. (2)Жители Челябинска и некоторых отдалённых районов наблюдали в небе стремительный полёт ярко светящегося неопознанного объекта, позади которого тянулся хорошо заметный след. (3)По оценкам экспертов, челябинский метеорит весил 10 тонн, в диаметре составлял не менее 17 метров. (4)Полёт метеорита длился не более 40 секунд, однако яркий свет был виден на дальних расстояниях. (5)Его наблюдали в Курганской, Свердловской, Тюменских областях, Башкортостане и даже в Самарской области – в 750 километрах от Челябинска. (6)Учёные установили: возраст Челябинского метеорита – не менее четырёх миллиардов лет.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. (2)Иной пищит, а доигрывает.

(3)Вот пример.

(4)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (5)Как это ни странно, в самом деле превратили.

(6)Так или иначе сейчас, приезжая в родной город, я иногда в жару отдыхаю под нашими, теперь огромными, деревьями. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (9)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (10)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (11)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (12)Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.

(13)Теперь всё работало на образ. (14)Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. (15)Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. (16)Когда же я писал сочинения прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.

(17)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (18)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.

(19)По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. (20)Если учителя возмущались моей позе, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (21)Лёжа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить всё, что он говорит. (22)После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счёт будущего урока.

(23)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!» (25)Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.

(26)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. (27)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцовопоказательного блеска.

(28)Как правило, опыт удавался. (29)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта работы надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.

(30)Кончилось всё это тем, что я вместо запланированной серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал.

(31)Он был и в самом деле очень сильным учеником, но ему никак не давались сочинения. (32)Вместо него я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. (33)Вернее, не на само́ м вечере, а перед вечером в раздевалке.

– (34)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одёргивая зонтик.

(по Ф.А. Искандеру*)

* Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) — советский и российский писатель, поэт, журналист и сценарист.

22.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Автор утверждает, что каждый человек стремится воплотить образ, навязанный ему обществом.

2) Герой рассказа получил своё прозвище, потому что отказался возделывать пустырь вместе с одноклассниками во время весеннего субботника.

3) Герой писал сочинения, пользуясь учебниками и шпаргалками.

4) Изображая лентяя, рассказчик на самом деле получал прочные, основательные знания.

5) Рассказчик хорошо учился, даже вошёл в число медалистов.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 5 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 4.

2) В предложениях 14–16 раскрывается содержание того, о чём говорится в предложении 13.

3) В предложении 23 перечислены последовательно происходящие действия.

4) В предложениях 26–30 содержится рассуждение с элементами повествования.

5) В предложениях 31–33 представлено описание.

24. Из предложений 17–24 выпишите слово со значением «относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру».

25. Среди предложений 1–4 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26.«Ф.А. Искандер вспоминает эпизоды из своей школьной жизни. Текст приобретает эмоциональную окраску благодаря использованию разнообразных средств выразительности. Среди них приём – (А)_________ (в предложениях 8–10), троп – (Б)_________ («как Отъявленный Лентяй» в предложении 12, «как рушится штанга из рук штангиста...» в предложении 24), а также лексическое средство – (В)_________ («наваливались» в предложении 27). Чтобы ярче передать чувства героини, писатель применяет такое синтаксическое средство, как (Г)________ (в предложении 34)».

1) книжная лексика

2) олицетворение

3) сравнение

4) просторечное слово

5) вопросительное предложение

6) восклицательное предложение

7) лексический повтор

8) литота

9) анафора

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

.

1

сама

2

135

3

34

4

124

5

дождевые

6

хороших

высоких

7

платьев

8

15792

9

45

10

1245

11

125

12

235

13

24

14

25

15

234

16

125

17

34

18

34

19

13

20

13

21

25

22

234

23

234

24

гуманитарным

25

2

26

7346

Проблемы:

Какова участь человека, подстраивающегося под роль, навязанную окружающими?

Почему не нужно стремиться соответствовать образу, созданному окружающими? Почему следовать чужим ожиданиям — плохо? Чем могут быть вредны предубеждения о человеке? Почему нельзя навешивать на людей ярлыки?

Что может помочь человеку добиться успеха? Какие качества делают человека успешным?

Всегда ли экзамен справедливо оценивает знания выпускника? Всегда ли школа справедливо оценивает знания?



Сочинение

Должен ли человек соответствовать образу, который навязывают ему окружающие? В предложенном тексте Ф.А. Искандера поднимается проблема влияния общественного мнения на личность.

Рассказчик вынужден был притворяться «отъявленным лентяем», после того как все вокруг начали навязывать ему этот образ. Во время работы на пустыре военрук увидел, что мальчик неправильно держит носилки. Это в дальнейшем и послужило причиной особого отношения к нему. Для того, чтобы играть роль настоящего лентяя, рассказчик «вынужден был перестать делать домашние уроки», однако при этом, «чтобы сохранить остроту положения», продолжает хорошо учиться. Приведённый пример доказывает, какое большое влияние и моральное давление оказывают на человека окружающие его люди.

Продолжая размышлять о поставленной проблеме, автор рассказывает ещё одну историю. Из-за показной лени мальчика по отношению к нему начали применять «метод массированного воспитания». Это значило, что «все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика», чтобы повысить его успеваемость и сделать отличником, образцом для подражания. С помощью этого примера писатель подчёркивает, что под влиянием общества личность может кардинальным образом измениться, как это и произошло с «отъявленным лентяем», который в конечном счёте получил золотую медаль.

Между приведёнными аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Мы видим, как мальчик избавляется от лени и становится образцовым учеником под напором окружающих.

Итогом размышлений Ф.А. Искандера становится следующая позиция: «каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми», то есть так или иначе попадает под чужое влияние.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, роль общественного мнения велика в нашей жизни, ведь каждый человек – это прежде всего социальное существо. Например, Евгений Онегин, главный герой одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, называет себя хладнокровным и молчаливым. Такое отношение к себе сформировалось у него под влиянием светского общества, где его считали «чудаком печальным и опасным».

Таким образом, каждому человеку навязывают тот или иной образ. Иногда влияние общества может нанести ему вред, а иногда, напротив, мотивировать и подтолкнуть к важным изменениям.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!